Становление международно-политической акторности германских СМИ | Южно-российский журнал социальных наук
Становление международно-политической акторности германских СМИ
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-19-3-126-138
https://doi.org/10.31429/26190567-19-3-126-138

Как цитировать Array

Ерофеев И.М. Становление международно-политической акторности германских СМИ // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19, №3. С. 126-138. DOI: 10.31429/26190567-19-3-126-138
Дата поступления 2018-06-16
Дата принятия 2018-08-28
Дата публикации 2018-09-27

Copyright (c) 2018 Илья Михайлович Ерофеев

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Процесс формирования международно-политической акторности германских СМИ необходимо рассматривать с учетом социально-исторического пути Германии. Этапы эволюции СМИ Германии и увеличение их роли как политического инструмента тесно связаны с социально-экономическим развитием германского общества с одной стороны, и внедрением научно-технических инноваций в сфере распространения информации — с другой. Системы средств массовой информации Германии претерпели глубокую трансформацию на пути к формированию информационных структур, пригодных для трансляции политических взглядов различных субъектов политического процесса. Настоящая статья раскрывает особенности исторических этапов становления германских СМИ в контексте социально-экономических и политических процессов в Германии. Рассматриваются важнейшие вехи в истории германских СМИ: с момента возникновения по настоящее время. Цель работы — определить основные этапы развития германских СМИ как акторов международной политики, проследив тем самым их эволюцию в данном аспекте с XIX в. до настоящего времени. Методология исследования базируется на основе историко-генетического метода, предполагающего отслеживание изменений при рассмотрении того или иного явления, института, процесса. Исследуется влияние, оказываемое СМИ на формирование общественного мнения. Ряд системно-структурных изменений германских СМИ произошел во время мировых войн, в ходе которых трансформировались базовые функции германских СМИ. В условиях общественно-политических трансформаций сменились механизмы функционирования СМИ: на первый план вышли идеологическая и пропагандистская деятельность. В послевоенный период политическая система и система СМИ Германии пережили ряд стремительных изменений, коренным образом преобразовавших саму структуру немецкого общества. Живо протекавшие в этот период процессы трансформации информационной и политической сфер показали возможность построения «с нуля» системы демократических СМИ и развитого информационного общества. Современные германские СМИ оказывают большое влияние на общественную, социальную и политическую жизнь граждан. Сейчас рынок средств массовой информации Германии представляет собой широкое разнообразие различных источников информации: от традиционных печатных СМИ до активно развивающегося электронного сегмента медиарынка. В статье рассматриваются вопросы нормативного правового регулирования деятельности СМИ в Германии и степень влияния государственного аппарата на германскую медиасферу в настоящее время.

