Механизмы контроля над СМИ по-азиатски: компаративный анализ на примере Узбекистана и Таджикистана | Южно-российский журнал социальных наук
Механизмы контроля над СМИ по-азиатски: компаративный анализ на примере Узбекистана и Таджикистана
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-23-4-136-153
https://doi.org/10.31429/26190567-23-4-136-153

Как цитировать Array

Салимов Д.М. Механизмы контроля над СМИ по-азиатски: компаративный анализ на примере Узбекистана и Таджикистана // Южно-российский журнал социальных наук. 2022. Т. 23, №4. С. 136-153. DOI: 10.31429/26190567-23-4-136-153
Дата поступления 2022-11-10
Дата принятия 2022-12-20
Дата публикации 2023-03-31

Copyright (c) 2023 Диловар Мирзомуддинович Салимов

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье рассматриваются механизмы и институты реализации политического режима цензуры и контроля над СМИ в информационном поле Таджикистана и Узбекистана. Отмечается, что сформированный ими политический режим цензуры и контроля над СМИ значительно уменьшает в них поток информационных атак и тем самым создает медийное пространство, в котором все правила диктуются властями. Функционирование СМИ в рамках этой стратегии — залог устойчивости как внешней, так и внутренней политики национальных государств. Этот аспект рассматривается в сравнительном ключе с учетом анализа публикации СМИ и нормативных актов, касающихся политической жизни обоих государств. Определяются механизмы реализации политического режима цензуры и контроля над различными видами СМИ в зависимости от занимаемой ими позиции по отношению к действующим режимам. Выявляются как правовые, так и внеправовые механизмы политического режима цензуры и контроля над СМИ. Одним из ключевых выводов является то, что политическая динамика Таджикистана и Узбекистана во многом определяется организацией массовых медиапотоков, которые считаются ключевым инструментом в контексте легитимации действия местных властей. Предлагаемые ими методы решения существующих проблем демонстрируют различное сочетание демократических принципов и механизмов императивной координации, толкающих эти государства к стилистике намеренного и ненамеренного авторитаризма. Разработанный ими политический режим цензуры и контроля над СМИ выступает залогом информационной безопасности в условиях политико-­идеологического противостояния как между властью и оппозицией в этих государствах, так и геополитическими игроками в регионе. Концептуальной основой исследования также служит научное представление о том, что в национальных государствах важным фактором становится обоснованность политики режимов, чьи устойчивости предлагают наличие механизмов информационного воздействия власти на общество и модели политического позиционирования СМИ, каковым выступает политический режим цензуры и контроля.

Ключевые слова

политический режим, политическая цензура, СМИ, власть, государство, легитимный порядок, персонификации политического режима, авторитарный режим, информационная безопасность

