Аннотация
В статье обосновывается исследовательский интерес к идентификационным детерминантам гражданского общества в современной России. Отмечается, что гражданское общество как объект политического исследования сохраняет свою актуальность в связи с эволюцией государственно-гражданских отношений и расширения пространства публичной политики. Также подчеркивается расширение реестра субъектов гражданского общества за счет диверсификации интересов сообществ. Обращается внимание на то, что в публичной политике все в большей степени обозначают свои интересы и позиции не институированные субъекты, которые, не являясь в прямом смысле политическими субъектами, тем не менее обладают политической культурой, осуществляют политический выбор и приобретают опосредованную политическую субъектность. В качестве одной из продуктивных основ гражданской самоорганизации рассматривается этноконфессиональная идентичность как устойчивый и ресурсный комплекс. Ее жизнеспособность усматривается в экзистенциальных свойствах индивидов и групп, которые из сферы личного рационального и эмоционального проецируются в сферу общественно-политических отношений, отношений государства и граждан, которые объединены в рамках общественных организаций. Этнические и конфессиональные интересы трактуются как имманентные и продвигаемые в политику с учетом того, что любая идентичность формируется в поле публичной политики и сама воздействует на общественно-политический процесс. Дается авторское определение этноконфессиональной идентичности и прослеживаются ее проекции в политику под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, среди которых актуализируется российский политико-доктринальный поворот к разумному консерватизму, актуализирующий традиционные этнокультурные и религиозно-духовные ценности народов. Подчеркивается закономерность приобретения национально-культурными и религиозными организациями и их лидерами свойств политической субъектности. Активисты, действующие в рамках добровольной (самопочинной) национально-культурной и религиозной организации, становятся общественными политиками и принимают участие в государственно-общественном управлении, которое свойственно эволюции отношений власти и граждан в РФ как в правовом, демократическом, социальном государстве. Таким образом преодолеваются противоречия между государством и гражданским обществом, которые тем не менее имеют объективную природу. Подчеркивается значимость взаимодействия общественных организаций с органами власти и управления в решении этнокультурных, этнорелигиозных проблем населения, прежде всего на местном и на региональном уровнях. Выделяется устойчивый тренд, а именно национально-культурные и религиозные организации, включенные в сетевые структуры гражданского общества, реагируют на актуальные вопросы российской общественно-политической повестки, в настоящее время повестки патриотической и гражданско-ориентированной. Во многом это определяется современными геополитическими вызовами и рисками, которым противостоит культурный, духовный и морально-нравственный суверенитет российского общества. Интеграция этноконфессиональных потребностей в общественно-политические форматы обеспечивает не только политико-волевое целеполагание общественных инициатив, но и гуманизацию, одухотворение политических стратегий и тактик.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Абдулатипов, Р.Г. (2001). Управление этнополитическими процессами. Вопросы теории и практики. Москва: Славянский диалог.
Аствацатурова, М.А. (2020). Этнополитика как искусство возможного. Теоретические идеи и практические проекции. Москва: Academia.
Аствацатурова, М.А. (2021). Участие этноидентификационных модусов в гомогенизации политической культуры российской гражданской нации. Гражданин. Выборы. Власть, 2(20), 94–108.
Бедрик, А.В., Бинеева, Н.К., Дьяченко, А.Н. (2018). Этноконфессиональная идентичность населения Юга России: дихотомия национального и религиозного компонентов. Гуманитарий Юга России, 7, 57–65.
Вебер, М. (2020). Политика как призвание и профессия. Москва: Рипол-Классик.
Гаман-Голутвина, О.В. (2010). Авторитаризм развития или авторитаризм без развития: судьбы модернизации на постсоветском пространстве. Вестник МГИМО-Университета, 4, 77–85.
Глухова, А.В. (2024). Факторы риска в эпоху неопределенности (новые кризисы и их кумулятивные эффекты). Южно-российский журнал социальных наук, 25(1), 20–37. DOI: 10.31429/26190567-25-1-20-37
Господство против политики: российский случай. Эффективность институциональной структуры и потенциал стратегий политических изменений (2019). Москва: Политическая энциклопедия (РОССПЭН).
Дробижева, Л.М. (2010). Этничность в современном обществе: новые подходы, старые мифы, социальные практики. Вестник Института социологии, 1(1), 429–442.
Емельянов, Р.В. (2012). Возможность исследования гражданского общества с позиций формальной социологии. Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 152, 169–174.
