Механизмы контроля над СМИ по-азиатски: компаративный анализ на примере Узбекистана и Таджикистана
PDF
HTML

Рубрика

Политические институты и процессы

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-23-4-136-153

Как цитировать

Салимов, Д.М. (2023). Механизмы контроля над СМИ по-азиатски: компаративный анализ на примере Узбекистана и Таджикистана. Южно-российский журнал социальных наук, 23(4), 136-153. DOI: 10.31429/26190567-23-4-136-153
Дата поступления 10 ноября 2022
Дата принятия 20 декабря 2022
Дата публикации 31 марта 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2023 Диловар Мирзомуддинович Салимов

Аннотация

В статье рассматриваются механизмы и институты реализации политического режима цензуры и контроля над СМИ в информационном поле Таджикистана и Узбекистана. Отмечается, что сформированный ими политический режим цензуры и контроля над СМИ значительно уменьшает в них поток информационных атак и тем самым создает медийное пространство, в котором все правила диктуются властями. Функционирование СМИ в рамках этой стратегии — залог устойчивости как внешней, так и внутренней политики национальных государств. Этот аспект рассматривается в сравнительном ключе с учетом анализа публикации СМИ и нормативных актов, касающихся политической жизни обоих государств. Определяются механизмы реализации политического режима цензуры и контроля над различными видами СМИ в зависимости от занимаемой ими позиции по отношению к действующим режимам. Выявляются как правовые, так и внеправовые механизмы политического режима цензуры и контроля над СМИ. Одним из ключевых выводов является то, что политическая динамика Таджикистана и Узбекистана во многом определяется организацией массовых медиапотоков, которые считаются ключевым инструментом в контексте легитимации действия местных властей. Предлагаемые ими методы решения существующих проблем демонстрируют различное сочетание демократических принципов и механизмов императивной координации, толкающих эти государства к стилистике намеренного и ненамеренного авторитаризма. Разработанный ими политический режим цензуры и контроля над СМИ выступает залогом информационной безопасности в условиях политико-­идеологического противостояния как между властью и оппозицией в этих государствах, так и геополитическими игроками в регионе. Концептуальной основой исследования также служит научное представление о том, что в национальных государствах важным фактором становится обоснованность политики режимов, чьи устойчивости предлагают наличие механизмов информационного воздействия власти на общество и модели политического позиционирования СМИ, каковым выступает политический режим цензуры и контроля.

Ключевые слова

политический режим политическая цензура СМИ власть государство легитимный порядок персонификации политического режима авторитарный режим информационная безопасность

Библиографические ссылки

Alimov, B. S. (2019). Novyy mediaoblik Uzbekistana [New Media Image of Uzbekistan]. Inostrannye yazyki v Uzbekistane [Foreign languages in Uzbekistan], 1(24), 150–162.

Alimov, B.S. (2016). Znachenie sotsialnykh setey v formirovanii imidzha Respubliki Uzbekistan [The Importance of Social Networks in The Formation of Uzbekistan’s Image]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 4(386), 14–19.

Avsar, Z. (2022). An Overview of Media History in Uzbekistan. Communication and Diplomacy, 8, 59–73. DOI: 10.54722/iletisimvediplomasi.1120313

Bazyleva, S. P. (2017). Elitnaya borba i stabilnost politicheskogo rezhima v Uzbekistane [Elite Struggle and Stability of the Political Regime in Uzbekistan]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya [Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Political Science], 1(19), 77–82.DOI: 10.22363/2313-1438-2017-19-1-77-82

Cook, Ph., Heilmann, С. (2012). Censorship and two types of selfcensorship. Social and Political Philosophy, 3, 2–25. DOI: 10.2139/ssrn.1575662

Driscoll, J. (2012). Commitment Problems or Bidding Wars? Rebel Fragmentation as Peace-Building. Journal of Conflict Resolution, 1, 118–149. DOI: 10.1177/0022002711429696

Freedman, E., Kurambayev, B. (2019). Ethics and Journalism in Central Asia: A Comparative Study of Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan and Uzbekistan. Journal of Media Ethics, 35, 31–44. DOI: 10.1080/23736992.2019.1700119

Gafurova, P. A. (2021). Informatsionno-analiticheskie programmy televideniya uzbekistana: istoriya, osobennosti, printsipy organizatsii (na primere programm “Akhborot 24” (telekanal “Uzbekistan 24”) i “UzReport Nyus” (telekanal “UzReport TV”) [Information and Analytical Programs of Television of Uzbekistan: History, Features, Principles of Organization (On the Example of the Programs “Akhborot 24” (TV channel “Uzbekistan 24”) and “UzReport News” (TV channel “UzReport TV”)]. Moskva: Rossiyskiy universitet druzhby narodov.

Goryaeva, T. M. (2009). Politicheskaya tsenzura v SSSR. 1917–1991 gg [Political Censorship in the USSR. 1917–1991]. Moskva: ROSSPEN.

Hegel, G. W. F. (1978). Politicheskie proizvedeniya [Political Works]. Moskva: Nauka.