Ключевые слова

германские СМИ, информация, общественное мнение, государственные органы

Библиографические ссылки

  1. Bespalova, A. G., Kornilov, E. A., & Korochenskij, A. P. (2003) Istoriya mirovoj zhurnalistiki [History of World Journalism]. Rostov-na-Donu: Mart.
  2. Bisk, I. Ya. (1995). Pressa Vejmarskoj Germanii [Press in Weimar Germany]. Ivanovo: Izd-vo Ivanovsk. un-ta.
  3. Branahl, U. (2000). Medienrecht. Wiesbaden.
  4. Bre>ßler, E. S. (2009). Die Rundfunkwirtschaft in der Weimarer Republik. In: Von der Experimentierbühne zum Propagandainstrument. Köln: Böhlau Verlag.
  5. Das Grundgesetz der BRD. Retrieved from http://www.bundestag.de/parlament/aufgaben/rechtsgrundlagen/grundgesetz/gg_01/245122
  6. Das Statistik-Portal. Retrieved from https://de.statista.com/themen/101/medien/
  7. Erman, H. (1954). August Scherl. Dämonie und Erfolg in Wilhelminischer Zeit. Berlin: Universitas Verlag.
  8. Fischer, E. (1975). Leopold Ullstein (1826–1899). In: Fischer H.-D. (Hrsg.) Deutsche Presseverleger des 18. bis 20. Jahrhunderts. Pullach bei München.
  9. Fischer, H.-D. (1975). Alfred Hugenberg (1865–1951). In: Ders. (Hrsg.) Deutsche Presseverleger des 18. bis 20. Jahrhunderts. Pullach bei München.
  10. Hellak, G. (2002). Pechat, radio i televidenie v Germanii [Printed Press, Radio and Television in Germany]. Bonn: Inter Nationes.
  11. Hitler, A. (1998). Mein Kampf. Originally 1925–1926. Mariner Books.
  12. Huber, C. K. (2008). Medienkonzerne. In: Hachmeister L. (Hrsg.) Grundlagen der Medienpolitik. Ein Handbuch. München: DVA.
  13. Hyone, H. (2003) Chyornyj orden SS. Istoriya oxrannyh otryadov [The Black SS Order. The History of Secret Police Groups]. Moscow: OLMA-PRESS.
  14. Internet usage statistics. The Internet Big Picture Internet World Stats. Retrieved from https://internetworldstats.com/stats.htm
  15. Kassautzki, C. (2000). Presse in der Bundesrepublik Deutschland. Stuttgart.
  16. Koszyk, K. (1966). Deutsche Presse im 19. Jahrhundert. Geschichte der deutschen Presse. Bd. 2. Berlin: Colloquium.
  17. Koszyk, K. (1972). Deutsche Presse 1914–1945. Geschichte der deutschen Presse. Bd. 3. Berlin: Colloquium.
  18. Litvinenko, A. A. (2007). Pressa FRG nachala XXI veka: modernizaciya orgstruktur i soderzhaniya gazet v usloviyax krizisa mediarynka [German Press at the Beginning of the XXI century: Structural Modernization of Organizational Structures and Updating of Newspaper Content under Media Market Crisis]. (Cand. Dissertation). S.-Petersburg.
  19. Manteuffel, P. (1994). Wie der Rundfunk in Deutschland begann. ELRO Verlagsgesellschaft mbH, Königs Wusterhausen.
  20. Meyn, H. (2004). Massenmedien in Deutschland. Konstanz.
  21. Obergaßner, P. Erster Weltkrieg und Propaganda. Der geheuchelte Krieg. (2014, 21 Oktober). Süddeutsche Zeitung. Retrieved from http://www.sueddeutsche.de/politik/erster-weltkrieg-und-propaganda-der-geheuchelte-krieg-1.1891071
  22. Orlov, Yu. Ya. (1970). Pechat FRG [The Press in Germany]. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta.
  23. Pratkanis, E. R. (2002). Epoha propagandy: Mexanizmy ubezhdeniya, povsednevnoe ispolzovanie i zloupotreblenie. Psixologicheskaya enciklopediya [The Age of Propaganda: Everyday Use and Abuse of Persuasion]. S.-Petersburg: Praim-Evroznak.
  24. Riss, K. (2006). Krovavyj romantik nacizma. Doktor Gebbels. 1939–1945 [The Bloody Romantic of Nazism. Dr. Goebbels, 1939–1945]. Moscow: Centrpoligraf.
  25. Scharf, W. (1975). Rudolf Mosse (1843–1920). In: Fischer H.-D. (Hrsg.) Deutsche Presseverleger des 18. bis 20. Jahrhunderts. Publizistik-historische Beiträge. Band 4. Pullach bei München.
  26. Solomon, L. (1906). Geschichte des Deutschen Zeitungswesens. Erster Band. Oldenburg / Leipzig, Schulzesche Hof-Buchhandlung.
  27. Stöber, R. (2005). Deutsche Pressegeschichte. Konstanz: UVK.
  28. Stöber, R. (2014). Deutsche Pressegeschichte. Von den Anfängen bis zur Gegenwart. 3., überarbeitete Auflage. Konstanz, München: UVK.
  29. Stürmer, M. (1994). Das ruhelose Reich. Deutschland 1866–1918. Berlin: Siedler.
  30. Treude, B. (1975). August Hugo Friedrich Scherl (1849–1921). In: Fischer H.-D. (Hrsg.) Deutsche Presseverleger des 18. bis 20. Jahrhunderts. Pullach bei München.
  31. Vartanova, E. L. (2003). Mediaekonomika zarubezhnyx stran [Media Economics Abroad]. Moscow: Aspekt Press.
  32. Voronenkov, M. Yu. (2002). Zhurnalistika vostochnoj Germanii. Ot totalitarizma k demokratii [Journalism in East Germany. From Totalitarianism to Democracy]. S.-Petersburg: izd-vo S.-Peterburgskogo universiteta.
  33. Voronenkov, M. Yu. (2004). Sredstva massovoj informacii Vostochnoj Germanii: ot totalitarizma k demokratii [The Mass Media in East Germany: from Totalitarianism to Democracy]. (Doctoral dissertation). Moscow.
  34. Voronenkova, G. F., & Chesanov, A. A. (2001). Periodicheskaya pechat Germanii [Periodical Press in Germany]. S.-Petersburg.
  35. Voronenkova, G. F. (1998). Sredstva massovoj informacii Germanii v 90-e gody [The Mass Media in Germany in the 90s]. Moscow.
  36. Voronenkova, G. F. (1999). Put dlinoyu v pyat stoletij: ot rukopisnogo listka do informacionnogo obshhestva. Nacionalnoe svoeobrazie sredstv massovoj informacii Germanii [A Five-centuries-long Path: from a Handwritten Sheet to Information Society. National Originality of the German Media]. (Doctoral dissertation). Moscow.
  37. Voronenkova, G. F. (2001). Sredstva massovoj informacii FRG v 2000 godu [Mass Media in Germany in 2000]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University], 5, 52–56.
  38. Voronenkova, G. F. (2002). Sredstva massovoj informacii FRG v 2001 godu [Mass Media in Germany in 2001]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University], 5, 25–30.
  39. Voronenkova, G. F. (2003) Sredstva massovoj informacii FRG v 2002 godu [Mass Media in Germany in 2002]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University], 2, 32–36.
  40. Welche der folgenden sozialen Netzwerke haben Sie in den vergangenen drei Monaten genutzt? (2018). Retrieved from https://de.statista.com/statistik/daten/studie/589708/umfrage/nutzung-von-sozialen-netzwerken-in-deutschland/
  41. Wenkel, K. (1926). Rudolf Mosse — ein Schöpfer des deutschen Zeitungswesens. In: Der Kaufmann und das Leben. Beiblatt zur Zeitschrift für Handelswissenschaft und Handelspraxis. Heft 6. Juni, 41–45.