Библиографические ссылки

  1. Alimov, B. S. (2019). Novyy mediaoblik Uzbekistana [New Media Image of Uzbekistan]. Inostrannye yazyki v Uzbekistane [Foreign languages in Uzbekistan], 1(24), 150–162.
  2. Alimov, B.S. (2016). Znachenie sotsialnykh setey v formirovanii imidzha Respubliki Uzbekistan [The Importance of Social Networks in The Formation of Uzbekistan’s Image]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 4(386), 14–19.
  3. Avsar, Z. (2022). An Overview of Media History in Uzbekistan. Communication and Diplomacy, 8, 59–73. DOI: 10.54722/iletisimvediplomasi.1120313
  4. Bazyleva, S. P. (2017). Elitnaya borba i stabilnost politicheskogo rezhima v Uzbekistane [Elite Struggle and Stability of the Political Regime in Uzbekistan]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya [Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Political Science], 1(19), 77–82.DOI: 10.22363/2313-1438-2017-19-1-77-82
  5. Cook, Ph., Heilmann, С. (2012). Censorship and two types of selfcensorship. Social and Political Philosophy, 3, 2–25. DOI: 10.2139/ssrn.1575662
  6. Driscoll, J. (2012). Commitment Problems or Bidding Wars? Rebel Fragmentation as Peace-Building. Journal of Conflict Resolution, 1, 118–149. DOI: 10.1177/0022002711429696
  7. Freedman, E., Kurambayev, B. (2019). Ethics and Journalism in Central Asia: A Comparative Study of Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan and Uzbekistan. Journal of Media Ethics, 35, 31–44. DOI: 10.1080/23736992.2019.1700119
  8. Gafurova, P. A. (2021). Informatsionno-analiticheskie programmy televideniya uzbekistana: istoriya, osobennosti, printsipy organizatsii (na primere programm “Akhborot 24” (telekanal “Uzbekistan 24”) i “UzReport Nyus” (telekanal “UzReport TV”) [Information and Analytical Programs of Television of Uzbekistan: History, Features, Principles of Organization (On the Example of the Programs “Akhborot 24” (TV channel “Uzbekistan 24”) and “UzReport News” (TV channel “UzReport TV”)]. Moskva: Rossiyskiy universitet druzhby narodov.
  9. Goryaeva, T. M. (2009). Politicheskaya tsenzura v SSSR. 1917–1991 gg [Political Censorship in the USSR. 1917–1991]. Moskva: ROSSPEN.
  10. Hegel, G. W. F. (1978). Politicheskie proizvedeniya [Political Works]. Moskva: Nauka.
  11. Horton, J. (2011). Self-Censorship. Res Publica, 17(1), 91–106. DOI: 10.1007/s11158–011–91453
  12. Irnazarov, Sh. K. (2018). Voprosy evolyutsii SMI Uzbekistana v perekhodnyy period [Issues of the Evolution of the Media in Uzbekistan in the Transition Period]. In Mirovaya zhurnalistika: edinstvo mnogoobraziya [World Journalism: The Unity of Diversity]. Moskva: RUDN.
  13. Jansen, S. C. (1988). Censorship: The Knot That Binds Power and Knowledge. UK: Oxford University Press.
  14. Karpov, S. (Eds) (2013). Navstrechu svobodnoy presse Tsentralnoy Azii: 20 let spustya [Towards a Free Press in Central Asia: 20 Years Later]. Almaty: Unesco.
  15. Khasanov, M. B. (2016). Aktualnye voprosy vzaimodeystviya sredstv massovoy informatsii i institutov grazhdanskogo obshchestva v Uzbekistane [Topical Issues of Interaction between the Media and Civil Society Institutions in Uzbekistan]. Lokus: lyudi, obshchestvo, kultury, smysly [Locus: People, Society, Cultures, Meanings], 3, 103–109.
  16. Matts, U. (1992). Ideologii kak determinanta politiki v epokhu moderna [Ideologies as Determinant of Modem Politics]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 1(2), 130–142.
  17. Matyakubov, A. D. (2012). Vliyanie internet-zhurnalistiki na preobrazovanie SMI Uzbekistana [The Influence of Online Journalism on the Transformation of the Media in Uzbekistan]. Zhurnalistskiy ezhegodnik [Journalistic Yearbook], 1, 99–102.
  18. Merrett, C. (2007). State Censorship and the Academic Process in South Africa. Illinois: The University of Illinois.
  19. Muhammadiev, Zh. U. (2018). ol svobody slova i informatsii v postroenii grazhdanskogo obshchestva i problemy obespecheniya informatsionnoy bezopasnosti [The Role of Freedom of Speech and Information in Building a Civil Society and the Problems of Ensuring Information Security]. Gosudarstvo i pravo [State and Law], 11, 130–134. DOI: 10.31857/S013207690002189–9.
  20. Mukimov, M. (2016). Multimediynaya zhurnalistika v Tadzhikistane [Multimedia journalism in Tajikistan]. Vestnik Tadzhikskogo natsionalnogo universiteta [Bulletin of the Tajik National University], 4(195), 262–269.
  21. Mukimov, M. A. (2019). Novye media i propaganda [New Media and Propaganda]. Vestnik Tadzhikskogo natsionalnogo universiteta [Bulletin of the Tajik National University], 1, 291–297.
  22. Muratova, N. F. (2019). Internet-SMI Uzbekistana: stanovlenie i sovremennoe sostoyanie [Internet Media of Uzbekistan: Formation and Current State]. Aktualnye problemy mediaissledovaniy [Actual Problems of Media Research]. Moscow: Moscow State University.
  23. Obidov, M. D. (2017). Negosudarstvennye elektronnye SMI: partner ili konkurent? [Non-state Electronic Media: Partner or Competitor?]. Vek informatsii [Age of Information], 2, 233–235.
  24. Osman, W. (2019). Between the White House and the Kremlin: a Comparative Analysis of Afghan and Tajik Media. International journal of communication, 13, 619–641. DOI: 1932–8036/2019FEA0002
  25. Potseluev, S. R., Kurbatov, A. V., Manik A. S. (2021). Politicheskaya korrektnost kak politicheskaya tsenzura: k ironii odnogo kontsepta [Political Correctness as Political Censorship: to the Irony of One Concept]. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski [State and Municipal Administration. Scientific Notes], 1, 214–223. DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-1-214-223
  26. Roche, S. (2019). Faceless Terrorist: A Study of Critical Events in Tajikistan. Cham: Springer.
  27. Rollberg, P., Laruelle, M. (2015) The Media Landscape in Central Asia: Introduction to the Special Issue. Demokratizatsiya: The journal of Post-Soviet democratization, 23, 227–232.
  28. Salimov, D. M (2023). SMI i politika: Tadzhikistan v poiskakh soglasiya [Mass Media and Politics: Tajikistan in Search of Consent]. SPb: SPbGEU.
  29. Salimov, D. M. (2018). Vlast ili SMI: kto v dome khozyain? [Power or the Media: Who is the Boss in the House?] In Media i vlast: vlast media [Media and Power: Media Power]. Kazan: KFU.
  30. Sharifzoda, K. (2009). Problemy svobody slova [Problems of Freedom of Speech]. Dushanbe: Devashtich.
  31. Sharifzoda, K. (2014). Svoboda i otvetstvennost slova [Freedom and Responsibility of Speech]. Dushanbe: Irfon.
  32. Shaymergenov, T. T., Abisheva, M. A. (2017). Tsentralnaya Aziya 2027: menyayushchiysya strategicheskiy landshaft. Veroyatnye stsenarii na 10 let vpered [Central Asia 2027: A Changing Strategic Landscape. Possible Scenarios for 10 years Ahead]. Astana: Elbasy.