Аннотация
В статье рассматриваются современные особенности взаимодействия институтов национального государства и гражданского общества в условиях сетевизации публичной политики. Содержание этих коммуникаций, вызванных новой ролью политико-административных коалиций правящей элиты, требует пересмотра традиционных подходов. В этой связи автор обращает внимание на новые формы общения населения и власти, обусловленные неформальными внутриэлитарными коммуникациями в правящем меньшинстве, которые прежде всего отражаются на изменении характера принятия государственных решений. Анализируя эти процессы на основе институциональных и сетевых методов, автор характеризует основные механизмы и каналы целеполагания, соответствующие способы и процедуры деловых коммуникаций взаимодействующих субъектов. На основе исследования автор выделяет структурные особенности взаимодействия государства и общества в процессе принятия государственных решений. В данной связи выделяются три относительно автономных уровня: многообразные сетевые альянсы, способные при определённых условиях оказывать влияние на «узлы решений»; иерархические формализованные административные структуры государства, подвергающиеся систематическому воздействию сетевых структур, а также площадки взаимодействия сетевых и административных структур, где складывается фактическая конфигурация процесса принятия решений. Это позволяет сделать вывод, что в сложившихся условиях преимущественное влияние на государственные структуры приобретают акторы, действующие при помощи сетевых механизмов организации правящего класса (клики, клинетеллы и др.), что подрывает возможности реализации общегражданских интересов. Изменению подобного положения препятствует как пассивная позиция большей части граждан по отношению к сложившимся управленческим практикам, так и действия правящего меньшинства, использующего имеющиеся преимущества для реализации преимущественно партикулярных интересов, в том числе и с помощью гибридных инструментов (подрыв политического влияния проводников гражданских интересов). Возможности его преодоления в будущем связаны с трансформацией публичной формы организации государственной власти и совершенствованием процедур ее применения.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
- Alexejeva, T. (2017). Politicheskije nauki na fone menyajushchikhsja kartin mira [Political Sciences Against the Background of Alternating Pictures of the World]. In: A. Solovjov (Ed.) Politicheskaja refleksija, teorija I metodologija nauchhykh issledovanij [Political Reflection, Theory and Methodology of Research] (pp. 48–64). Moscow: ROSSPEN.
- Barsukova, S. (2015). Esse o neformal’noj ekonomike ili 16 ottenkov serogo [Essay on Informal Economics or 16 Shades of Grey]. Moscow: Izdatel’skij dom VShE.
- Bourdieu, P. (2017). O gosudarstve [On the State]. Moscow: Izdatel’skij dom Delo.
- Il’in, M., Kudrjashova, I. (Eds.) (2008). Suverenitet: transformatsija ponjatij i praktik [Sovereignty: Transformation of Concepts and Practices]. Moscow: MGIMO-Universitet.
- Castells, M. (2016). Vlast’ kommunikatsii [Power of Communication]. Moscow: Izdatel’skij dom VShE.
- Kurochkin, A. (2011). Politika v uslovijakh setevogo obshchestva: novaja struktura I soderzhanije [Politics under Networking Society: New Structure and Content]. Istoricheskije, filisofskije, politicheskije I yuridicheskije nauki, kul’turologija i iskusstvovedenije. Voprosy teorii I praktiki [Historical, Philosophical, Political, Juridical Sciences, Culturology and Art Criticism. Problems of Theory and Practice], 3, 113–119.
- Malinova, O. Yu. (2015). Konstruirovanije smyslov. Issledovanije simvolicheskoi politiki v sovremennoj Rossii [Construction of Senses. Researching Symbolic Politics in Modern Russia]. Moscow: INION.
- Malinova, O. Yu. (2012). Simvolicheskaja politika. Kontury problemnogo polja [Symbolic Politics. Contours of the Problem Field]. In: O. Yu. Malinova (Ed.). Simvolicheskaja politika. Konstruirovanije predstavlenij o proshlom kak vlastnyj resurs [Symbolic Politics. Constructing Concepts of the Past as an Authoritative Resource], 1. (pp. 5–16). Moscow: INION.
