Аннотация
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования психологического содержания туризма. В содержании туризма выделяется отношение личности к географическому пространству и сами личностные особенности людей, практикующих туризм. Отношения имеют трехчастную структуру: когнитивный, аффективно-мотивационный и поведенческий компоненты. Личностный компонент психологического содержания туризма включает: ценностные ориентации, особенности самоактуализации. Проверялась гипотеза о существовании различий в психологическом содержании туризма у людей, практикующих различные виды туризма. Были опрошены представители трех видов туризма: горного, культурно-исторического, пляжного (n = 190). В ходе сравнительного анализа были выявлены статистически значимые различия в содержании туризма у людей, практикующих различные его виды. Большинство этих различий выявлены в когнитивном, аффективно-мотивационном компонентах отношения к географическому пространству. Гипотеза подтверждается в когнитивном, аффективно-мотивационном компонентах отношения к географическому пространству и не подтверждается в поведенческом компоненте отношения к географическому пространству и в личностном компоненте содержания туризма. Приведена интерпретация. Составлены психологические портреты людей, практикующих горный, культурно-исторический или пляжный вид туризма. Портреты отражают психологическое содержание туризма: характеризуют ряд особенностей отношения к географическому пространству и личностных особенности туристов.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
- Aleksandrova, L. A. (2014). Sub”yektivnaya vital’nost’ kak predmet issledovaniya [Subjective Vitality as a Research Object]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of Higher School of Economics], 1, 133–163.
- Angyal, A. (1941). Foundations for a Science of Personality. New York: The Commonwealth Fund.
- Berezina, T. N. (2012). Mnogomernaya psikhika. Vnutrenniy mir lichnosti [Multidimensional psyche. The Inner World of the Individual]. Moskva: PER SE.
- Bianchi, C. (2015). Solo Holiday Travellers: Motivators and Drivers of Satisfaction and Dissatisfaction. International Journal of Tourism Research, 4, 17–32. doi: 10.1002/jtr.2049
- Chuandong, H. (2013). Tourism: An Explanation of Evolutionary Psychology. Tourism Tribune, 28 (9): 102–108.
- Dodonov, B. I. (1978). Emotsiya kak tsennost’ [Emotion as a value]. Moskva: Politizdat.
- Dyomin, A. N., Pivkin, D. Yu. (2014). Razrabotka oprosnika “Psikhologicheskaya struktura zanyatosti” [Development of the questionnaire “Psychological structure of employment”]. Psikhologiya. Ekonomika. Pravo [Psychology. Economy. Law], 4, 18–29.
- El’konin, B. D. (1994). Vvedeniye v psikhologiyu razvitiya (v traditsii kul’turno-istoricheskoy teorii L. S. Vygotskogo) [Introduction into Psychology of Development (in the Tradition of Cultural and Historic Theory of L. S. Vygotsky)]. Moskva: Trivola.
- Fernkhem, A., Kheyven P. (2001). Lichnost’ i sotsial’noye povedeniye [Personality and Social Behaviour] Sankt-Peterburg: Piter.
- Filep, S. (2012). Positive Psychology and Tourism. Handbook of Tourism and Quality-of-Life Research, 2, 31–50. DOI: 10.1007/978–94–007–2288–0_3
- Gold, Dzh. (1990). Psikhologiya i geografiya: osnovy povedencheskoy geografii [An introduction to behavioural geography]. Moskva: Progress.
- Gozman, L. Ya., Kroz, M. V. & Latinskaya M. V. (1995). Samoaktualizatsionnyy test [Self-actualization Test]. Moskva: Ros. ped. agentstvo.
- Holden, A. (2005). Tourism Studies and the Social Sciences. London: Routledge.
- Kai, L. (2013). Happiness and Tourism. International Journal of Business and Social Science, 4 (15), 67–70.
- Karelin, A. (2007). Bol’shaya entsiklopediya psikhologicheskikh testov [The Great Encyclopedia of psychological tests]. Moskva: Eksmo.
- Kuskov, A. S., Golubeva, V. L. & Odintsova, T. N. (2005). Rekreatsionnaia geografiya: uchebno-metodicheskii kompleks [Recreational geography. Tutorial]. Moskva: MPSI, Flinta.
- Leont’yev, A. N. Obraz mira. Izbrannye psihologicheskie proizvedenija [Image of the World. Selected Psychological Works]. Moskva: Pedagogika
- Litvin, A. V. (2013). Osobennosti mental’noy geograficheskoy karty v podrostkovom vozraste [Features mental map during adolescence]. Psikhologiya. Ekonomika. Pravo [Psychology. Economy. Law]. 1. 54–59.
- Litvin, A.V. (2016). Protivopostavleniye i yedinstvo cheloveka i geograficheskogo prostranstva [Opposition and Unity of Man and Geographical Space]. Psikholog [Psychologist], 2, 1–8. doi: 10.7256/2409–8701.2016.2.18955
- Lowenthal, D. & Riel, M. (1972). Milieu and Observer Differences in Environmental Associations. Publications on Environmental Perception, 7, 37–86.
- Myasishchev, V. N. (1995). Psikhologiya otnosheniy [Psychology of Relations]. Moskva-Voronezh.
- Pearce, P. L. & Packer J. (2013). Minds on the move: New links from psychology to tourism. Annals of Tourism Research, 40, 386–411.
- Pearce, P. L. (2005). Tourist Behaviour. Themes and conceptual schemes. Clevedon: Channel View Publications.
- Pearce, P. L. (2009). The relationship between positive psychology and tourist behavior studies. Tourism Analysis, 14, 37–48.
- Petukhov, V. V. (1984). Obraz mira i psikhologicheskoye izucheniye myshleniya [The Image of the World and the Psychological Study of Thinking]. Vestnik Moskovskogo Universiteta [Bulletin of Moscow University], 4, 13–20.
- Ryabikina, Z. I. & Ozhigova L. N. (1999). Obshchestvo i chelovek: ob”yektivnoye v sub”yektivnom prostranstve lichnosti [Society and the Person: Objective in Subjective Space of the Person]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravleniye [Human. Community. Management], 4, 5–27.
- Šimková, E. (2014). Psychology and its application in tourism. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 114, 317–321.
- Skavronskaya, L., Scott, N., Moyle, B., Le, D., Hadinejad, A., Zhang, R., Gardiner, S., Coghlan, A. & Shakeela, A. (2017). Cognitive psychology and tourism research: state of the art. Tourism Review, 2, 221–237. doi: 10.1108/TR-03–2017–0041
- Tony, S. M. Tse. (2014). Does Tourism Change Our Lives? Journal Asia Pacific Journal of Tourism Research, 9, 989–1008.
- Yekintsev, V. I., Cherdantseva A. V. (2011). Turisticheskaya deyatel’nost’ kak proyavleniye samorazvitiya cheloveka [Tourist Activity as a Manifestation of a Person’s Self-development]. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii [Psychology in Economics and Management], 1, 70–74.
- Zamyatin, D. N. (2014). Prostranstvo i dvizheniye [Space and Movement]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Research], 4, 20–29.
- Zinchenko, V. P. & Mamardashvili M. K. (2004). Problema ob”yektivnogo metoda v psikhologii [The Problem of the Objective Method in Psychology]. Postneklassicheskaya psikhologiya [Post-nonclassical psychology], 1, 45–70.