Ресурсы, этапы и пространство самореализации личности: теоретико-эмпирическое обоснование модели | Южно-российский журнал социальных наук
Ресурсы, этапы и пространство самореализации личности: теоретико-эмпирическое обоснование модели
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-22-1-137-152
https://doi.org/10.31429/26190567-22-1-137-152

Как цитировать Array

Дементий Л.И., Маленов А.А. Ресурсы, этапы и пространство самореализации личности: теоретико-эмпирическое обоснование модели // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22, №1. С. 137-152. DOI: 10.31429/26190567-22-1-137-152
Дата поступления 2021-02-25
Дата принятия 2021-03-20
Дата публикации 2021-08-09

Copyright (c) 2021 Людмила Ивановна Дементий, Александр Александрович Маленов

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье в рамках процессуального и ресурсного подходов теоретически и эмпирически обосновывается модель самореализации личности в пространстве психологического образования. Выбор последнего обусловлен поиском сферы, релевантной для изучения реализации личности за пределами традиционных сфер деятельности — профессиональной и семейной. Самореализация понимается авторами как переход от потенциальных ресурсов личности к актуальным и актуализируемым, благодаря субъектной позиции личности. Доказано, что на каждом этапе самореализации (самоопределения, самовыражения, самоосуществления и самоактуализации) личность стремится к обнаружению и развитию разных ресурсов. Теоретическая модель подкрепляется результатами многочисленных эмпирических срезов, в том числе лонгитюдных, проведенных авторами на протяжении нескольких лет на студентах факультета психологии, а также на лицах, не имеющих и не получающих психологическое образование. Установлено, что психологическое образование оказывает положительное влияние на целый ряд личностных свой­ств, оправдывая персональные и социальные ожидания студентов. Благодаря этому повышается ощущение успешности и независимости, положительное самоотношение, чувство гордости, уверенность в себе, оптимизм, контроль настоящих и будущих событий, осмысленность и означенность жизни, самомотивация. Приобретаемые в процессе обучения компетенции, способствуют стабилизации и гармонизации семейных и дружеских отношений, улучшению коммуникации с коллегами по работе, расширению круга единомышленников, людей, способных поддержать в трудных жизненных ситуациях. Во многом это обусловлено усилением адаптационного потенциала и ресурсности самой личности, позитивной динамикой ее самосознания, способствующих достижению высшего уровня совладающей активности проактивного типа.

Ключевые слова

личность, самореализация, психологическое образование, ресурсы, процесс, модель, самоопределение, самовыражение, самоактуализация

