Этноконфессиональная идентичность как детерминанта гражданской самоорганизации в современном российском общественно-­политическом процессе
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политика идентичности

УДК

172.3(470)

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-26-2-99-115

Как цитировать

Ибрагимов, И.Д. (2025). Этноконфессиональная идентичность как детерминанта гражданской самоорганизации в современном российском общественно-­политическом процессе. Южно-российский журнал социальных наук, 26(2), 99-115. DOI: 10.31429/26190567-26-2-99-115
Дата поступления 24 апреля 2025
Дата принятия 30 мая 2025
Дата публикации 30 июня 2025
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2025 Ибрагимов И.Д.

Аннотация

В статье обосновывается исследовательский интерес к идентификационным детерминантам гражданского общества в современной России. Отмечается, что гражданское общество как объект политического исследования сохраняет свою актуальность в связи с эволюцией государственно-­гражданских отношений и расширения пространства публичной политики. Также подчеркивается расширение реестра субъектов гражданского общества за счет диверсификации интересов сообществ. Обращается внимание на то, что в публичной политике все в большей степени обозначают свои интересы и позиции не институированные субъекты, которые, не являясь в прямом смысле политическими субъектами, тем не менее обладают политической культурой, осуществляют политический выбор и приобретают опосредованную политическую субъектность. В качестве одной из продуктивных основ гражданской самоорганизации рассматривается этноконфессиональная идентичность как устойчивый и ресурсный комплекс. Ее жизнеспособность усматривается в экзистенциальных свой­ствах индивидов и групп, которые из сферы личного рационального и эмоционального проецируются в сферу общественно-­политических отношений, отношений государства и граждан, которые объединены в рамках общественных организаций. Этнические и конфессиональные интересы трактуются как имманентные и продвигаемые в политику с учетом того, что любая идентичность формируется в поле публичной политики и сама воздействует на общественно-­политический процесс. Дается авторское определение этноконфессиональной идентичности и прослеживаются ее проекции в политику под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, среди которых актуализируется российский политико-­доктринальный поворот к разумному консерватизму, актуализирующий традиционные этнокультурные и религиозно-­духовные ценности народов. Подчеркивается закономерность приобретения национально-­культурными и религиозными организациями и их лидерами свой­ств политической субъектности. Активисты, действующие в рамках добровольной (самопочинной) национально-­культурной и религиозной организации, становятся общественными политиками и принимают участие в государственно-­общественном управлении, которое свой­ственно эволюции отношений власти и граждан в РФ как в правовом, демократическом, социальном государстве. Таким образом преодолеваются противоречия между государством и гражданским обществом, которые тем не менее имеют объективную природу. Подчеркивается значимость взаимодействия общественных организаций с органами власти и управления в решении этнокультурных, этнорелигиозных проблем населения, прежде всего на местном и на региональном уровнях. Выделяется устойчивый тренд, а именно национально-­культурные и религиозные организации, включенные в сетевые структуры гражданского общества, реагируют на актуальные вопросы российской общественно-­политической повестки, в настоящее время повестки патриотической и гражданско-­ориентированной. Во многом это определяется современными геополитическими вызовами и рисками, которым противостоит культурный, духовный и морально-­нравственный суверенитет российского общества. Интеграция этноконфессиональных потребностей в общественно-­политические форматы обеспечивает не только политико-­волевое целеполагание общественных инициатив, но и гуманизацию, одухотворение политических стратегий и тактик.

Ключевые слова

общественно-­политический процесс национальная модель российского гражданского общества этноконфесиональная идентичность политическая субъектность

Библиографические ссылки

Абдулатипов, Р.Г. (2001). Управление этнополитическими процессами. Вопросы теории и практики. Москва: Славянский диалог.

Аствацатурова, М.А. (2020). Этнополитика как искусство возможного. Теоретические идеи и практические проекции. Москва: Academia.

Аствацатурова, М.А. (2021). Участие этноидентификационных модусов в гомогенизации политической культуры российской гражданской нации. Гражданин. Выборы. Власть, 2(20), 94–108.

Бедрик, А.В., Бинеева, Н.К., Дьяченко, А.Н. (2018). Этноконфессиональная идентичность населения Юга России: дихотомия национального и религиозного компонентов. Гуманитарий Юга России, 7, 57–65.

Вебер, М. (2020). Политика как призвание и профессия. Москва: Рипол-Классик.

Гаман-Голутвина, О.В. (2010). Авторитаризм развития или авторитаризм без развития: судьбы модернизации на постсоветском пространстве. Вестник МГИМО-Университета, 4, 77–85.

Глухова, А.В. (2024). Факторы риска в эпоху неопределенности (новые кризисы и их кумулятивные эффекты). Южно-российский журнал социальных наук, 25(1), 20–37. DOI: 10.31429/26190567-25-1-20-37

Господство против политики: российский случай. Эффективность институциональной структуры и потенциал стратегий политических изменений (2019). Москва: Политическая энциклопедия (РОССПЭН).

