Роскомнадзор против. Стратегические и институциональные ограничения качества публичного управления (на опыте блокировок онлайн-ресурсов в России) | Южно-российский журнал социальных наук
Роскомнадзор против. Стратегические и институциональные ограничения качества публичного управления (на опыте блокировок онлайн-ресурсов в России)
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-19-3-163-176
https://doi.org/10.31429/26190567-19-3-163-176

Как цитировать Array

Шерстобитов А.С., Неверов К.А., Баринова Е.А. Роскомнадзор против. Стратегические и институциональные ограничения качества публичного управления (на опыте блокировок онлайн-ресурсов в России) // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19, №3. С. 163-176. DOI: 10.31429/26190567-19-3-163-176
Дата поступления 2018-07-25
Дата принятия 2018-09-03
Дата публикации 2018-09-27

Copyright (c) 2018 Александр Сергеевич Шерстобитов, Кирилл Алексеевич Неверов, Екатерина Андреевна Баринова

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье анализируются силы и факторы, потенциально влияющие на выработку и реализацию публичной политики в России. Авторы формулируют два основных типа стратегий акторов, которые участвуют в процессе принятия политических решений. Первый — стратегии публичной политики (policy strategies), заключающиеся в достижении экономических целей и показателей для объекта управления, росте качества и количества публичных благ. Второй тип — политические стратегии (political strategies), направленные на перераспределение ресурсов, представительство интересов, внутриэлитную борьбу. Публичная политика на выходе является равновесной для всех типов стратегий, которые есть на входе, но значительно зависит от результатов согласования интересов между акторами, а также институциональных особенностей политико-управленческой среды. Для объяснения факторов, которые имеют значение в данном контексте, авторы обращаются к концепции качественного управления (good governance) и её противоположности — некачественного управления (bad governance). Ориентация на консенсус и верховенство права рассматриваются как критерии качества управления в контексте процессной составляющей выработки публичной политики. В статье предлагается оригинальная модель соотношения политических стратегий и стратегий публичной политики, рассматриваемая сквозь призму дихотомии верховенства права (rule of law) и управления посредством права (rule by law), что, в свою очередь, определяет характер принятия решений. Авторы с помощью модели предполагают объяснять результаты сетевого взаимодействия множества акторов, участвующих в процессе согласования и выработки публичной политики. Возможность апробации модели рассматривается на двух случаях блокировки Интернет-ресурсов Роскомнадзором (LinkedIn и Telegram). Для проверки гипотез предполагается построение сетевых карт, включающих акторов выработки политических решений. В качестве стратегии дальнейшего исследования и объяснения того, какие решения формируются на выходе, авторы предлагают синтез сетевого анализа с моделью отбора стратегий публичной политики.

Ключевые слова

сети публичной политики, политические стратегии, стратегии публичной политики, качественное управление, некачественное управление, верховенство права, управление посредством права, Роскомнадзор

Финансирование

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-011-00705 «Объяснительный потенциал сетевой теории в политических исследованиях: методологический синтез как аналитическая стратегия».

