https://journalsr.kubsu.ru/issue/feedЮжно-российский журнал социальных наук2023-09-29T00:00:00+03:00Редакция журнала «Южно-российский журнал социальных наук»journal@manag.kubsu.ruOpen Journal Systems<h2><strong>Журнал «Южно-российский журнал социальных наук»</strong></h2> <p>Научный рецензируемый журнал открытого доступа</p> <p><strong>ISSN (print)</strong> 2619-0567<br /><strong>ISSN (online)</strong> 2618-8007</p> <p>20 марта 2018 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в запись о регистрации СМИ внесены изменения в связи с изменением названия, территории распространения, переименованием учредителя, уточнением тематики — регистрационный номер ПИ № ФС77-72496 от 20 марта 2018 г.).</p> <p>Периодичность: 4 раза в год. Издается с 1999 года</p> <p>С 2006 года журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. В соответствии с требованиями ВАК РФ с 2018 года журнал входит в Перечень по следующим специальностям: политические науки — 23.00.02, 23.00.04, 23.00.05; социологические науки — 22.00.04; психологические науки — 19.00.01, 19.00.05, 19.00.13.</p> <p>С марта 1999 года по март 2018 года журнал выходил под названием «Человек. Сообщество. Управление».</p> <h2><strong>Главный редактор</strong></h2> <p><strong>Кольба А.И.</strong>, профессор, доктор политических наук.</p> <h2><strong>Учредитель и издатель</strong></h2> <p>ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар</p> <h2><strong>Распространение</strong></h2> <p>Журнал входит в каталог подписных изданий "Пресса России" (подписной индекс 46483) и рассылается в ведущие академические и научные организации России.</p> <p>Электронный архив представлен в Российском индексе научного цитирования (НЭБ <a href="https://elibrary.ru/" target="_blank" rel="noopener">eLIBRARY.RU</a>) и электронной библиотеке <a href="https://cyberleninka.ru/journal/n/chelovek-soobschestvo-upravlenie" target="_blank" rel="noopener">«Киберленинка»</a>.</p> <p>Архив журнала до 2018 года представлен на сайте <a href="http://chsu.kubsu.ru/">chsu.kubsu.ru</a>.</p> <h2><strong>Адрес редакции</strong></h2> <p>350040. г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, Кубанский государственный университет, к. 406-н.</p> <h2><strong>Адрес издателя</strong></h2> <p>350040. г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, Кубанский государственный университет</p>https://journalsr.kubsu.ru/article/view/242Психологические функции родительского труда2023-06-11T22:57:53+03:00Айгуль Абдулхаевна Алдашеваaigulmama@mail.ruОльга Николаевна Сивашmaiskya@gmail.comОксана Владимировна Рунецorunez@gmail.com<p>Родительство является базовым жизненным предназначением и значимой социально-психологической функцией человека. Исследование родительского труда в представлениях кровных родителей и экспертов по сопровождению приемных семей одна из перспективных задач в рамках рассмотрения проблемы изучения функции родительства в различных категориях семей. Целью исследования стало выделение функций родительского труда в представлениях кровных родителей и экспертов по сопровождению опекунов, попечителей и приемных родителей города Москвы. Исследование проводилось в 2 этапа: первый этап проходил на базе ГБУ Центр «Содействие» (Москва). В роли экспертов выступили специалисты по сопровождению опекунов, попечителей и приемных родителей города Москвы в количестве 21 человека. Во втором этапе приняли участие 80 кровных родителей. Для изучения родительского труда использовалась методика оценки деятельности — модифицированный опросник О. Липмана с применением оценочных шкал для социономических профессий. Результаты: выделены общие функции родительского труда в представлении кровных родителей и экспертов по сопровождению опекунов, попечителей и приемных родителей, такие как формирование морально-нравственных качеств ребенка, передача опыта взаимодействия в совместном со-бытийном пространстве «взрослый — пространство — ребенок». Труд кровного родителя направлен на формирование самостоятельности ребенка, способности к конструктивному взаимодействию, ответственности, принятию правил и норм социального поведения. Труд приёмного родителя направлен на компенсацию и коррекцию психологических особенностей детей-сирот. Таким образом, полученные результаты позволили показать общие и специфические функции разного типа родительского труда.