Публичная политика и сетевые СМИ в среднеазиатских странах: от взаимодействия до государственного контроля | Южно-российский журнал социальных наук
Публичная политика и сетевые СМИ в среднеазиатских странах: от взаимодействия до государственного контроля
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-24-2-78-94
https://doi.org/10.31429/26190567-24-2-78-94

Как цитировать Array

Салимов Д.М. Публичная политика и сетевые СМИ в среднеазиатских странах: от взаимодействия до государственного контроля // Южно-российский журнал социальных наук. 2023. Т. 24, №2. С. 78-94. DOI: 10.31429/26190567-24-2-78-94
Дата поступления 2023-02-12
Дата принятия 2023-03-25
Дата публикации 2023-07-31

Copyright (c) 2023 Диловар Мирзомуддинович Салимов

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье рассматривается роль сетевых СМИ в контексте обеспечения легитимации публичной политики в Таджикистане и Узбекистане. Определяются коммуникационные факторы публичной политики, выступающие механизмом адаптации политической системы к социальной среде и являющиеся принципиально важным условием осуществления современных управленческих процессов. Анализируется процесс формирования сетевых СМИ, сетевого сообщества и их влияние на ход политического управления в этих странах. Предлагается анализ ряда политически важных документов и процесс их легитимации как следствие публичного дискурса в сетевых СМИ, тем самым выявляются механизмы горизонтального и вертикального контроля над сетевыми СМИ, проявляющегося в применении как правовых, так и неправовых методов урегулирования информационных потоков в этих странах. Концептуальной основой исследования является научное представление о том, что в среднеазиатских государствах важным фактором становится обоснованность политики режимов, для устойчивости которых необходимы механизмы информационного воздействия власти на субъекты публичной политики и модели политического позиционирования сетевых СМИ. В условиях Узбекистана и Таджикистана этот процесс происходит одновременно с формированием концепции идеологического объединения власти и сетевых СМИ, основанной на публичном обсуждении значимых для общества вопросов для нахождения путей их решений в целях стабилизации общественной и политической ситуации в этих странах. При этом учитывается и то, что функционирование сетевых СМИ как в Таджикистане, так и в Узбекистане определяется законодательством этих стран, что увеличивает вероятность их попадания в сферу влияния системы цензуры и контроля. Это проявляется в том, что и таджикская, и узбекская власти предлагают такую модель взаимоотношения с сетевыми СМИ, которая обеспечивала бы появление публичного пространства при сохранении прямого (вертикального) и косвенного (горизонтального) контроля, способствующего формированию такого информационного пространства, где все правила диктуются действующими режимами.

Ключевые слова

сетевые СМИ, горизонтальный контроль, вертикальный контроль, публичная политика, сетевое общество, государственное управление, политический режим, политическая цензура, информационная безопасность