Жаров, С.Н., Неверов, А.Я. (2020). Правовое государство и гражданское общество: взаимодействие или противостояние? Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право, 5(3), 11–17. DOI: 10.47475/2618-8236-2020-15302
Зиммель, Г. (1996). Проблема социологии. Москва: Изд. Международного университета бизнеса и управления.
Зырянов, С.Г. (2017). Основные функции гражданского общества: теоретический аспект. Социум и власть, 2, 15–20.
Кожевников, С.Н. (2002). Гражданское общество: понятие, основные признаки, предпосылки формирования в России. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 1, 38.
Красин, Ю.А. (2009). Гражданское общество и государство: оппоненты–партнеры. Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения, 14, 244–252.
Кудряшова, И.В. (2013). Как изучать взаимодействие религии и политики. Политическая наука. Религия и политика, 2, 9–24.
Кудряшова, М.С. (2015). Справедливость как высшая ценность: ислам в современном диалоге цивилизаций. Ислам в современном мире, 11(2), 119–126. DOI: 10.20536/2074-1529-2015-11-2-119-126
Лапкин, В.В. (2020). Государство во временах и пространствах: многообразие и изменчивость. Полис. Политические исследования, 6, 148–162. DOI: 10.17976/jpps/2020.06.11
Ляушева, С.А., Жаде, З.А. (2018). Религиозная идентичность: некоторые подходы к осмыслению феномена. Научные труды КубГТУ, 10, 146–154.
Малахов, В.С. (1998). Неудобства с идентичностью. Вопросы философии, 2, 43–53.
Миллер, А.И. (2012). Этноконфессиональный фактор в развитии Российской империи (конец 18-начало 20 в.). Москва: Новый хронограф.
Мирошниченко, И.В. (2024). Сетевая публичная политика. В А.И. Соловьев (ред.) Политология. Новый лексикон (с. 310–319). Москва: Аспект Пресс.
Морозова, Е.В. (2022). Конструирование коллективной идентичности в макрорегионе (кейс Большого Каспия). В О.В. Гаман-Голутвина, Л.В. Сморгунов, Л.Н. Тимофеева (ред.) Политические вызовы и политический диалог в условии глобальной турбулентности (с. 292–293). Москва: Аспект Пресс.
Мчедлов, М.П. (2005). Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. Москва: Научная книга.
Мчедлова, М.М. (2018). Диффузия религии и политики: участие или управление. В О.В. Гаман-Голутвина, Л.В. Сморгунов, Л.Н. Тимофеева (ред.) Политика развития, государство и мировой порядок: материалы VIII Всероссийского конгресса политологов (с. 369–370). Москва: Издательство «Аспект пресс».
Норт, Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Москва: Фонд экономической книги «Начала».
Патрушев, С.В., Филиппова, Л.Е. (2019). Институционализм и неоинституционализм. В О.В. Гаман-Голутвина, А.И. Никитин (ред.) Современная политическая наука. Метолодология (с. 101–137). Москва: Аспект Пресс.
Патрушев, С.В., Филиппова Л.Е. (2019). Господство против политики: российский случай. Эффективность институциональной структуры и потенциал стратегий политических изменений. Москва: Политическая энциклопедия.
Рыжова, С.В. (2015). Этноконфессиональная идентичность и формирование религиозных политических ориентаций. Социология религии, 10, 136.
Семененко, И.С. (2023). Идентичность как ресурс общественного развития. В И.С. Семененко (ред.) Идентичность как ресурс общественного развития: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля (с. 18–26). Москва: Весь мир.
Соловьев, В.И. (2020). Власть и политика. Полемические вопросы о «проклятых вопросах» политической науки. Полис. Политические исследования, 6, 135–147. DOI: 10.17976/jpps/2020.06.10
Тощенко, Ж.Т. (2007). Государство как субъект теократии. Социологические исследования, 2, 3–14.
Тишков, В.А. (2003). Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. Москва: Наука.
Шахов, М.О. (2013). Правовые основы деятельности религиозных организаций в Российской Федерации. Москва: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.
Якимец, В.Н., Никовская, Л.И. (2018). Механизмы и принципы межсекторного социального партнерства как основа развития общественно-государственного управления. Власть, 4, 15–25. DOI: 10.31171/vlast.v26i4.5757
Cohen, J., Arato, A. (1992). Civil Society and Political Theory. Cambridge: Cambridge University Press.
Ku, A. (2002). Beyond the Paradoxical Conception of Civil Society without Citizenship. International Sociology, 17(4), 529–548.