</p>2023-09-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Айгуль Абдулхаевна Алдашева, Ольга Николаевна Сиваш, Оксана Владимировна Рунецhttps://journalsr.kubsu.ru/article/view/200Выраженность комплекса показателей отношения к внешнему облику в связи с уровнями сформированности у молодых людей стратегий поведения в близких отношениях2023-07-06T22:00:41+03:00Вера Александровна Лабунскаяvlab@aaanet.ru<p>В статье на основе ряда положений, сформулированных в работах А. А. Бодалева, рассматриваются направления изучения стратегий поведения в близких отношениях, связанные с ними типы привязанности, взаимодействие между ними и различными аспектами жизнедеятельности личности, в том числе такое направление, как стратегии поведения в близких отношениях и оценки, самооценки внешнего облика (ВО). На эмпирическом уровне изучалась выраженность характеристик отношения к ВО (значимость ВО, переживания, связанные с оценками ВО романтическим партнером, самооценка привлекательности ВО для партнера противоположного пола, оценка воздействия ВО на романтические отношения) и определялась их связь с уровнями выраженности тревожной и стратегии избегания в близких отношениях. В результате выполненного исследования была частично подтверждена гипотеза о различной выраженности характеристик отношения к ВО, обусловленных уровнем выраженности тревожной и стратегии избегания в близких отношениях, а также сформулировано предположение о том, что переменными, опосредующими связи стратегий поведения в близких отношениях с характеристиками отношения к своему ВО, выступают типы привязанности. Объединение результатов корреляционного анализа и данных сравнительного анализа указывают на то, что молодые люди, независимо от принадлежности к определенному полу, но имеющие низкий уровень выраженности тревожной стратегии поведения и стратегии избегания в близких отношениях, которые имеют более высокий уровень выраженности привязанности типа А, придают меньшее значение ВО в романтических отношениях, силе его воздействия на отношения с романтическим партнером, в меньшей мере испытывают чувство смущения в ситуации предъявления своего ВО романтическому партнеру. Типы привязанности Б и Д, сопряженные с высоким уровнем стратегии избегания и тревожного поведения в близких отношениях, повышают зависимость романтических отношений от ВО.</p>2023-09-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Вера Александровна Лабунскаяhttps://journalsr.kubsu.ru/article/view/243Восприятие городского культурного пространства и особенности городской идентичности: межпоколенный анализ (на материале исследования респондентов Краснодара)2023-07-01T23:00:24+03:00Оксана Роальдовна Тучинаtuchena@yandex.ruИван Александрович Аполлоновobligo@yandex.ruЛюбовь Александровна Посметюхаposmetyukha95@mail.ru<p>В статье рассматривается актуальная для современного общества проблема взаимодействия человека и города, а также влияния культурного пространства города на городскую идентичность. С позиций субъектного подхода категория «культурное пространство города» рассматривается как смысловая сфера, воплощенная в городском ландшафте. Цель статьи — теоретическое обоснование и эмпирическое исследование влияния культурного пространства города на локальную идентичность респондентов. Для исследования городской идентичности использован «Опросник идентичности с городом» (С. А. Литвина, О. И. Муравьева) в авторской модификации. Для исследования городского культурного пространства был разработан авторский опросник, выявляющий следующие факторы влияние городского культурного пространства: рекреационный эффект, эффект позитивной эмоциональной причастности, креативный эффект. Анкета для анализа основных тенденций и ценностных доминант художественного пространства г. Краснодара была составлена на основе материалов интервью с искусствоведами, культурологами, работниками культуры. Эмпирическая база исследования: 354 респондента, постоянно проживающие в г. Краснодаре. Изучение особенностей городской идентичности методом анализа среднего показало достаточно высокий уровень выраженности всех аспектов городской идентичности в исследуемых группах, значимых различий в двух возрастных группах не выявлено. Наиболее значимым фактором влияния на все аспекты городской идентичности в обеих группах является чувство гордости за свой город и своих земляков. Рекреационный эффект оказался значимым фактором влияния на городскую идентичность в старшей возрастной группе, в младшей он повлияет только на эмоциональную привязанность к городу и оценку личного вклада в его развитие. Влияние креативного эффекта в исследуемых группах оказалось незначимым. В качестве основных визуальных доминант городского пространства в исследуемых группах результаты исследования показали чувство гордости при виде городской скульптуры, а также рекреационный эффект от прогулки по центральной части города, паркам и зеленым зонам Краснодара. Установлены межпоколенные различия в эффекте влияния определенных объектов городского культурного пространства: для старшего поколения значимым фактором оказалось эмоциональное впечатление от креативной наружной рекламы, причудливых деревьев и оригинальных цветочных композиций, а также возможности принимать участие в городских культурных акциях; негативным фактором — впечатление от арт-объектов и современной городской скульптуры Краснодара. В результате анализа авторской анкеты определены две основные тенденции восприятия культурного пространства Краснодара, соответствующие возрастным группам: традиционная (стремление сохранить исторический облик Краснодара, его особенности, но сделать удобней для жителей) и инновационная (стремление изменить город в соответствии с последними урбанистскими тенденциями, сделав его современным и функциональным).