Ценностные основания жизненной успешности и адаптационные возможности современной личности в начале периода молодости (на примере слушателей образовательных организаций МВД) | Южно-российский журнал социальных наук
Ценностные основания жизненной успешности и адаптационные возможности современной личности в начале периода молодости (на примере слушателей образовательных организаций МВД)
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-21-1-157-177
https://doi.org/10.31429/26190567-21-1-157-177

Как цитировать Array

Деева Н.А., Рябко Т.В. Ценностные основания жизненной успешности и адаптационные возможности современной личности в начале периода молодости (на примере слушателей образовательных организаций МВД) // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21, №1. С. 157-177. DOI: 10.31429/26190567-21-1-157-177
Дата поступления 2019-09-03
Дата принятия 2019-12-12
Дата публикации 2020-03-30

Copyright (c) 2020 Наталья Александровна Деева, Татьяна Владимировна Рябко

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Статья содержит теоретические и эмпирические данные изучения взаимосвязи адаптационных возможностей и ценностных оснований жизненной успешности личности. Актуальность научной проблемы заключается в поиске новых подходов к пониманию и исследованию адаптационных возможностей и успешности личности в современном мире. Новизна исследования заключается в апробации концепта жизненной успешности личности как метаресурса в системе саморегуляции, осуществляющего функцию рефлексивного сопоставления социальных и индивидуальных ценностных оснований с целью построения собственной концепции успешной жизни и выступающего как система взаимосвязанных механизмов, свой­ств и состояний. Методологическими основаниями в понимании жизненной успешности являются принципы регулятивного, субъектного и ресурсного подходов. Особое внимание уделяется ценностным основаниям жизненной успешности и их взаимосвязи с адаптационными возможностями личности. Ценностные основания задают базовые координаты для формирования и реализации адаптационных возможностей личности. Цель исследования: изучить выраженность ценностных оснований и адаптационных возможностей личности, а также выявить их взаимосвязь в выборке респондентов, находящихся в начале периода молодости (на примере слушателей образовательных организаций МВД). В результате эмпирического исследования выявилась проблема: в выборке с высокими показателями жизненной успешности, адаптационных возможностей и оформленной иерархии ценностных оснований жизненной успешности лишь некоторые ценностные основания имеют значимые взаимосвязи с адаптационными возможностями и могут являться как ресурсным фактором и задавать направление для адаптации в целом, так и тормозящим фактором адаптации. Полученные результаты расширяют знания о представлениях о жизненной успешности в молодежной среде, о приоритетных ценностях и участии данных ценностей в процессах адаптации личности.