Библиографические ссылки

  1. Oficial’nyj portal Sudov obshchej yurisdikcii goroda Moskvy [Official Portal of Courts of General Jurisdiction of the city Moscow]. Informaciya po delu 02–1779/2018 [Information on the Case 02-1779/2018]. Retrieved from http://www.mos-gorsud.ru/rs/taganskij/services/cases/civil/details/2cc72aea-39e7-4f8e-adc9-37d170966efa
  2. Oficial’nyj portal Sudov obshchej yurisdikcii goroda Moskvy [Official Portal of Courts of General Jurisdiction of the city Moscow]. Informaciya po delu 02–3491/2016 [Information on the Case 02–1779/2018]. Retrieved from http://www.mos-gorsud.ru/rs/taganskij/services/cases/civil/details/2ffe6d6d-69cd-423a-8ed7-cf3b3bb2d536?formType=shortForm&caseNumber=&participants=linkedin&year=&caseRangeDateFrom=&caseRangeDateTo=&caseFinalRangeDateFrom=&caseFinalRangeDateTo=&legalForceDateFrom=&legalForceDateTo=&caseCategory=&caseJudge=&publishingState=&sessionRangeDateFrom=&sessionRangeDateTo=&sessionRoom=&sessionRangeTimeFrom=&sessionRangeTimeTo=&sessionType=&docsRangeDateFrom=&docsRangeDateTo=&actDocStatus=&actDocType
  3. Oficial’nyj sajt Roskomnadzora [Official Site of Roskomnadzor] (2017, June 23). Administracii i pol’zovateljam messendzhera Telegram [To the Administration and Users of Telegram Messenger]. Retrieved from https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news46796.htm
  4. Gel’man, V. Ja. (2016). Politicheskije osnovanija “nedostojnogo pravlenija” v postsovetskoj Evrazii: pereosmyslivaja issledovatel’skuju povestku dnja [The Political Foundations of “Unworthy Governance” in Post-Soviet Eurasia: Rethinking the Research Agenda]. Politija [Politeia], 3 (82), 90–115.
  5. Oficial’nyj sajt Verkhovnogo suda Rossijskoj Federacii [The Official Website of the Supreme Court of the Russian Federation]. Kartochka proizvodstva. Delo № AKPI17-1181. [Production Card. Case № AKPI17–1181]. Retrieved from https://vsrf.ru/lk/practice/cases/10001013
  6. Miroshnichenko, I. V., & Morozova, E. V. (2017). Setevaja publichnaja politika: kontury predmetnogo polja [Network Public Policy: Outlines of Subject Field]. Polis. Politicheskije issledovanija [Polis. Political Studies], 2, 82–102.
  7. Mosgorsud priznal zakonnoj blokirovku v Rossii socseti LinkedIn [Moscow City Court has Acknowledged the Legality of Blocking the Social Network LinkedIn in Russia]. (2016, November 10). Vedomosti [The Record]. Retrieved from http://www.vedomosti.ru/technology/news/2016/11/10/664391-mosgorsud-priznal-zakonnoi-blokirovku
  8. Pavroz, A. V. (2009). Korporativizm: istoki, jevoljucija, sovremennoje sostojanije [Corporatism: Origins, Evolution, Current State]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 18: sociologija i politologija [Bulletin of Moscow University. Series 18: Sociology and Political Science], 4, 50–61.
  9. Peregudov, S. P. (2010) Pljuralizm i korporativizm v SSSR i Rossii (obshhee i osobennoe) [Pluralism and Corporativism in the USSR and Russia (General and Special Particular)]. Polis. Politicheskije issledovanija [Polis. Political Studies], 5, 111–128.
  10. Oficial’nyj sajt Roskomnadzora [Official Site of Roskomnadzor] Reestr organizatorov rasprostranenija informacii v seti “Internet” [A List of Coordinators Disseminating Information in the Internet]. Retrieved from https://97-fz.rkn.gov.ru/organizer-dissemination/viewregistry/#searchform
  11. Roskomnadzor objasnil sut’ pretenzij v LinkedIn [Roskomnadzor has Explained the Essence of its Claims to LinkedIn]. (2016, October 26). Vedomosti [The Record]. Retrieved from http://www.vedomosti.ru/technology/news/2016/10/26/662450-roskomnadzor-linkedin
  12. Oficial’nyj sajt Verkhovnogo suda Rossijskoj Federacii [The Official Website of the Supreme Court of the Russian Federation]. Reshenije po delu № AKPI17–1181 [Decision on Case № AKPI17–1181]. Retrieved from http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1636792