</p>2023-09-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Оксана Роальдовна Тучина, Иван Александрович Аполлонов, Любовь Александровна Посметюхаhttps://journalsr.kubsu.ru/article/view/231Деконструкция представлений о нарциссизме2023-08-10T14:44:53+03:00Влада Игоревна Пищикvladaph@yandex.ru Муслимат Руслановна Шабукаеваmuslimat-kerimova@mail.ru<p>Целью статьи стало изложение деконструкции представлений о нарциссизме и небольшая эмпирическая иллюстрация его распространения среди молодежи двух национальностей (армяне, русские). Непатологический нарциссизм приобретает широкое распространение среди молодежи, что отражено в современных отечественных и зарубежных исследованиях. Черты нарциссизма фиксируют у участников сетевых сообществ. Теоретической основой в описании представлений о нарциссизме стала концепция З. Фрейда, открывающая знание о его первичной и вторичной формах. Рассматриваются модели личностного нарциссизма, включающего следующие его формы: грандиозный, уязвимый; нарциссический антагонизм, агентивная экстраверсия и нарциссический невротизм. Высказывается мнение о том, что широкое распространение нарциссизма связано с повышенной тревожностью и незащищенностью населения. Современный дискурс породил понятие «коллективный нарциссизм» (A.G. de Zavala), которое, до конца ещё не разработано. Индивидуальный нарциссизм связан с коллективным. Индивидуальный и коллективный нарциссизм служит защитой от общественных кризисов. Проведен сравнительный анализ выраженности нарциссизма и тревожности у студентов русской и армянской национальностей. Выборку составили 340 (190 девушек) представителей русской и 200 (120 девушек) человек армянской национальности, в возрасте от 19 до 25 лет, студенты вузов г. Ростова-на-Дону. Применялись методики: (NPI) нарциссический опросник личности; методика по выявлению личностной и ситуативной тревожности, методика большой пятерки. Результаты показали выраженность в большей степени нарциссизма у русских. При этом многие личностные особенности были взаимосвязаны с характеристиками нарциссизма. Тревожность в равной степени выражена в обеих группах. Подобная тенденция нами была обнаружена ранее в сравнении выраженности нарциссизма у студентов русской и азербайджанской национальностей.</p>2023-09-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Влада Игоревна Пищик, Муслимат Руслановна Шабукаеваhttps://journalsr.kubsu.ru/article/view/239Личностная идентичность в ситуации социального неуспеха2023-07-26T19:31:25+03:00Зинаида Ивановна Рябикинаz.ryabikina@yandex.ruЮлия Эдуардовна Макаревскаяyuliya-sochi@mail.ru<p>В статье представлено исследование связи признаков социального неуспеха с особенностями самоидентификаций личности. Исследование основано на положении о взаимосвязи транслируемых обществом критериев социального успеха/неуспеха личности с самоидентификационными элементами личностной идентичности. Содержание личностной идентичности рассматривается как совокупность элементов (регистрируемых через вербализацию самоидентификационных параметров), которые отличают данного человека от других и обеспечивают постоянство личности во времени и различных пространствах ее бытия. Критерии социального неуспеха выявлялись и фиксировались в виде мысленных образов респондентов, возникающих в процессе представления различных ситуаций неуспеха. Методы получения и обработки данных: тестирование, опрос, ранжирование; частотный и контент-анализ, иерархический кластерный анализ. Выявлены особенности актуализации субъектом в условиях восприятия ситуаций социального неуспеха трех групп элементов личностной идентичности: личное Я, отражённое Я, уникальное Я. Чаще рефлексируются содержательные элементы идентичности, ответственные за гибкость и целостность идентичности, обеспечивающие сохранение преемственности самоидентификаций во времени и пространстве (личное Я). Далее личность обращается к параметрам, поддерживающим ее представление об уникальности (уникальное Я). И в меньшей степени актуализируются параметры отражённого Я, зависимые от внешних социальных оценок.