Ценностно-идентификационная направленность и особенности менталитета приемных родителей | Южно-российский журнал социальных наук
Ценностно-идентификационная направленность и особенности менталитета приемных родителей
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-20-3-153-166
https://doi.org/10.31429/26190567-20-3-153-166

Как цитировать Array

Алдашева А.А., Зеленова М.Е., Сиваш О.Н. Ценностно-идентификационная направленность и особенности менталитета приемных родителей // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20, №3. С. 153-166. DOI: 10.31429/26190567-20-3-153-166
Дата поступления 2019-07-15
Дата принятия 2019-08-12
Дата публикации 2019-09-27

Copyright (c) 2019 Айгуль Абдулхаевна Алдашева, Марина Евгеньевна Зеленова, Ольга Николаевна Сиваш

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Представленная работа является частью серии исследований, проводимых с целью профессиографического описания требований к новому виду трудовой занятости — профессиональное приемное родительство. В настоящем исследовании приняло участие 144 приемных родителя с разным количеством приемных детей. В исследовательских целях выделены группы приемных родителей: 1) воспитывающие одного или двух приемных детей; 2) принявшие на воспитание от трех до пяти приемных детей; 3) воспитывающие более шести приемных детей. Эмпирически исследуются индивидуально-­типические особенности личности, свидетельствующие о социально-­психологической зрелости приемных родителей: иерархия ценностей и особенности социальной идентификации. Показано, что с увеличением количества воспитанников в семье наблюдается все большее несоответствие социальной идентичности и ценностных ориентаций приемных родителей критериям благополучия семьи и детей. Установлено, что чем больше приемная семья, тем: 1) менее структурированной и целостной является социальная идентичность приемных родителей; 2) снижается направленность на ценности и идентификацию с группами ближнего круга социального взаимодействия (семья, друзья, соседи) и возрастает ориентация на социальные общности (горожане, люди Вашей религии, человечество); 3) усиливается ориентация на ценности профессиональной и личностной самореализации и личной жизни. С увеличением числа приемных детей в семье наблюдается тенденция к нарастанию признаков социального маргинализма — снижение структурированности и целостности социальной идентичности приемных родителей, появление трудностей при выделении референтных социальных групп.

Ключевые слова

социальная идентичность, ценностные ориентации, позитивная идентификация, профессиональные приемные семьи, приемные родители (ПР)

Финансирование

Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования России, тема No 0159-2019-0001 «Психологические проблемы профессионального менталитета в условиях организационных и технологических инноваций.

