Влияние характеристик трудной жизненной ситуации на волевую регуляцию личности | Южно-российский журнал социальных наук
Влияние характеристик трудной жизненной ситуации на волевую регуляцию личности
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-21-2-139-159
https://doi.org/10.31429/26190567-21-2-139-159

Как цитировать

Белан Е.А., Халилов Т.А. Влияние характеристик трудной жизненной ситуации на волевую регуляцию личности // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21, №2. С. 139-159. DOI: 10.31429/26190567-21-2-139-159
Дата поступления 2020-01-17
Дата принятия 2020-06-20
Дата публикации 2020-11-11

Copyright (c) 2020 Елена Альбертовна Белан, Тимур Александрович Халилов

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье рассмотрено влияние ситуационных характеристик на волевую регуляцию поведения личности. Соавторы данного научного исследования под ситуацией понимают ограниченную во времени и пространстве дискретную единицу социальной жизнедеятельности личности, обладающей устойчивым единством социально заданных обобщенных, индивидуальных, объективных и субъективных характеристик, обуславливающих специфику индивидуального поведения. Теоретико-­методологический экскурс в научную проблему определил цель исследования: на основании изучения полномерных характеристик ситуации выявить механизмы ситуационной детерминации волевой регуляции поведения личности в ситуациях жизненных трудностей. Ситуации жизненных трудностей были выбраны вследствие их особого статуса — превышение ситуационных требований по отношению к обычному уровню адаптивного потенциала личности. В исследовании приняли участие 344 человека, из них 198 женщин и 146 мужчин в возрасте 20–38 лет, жители г. Краснодара и Краснодарского края. Эмпирическое исследование проводилось методом опроса. Ситуационные показатели изучались с использованием авторской методики «Оценка ситуационной активности взрослой личности (ОСА)» (Е.А.Белан). Волевые характеристики личности изучались с помощью опросника диагностики волевых качеств личности (ВКЛ) М.В.Чумакова. Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы. Во-первых, в процессе индивидуального восприятия жизненные трудности приобретают специфические, отчасти противоречивые индивидуально-­оценочные характеристики, превышающие обычный адаптивный потенциал и обусловливающие специфику индивидуального поведения в подобных ситуациях. Во-вторых, характеристики трудных жизненных ситуаций влияют на волевую регуляцию личности. Тем самым, ситуационное закрепляется в индивидуальном жизненном опыте личности и выступает достаточно устойчивым регулятором социальной жизнедеятельности. В-третьих, вследствие того, что отдельные волевые качества находятся в зависимости от нескольких ситуационных характеристик одновременно, недостаточная или избыточная индивидуальная оценка личностью этих ситуационных характеристик может приводить в некоторых случаях к рассогласованности волевой регуляции. В-четвертых, в любой трудной жизненной ситуации может сложиться комплекс ситуационных характеристик, оценочно отражаемых в индивидуальном сознании личности, выраженность которых как в отдельности, так и в их совокупности будет как повышать, так и понижать уровень волевой регуляции. Это следует учитывать в социально-­психологическом сопровождении оптимизации поведения личности, переживающей жизненные трудности.

Ключевые слова

личность, ситуация, личностно-­ситуационное взаимодействие, социальное поведение, волевая регуляция поведения, ситуационная детерминация социального поведения, генезис ситуационной активности личности, адаптивный потенциал, совладание, гиперсовладание