Horton, J. (2011). Self-Censorship. Res Publica, 17(1), 91–106. DOI: 10.1007/s11158–011–91453

Irnazarov, Sh. K. (2018). Voprosy evolyutsii SMI Uzbekistana v perekhodnyy period [Issues of the Evolution of the Media in Uzbekistan in the Transition Period]. In Mirovaya zhurnalistika: edinstvo mnogoobraziya [World Journalism: The Unity of Diversity]. Moskva: RUDN.

Jansen, S. C. (1988). Censorship: The Knot That Binds Power and Knowledge. UK: Oxford University Press.

Karpov, S. (Eds) (2013). Navstrechu svobodnoy presse Tsentralnoy Azii: 20 let spustya [Towards a Free Press in Central Asia: 20 Years Later]. Almaty: Unesco.

Khasanov, M. B. (2016). Aktualnye voprosy vzaimodeystviya sredstv massovoy informatsii i institutov grazhdanskogo obshchestva v Uzbekistane [Topical Issues of Interaction between the Media and Civil Society Institutions in Uzbekistan]. Lokus: lyudi, obshchestvo, kultury, smysly [Locus: People, Society, Cultures, Meanings], 3, 103–109.

Matts, U. (1992). Ideologii kak determinanta politiki v epokhu moderna [Ideologies as Determinant of Modem Politics]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 1(2), 130–142.

Matyakubov, A. D. (2012). Vliyanie internet-zhurnalistiki na preobrazovanie SMI Uzbekistana [The Influence of Online Journalism on the Transformation of the Media in Uzbekistan]. Zhurnalistskiy ezhegodnik [Journalistic Yearbook], 1, 99–102.

Merrett, C. (2007). State Censorship and the Academic Process in South Africa. Illinois: The University of Illinois.

Muhammadiev, Zh. U. (2018). ol svobody slova i informatsii v postroenii grazhdanskogo obshchestva i problemy obespecheniya informatsionnoy bezopasnosti [The Role of Freedom of Speech and Information in Building a Civil Society and the Problems of Ensuring Information Security]. Gosudarstvo i pravo [State and Law], 11, 130–134. DOI: 10.31857/S013207690002189–9.

Mukimov, M. (2016). Multimediynaya zhurnalistika v Tadzhikistane [Multimedia journalism in Tajikistan]. Vestnik Tadzhikskogo natsionalnogo universiteta [Bulletin of the Tajik National University], 4(195), 262–269.

Mukimov, M. A. (2019). Novye media i propaganda [New Media and Propaganda]. Vestnik Tadzhikskogo natsionalnogo universiteta [Bulletin of the Tajik National University], 1, 291–297.

Muratova, N. F. (2019). Internet-SMI Uzbekistana: stanovlenie i sovremennoe sostoyanie [Internet Media of Uzbekistan: Formation and Current State]. Aktualnye problemy mediaissledovaniy [Actual Problems of Media Research]. Moscow: Moscow State University.

Obidov, M. D. (2017). Negosudarstvennye elektronnye SMI: partner ili konkurent? [Non-state Electronic Media: Partner or Competitor?]. Vek informatsii [Age of Information], 2, 233–235.

Osman, W. (2019). Between the White House and the Kremlin: a Comparative Analysis of Afghan and Tajik Media. International journal of communication, 13, 619–641. DOI: 1932–8036/2019FEA0002

Potseluev, S. R., Kurbatov, A. V., Manik A. S. (2021). Politicheskaya korrektnost kak politicheskaya tsenzura: k ironii odnogo kontsepta [Political Correctness as Political Censorship: to the Irony of One Concept]. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski [State and Municipal Administration. Scientific Notes], 1, 214–223. DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-1-214-223

Roche, S. (2019). Faceless Terrorist: A Study of Critical Events in Tajikistan. Cham: Springer.

Rollberg, P., Laruelle, M. (2015) The Media Landscape in Central Asia: Introduction to the Special Issue. Demokratizatsiya: The journal of Post-Soviet democratization, 23, 227–232.

Salimov, D. M (2023). SMI i politika: Tadzhikistan v poiskakh soglasiya [Mass Media and Politics: Tajikistan in Search of Consent]. SPb: SPbGEU.

Salimov, D. M. (2018). Vlast ili SMI: kto v dome khozyain? [Power or the Media: Who is the Boss in the House?] In Media i vlast: vlast media [Media and Power: Media Power]. Kazan: KFU.

Sharifzoda, K. (2009). Problemy svobody slova [Problems of Freedom of Speech]. Dushanbe: Devashtich.

Sharifzoda, K. (2014). Svoboda i otvetstvennost slova [Freedom and Responsibility of Speech]. Dushanbe: Irfon.

Shaymergenov, T. T., Abisheva, M. A. (2017). Tsentralnaya Aziya 2027: menyayushchiysya strategicheskiy landshaft. Veroyatnye stsenarii na 10 let vpered [Central Asia 2027: A Changing Strategic Landscape. Possible Scenarios for 10 years Ahead]. Astana: Elbasy.

Статистика скачивания

Нет статистики