  13. Smorgunov, L. V. (2014). Upravljaemost’ i setevoe politicheskoe upravlenie [Manageability and Network Political Management]. Vlast’ [Power], 6, 5–14.
  14. Smorgunov, L. V., Sherstobitov, A. S. (2014). Politicheskije seti. Teorija i metody analiza: Uchebnik dlja studentov vuzov [Political Networks. Theory and Methods of Analysis: Textbook for University Students.] M: Aspekt Press.
  15. Solov’ev, A. I. (2015). Gosudarstvennye reshenija: kontseptual’nyj prostor i tupiki teoretizacii [State Solutions: Conceptual Scope and Deadlocks of Theorization]. Polis. Politicheskije issledovanija [Polis. Political Studies], 3, 127–146.
  16. Sud oshtrafoval Telegram na 800 tys. rublej za otkaz sotrudnichat’ s FSB [The Court Fined Telegram 800 Thousand Rubles for the Refusal to Cooperate with the FSB]. (2017, October 16). Interfaks [Interfax]. Retrieved from https://www.interfax.ru/russia/583337
  17. Federal’nyj zakon ot 06.07.2016 N374-FZ “O vnesenii izmenenij v Federal’nyj zakon ‘O protivodejstvii terrorizmu i otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii v chasti ustanovlenija dopolnitel’nykh mer protivodejstvija terrorizmu i obespechenija obshchestvennoj bezopasnosti’”. [Federal Law N374-FZ of 06.07.2016 ”On modification of the Federal Law ‘On Сounteraction to Terrorism and Separate Legal Acts of the Russian Federation in so far as Relevant to Establishing Security Supplement in Counteracting Terrorism and Ensuring Public Security’”].
  18. Federal’nyj zakon ot 21.07.2014 N242-FZ (red. ot 31.12.2014) “O vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii v chasti utochnenija porjadka obrabotki personal’nyh dannyh v informacionno-telekommunikacionnykh setjakh”. [Federal Law N242-FZ of 21.07.2014 “On Modification of Separate Legal Acts of the Russian Federation in so far as Relevant to Updating the Procedure of Processing Personal Data in Information and Telecommunication Networks”].
  19. Federal’nyj zakon ot 27.07.2006 N152-FZ (red. ot 31.12.2017) “O personal’nyh dannyh” [Federal Law N152-FZ of 27.07.2006 “On Personal Data”].
  20. LinkedIn vzvesit Rossiju [LinkedIn will Test Russia]. (2016, December 13). Vedomosti [The Record]. Retrieved from https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2016/12/13/669302-linkedin-rossiyu
  21. Oficial’nyj sajt Roskomnadzora [Official Site of Roskomnadzor]. (2016, December 8). RNS: LinkedIn vstala na put’ razblokirovki [RNS: LinkedIn has Embarked on the Path of Unlocking]. Retrieved from https://rkn.gov.ru/press/publications/news41963.htm
  22. Telegram nazval prichinu otkaza FSB v rasshifrovke perepiski obvinjaemykh v terakte [Telegram has Disclosed the Reason why FSB Refused to Decode the Correspondence of Those Accused of a Terrorist Act]. (2017, December 12). Vedomosti [The Record]. Retrieved from http://www.vedomosti.ru/technology/news/2017/12/12/745000-telegram-fsb
  23. Brinkerhoff, D. W., & Goldsmith, A. A. (2005). Institutional dualism and international development: a revisionist interpretation of good governance. Administration and Society, 37 (2), 199–224.
  24. Gel’man, V. (2004, November). The Unrule of Law in the Making: the Politics of Informal Institution Building in Russia. Europe-Asia Studies, 56 (7), 1021–1040.
  25. König P. D., & Wenzelburger, G. Toward a Theory of Political Strategy in Policy Analysis. Politics & Policy, 42 (3), 400–430.
  26. Pralle, S. B. (2003). Venue Shopping, Political Strategy, and Policy Change: The Internationalization of Canadian Forest Advocacy. Journal of Public Policy, 23 (3), 233–260.
  27. Weiss, T. G. (2000). Governance, good governance and global governance: Conceptual and actual challenges. Third World Quarterly, 21 (5), 795–814.
  28. What is Good Governance. UNESCAP, 2009. Retrieved from http://www.unescap.org/pdd/prs/ProjectActivities/Ongoing/gg/governance.asp