Критерии оценки эффективности символической политики в контексте изучения практик региональной политики идентичности
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политика идентичности

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-23-3-33-47

Как цитировать

Калашникова, С.К. (2023). Критерии оценки эффективности символической политики в контексте изучения практик региональной политики идентичности. Южно-российский журнал социальных наук, 23(3), 33-47. DOI: 10.31429/26190567-23-3-33-47
Дата поступления 20 декабря 2022
Дата принятия 22 января 2023
Дата публикации 28 февраля 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2023 Софья Константиновна Калашникова

Аннотация

Возможность оценки политических процессов символического спектра является дискуссионным вопросом. Выявить критерии эффективности данного политического направления можно при рассмотрении политики идентичности как политического курса («identity policy») с соответствующими декларируемыми задачами и достижимыми результатами. Подходы к оценке эффективности политической деятельности могут быть разделены на два типа: внутренний (оценка качеств самой политической элиты) и внешний (оценка социального эффекта). При исследовании политики идентичности отечественные авторы используют оба подхода, которые на эмпирическом уровне включают в себя экспертные интервью, метод «case-study», опросы населения и анализ политического дискурса. В контексте исследования политики идентичности в регионах России инструментальный подход остается основным трендом, поэтому оценка усилий, предпринимаемых региональными властями для формирования территориального бренда, имеет ключевое значение для анализа политики идентичности в целом. В статье рассматриваются успешные кейсы интеграции территориального брендинга в общую канву региональной политики идентичности. Проведенный анализ авторских методик по измерению эффективности символической политики позволил сформировать некоторые фокусы исследования данного политического курса.

Ключевые слова

эффективность политической деятельности символическая политика политика идентичности региональная идентичность регионы России брендинг территорий

Информация о финансировании

Исследование выполнено в СПбГУ при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 23-28-00933 «Политика идентичности в российских агломерациях в контексте международного опыта».

Библиографические ссылки

Авксентьев, В.А. (2014). Портфель со множеством идентичностей: взаимодополнение, конкуренция или единство? В Справедливость как ценность, идея и общественная практика в современном мире и России (с. 7–10). М.: РАПН Институт «Справедливый мир».

Авксентьев, В.Б., Аксюмов, Б.В., Васильченко, В.А. (2017). Политика идентичности в современной России: конструкция и деконструкция (экспертное мнение). Научная мысль Кавказа, 3, 23–32.

Ахременко, А.С., Юрескул, Е.А. (2013). Эффективность государственного управления: политологический и экономический подходы. Общественные науки и современность, 1, 77–88.

Белов, С.И. (2018). Недостатки формирования политики памяти в России (результаты обобщения экспертных мнений). Вестник РУДН. Серия: Политология, 2, 269–277.

Белов, С.И., Кретова, А.А. (2020). Компьютерные игры как ресурс реализации политики памяти: практический опыт и скрытые возможности (на материалах позиционирования событий Великой Отечественной войны). Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки, 1, 54–63.

Бергер, П., Лукман, Т. (1995) Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Москва: Медиум.

Бренд «Made in Moscow» все более узнаваем за рубежом (2019). News Rambler. Режим доступа https://news.rambler.ru/other/42404216‑brend-made-in-moscow-vse-bolee-uznavaem-za-rubezhom/

Брубейкер, Р., Купер, Ф. (2000). За пределами «идентичности». Теория и общество, 1, 34–52.

Гаева, А.В. (2012). Теоретические подходы к изучению эффективности деятельности политической элиты. Вестник ВолГУ, 1, 125–131.

Докучаев, Д.С. (2018). Региональная идентичность в Ивановской области: конкурирующие дискурсы в политике конструирования образа территории. Дискурс-Пи, 3–4, 173–182.

Калашникова, С.К. (2020). Региональная политика идентичности: образ Санкт-Петербурга в дискурсе лидеров региона. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 16(4), 505–517.

Калашникова, С.К. (2022). Эффективность региональной политики идентичности в общественном мнении: опыт г. Санкт-Петербурга. Социально-политические исследования, 3(16), 65–79.

Кулаков, С.В. (2019). Территориальный брендинг как инструмент формирования позитивной региональной политической идентичности. PolitBook, 2, 101–115.

Кулибанова, В.В., Тэор, Т.Р. (2017). Выявление важнейших групп стейкхолдеров для целей реализации политики территориального брендинга в Санкт-Петербурге. Балтийский регион, 3, 128–149.