- Mel’vil’, A. (2013). Zachem ”tsarju gory” khoroshije instituty? [Why Does “The King of the Hill” Need Good Universities?]. Politicheskaya nauka [Political Science], 3, 166–167.
- Nisnevich, Yu. (2012). Gosudarstvo XXIII veka: tendentsii i problemy pazvitija [State in the XXIIIrd Century: Tendences and the Problems of Development]. Moscow: KnoRus.
- North, D. (1997). Instituty, institutsional’nyje izmenenija b funktsionirovanije ekonomiki [Institutes, Institutional Changes in the Functioning of Economics]. Moscow: Fond ekonomicheskoi knigi “Nachala”.
- Panov, P. (2006). Institutsionalism ratsional’nogo vybora: potentsial b predely vozmozhnostej [Institutionalism of the Rational choice: Potential and Limited Resources]. In: S. Patrushev (Ed.). Institutsional’naja politologija [Institutional Typology] (pp. 43–92). Moscow: ISP RAS.
- Toffler, A. (2004). Tretja volna [The Third Wave]. Moscow: ACT.
- Khaioz, N. (2013). Upravlenije, korruptsija i lokal’nyje struktury politicheskogo vlijanija v Shveitsarii [Governance, Corruption and Local Structures of Political Influence in Switzerland]. In: Gaman-Golutvina O. (Ed.). Elity i obshchestvo v sravnitel’nom izmerenii [Elites and Society in Comparative Survey] (pp. 200–208). Moscow: ROSSPEN.
- Baumgartner, F. R., Boef, S. L., Boydsun, A. E. (2008). The Decline of the Death Penalty and the Discovery of Innocence. Cambridge: Cambridge univ. press.
- Baumgartner, F. R., Green-Pedersen, C., Jones B. D., Mortensen, P., Neytenmans, M., Walgrave, S. (2009). Punctuated Equilibrium in Comparative Perspective. American journal of political science, 53 (3), 602–619.
- Baumgartner, F. R., Jones, B. D. (Eds.) (2002). Policy dynamics. Chicago, IL: Chicago univ. press.
- Breunig, C. (2011). Reduction, Stasis, and Expansion of Budgets in Advanced Democracies. Comparative political studies, 44 (8), 1060–1088.
- Brikland, Т. (1998). Focusing Events, Mobilization, and Agenda Setting. Journal of public policy, 18 (1), 53–74.
- Collier, P. (2007). The Bottom Billion: Why the Poorest Countries Are Failing and What Can Be Done about It. Oxford; N.Y.: Oxford University Press.
- Crozier, M., Thoenig, J. C. (1976). The Regulation of Complex Organized Systems. Administrative Science Quarterly, 2 (4), 547–570.
- Dowding, K., Hindmoor, A., Iles, R., John, P. (2010). Policy Agendas in Australian politics: The Governor-General’s speeches, 1945–2008. Australian Journal of Political Science, 45 (4), 533–557
- Dupuy, F., Thoenig, J. C. (1985). L’Administration en miettes. P.: Le Seuil.
- Grindle, M. S. (2007). Good Enough Governance Revisited. Development Policy Review, 25 (5), 533–574.
- Ingram, H., Schneider A., Deleon, P. (2007). Social Construction and Policy Design, In P. A. Sabatier (Ed.) Theories of the Policy Process (pp. 93–124). Westview Press.
- Ingram, H., Schneider, A. (2015). Making Distinctions: The Social Construction of Target Populations. In F. Fisher, D. Torgerson, A. Durnova, M. Orsini (Eds.) Handbook of Critical Policy Studies (259–273). Edward Elgar Publishing.
- Musgrace, R. A. (1959). Theory of Public Finance. N.Y.: McGraw Hill.
- Schneider, A., Ingram, Н. (1993). The Social Construction of Target Populations. American Political Science Review, 87 (2), 334–346
- Silke, A., Kreisi, H. (2007). The Network Approach. In P. A. Sabatier (Ed.) Theories of the Policy Process (рр.129–154). University of California, Davis: Westview Press.