Библиографические ссылки

  1. Abul’khanova-Slavskaya, K. A. (1991). Strategiya zhizni [Life Strategy]. M.: Mysl’.
  2. Andreeva, O. V. (2020). Otvetstvennost’ kak neobkhodimoe uslovie samorealizatsii cheloveka [Responsibility as a Prerequisite for the Individual’s Self-realization]. In L. I. Dementiy (Ed.) Sotsial’naya, professional’naya i personal’naya otvetstvennost’ lichnosti v sovremennom obshchestve: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Omsk, 8–10 oktyabrya 2020 g.) (pp. 136–139) [The Social, Professional and Personal Responsibility of the Individual in Modern Society: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. (Omsk, 8–10 October 2020)]. Omsk: Izdatel’stvo Omskogo gosudarstvennogo universiteta.
  3. Aspinwall, L. G., Taylor, S. E. (1997). A Stitch in Time: Self-Regulation and Proactive Coping. Psychological Bulletin, 121(3), 417–436.
  4. Bazaeva, F. U. (2009). Samorealizatsiya kak filosofskaya, psikhologicheskaya i pedagogicheskaya kategoriya [Self-Realisaton as a Philosophical, Psychological and Pedagogical Category]. Obrazovanie i nauka [The Education and Science Journal], 9(66), 47–54.
  5. Belykh, T. V. (2015). Dinamika sub’’ektnykh svoystv lichnosti v protsesse obucheniya v vuze [Dynamics of Subjective Characteristics of Personality in The Process of Studying at the University]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology], 2(14), 110–114.
  6. Carver, C. S., Scheier, M. F., Weintraub, J. K. (1989). Assessing Coping Strategies: a Theoretically Based Approach. Journal of personality and Social Psychology, 56(2), 267–283.
  7. Dementiy, L. I., Malenov, A. A. (2012). Psikhologicheskie znaniya kak resurs razvitiya lichnosti spetsialista sotsionomicheskogo profilya [Psychological Knowledge as a Resource of Personal Development of Expert Socionomy Specialization]. Vestnik Omskogo universiteta [Herald of Omsk University], 3(65), 283–288.
  8. Dementiy, L. I., Malenov, A. A., Malenova, A. YU. (2020). Uroven’ samoaktualizatsii i adaptatsionnyy potentsial kak koping-resursy lichnosti na etape samorealizatsii [Self-Actualization Level and Adaptation Potential as Personality Coping Resources at the Stage of Self-Realization]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Journal of Psychology], 78, 80–98.
  9. Derkach, A. A., Sayko, E. V. (2010). Samorealizatsiya — osnovanie akmeologicheskogo razvitiya: monografiya [Self-Realization — the Basis of Acmeological Development: Monograph]. Moskva: MPSI; Voronezh: MODEK.
  10. Druzhinina, S. V. (2015). Resursnaya rol’ intellekta i kreativnosti v samorealizatsii podrostkov starshego vozrasta [Resource Role of Intelligence and Creativity in Selfrealization Older Teens]. Akmeologiya [Acmeology], 4(56), 66–71.
  11. Egorov, D. V. (2007). Samorealizatsiya kak komponent smyslozhiznennykh strategiy studentov-psikhologov raznoy lichnostnoy napravlennosti [Self-realization as a Component of the Life-Meaning Strategies of Psychology Students of Various Personal Orientations] (Candidate Dissertation). Rostov-on-Don.
  12. Folkman, S., Lazarus, R.W. (1991). Coping and Emotion. In S. Folkman, R. W. Lazarus Stress and Coping: An Anthology. N.Y.: Columbia University Press.
  13. Frizen, M. A., Plotnitskaya, M. R. (2015). Sub’’ektnost’ lichnosti v plane samorealizatsii i samorazvitiya: resursy i prakticheskie tekhnologii [The Subjectivity of The Individual in Terms of Self-Realization and Self-Development: Resources and Practical Technology]. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem [Modern Studies of Social Issues], 8(52), 322–334.
  14. Frolova, E. A. (2004). Psikhologicheskie usloviya lichnostnoy samorealizatsii v sisteme profil’nogo obucheniya starsheklassnikov [Psychological Conditions of Personal Self-Realization in the System of Specialized Training for Senior Pupils] (Abstract of Candidate Dissertation). Samara.
  15. Frydenberg, E., Lewis, R. (1991). Adolescent Coping Styles and Strategies. Australian Journal of Guidance and Counseling, 1, 35–43.
  16. Gorskaya, G. B., Fomichenko, N. G. (2015). Problema raskrytiya lichnostnykh resursov samorealizatsii (na primere sportsmenov vysokoy kvalifikatsii) [The Problem of Discovery of Personal Resources of Self-Realization (Case Study of Elite Athletes)]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], 22, 303–306.
  17. Gorskaya, G. B., Kompaniets, V. I. (2018). Psikhologicheskie resursy i bar’ery vklyucheniya lichnosti v sovremennyy zhiznennyy mir [Psychological Resources and Barriers of Personality Involvement in Contemporary Life World]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya “Psikhologiya” [Herald Of Omsk University. Series: Psychology], 2, 4–10.
  18. Greenglass, E. (2002). Chapter 3. Proactive Coping and Quality of Life Management. In E. Frydenberg (Ed.) Beyond Coping: Meeting Goals, Vision, and Challenges. London: Oxford University Press.
  19. Hobfoll, S. E. (1988). Conversation of Resources: A New Attempt at Conceptualizing Stress. American Psychologist, 44, 513–524.
  20. Hobfoll, S. E. (1988). Stress, Culture, and Community. N.Y. and London.
  21. Korostyleva, L. A. (2001). Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: osnovnye sfery zhiznedeyatel’nosti [Psychology of Personality Self-Realization: The Main Spheres of Life]. Saint Petersburg.
  22. Lazarus, R.W., Folkman, S. (1991). The Concept of Coping In S. Folkman, R. W. Lazarus Stress and Coping: An Anthology. N.Y.: Columbia University Press.
  23. Leont’ev, D. A. (1997). Samorealizatsiya i sushchnostnye sily cheloveka [Self-Realization and the Essential Forces of a Person]. In D. A. Leont’ev, V. G. Shchur (Eds) Psikhologiya s chelovecheskim litsom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoy psikhologii [Psychology with a Human Face: a Humanistic Perspective in Post-Soviet Psychology] (pp. 156–176). Moskva: Smysl.