Ключевые слова

жизненная успешность, ценности, адаптационные возможности личности

Библиографические ссылки

  1. Asmolov, A. G. (2015). Psikhologiya sovremennosti: vyzovy neopredelennosti, slozhnosti i raznoobraziya [Psychology of Modernity: The Challenges of Uncertainty, Complexity and Diversity]. Psikhologicheskiye issledovaniya [Psychological Research], 8(40). Retrieved from http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1110-leontiev40.html
  2. Bauman, Z. (2002). Individualizirovannoye obshchestvo [The Individualized Society]. M.: Logos.
  3. Berezin, F. B (1988). Psikhicheskaya i psikhofiziologicheskaya adaptatsiya cheloveka [Mental and Psychophysiological Adaptation of Man]. L.: Nauka.
  4. Bodrov, V. A. (2006). Problema preodoleniya stressa. Ch. 2. Protsessy i resursy preodoleniya stressa [Coping Stress Problem. Part II. Coping Stress Processes and Resources]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. 27(2), 113–122.
  5. Bogomolov, A. M. (2008). Lichnostnyy adaptatsionnyy potentsial v kontekste sistemnogo analiza [Individual Adaptive Potential in the Context of System Analysis]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye [Psychological Science and Education], 1, 67–73.
  6. Bogomolov, A. M. (2010). Vozrastnaya izmenchivost' adaptatsionnogo potentsiala lichnosti [Age Variability of The Personal Adaptive Potential]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 3(43), 27–31.
  7. Brian, T. (2005), TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough Career Success. AMACOM.
  8. Chernyayeva, G. V. (2016). Modeli uspeshnogo cheloveka v kontseptsiyakh zarubezhnykh avtorov [Models of a Successful Person in the Concepts of Foreign Authors] (B. Treysi, B. Shefer, F. Makgro). In N. V. Guseva (Ed.) Chelovek v kontekste bytiya: sovremennyye sostoyaniya, problemy i podkhody [Man in the Context of Existence: Contemporary States, Challenges and Approaches] (pp. 287–294). Ust'-Kamenogorsk: Kazakhstansko-Amerikanskiy svobodnyy universitet.
  9. Covey, S. (1998). The Seven Habits of Highly Effective People. Touchstone Books.
  10. Deeva, N.A. (2019). The Importance of Professional Activity in The Reflexion-Axiological Mechanism of Life Successfulness of The Personality Police Officers. In Advances in Social Science, Education and Humanities Research Proceedings of the II International Scientific-Practical Conference "Psychology of Extreme Professions" (pp. 27–29). DOI: https://doi.org/10.2991/ispcpep-19.2019.7
  11. Deeva, N. A. (2017). Zhiznennaya uspeshnost': mekhanizm, svoystvo, sostoyaniye. Konteksty ponimaniya [Life Successfulness: Mechanism, Peculiarity, Mental Condition. Contexts of Understanding]. Sovremennyye issledovaniya sotsial'nykh problem [Russian Journal of Education and Psychology], 11, 22–45. DOI: 10.12731/2218-7405-2017-11-22-45.
  12. Deeva, N. A. (2018). Zhiznennaya uspeshnost' kak metaresurs v sisteme samoregulyatsii lichnosti [Life Success as a Meta-Resource in the System of Personal Self-Regulation]. In V. I. Morosanova, Ye. A. Fomina, T. N. Banshchikova (Eds.) Lichnostnyy resurs sub'yekta truda v izmenyayushcheysya Rossii: materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (05–07 oktyabrya 2018 g.) [Personal Resource of a Subject of Labor in Changing Russia: Materials of V International Scientific and Practical Conference (05–07 October 2018)] (pp. 84–91). DOI: 10.30888/978-5-6041451-4-2.1.11
  13. Deeva, N. A. (2018). Zhiznennaya uspeshnost' kak metaresurs v sisteme samoregulyatsii lichnosti studentov, poluchayushchikh sredneye spetsial'noye i vyssheyeobrazovaniye [Life Successfulness as a Meta-Resource in The System of Self-Regulation of College and University Students]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya filosofiya. psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy], 28(3), 297–307.
  14. Deeva, N. A. (2019). Tsennostno-smyslovyye osnovaniya implitsitnykh modeley zhiznennoy uspeshnosti cheloveka v period Antichnosti Psikhologicheskiye problemy smysla zhizni i akme. In G. A. Vayzer, N. V. Kisel'nikova (Eds.) Elektronnyy sbornik materialov XXIV Mezhdunarodnogo simpoziuma (pp. 87–90) M.: FGBNU “Psikhologicheskiy institut RAO”. Retrieved from https://www.pirao.ru/about/structure/laboratories/24/karpova/#simpoziumy
  15. Dikaya, L. G. (2003). Psikhologicheskaya samoregulyatsiya funktsional'nogo sostoyaniya cheloveka (sistemno-deyatel'nostnyy) podkhod [Psychological Self-Regulation of a Person’s Functional State (Systemic-Activity) Approach]. M.: IP RAN.
  16. Dobryak, S. Yu. (2004). Dinamika psikhologicheskoy adaptatsii kursantov na pervom i vtorom godu obucheniya v voyennom vuze [Dynamics of Psychological Adaptation of Cadets in the First and Second Years of Study at a Military Higher Educational Institution] (Abstract of Candidate Dissertation). Saint Petersburg.
  17. Konopkin, O. A. (1995). Psikhicheskaya samoregulyatsiya proizvol'noy aktivnosti cheloveka (strukturno-funktsional'nyy aspekt) [Mental Self-Regulation of Arbitrary Human Activity (Structural and Functional Aspect)]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], 1, 5–13.
  18. Koroleva, Yu. A. (2014). Fleksibil'nost' kak resurs zhiznesposobnosti sovremennoy lichnosti [Flexibility as a Resource of Viability in Today's Individuals]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 5(1), 5–15.
  19. Leont'yev, D. A. (2006). Test zhiznestoykosti [Test of Viability]. M.: Smysl.
  20. Leont'yev, D. A. (2015). Vyzov neopredelennosti kak tsentral'naya problema psikhologii lichnosti [The Challenge of Uncertainty as the Key Issue of the Psychology of Personality]. Psikhologicheskiye issledovaniya [Psikhologicheskie Issledovaniya], 8(40). Retrieved from http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1110-leontiev40.html