Библиографические ссылки

  1. Cheema, G. S., & Rondinelli, D. A. (2007). From Government Decentralization to Decentralized Governance. Decentralizing governance: Emerging concepts and practices. Washington: Brookings Institution Press.
  2. Chris, E. (2013). Information Manipulation, Coordination and Regime Change. Review of Economic Studies, 80, 1422–1458.
  3. Driscoll, J. (2012). Commitment Problems or Bidding Wars? Rebel Fragmentation as PeaceBuilding. Journal of Conflict Resolution, 1, 118–149. DOI: 10.1177/0022002711429696
  4. Dumitrescu, D., Mugha, А. (2010). Mass Media and Democratic Politics. Handbook of Politics. Handbooks of Sociology and Social Research. N.Y.: Springer.
  5. Gehlbach, S., Sonin, K. (2014). Government control of the media. Journal of Public Economics, 118, 163–171.
  6. Ghuman, B.S. (2013). Ranjeet Singh Decentralization and Delivery of Public Services in Asia. Policy and Society, 32, 7–21. DOI: 10.1016/j.polsoc.2013.02.001
  7. Green, J., Kingzette, J., Neblo, M. (2016). Deliberative Democracy and Political Decision Making. Oxford Research Encyclopedia of Politics. UK: Oxford University Press.
  8. Hasanov, B. M. (2017). Internet-SMI v Uzbekistane i ikh vliyaniye na razvitiye grazhdanskogo obshchestva [Internet Media in Uzbekistan and Their Impact on the Development of Civil Society]. Lokus: lyudi, obshchestvo, kul’tury, smysly [Locus: People, Society, Cultures, Meanings], 2, 119–128.
  9. Jansen, S. C. (1988). Censorship: The Knot that Binds Power and Knowledge. UK: Oxford University Press.
  10. Kooiman, J. (1993). Findings, Speculations and Recommendations. Modern Governance, London Sage, 3, 249–262.
  11. Luman, N. (2006). Differentsiatsiya [Differentiation]. Moskva: Logos.
  12. Merrett, C. (2007). State Censorship and the Academic Process in South Africa. Illinois: The University of Illinois
  13. Mukim, Dzh. (2006). Politika i informatsionnaya voyna [Politics and Information Warfare]. Dushanbe: Devashtich.
  14. Mukimov, M. (2016). Mul’timediynaya zhurnalistika v Tadzhikistane [Multimedia journalism in Tajikistan]. Vestnik Tadzhikskogo natsional’nogo universiteta [Bulletin of the Tajik National University], 4(195), 262–269.
  15. Mukimov, M. A. (2017). Informatsionnaya voyna i zashchita bezopasnosti mediynogo prostranstva [Information Warfare and Protecting the Security of the Media Space]. Dushanbe: Sino.
  16. Mukimov, M. A. (2019). Novyye media i propaganda [New Media and Propaganda]. Vestnik Tadzhikskogo natsional’nogo universiteta [Bulletin of the Tajik National University], 1, 291–297.
  17. Osman, W. (2019). Between the White House and the Kremlin: A Comparative Analysis of Afghan and Tajik Media. International Journal of Communication, 13, 619–641. DOI: 1932-8036/2019FEA0002
  18. Rakhimdzhonov, Kh. U. (2016). Eticheskiye normy kak mekhanizm samoregulirovaniya v zhurnalistskikh soobshchestvakh Tadzhikistana [Ethical Norms as a Mechanism of Self-regulation in the Journalistic Communities of Tajikistan]. Dushanbe: Tadzhikskiy natsional’nyy universitet.
  19. Rungsrisawat, S., Chankoson, T. (2020). Engagement with Online Media. Journal of Security and Sustainability Issues, 9, 1379–1391.
  20. Rustamzoda, D. A. (2021). Professional’no-eticheskiye problemy radiozhurnalistiki v usloviyakh globalizatsii [Professional and Ethical Problems of Radio Journalism in The Context of Globalization]. Dushanbe: Irfon.
  21. Salimov, D. M. (2023). SMI i politika: Tadzhikistan v poiskakh soglasiya [Media and Politics: Tajikistan in Search of Consent]. SPb: SPbGEU.
  22. Salimov, D. M. (2022). Sredstva massovoy informatsii v politicheskom protsesse sovremennogo Tadzhikistana: funktsional’nyye osobennosti [Mass Media in the Political Process of Modern Tajikistan: Functional Features]. SPb: Sankt-peterburgskiy gosudarstvennyy universitet.
  23. Sivyakova, Ye. V. (2009). Obshcherossiyskiye SMI kak institut publichnoy politiki: usloviya i tekhnologii proizvodstva publichnosti [All-Russian Media as an Institution of Public Policy: Conditions and Technologies for the Production of Publicity]. Moskva: Moskovskiy gosudarstvennyy universitet imeni M.V, Lomonosova.
  24. Solov’yev. A. I. (2021). “Dokazatel’naya politika” i “politika dokazatel’stv”: dilemma postsovetskikh obshchestv [“Evidence politics” and “Evidence Politics”: The Dilemma of Post-Soviet Societies]. Kontury global’nykh transformatsiy: politika, ekonomika, parvo [Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law], 5, 61–80.
  25. Volodenkov, S. L. (2015). Tekhnologii internet-kommunikatsii v sisteme sovremennogo politicheskogo upravleniya [Internet Communication Technologies in the System of Modern Political Management]. Moskva: Moskovskiy gosudarstvennyy universitet imeni M. V. Lomonosova.