Курочкин, А.В. (2013). «Коммуникативная эффективность»: концептуализация понятия и перспективы использования в теории и практике государственного управления. Человек. Сообщество. Управление, 4, 83–92.

Логинов, В.К. (2013). Концепт «регион» и «территория» в структуре территориальной идентичности. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 3, 112–120.

Малинова, О.Ю. (2010). Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России. Полис. Политические исследования, 2, 90–105.

Малинова, О.Ю. (2018). Обоснование политики 2000‑х годов в дискурсе В.В. Путина и формирование мифа о «лихих девяностых». Политическая наука, 3, 53–84.

Малинова, О.Ю. (2019). Конструирование смысловых рамок памяти о реформах 1990‑х гг. В либеральном дискурсе 2000‑х гг. Южно-российский журнал социальных наук, 3, 91–105.

Мартынов, М.Ю., Пуртова, В.С. (2019). Ценности патриотизма и формирование гражданской идентичности (по материалам социологического опроса в Югре). Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 1, 14–19.

Морозова, Е.В. (2011). Локальная идентичность и проблемы ее конструирования (кейс Краснодарского края). В Идентичность как предмет политического анализа: сборник статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции (с. 231–237). Москва: ИМЭМО РАН.

Назукина, М.В. (2014). Новые тенденции в политике идентичности на региональном уровне в России: акторы, специфика, тренды. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, 3, 137–150.

Назукина, М.В. (2020). Конкурс «Великие имена России» в российских республиках: этнический дискурс политики идентичности. Мир России, 1, 132–152.

Назукина, М.В., Филиппова, Е.Ю. (2019). Поздравительный дискурс «дня республики» как компонент региональной политики идентичности: этничность имеет значение? ARS ADMINISTRANDI, 4, 345–359.

Озерова, К.А. (2018). Наследие Волжской Булгарии и региональная идентичность: политика памяти и «изобретение» традиций. Историческая и социально-образовательная мысль, 2/2, 127–132.

Пашкус, В.Ю., Пашкус, Н.А., Пашкус, М.В. (2016). Создание сильного культурного бренда Санкт-Петербурга: прорывное позиционирование и подходы к оценке. Региональная экономика: теория и практика, 4, 19–30.

Попова, О.В. (2019). Государственная политика идентичности как теоретический конструкт и реальная практика: опыт экспертных оценок российских исследователей. Южно-российский журнал социальных наук, 4, 74–91.

Программа «Сделано в Москве» (2018). ГБУ «Малый бизнес Москвы». Режим доступа https://mbm.mos.ru/article/prodvijenie-i-sbit/eksport/programma-sdelano-v-moskve-made-in-moscow_1684

Рейтинг событийного потенциала регионов (2021). Фонд Росконгресс. Режим доступа https://roscongress.org/materials/reyting-sobytiynogo-potentsiala-regionov‑2020/

Сагитова, Л.В. (2018). Политика идентичности Татарстана в контексте становления федеративных отношений в современной России. Вестник МГОУ, 4, 135–147.

Смирнов, Д.С. (2007). Ценностные ориентации политической элиты как фактор ее эффективности. Власть, 2, 18–22.

Туровский, Р.Ф. (1999). Региональная идентичность в современной России. В Российское общество: становление демократических ценностей: сборник статей (c. 87–136). М.: Гендальф.

Федорченко, С.Н., Тедиков, Д.О., Теслюк, К.В., Маркарян, Р.А. (2019). Сетевые компьютерные игры в эпоху цифровизации: новые угрозы или потенциалы для реализации политики памяти? Вестник МГОУ, 3, 67–86.

Цумарова, Е.Ю. (2012). Политика идентичности: politics или policy? Вестник Пермского университета, 2, 5–16.

Цумарова, Е.Ю. (2014). Политика идентичности в регионах России: теоретический и практический аспекты (на примере Республики Карелия) (Кандидатская диссертация). Санкт-Петербург.

Шентякова, А.В. (2019). Консолидация элит и лидерство как факторы эффективности политики идентичности (по оценкам экспертов). Социодинамика, 12, 9–17.

Шульга, Е.П., Медведев, В.В. (2017). Этническая идентичность студенчества: опыт этносоциологического опроса регионального университета. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 5, 186–194.

Юрескул, Е.А. (2013). Влияние институциональных характеристик политической системы на эффективность государственной власти. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 3, 228–249.

Braun, E. (2013). My city — my Brand: The Different Roles of Residents in Place Branding. Journal of Place Management and Development, 6(1), 18–28.

Статистика скачивания

Нет статистики