  21. Luciani, J. J. (2006). The Power of Self-Coaching: The Five Essential Steps to Creating the Life You Want. John Wiley & Sons Limited.
  22. Maklakov, A. G. (2001). Lichnostnyy adaptatsionnyy potentsial: yego mobilizatsiya i prognozirovaniye v ekstremal'nykh usloviyakh [Personal Adaptive Potential: Its Mobilization and Forecasting in Extreme Conditions]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 22(1), 16–24.
  23. Mnogourovnevyy lichnostnyy oprosnik “Adaptivnost'” (MLO-AM) [Multi-level Personal Questionnaire “Adaptability” (MLO-AM)] A. G. Maklakova, S. V. Chermyanina (2001). In D. Ya. Raygorodskiy (Eds.) Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy. Uchebnoye posobiye [Practical Psychodiagnostics. Methodologies and tests. Manual] (pp. 549–558). Samara.
  24. Nalchadzhyan, A. A. (1988). Sotsial'no-psikhicheskaya adaptatsiya lichnosti (formy, mekhanizmy i strategii) [Socio-Psychological Adaptation of the Personality (Forms, Mechanisms and Strategy)]. Yerevan: Izdatel'stvo AN Armyanskoy SSR.
  25. Nalchadzhyan, A. A. (2010). Psikhologicheskaya adaptatsiya: mekhanizmy i strategii [Psychological Adaptation: Mechanisms and Strategies]. M.: Eksmo.
  26. Pattakos, A. (2010). The Meaning of Friendship in a Social Networked World. Patimes. Retrieved from http://patimes.org/the-meaning-of-friendship-in-a-social-networked-world.
  27. Rogozyan, A. B. (2012). Svoystva sotsial'noy adaptivnosti v strukture individual'nogo stilya stressoustoychivosti lichnosti [Properties of Social Adaptivity in The Structure of Individual Style of Stress — Resistance of the Person]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bulletin of Adyghe State University], 1(95), 234–244.
  28. Sedova, N. N. (2016). Zhiznennyye tseli i strategii rossiyan: kontekst passionarnosti [Russians’ Life Goals and Strategies in a Passionarity Context]. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological Journal], 22(2), 73–91.
  29. Sharov, A. S. (2000). O-granichennyy chelovek: znachimost', aktivnost', refleksiya [Bordered Man: Importance, Activity, Reflection]. Omsk: Izd-vo Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta.
  30. Smith, T. K. (1994). What's so Effective about Stephen Covey? The Author of The Seven Habits of Highly Effective People Sells a Message of Moral Renewal, and Corporate America is Buying it. Is this a Good thing? Fortune magazine, 12. Retrieved from http://archive.fortune.com/magazines/fortune/fortune_archive/1994/12/12/80049/index.htm.
  31. Snyder, C. R. (1994). The Psychology of Hope: You Can Get There from Here. New York: Free Press.
  32. Snyder, C. R. (2002). Hope Theory: Rainbows in the Mind. Psychological Inquiry, 13, 249–275.
  33. Snyder, C. R., Harris, C., Anderson, J. R., et al. (1991). The Will and the Ways: Development and Validation of an Individual-differences Measure of Hope. Journal of Personality and Social Psychology, 60, 570–585.
  34. Vitenberg, Ye. V. (1994). Sotsial'no-psikhologicheskiye faktory adaptatsii k sotsial'nym i kul'turnym usloviyam [Socio-Psychological Factors of Adaptation to Social and Cultural Conditions] (Abstract of Candidate Dissertation). Saint Petersburg.
  35. Vodopyanova, N. E. (2009). Psihodiagnostika stressa [Psychodiagnosis of Stress]. SPb.: Piter.
  36. Voskrekasenko, O. A. (2010). Treningovyye zanyatiya kak effektivnaya forma razvitiya adaptatsionnykh sposobnostey obuchayushchikhsya v vuzakh [Training Sessions as an Effective Form of Development of Adaptive Abilities of Students in Higher Education]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo [Vestnik NOVSU], 58, 4–7.
  37. Voskrekasenko, O. A. (2011). Lichnostno-oriyentirovannyy podkhod k razvitiyu adaptatsionnykh sposobnostey budushchikh pedagogov v vysshey shkole [Personality Catering Approach to Future High School Teacher's Adaptation Abilities Development]. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo [Izvestia Penzenskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta Imeni V. G. Belinskogo], 24, 593–597.
  38. Vyzulina, K. S., Yasko, B. A. (2015). Lichnostnyye determinanty sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii lichnosti: teoretiko-metodologicheskiye osnovy issledovaniya [Personal Determinants Of Social-Psychological Adaptation of Personality: Theoretical and Methodological Bases of Research]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bulletin of Adyghe State University], 1(157), 180–185.
  39. Yasko, B. A. (2013). Psikhologicheskiye resursy professional'noy adaptatsii sub'yekta truda v usloviyakh narushennogo yestestvennogo zhiznennogo ritma [Psychological Resources for the Vocational Adaptation of a Worker under Conditions of a Disturbed Natural Rhythm]. Aktual'nyye problemy psikhologii truda, inzhenernoy psikhologii i ergonomiki [Topical Problems of Labor Psychology, Engineering Psychology and Ergonomics], 5, 288–302.
  40. Yelshanskiy, S. P., Anufriyev, A. F., Kamaletdinova, Z. F., et al. (2014). Russkoyazychnaya versiya shkaly nadezhdy Ch. R. Snaydera [The Russian-Language Version of The C. R. Snyder’s Scale of Hope]. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii [Modern Scientific Researches and Innovations], 7. Retrieved from http://web.snauka.ru/issues/2014/07/36446
  41. Znakov, V. V. (2016). XXI vek: izmeneniya v mire cheloveka i novyy etap razvitiya psikhologii sub'yekta [XXI Century: Changes in the Human World and a New Stage in the Development of the Subject’s Psychology]. In V. V. Znakov (Ed.) Lichnost' i bytiye: chelovek kak sub'yekt sotsiokul'turnoy real'nosti: materialy Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Personality and Existence: Man as a Subject of Socio-Cultural Reality: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference] (pp. 5–14). Krasnodar: Kubanskiy gos. un-t.