Аннотация
В статье рассматриваются социальные связи внутри и между молодежными политическими организациями Новосибирской области и Алтайского края, авторы используют инструментарий сетевого анализа социальных сетей для выявления закономерностей в связях между молодежными организациями партийного типа. Цель исследования — выявить на базе онлайн-среды закономерности, особенности, сходства и различия в структуре социальных связей внутри и между молодежными политическими организациями Новосибирской области и Алтайского края как представителей более урбанизированного и менее урбанизированного субъектов Российской Федерации соответственно. На первом этапе авторы анализируют структуру связей внутри наиболее крупных региональных молодежных политических организаций, затем на основании этого проводят кластеризацию групп внутри онлайн-сообществ по количеству связей и местоположению ключевых узлов. На третьем шаге исследуются межрегиональные связи молодежных политических организаций одного идеологического профиля. На заключительном этапе проводится изучение связей между всеми организациями в двух заявленных регионах. Сетевой анализ социальных сетей молодежных политических организаций показал, что пространство молодежных политических организаций можно рассматривать как политический рынок, в котором действуют три различные стратегии игроков: уход, протест и верность. Кроме того, обнаружено, что члены молодежных организаций заводят знакомства и поддерживают связи с участниками разных по идеологиям и ценностям движениям, в том числе в разных регионах. Тем не менее некоторые организации благодаря длительной истории и идеологическому цензу ведут к формированию эхо-камер и высокой лояльности своих участников, что потенциально затрудняет выход членов из их состава.
Ключевые слова
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-011-01184 «Потенциал молодежного политического лидерства в ходе политической социализации и циркуляции элит в российских регионах в 2010-е годы (на примере Юго-Западной Сибири и Северо-Запада РФ).Библиографические ссылки
- Adamic, L., & Adar, E. (2005). How to Search a Social Network. Social Networks, 27(3), 187–203.
- Adamic, L., & Glance, N. (2005). The Political Blogosphere and the 2004 U. S. Election: Divided They Blog. Working Paper.
- Barabasi, A. L., Reka, A. (1999). Emergence of Scaling in Random Networks. Science, 286, 509–512.
- Barnes, J. A. (1954). Class and Committees in a Norwegian Island Parish. Human Relations, 7, 39–58.
- Bavelas, A. (1948). A Mathematical Model for Group Structures. Human organization, 7(3), 16–30.
- Bode, L., Vraga, E. K., Borah, P., Shah, D. V. (2014). A New Space for Political Behavior: Political Social Networking and Its Democratic Consequences. Journal of Computer-Mediated Communication, 19, 414–429.
- Boulianne, S. (2015). Social Media Use and Participation: a Meta-Analysis of Current Research. Information, Communication & Society, 18, 524–538.
- Castells, M. (2000). Informacionnaya epoha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [The Information Age: Economy, Society and Culture]. М.: GU-HSE Publisher.
- Duisembina, Y. O. (2018). Sotsial'nye seti kak politicheskiy instrument v Rossiyskoy Federatsii [Social Networks as a Political Instrument in Russian Federation]. Dialog: politika, pravo, ekonomika [Dialogue: Politics, Law, Economics], 1(8), 21–50.
- Durkheim, E. (2000). O razdelenii obshchestvennogo truda: metod sociologii [The Division of Labour in Society: Sociological Method]. М.: Nauka.
- Erdos, P., Renyi, A. (1960). On the Evolution of Random Graphs. Publ. Math. Inst. Hungar. Acad. Sci, 5, 17–61.
- Giddens, A. (1992). Stratifikaciya i klassovaya struktura [The Сlass Structure of the Advanced Societies]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological studies], 11, 107–120.
- Gil de Zúñiga, H., Copeland, L., & Bimber B. (2013). Political Consumerism: Civic Engagement and the Social Media Connection. New Media & Society, 16(3), 488–506.
- Gradoselskaya, G. V. (2001). Analiz social'nyh setey [Analysis of Social Networks]. (Candidate Dissertation), Moscow.
- Granovetter, M. (1973). The Strength of Weak Ties. American Journal of Sociology, 78(6), 1360–1380.
- Grigor'ev, I. D., Bilida, A. A., Lapaev, A. D. (2019) Sotsial'nye seti kak instrument politicheskogo vozdeystviya [Social Networks as a Tool for Political Mobilization of Citizens in Modern Russia]. Studencheskiy [Student's]. 1(56), 47–51.
- Gvozdikov, D. S. (2015). Onlayn seti i razvitie setevykh vzaimodeystviy [Online Networks and Development of Network Interactions]. Vestnik SPbGU [Vestnik of Saint Petersburg University], 12(2), 100–107.
- Hargittai, E., Zehnder, S., Gallo, J. (2005). Mapping the Political Blogosphere: An Analysis of Large-Scale Online Political Discussions. Annual Meeting of the The Midwest Political Science Association, 5, 67–86.
- Haythornthwaite, C. (2005). Social Networks and Internet Connectivity Effects. Information, Communication & Society, 8(2), 125–147.
- Hirshman, A. O. (2009). Exit, Voice and Loyalty: The Reaction Towards the Recess of a Company, Organization and Governmen. М.: New Publisher.
- Hogan, B., Carrasco, J., Wellman, B. (2007). Visualizing Personal Networks: Working with Participant Aided Sociograms. Field Methods, 19(2), 116–144.
- Hon, L. C. (2016). Social Media Framing within the Million Hoodies Movement for Justice. Public Relations Review, 42, 9–19.
- Klofstad, C. (2011). Civic Talk: Peers, Politics, and the Future of Democracy. Philadelphia, PA: Temple University Press.