</p>2023-09-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Зинаида Ивановна Рябикина, Юлия Эдуардовна Макаревскаяhttps://journalsr.kubsu.ru/article/view/240Личностная зрелость как основа гармоничного и аутентичного бытия в условиях транзитивности2023-07-01T19:34:18+03:00Александр Шамильевич Гусейновaguseinov@yandex.ruВиктория Владимировна Шиповскаяvictship@mail.ru<p>Какие феномены определяют гармоничность и аутентичность личностного бытия в условиях транзитивной реальности? Поиск ответа на этот ключевой вопрос психологии требует обращения к конструктам субъектоцентрического, интегративного характера. Одним из таких полисистемных и процессуальных феноменов является личностная зрелость, которая продолжает оставаться предметом дискуссий, связанных с ее содержанием. Данная проблема востребована в связи с отсутстием стабильных основ существования человека, а также в контексте связи с другими ключевыми понятиями, такими как преодоление, гармоничность, ценностно-смысловая направленность, субъектная активность. Эта тема раскрывается в новом качестве в субъектно-бытийном подходе, где подчеркнута созидательная роль личности как субъекта в организации бытийных пространств. На основании субъектно-бытийной методологии сформулировано предположение о влиянии достигнутого уровня личностной зрелости на гармоничность личности, сформированность ее ценностно-смысловой сферы и целостность образа Я. В эмпирическом исследовании (N = 150) использованы методики: «Психосоциальная зрелость личности» Б. К. Пашнева; «Методика исследования самоотношения» С. Р. Пантилеева, «Тест cмысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева, «Интегральная гармоничность личности ИГЛ‑3» О. И. Моткова. Выявленные паттерны значимых путевых коэффициентов в моделях, особенности направленности влияния позволяют рассматривать личностную зрелость, интегральную гармоничность, смысложизненные ориентации в качестве важных компонентов субъектной активности личности. Доказано, что общий уровень личностной зрелости и общий индекс смысложизненных ценностей оказывают прямое позитивное влияние на интегральную гармоничность личности. Сформированные смысложизненные ориентации играют роль медиатора между зрелостью и интегральной гармоничностью. Выявлены два механизма формирования регуляторного опыта личности (ингибиция и фасилитация), которые могут протекать симультанно. Зрелость усиливает положительные характеристики саморегуляции, а также подавляет формирование негативного регуляторного опыта. Установлена роль зрелости, осмысленности, гармоничности в процессе формирования структур самоотношения. Соответственно личностная зрелость определяет субъектный потенциал, продуктивность и гармоничность субъектной активности и становится основой аутентичного бытия личности в условиях усложненной социокультурной реальности.</p>2023-09-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Александр Шамильевич Гусейнов, Виктория Владимировна Шиповскаяhttps://journalsr.kubsu.ru/article/view/241Динамика личностных характеристик заикающихся в процессе со-бытия логопсихотерапии2023-07-10T22:54:53+03:00Наталия Львовна Карповаnlkarpova@mail.ru<p>Статья посвящена исследованию характерных особенностей лиц с нарушенным речевым общением в форме заикания и его коррекции в процессе семейной групповой логопсихотерапии. Рассматривается соотношение феноменов «личность» и «общение» в трудах А. А. Бодалева, а также проблема заикания в трудах отечественных логопедов и психологов, представленная как затрудненное общение, приводящее к деструктивным изменениям поведения человека и прерыванию контактов с окружением, что требует комплексного подхода к его преодолению. Представлена 4‑этапная система семейной групповой логопсихотерапии и ряд исследований личностных особенностей заикающихся — участников группового процесса для выявления основных мишеней логопсихотерапии: 1) проявления когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов установки; 2) специфические особенности восприятия и поведения в критических ситуациях в норме и при логоневрозе; 3) особенности восприятия и понимания незнакомых людей заикающимися. Описаны исследования с использованием луриевских методов и метода проективного рисунка «Я и моя речь» динамики личностных изменений заикавшихся, отраженных в образе вербальной коммуникации, а также использование диагностического инструментария, разработанного в рамках системно-психологического подхода для анализа особенностей мотивационной сферы, влияющих на коррекцию речевого нарушения. Представлены результаты сравнительного исследования динамики речевых и личностных показателей участников группового процесса логопсихотерапии оф- и онлайн. Впервые система семейной групповой логопсихотерапии рассмотрена с позиции субъектно-бытийного подхода к личности и представлена как модель со-бытия, что позволяет расширить представление о многомерности межличностного и внутригруппового общения и по-новому рассмотреть феноменологию общения в бытийном поле диалогических отношений субъектов логопсихотерапии и шире — социореабилитации.