Дробижева, Л.М. (2010). Этничность в современном обществе: новые подходы, старые мифы, социальные практики. Вестник Института социологии, 1(1), 429–442.

Емельянов, Р.В. (2012). Возможность исследования гражданского общества с позиций формальной социологии. Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 152, 169–174.

Жаров, С.Н., Неверов, А.Я. (2020). Правовое государство и гражданское общество: взаимодействие или противостояние? Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право, 5(3), 11–17. DOI: 10.47475/2618-8236-2020-15302

Зиммель, Г. (1996). Проблема социологии. Москва: Изд. Международного университета бизнеса и управления.

Зырянов, С.Г. (2017). Основные функции гражданского общества: теоретический аспект. Социум и власть, 2, 15–20.

Кожевников, С.Н. (2002). Гражданское общество: понятие, основные признаки, предпосылки формирования в России. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 1, 38.

Красин, Ю.А. (2009). Гражданское общество и государство: оппоненты–партнеры. Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения, 14, 244–252.

Кудряшова, И.В. (2013). Как изучать взаимодействие религии и политики. Политическая наука. Религия и политика, 2, 9–24.

Кудряшова, М.С. (2015). Справедливость как высшая ценность: ислам в современном диалоге цивилизаций. Ислам в современном мире, 11(2), 119–126. DOI: 10.20536/2074-1529-2015-11-2-119-126

Лапкин, В.В. (2020). Государство во временах и пространствах: многообразие и изменчивость. Полис. Политические исследования, 6, 148–162. DOI: 10.17976/jpps/2020.06.11

Ляушева, С.А., Жаде, З.А. (2018). Религиозная идентичность: некоторые подходы к осмыслению феномена. Научные труды КубГТУ, 10, 146–154.

Малахов, В.С. (1998). Неудобства с идентичностью. Вопросы философии, 2, 43–53.

Миллер, А.И. (2012). Этноконфессиональный фактор в развитии Российской империи (конец 18-начало 20 в.). Москва: Новый хронограф.

Мирошниченко, И.В. (2024). Сетевая публичная политика. В А.И. Соловьев (ред.) Политология. Новый лексикон (с. 310–319). Москва: Аспект Пресс.

Морозова, Е.В. (2022). Конструирование коллективной идентичности в макрорегионе (кейс Большого Каспия). В О.В. Гаман-Голутвина, Л.В. Сморгунов, Л.Н. Тимофеева (ред.) Политические вызовы и политический диалог в условии глобальной турбулентности (с. 292–293). Москва: Аспект Пресс.

Мчедлов, М.П. (2005). Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. Москва: Научная книга.

Мчедлова, М.М. (2018). Диффузия религии и политики: участие или управление. В О.В. Гаман-Голутвина, Л.В. Сморгунов, Л.Н. Тимофеева (ред.) Политика развития, государство и мировой порядок: материалы VIII Всероссийского конгресса политологов (с. 369–370). Москва: Издательство «Аспект пресс».

Норт, Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Москва: Фонд экономической книги «Начала».

Патрушев, С.В., Филиппова, Л.Е. (2019). Институционализм и неоинституционализм. В О.В. Гаман-Голутвина, А.И. Никитин (ред.) Современная политическая наука. Метолодология (с. 101–137). Москва: Аспект Пресс.

Патрушев, С.В., Филиппова Л.Е. (2019). Господство против политики: российский случай. Эффективность институциональной структуры и потенциал стратегий политических изменений. Москва: Политическая энциклопедия.

Рыжова, С.В. (2015). Этноконфессиональная идентичность и формирование религиозных политических ориентаций. Социология религии, 10, 136.

Семененко, И.С. (2023). Идентичность как ресурс общественного развития. В И.С. Семененко (ред.) Идентичность как ресурс общественного развития: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля (с. 18–26). Москва: Весь мир.

Соловьев, В.И. (2020). Власть и политика. Полемические вопросы о «проклятых вопросах» политической науки. Полис. Политические исследования, 6, 135–147. DOI: 10.17976/jpps/2020.06.10

Тощенко, Ж.Т. (2007). Государство как субъект теократии. Социологические исследования, 2, 3–14.

Тишков, В.А. (2003). Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. Москва: Наука.

Шахов, М.О. (2013). Правовые основы деятельности религиозных организаций в Российской Федерации. Москва: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

Якимец, В.Н., Никовская, Л.И. (2018). Механизмы и принципы межсекторного социального партнерства как основа развития общественно-государственного управления. Власть, 4, 15–25. DOI: 10.31171/vlast.v26i4.5757

Cohen, J., Arato, A. (1992). Civil Society and Political Theory. Cambridge: Cambridge University Press.

Ku, A. (2002). Beyond the Paradoxical Conception of Civil Society without Citizenship. International Sociology, 17(4), 529–548.

Статистика скачивания

Нет статистики