- Kwon, K. H., Stefanone, M. A., Barnett, G. A. (2014). Social Network Influence on Online Behavioral Choices Exploring Group Formation on Social Network Sites. American Behavioral Scientist, 58(10), 1345–1360.
- Mart'yanov, D. S., Mart'yanova, N. A. (2019). Upravlyaemost' virtual'nykh soobshchestv: sravnitel'nyy analiz politizirovannykh grupp “Vkontakte” [Manageability of Virtual Communities: Comparative Analysis of Politicized Vkontakte Groups]. Zhurnal politicheskih issledovaniy [Journal of Political Research], 3, 79–93.
- Miroshnichenko, I. V., Ryabchenko, N. A. (2015). Setevye resursy razvitiya lokal'noy politiki [Networking Resources of the Development of Local Politics]. Srednerusskiy vestnik obshchestvennyh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences] 5, 38–49.
- Morales, A. J., Losada, J. C., Benito, R. M. (2012). Users Structure and Behavior on an Online Social Network During a Political Protest. Physica A: Statistical Mechanics and its Application, 391(21), 5244–5253.
- Moreno, J. L. (1934). Who Shall Survive? Washington DC: Nervous and Mental Disease Publishing Company.
- Newcomb, T. (1943). Personality and Social Change: Attitude Formation in a Student Community. New York. Dryden Press.
- Ngok, L. L. (2020). Sotsial'nye seti kak mekhanizm formirovaniya imidzha politicheskogo lidera [Social Networks as a Mechanism for Forming the Image of Political Leaders]. Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnosheniy [Questions of National and Federal Relations], 1(58), 170–175.
- Pak, A. V. (2019). Social'nye seti i politicheskoe povedenie [Social Networks and Political Behavior]. Vesti nauchnyh dostizheniy [Conduct Scientific Achievements], 6, 28–31.
- Parfenova, Yu. V. (2016). Setevye formy politicheskogo uchastiya v sovremennoj Rossii i postsovetskom prostranstve [Network Forms of Political Participation in Modern Russia and the Post-Soviet Space]. (Candidate Dissertation), Saint-Petersburg.
- Potseluyev, S. P., Podshibyakina, T. A. (2018). O faktorakh politicheskoy radikalizatsii v setevoy kommunikatsii posredstvom “ekhokamer” [On the Factors of Political Radicalization in Network Communication through "Echo Chambers"]. Nauchnaya mysl' Kavkaza [Scientific thought of Caucasus], 2(94), 29–34.
- Radcliffe-Brown, A. R. (1940). On Social Structure. Journal of the Royal Anthropological Society of Great Britain and Ireland 1(70), 1–12.
- Ryabchenko, N. A., Malysheva, O. P., Gnedash, A. A. (2019). Upravlenie politicheskim kontentom v sotsial'nykh setyakh v period predvybornoy kampanii v epokhu postpravdy [Presidential Campaign in Post-Truth Era: Innovative Digital Technologies of Political Content Management in Social Networks Politics]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 2, 93–106.
- Rykov, Yu. G. (2016). Struktura sotsial'nykh svyazey v virtual'nykh soobshchestvakh: sravnitel'nyy analiz onlayn-grupp sotsial'noy seti “VKontakte” [The Structure of Social Ties in Virtual Communities: a Comparative Analysis of Online-Groups of Social Network “VKontakte”]. (Candidate Dissertation), Moscow.
- Sherstobitov, A. S., Bryanov, K. A. (2013). Tekhnologii politicheskoy mobilizatsii v sotsial'noy seti “VKontakte”: setevoy analiz protestnogo i provlastnogo segmentov [Political Mobilization Technologies in Social Network “Vkontakte”: Network Analysis of Protest and Pro-Regime Segments]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya iiskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice], 10(1), 196–202.
- Simmel, G. (1996). Izbrannoe [Selected Works]. М.: Jurist.
- Smorgunov L. V. (2001). Setevoy podkhod k politike i upravleniy [The Network Approach to Policy Making and Governance]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 3, 103–112.
- Suslov, S. I. (2017). Setevye agenty politicheskoy internet kommunikatsii v russkoyazychnoy onlayn prostranstve [Network Agents of Political Internet Communication in Russian Online Sphere] (Candidate Dissertation), Saint-Petersburg.
- Towner, T. (2013). All Political Participation is Socially Networked?: New Media and the 2012 Election. Social Science Computer Review, 31(5), 527–541.
- Tsai, W.-H. S., Men, R. L. (2018). Social Messengers as the New Frontier of Organization-Public Engagement: A WeChat Study. Public Relations Review, 44(3), 419–429.
- V Novosibirskoy oblasti proshel slet Komsomol'skogo aktiva Sibiri “Tornado-2019” [A rally of the Komsomol Activists of Siberia “Tornado-2019” took place in Novosibirsk Region]. Retrieved from https://vk.com/wall-51433398_21690.
- Van Der Gaag, M. P. J., & Snijders, T. A. B. (2005). The Resource Generator: Social Capital Quantification with Concrete Items. Social Networks, 27(1), 1–29.
- Watts, D. J., Strogatz, S. H. (1998). Collective Dynamics of “Small-World” Networks. Nature, 393, 440–442.
- Xenos, M., Vromen, A., Loader, B. D. (2014). The Great Equalizer? Patterns of Social Media Use and Youth Political Engagement in Three Advanced Democracies. Information, Communication & Society, 17(2), 151–167.
- Xiong Y., Cho M., Boatwright, B.C. (2018). Hashtag Activism and Message Frames among Social Movement Organizations: Semantic Network Analysis and Thematic Analysis of Twitter During the #MeToo Movement. Public Relations Review, 45(1), 10–23.