Библиографические ссылки

  1. Abrams, D., & Hogg, M. A. (2001). Collective Identity: Group Membership and Self-Conception. In M. A. Hogg & R. S. Tindale (Eds), Blackwell Handbook of Social Psychology: Group Processes (pp. 425–460). Oxford, UK: Blackwell.
  2. Adams, J. M., & Jones, W. H. (1997). The Conceptualisation of marital Commitment: An Integrative Analysis. Journal of Social and Personal Relationships, 11, 1177–1196.
  3. Ainswort, M. D. (1962). The Effects of Maternal Deprivation a Revive of Finding and Controversy in the Context of Research Strategy. In Deprivation of Maternal Care: a Reassessment of its Effects (pp. 87–195) WHO. Geneva. Aldasheva, A. A., Zelenova, M. E. (2017). Professional’nyj mentalitet priemnyh roditelej kak faktor uspeshnosti zameshhajushhej sem’i [Professional Mentality as a Regulator of Socialeducators’ Activities]. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovanija [Herald of the University of Russian Academy of Education], 5, 23–29.
  4. Aldasheva, A. A., Zelenova, M. E., Ponamareva, E. A., Runets, O. V. (2017). Tsennostno-smyslovye orientatsii u sotsial’nykh vospitatelei [Value-Semantic Orientations of Social Educators]. In A. L. Zhuravlev, V. A. Koltsova (Eds.) Fundamental’nye i prikladnye issledovaniia sovremennoi psikhologii: rezul’taty i perspektivy razvitiia [Fundamental and Applied Research in Modern Psychology: results and development perspectives] (pp. 2164–2173). M.: Publishing House “Institute of Psychology RAS.
  5. Bornevasser, M. (1993). Sotsial’naia struktura, identifikatsiia i sotsial’nyi kontakt [Social Structure, Identification and Social Contact]. Inostrannaja psihologija [Foreign Psychology], 1 (1), 68–72.
  6. Bowldy, J. (1988). Defensive Processes in Response to Stressful Situation in Early Life. In E. J. Anthony, C. Chiland (Eds.) The Child and his Family: Periling Development: Child Raising and Identity Formation under stress. New York: Wiley.
  7. Daudrich, N. I. (2000). Social’naja identichnost’: metodicheskij aspekt [Social Identity: Methodological Aspect]. Sociologicheskie issledovanija [Sociological Studies], 13, 77–95.
  8. Edwards, R., McCarthy, J. R. (2011). Key Concepts of Family Studies. SAGE Publications of London, Thousand Oaks.
  9. Edwards, R., Ribbens, McCarthy, J., Gillies, V. (1999). Biolojical parents and social families: Legal discourses and everyday understandings of the position of stepparants. International Journal of Law, Policy and the Famamily, 13, 78–105.
  10. Ermolaeva, E. P. (2015). Identifikacionnye aspekty professional’noj priemnoj sem’i. [The Identifying Aspects of Professional Foster Family]. Internet-zhurnal “Mir nauki” [Internet Journal “World of Science”], 4. Retrieved from http://mir-nauki.com/PDF/18PSMN415.pdf
  11. Fantalova, E. B. (1996). Metodika “Uroven’ sootnosheniia “tsennosti’ i “dostupnosti’ v razlichnykh zhiznennykh sferakh’ [The Level of“Value and “Accessibility” Technique in Various Life Spheres]. Zhurnal prakticheskogo psihologa [Journal of the Practical Psychologist], 2, 32–37.
  12. Gergen K. (2001). Social Construction in Context. London: Sage.
  13. Goreva, O. M., Osipova, L. B, Serbin, E. A (2015). Problemy sotsial’nogo sirotstva v sovremennoi Rossii [Problems of Social Orphanhood in Modern Russia]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of Science and Education], 1(1). Retrieved from http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18234
  14. Hogg, M. A. (1992). The Social Psychology of Group Cohesiveness: From Attraction to Social Identity. London: Harvester Wheatsheaf.
  15. Hogg, M. A. (2000). Social Identity and Social Comparison. In J. Suls & L. Wheeler (eds), Handbook of Social Comparison: Theory and Research (pp. 401–421). New York: Kluwer/Plenum.
  16. Ivanova, N. L. (2006). Problema psihologicheskogo analiza social’noi identichnosti. [The Problem of Psychological Analysis of Social Identity]. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. Psihologiia [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 3(4) 14–38.
  17. Karpov, A. V. (2015). Psikhologiia deiatel’nosti. V 5 t. [Psychology of Activity. In 5 vol.]. T. In Kachestvennaia geterogeniia organizatsii [Qualitative Heterogeneity of an Organization]. M.: RAO.
  18. Kelley, H. H., Thibaut, J. W. (1959). The Social Psychology of Groups. N. Y.: John Wiley & Sons.
  19. Misnik, L. (2018). Roditelei vybiraiut nebrezhno: sistemu opeki zhdut reformy. [Foster Parents are Selected Carelessly: a Reform is in Store for Custody System]. Gazeta.ru [Gazeta.ru] Retrieved from https:// www.gazeta.ru/social/2018/08/16/11898325.shtml.
  20. Nartova-Bochaver, S. K., Bochaver, K. A., Bochaver, S. Yu. (2011). Zhiznennoe prostranstvo sem’i: ob”edinenie i razdelenie [Family Living Space: Unification and Separation]. M.: Genezis.
  21. Ozhigova, L. N. (2006). Psihologija gendernoj identichnosti lichnosti [Psychology of Gender Identity]. Krasnodar: Kuban state. un-t.
  22. Rozum, S. I. (2007). Psihologija socializacii i social’noj adaptacii cheloveka [Psychology of Socialization and Social Adaptation]. SPb.: Speech.
  23. Ryabikina, Z. I. (2007). Lichnost’ kak sub”ekt bytiia i so-bytiia [Personality as the Subject of Being and Co-being]. In P. N. Ermakova, V. A. Labunskaya (Eds.) Psihologija lichnosti: uchebnoe posobie [Psychology of Personality: Teaching Aid] (pp. 132–166). M.: Eksmo.
  24. Schaeffer, B., Schleder, B. (2008). Sotsial’naia identichnost’ i gruppovoe soznanie kak mediatory mezhgruppovogo povedeniia [Social Identity and Group Consciousness as Mediators of Intergroup Behavior]. In L. D. Schneider (Comp.) Identichnost’: Hrestomatiya [Identity: Reader] (pp. 170–195). M.: Publishing House of the Moscow Institute of Public Relations; Voronezh: NPO MODEK.
  25. Schäfer, B. & Schlöder, B. (1990). National-bewußtsein als Aspekt sozialer Identität. In P. Leidinger & D. Metzler (Hrsg.), Geschichte und Geschichtsbewußtsein. Festschrift Karl-Ernst Jeismann zum 65. Geburtstag (pp. 309–348). Münster: Institutfür Didaktik der Geschichte.
  26. Schäfer, B. & Schlöder, B. (1994). Identitätund Fremdheit. Sozialpsychologische Aspekte der Eingliederung und Ausgliede-rung des Fremden. Jahrbuch für Christliche Sozialwissenschaft, 35, 69–87.
  27. Schneider, L. B. (2007). Lichnostnaia, gendernaia i professional’naia identichnost’. Teoriia i metody diagnostiki [Personal, Gender and Professional Identity. Theory and Diagnostic Techniques]. M.: MPSI.
  28. Tajfel H. (1968). Social and Cultural Factors in Perception. In G. Lindzey, E. Aronson (Eds.). The Handbook of Social Psychology. Reading.
  29. Tajfel H. (1981). Human Groups and Social Categories: Studies in Social Psychology. Cambridge, England: Cambridge University Press.
  30. Turner J. C., Hogg M. A., Oakes P. J. et al. (1987). Rediscovering the Social Group. A Selfcategorization Theory. Oxford & New York: Blackwell.
  31. Turner, J. (1986). The Structure of Sociological Theory, 4th ed. Homewood. IL: Dorsey
  32. Turner, J. H. and J. E. Stets. (2005). The Sociology of Emotions. New York: Cambridge University Press.
  33. Verkuyten M. (2005). The Social Psychology of Ethnic Identity. Hove, NY.
  34. Yadov, V. A. (1995). Sotsial’nye i sotsial’no-psikhologicheskie mekhanizmy formirovaniia sotsial’noi identichnosti lichnosti [Social and Socio-Psychological Mechanisms of the Formation of Social Identity]. Mir Rossii [Universe of Russia], 3–4, 158–181.