Библиографические ссылки

  1. Antsupov, A. Ya, Shipilov, A. I. (2000). Konfliktologiya [Conflictology]. M.: UNITY.
  2. Aronson, E. (2007). The Social Animal. London: Blackwell.
  3. Aronson, E., Wilson, T., Aikert, R. (2002). Sotsial'naya psikhologiya. Psikhologicheskiye zakony povedeniya cheloveka v sotsiume [Psychological Laws of Human Behavior in Society]. SPb.: SPb.: PRAYM-YEVROZNAK.
  4. Asch, S. (1955). Opinions and Social Pressure. Scientific American, 193(5), 31–35.
  5. Beckmann, J., Heckhausen, H. (2018). Situational Determinants of Behavior. In Motivation and Action (pp. 113–162). Springer, Cham.
  6. Belan, E. A., Gutnik, E. P., Shibitova, A. A. (2017). Vliyaniye individual'no-otsenochnoy modeli situatsii na perezhivaniye odinochestva vzrosloy lichnost'yu [Influence of Individual And Estimated Model of The Situation on Experience of Loneliness By The Adult Personality]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and Social-Educational Idea], 9(6/2), 154–160.
  7. Belan, E.A. (2011). Situatsionnyye prediktory aktivnosti cheloveka: monografiya [Situational Predictors of Human Activity: Monograph]. Saarbrusken: LAP Lambert Academic Publishing.
  8. Burlachuk, L. F., Mikhailova, N. B. (2002). K psikhologicheskoy teorii situatsii [To the Psychological Theory of The Situation]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 1, 5–17.
  9. Chumakov, M.V. (2004). Oprosnik diagnostiki volevykh kachestv lichnosti (VKL) [Questionnaire for the Diagnosis of Volitional Personality Traits (VPT)]. Yaroslavl: NPCTS “Psykhodiagnostika”.
  10. Duckworth, A. L., Gendler, T. S., Gross, J. J. (2016). Situational Strategies for Self-Control. Perspectives on Psychological Science, 11(1), 319–325.
  11. Emelyanov, Yu. N. (1985). Aktivnye gruppovye metody social’no-psihologicheskoy podgotovki spetialistov [Active Group Methods of Socio-Psychological Training of Specialists]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], 6, 88–95.
  12. Griffo, R., Colvin, R. (2019). An Exploration of Subjective Situation Dimensions Associated with Situation-Specific Behavior. Perspectives on Psychological Science, 10(4), 504–513.
  13. Grishina, N. I. (Ed) (2001). Psikhologiya sotsial'nykh situatsiy: khrestomatiya [Psychology of Social Situations: An Anthology]. SPb.: Piter.
  14. Grishina, N. V. (Ed.) (2016). Psikhologiya sotsial'nykh situatsiy: khrestomatiya [Situational Approach: Research Tasks and Applicability]. Vestnik SPbGU. Ser. 16 [Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 16], 1, 58–68.
  15. Horstmann, Kai T., Ziegler, M. (2016). Situational Perception: Its Theoretical Foundation, Assessment, and Links to Personality. In U. Kumar (Ed.), The Wiley Handbook of Personality Assessment. (31–43). Oxford: Wiley Blackwell.
  16. Ilyin, E.P. (2009). Psikhologiya voli [Psychology of the Will]. SPb: Piter.
  17. Ivannikov, V. A., Shlyapnikov, V. N. (2019). Osobennosti volevoy regulyatsii u predstaviteley raznykh etnokul'turnykh grupp [Features of Volitional Regulation among Representatives of Different Ethnocultural Groups]. Eksperimental’naya psikhologiya [Experimental Psychology], 12(1), 70–84.
  18. Ivannikov, V.A. (2006). Psikhologicheskiye mekhanizmy volevoy regulyatsii [Psychological Mechanisms of Volitional Regulation]. SPb.: Piter.
  19. Karoly, Р. (1993). Mechanisms of Self-Regulation: A Systems View. Annual Review of Psychology, 44, 23–52.
  20. Kashapov, M. M. (2017). Nadsituativnoye myshleniye kak kognitivnyy resurs lichnosti [Supra-Situational Thinking as a Personality Cognitive Resource]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya “Psikhologiya” [The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Psychology], 22, 3–9.
  21. Kochetova, E. Yu., Shalaginova, K. S. (2019). Model' formirovaniya strategiy preodoleniya trudnykh zhiznennykh situatsiy u sovremennoy molodezhi: ot obosnovaniya k realizatsii i otsenke effektivnosti [A Model for The Formation of Strategies to Overcome Difficult Life Situations in Modern Youth: From Justification to Implementation and Evaluation of Effectiveness]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [The World of Science. Pedagogy and Psychology], 1, 42.
  22. Korzhova, E. Yu., Volkova, E. N., Rudykhina, O. V., Tumanova, E. N. (2018). Psikhologiya cheloveka kak sub'yekta zhiznedeyatel'nosti i zhiznennogo puti lichnosti: osnovnyye itogi issledovaniy [Clinico-Psychological Phenomena of Mental Adaptation in The Changing Sociocultural Environment]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertzena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 187, 134–145.
  23. Milgram, S. (2000). Eksperiment v social’nojpsikhologii [An Experiment in Social Psychology]. SPb: Piter.
  24. Mischel, W. (1973). Toward a Cognitive Social Learning Reconceptualization of Personality. Psychological Review, 80, 252–283.
  25. Nasledov, A. D. (2006). Matematicheskiye metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretatsiya dannykh [Mathematical Methods of Psychological Research. Analysis and Interpretation of Data]. SPb: Rech.
  26. Orbell, S. (2004). Intention-Behavior Relations. A Self-Regulation Perspective. In G. Haddock, Gr. R. Maio (Eds) Contemporary Perspectives on the Psychology of Attitudes (pp. 145–168). London: Routledge.
  27. Parrigon, S., Woo, S. E., Tay, L., Wang, T. (2017). CAPTION-ing the Situation: A Lexically-Derived Taxonomy of Psychological Situation Characteristics. Journal of Personality and Social Psychology, 112(4), 642–681.
  28. Perikova, E. I., Byzova, V. M. (2018). Metakognitivnyye strategii preodoleniya trudnykh zhiznennykh situatsiy pri raznykh urovnyakh samoorganizatsii deyatel'nosti [Metacognitive Strategies for Overcoming Difficult Life Situations at Different Levels of Self-Organization of Activity]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin], 8(5), 41–56.
  29. Petrovskiy, V.A. (1992). Psikhologiya neadaptivnoy aktivnosti [The psychology of Maladaptive Activity]. M.: TOO “Gorbunok”.
  30. Ross, L., Nisbett, R. (1999). Chelovek i situatsiya [The Man and The Situation]. M.: Aspect Press.
  31. Rubinstein, S. L. (2002). Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. SPb: Piter.
  32. Rubinstein, S. L. (2003). Bytiye i soznaniye. Chelovek i mir [Being and Consciousness. Man and The World]. SPb: Piter.
  33. Ryaguzova, E.V. (2008). Psikhologicheskaya situatsiya kak predmet teoreticheskoy refleksii [Psychological Situation as a Subject of Theoretical Reflection]. Problemy sotsial'noy psikhologii lichnosti [Problems of The Social Psychology of Personality]. Saratov: Saratovskiy gosudarstvennyy universitet im. N. G. Chernyshevskogo.
  34. Slobodchikov, V. I., Zuckerman, G. A. (1996). Integral'naya periodizatsiya obshchego psikhicheskogo razvitiya [Integral Periodization of General Mental Development]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], 5, 38–50.
  35. Stolin, V. V. (1983). Samosoznaniye lichnosti [Self-Identity]. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo Universiteta.
  36. Tyumeneva, Yu. A. (2007). Psikhologicheskoye izmereniye [The Psychological Dimension]. M.: Aspect Press.
  37. Wrzus, C., Wagner, G. G. Riediger, M. (2016). Personality-Situation Transactions from Adolescence to Old Age. Journal of Personality and Social Psychology, 110(5), 782–799.