</p>2023-09-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Наталия Львовна Карповаhttps://journalsr.kubsu.ru/article/view/212Общение в со-бытийности личности: от внутреннего диалога к содержанию я-концепции2023-06-20T14:38:00+03:00Валентина Станиславовна Чернявскаяvalstan13@mail.ru<p>Целью исследования являлся анализ взаимосвязи общения со-бытийности диалога и содержания Я-концепции. В статье анализируются результаты исследований общения, как социокультурного процесса становления Я. Рассмотрены взгляды А. А. Бодалева на общение, как познание. Показана связь подходов А. А. Бодалева и представителей гуманистической психологии. Рассмотрено понятие со-бытия с позиции З. И. Рябикиной и В. И. Слободчикова. Включенность со-бытия в контекст общения реализуется через значимость субъекта и его интенций для самопознания и самопонимания. Понятие диалога, внутреннего диалога рассмотрено с позиций М. М. Бахтина и А. Лэнгле. В качестве инструмента самопознания во внутреннем диалоге признана роль речи и слова для развития сознания и самоописания. Представлена и проинтерпретирована авторская модель соотношения общения, со-бытия, сознания и Я-концепции через внутренний диалог. Самораскрытие способностей — результат внутреннего диалога человека с самим собой и обнаружение себя субъектом способностей. Показано содержание понятия самораскрытия способностей, критерием его регистрации является появление в составе Я-концепции категорий способностей «присвоенных» субъектом. Раскрыты результаты эмпирического исследования, которое отражает роль общения, как со-бытия в самопонимании человека. Предоставлено свидетельство действенности содержания Я-концепции, как производной от общения с родителями для результативности деятельности. Респонденты- подростки были разделены на две группы, одна из которых состояла из лиц, чья Я-концепция включала категорию способностей, вторая — нет. Оказалось, что состав Я-концепции предопределяется отношениями и общением с родителями. Оказалось, что самораскрытию способностей предшествует такое общение с матерью, которое характеризуется как позитивный интерес, за счет него подросток проживает внутреннее согласие и учится успешно потому, что ему нравится учиться. В другой группе учебных достижений подростки достигают за счет давления родителей. Сделаны выводы о значимости со-бытия в общении для позитивной идентичности, которая предопределяет успешность человека.</p>2023-09-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Валентина Станиславовна Чернявскаяhttps://journalsr.kubsu.ru/article/view/223Образ вожатого в сознании студентов2023-06-10T20:07:07+03:00Валерий Леонидович Ситниковsitnikof@mail.ruАлександра Владимировна Комароваalex_komarova@mail.ru<p>Статья посвящена сравнительному анализу отражения образа вожатого в сознании студентов, имеющих и не имеющих опыт работы вожатыми. В связи с задачей возрождения системы общественно-государственного движения детей и молодежи вожатые являются ключевыми фигурами создания и успешной деятельности этой системы. Целью статьи является изучение представлений современных студентов о вожатых и выявление соотношения основных компонентов структуры образов вожатых с ведущим типом реагирования в конфликтных ситуациях. Во введении рассматривается вклад А. А. Бодалева и И. П. Иванова, имеющий ключевое значение для решения этой государственной задачи. В эмпирической части исследования применялись методики: «СОЧ(И) — структура образа человека (иерархическая)» (В. Л. Ситников), методика диагностики ведущего типа реагирования в конфликтных ситуациях (М. М. Кашапов, Т. Г. Шалаева), а также: критерий — угловое преобразование Фишера, U–критерий Манна-Уитни, rs — ранговая корреляция Спирмена. Исследование показало, что образы вожатого у студентов зависят от опыта профессиональной деятельности и соотносятся с их Я-образами. Соотношение образов вожатого и Я-образов наиболее отличается у кандидатов в вожатые; у студентов, имеющих опыт такой деятельности достоверных различий между этими образами в два раза меньше. У студентов сформирован положительный образ вожатого. У вожатых, не имеющих опыта такой деятельности, он наиболее идеализирован, носит шаблонный, стереотипный характер. Основные характеристики вожатых — ответственность, педагогическая функция, лидерство, креативность. Тип реагирования в конфликтной ситуации связан с социальным интеллектом, деятельностным, конвенционалным, поведенческим, метафорическим компонентами, а также с положительной и нейтральной модальностью всех компонентов. Для формирования у студентов адекватного образа вожатого необходимо включать в программы подготовки изучение работ школы А. А. Бодалева и овладение системой коллективной творческой деятельности, разработанной И. П. Ивановым.</p>2023-09-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Валерий Леонидович Ситников, Александра Владимировна Комарова