  24. Malenov, A. A. (2010). Vozrastnye osobennosti motivov polucheniya psikhologicheskogo obrazovaniya [Age-specific Motives for Receiving Psychological Education]. In Lichnost’ v izmenyayushchikhsya sotsial’nykh usloviyakh: materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem 21–23 aprelya 2010 g. [Personality in Changing Social Conditions: Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation April 21–23, 2010] (pp. 207–212). Krasnoyarsk: Izdatel’stvo Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf’eva.
  25. Malenov, A. A. (2011). Problema diagnostiki motivov vybora professii u studentov zrelogo vozrasta [The Problem of Diagnosing Career Motives in Mature Students]. In Psikhodiagnostika v sovremennom mire: materialy 5-y Vserossiyskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 14–15 maya 2011 g. (pp. 148–160) [Psychodiagnostics in the Modern World: Materials of the 5th All-Russian Student Scientific and Practical Conference on May 14–15, 2011]. Ekaterinburg: izd-vo RGPPU.
  26. Malenov, A. A. (2013). Resursy psikhologicheskogo obrazovaniya v zrelom vozraste: faktornyy podkhod [Resources of Psychological Education in The Middle Years: A Factor Approach]. Psikhologiya obucheniya [Psychology of Learning], 7, 115–131.
  27. Malenov, A. A. (2016). Otsenka priobreteniy i poter’ personal’nykh resursov studentami fakul’teta psikhologii zrelogo vozrasta [Evaluation of Acquisitions and Losses of Personal Resources by Adult Students at the Department of Psychology]. In Anan’evskie chteniya — 2016: Psikhologiya vchera, segodnya, zavtra: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, 25–27 oktyabrya 2016 g. [Ananyev Readings 2016: Psychology Yesterday, Today, Tomorrow: Materials of the International Scientific Conference, October 25–27, 2016] (pp. 347–348). SPb.: SPbGU. Skifiya-print.
  28. Malenov, A. A. (2016). Vzaimosvyaz’ urovnya samoaktualizatsii i adaptatsionnogo potentsiala vzroslykh lyudey pri poluchenii psikhologicheskogo obrazovaniya [The Relationship between the Level of Self-fulfillment and the Adaptive Capacity of Adults to Receive Psychological Education]. In M. A. Kholodnaya, G. V. Ozhiganova (Eds) Mental’nye resursy lichnosti: teoreticheskie i prikladnye issledovaniya: materialy tret’ego mezhdunarodnogo simpoziuma. Trudy Instituta psikhologii RAN [Mental Resources of a Personality: Theoretical and Applied Research: Materials of the Third International Symposium. Proceedings of the Institute of Psychology RAS] (pp. 169–174). Izdatel’stvo: Institut psikhologii RAN.
  29. Malenov, A. A. (2017). Vliyanie psikhologicheskogo obrazovaniya na uroven’ samoaktualizatsii studentov zrelogo vozrasta [The Impact of Psychological Education on the Level of Self-fulfillment of Adult Students]. In Vserossiyskaya vesennyaya psikhologicheskaya sessiya: sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The All-Russian Spring Psychological Session: A Collection of Materials from the All-Russian Scientific and Practical Conference] (pp. 175–178). Ekaterinburg: Ural’skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet.
  30. Malenov, A. A. (2019). Aktualizirovannye lichnost’yu resursy v protsesse polucheniya psikhologicheskogo obrazovaniya na etape samorealizatsii [Personalized Resources of the Individual in the Process of Obtaining Psychological Education at the Stage of Self-realization]. In Omskie nauchnye chteniya: materialy Tret’ey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Omsk, 2–6 dekabrya 2019 g.) [Omsk Scientific Readings: Materials of the Third All-Russian Scientific and Practical Conference (Omsk, December 2–6, 2019)] (pp. 391–393). Omsk: Izdatel’stvo Omskogo gosudarstvennogo universiteta.
  31. Maslow, A. (1982). Samoaktualizatsiya [Self-actualization]. In Psikhologiya lichnosti. Teksty [Psychology of Personality. Texts]. Moskva: Izdatel’stvo Moskovskogo Universiteta.
  32. Orel, A. A. (2011). Psikhologicheskie resursy samorealizatsii lichnosti v prostranstve professional’nogo bytiya [Psychological Resources of Personality Self-Realization in the Space of Professional Life] (Abstract of Candidate Dissertation). Krasnodar.
  33. Petrovskiy, V. A. (2009). Sem’ prostranstv sushchestvovaniya lichnosti: formal’nye modeli sostoyatel’nosti [Seven Spaces of Personality Existence: Formal Models of Consistency]. Mir psikhologii [Mir psikhologii], 1(57), 25–42.
  34. Samal’, E. V. (2008). Samoaktualizatsiya lichnosti v protsesse obucheniya v vuze [Self-actualization of the Individual in the Course of Study at the University] (Candidate Dissertation). Yaroslavl.
  35. Saporovskaya, M. V. (2012). Psikhologiya mezhpokolennykh otnosheniy v sovremennoy rossiyskoy sem’e [Psychology of Intergenerational Relations in the Modern Russian Family]. Kostroma: KGU im. N. A. Nekrasova.
  36. Savchenko, N. A. (2008). Smyslovye ustanovki kak komponent professional’nykh dispozitsiy studentov-psikhologov [Semantic Attitudes as a Component of Professional Dispositions of Psychology Students] (Candidate Dissertation). Rostov-na-Donu.
  37. Schwarzer, R., Taubert, S. (2002). Tenacious goal Pursuits and Striving toward Personal Growth: Proactive Coping. In E. Fydenberg (Ed.) Beyond Coping: Meeting Goals, Visions and Challenges. London: Oxford University Press.
  38. Thoits, P. A. (1991). Gender Differences in Coping with Emotional Distress: The Social of Coping. New York: Plenum Press
  39. Vitkovskaya, I. I. (2015). Samorealizatsiya kak neot’’emlemaya stupen’ samoosushchestvleniya lichnosti [Self-Realization is Inseparable From Self-Actualization of a Personality]. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem [Contemporary Research on Social Problems], 11(55), 545–552.
  40. Zubkova, E.A. (2006). Osobennosti semeynoy i trudovoy samorealizatsii lichnosti [Features of Family and Work Self-Realization of the Individual] (Candidate Dissertation). Kursk.