Анализ социальных сетей молодежных политических организаций Новосибирской области и Алтайского края  | Южно-российский журнал социальных наук
Анализ социальных сетей молодежных политических организаций Новосибирской области и Алтайского края 
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-21-1-64-85
https://doi.org/10.31429/26190567-21-1-64-85

Как цитировать Array

Казанцев Д.А., Асеев С.Ю. Анализ социальных сетей молодежных политических организаций Новосибирской области и Алтайского края  // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21, №1. С. 64-85. DOI: 10.31429/26190567-21-1-64-85
Дата поступления 2019-11-20
Дата принятия 2019-12-24
Дата публикации 2020-03-30

Copyright (c) 2020 Дмитрий Анатольевич Казанцев, Сергей Юрьевич Асеев

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье рассматриваются социальные связи внутри и между молодежными политическими организациями Новосибирской области и Алтайского края, авторы используют инструментарий сетевого анализа социальных сетей для выявления закономерностей в связях между молодежными организациями партийного типа. Цель исследования — выявить на базе онлайн-­среды закономерности, особенности, сходства и различия в структуре социальных связей внутри и между молодежными политическими организациями Новосибирской области и Алтайского края как представителей более урбанизированного и менее урбанизированного субъектов Российской Федерации соответственно. На первом этапе авторы анализируют структуру связей внутри наиболее крупных региональных молодежных политических организаций, затем на основании этого проводят кластеризацию групп внутри онлайн-­сообществ по количеству связей и местоположению ключевых узлов. На третьем шаге исследуются межрегиональные связи молодежных политических организаций одного идеологического профиля. На заключительном этапе проводится изучение связей между всеми организациями в двух заявленных регионах. Сетевой анализ социальных сетей молодежных политических организаций показал, что пространство молодежных политических организаций можно рассматривать как политический рынок, в котором действуют три различные стратегии игроков: уход, протест и верность. Кроме того, обнаружено, что члены молодежных организаций заводят знакомства и поддерживают связи с участниками разных по идеологиям и ценностям движениям, в том числе в разных регионах. Тем не менее некоторые организации благодаря длительной истории и идеологическому цензу ведут к формированию эхо-камер и высокой лояльности своих участников, что потенциально затрудняет выход членов из их состава.

Ключевые слова

социальные сети, молодежные политические организации, социальные связи, анализ социальных сетей, кластеры, сетевые структуры

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-011-01184 «Потенциал молодежного политического лидерства в ходе политической социализации и циркуляции элит в российских регионах в 2010-е годы (на примере Юго-Западной Сибири и Северо-Запада РФ).

Библиографические ссылки

  1. Adamic, L., & Adar, E. (2005). How to Search a Social Network. Social Networks, 27(3), 187–203.
  2. Adamic, L., & Glance, N. (2005). The Political Blogosphere and the 2004 U. S. Election: Divided They Blog. Working Paper.
  3. Barabasi, A. L., Reka, A. (1999). Emergence of Scaling in Random Networks. Science, 286, 509–512.
  4. Barnes, J. A. (1954). Class and Committees in a Norwegian Island Parish. Human Relations, 7, 39–58.
  5. Bavelas, A. (1948). A Mathematical Model for Group Structures. Human organization, 7(3), 16–30.
  6. Bode, L., Vraga, E. K., Borah, P., Shah, D. V. (2014). A New Space for Political Behavior: Political Social Networking and Its Democratic Consequences. Journal of Computer-Mediated Communication, 19, 414–429.
  7. Boulianne, S. (2015). Social Media Use and Participation: a Meta-Analysis of Current Research. Information, Communication & Society, 18, 524–538.
  8. Castells, M. (2000). Informacionnaya epoha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [The Information Age: Economy, Society and Culture]. М.: GU-HSE Publisher.
  9. Duisembina, Y. O. (2018). Sotsial'nye seti kak politicheskiy instrument v Rossiyskoy Federatsii [Social Networks as a Political Instrument in Russian Federation]. Dialog: politika, pravo, ekonomika [Dialogue: Politics, Law, Economics], 1(8), 21–50.
  10. Durkheim, E. (2000). O razdelenii obshchestvennogo truda: metod sociologii [The Division of Labour in Society: Sociological Method]. М.: Nauka.
  11. Erdos, P., Renyi, A. (1960). On the Evolution of Random Graphs. Publ. Math. Inst. Hungar. Acad. Sci, 5, 17–61.
  12. Giddens, A. (1992). Stratifikaciya i klassovaya struktura [The Сlass Structure of the Advanced Societies]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological studies], 11, 107–120.
  13. Gil de Zúñiga, H., Copeland, L., & Bimber B. (2013). Political Consumerism: Civic Engagement and the Social Media Connection. New Media & Society, 16(3), 488–506.
  14. Gradoselskaya, G. V. (2001). Analiz social'nyh setey [Analysis of Social Networks]. (Candidate Dissertation), Moscow.
  15. Granovetter, M. (1973). The Strength of Weak Ties. American Journal of Sociology, 78(6), 1360–1380.
  16. Grigor'ev, I. D., Bilida, A. A., Lapaev, A. D. (2019) Sotsial'nye seti kak instrument politicheskogo vozdeystviya [Social Networks as a Tool for Political Mobilization of Citizens in Modern Russia]. Studencheskiy [Student's]. 1(56), 47–51.
  17. Gvozdikov, D. S. (2015). Onlayn seti i razvitie setevykh vzaimodeystviy [Online Networks and Development of Network Interactions]. Vestnik SPbGU [Vestnik of Saint Petersburg University], 12(2), 100–107.
  18. Hargittai, E., Zehnder, S., Gallo, J. (2005). Mapping the Political Blogosphere: An Analysis of Large-Scale Online Political Discussions. Annual Meeting of the The Midwest Political Science Association, 5, 67–86.
  19. Haythornthwaite, C. (2005). Social Networks and Internet Connectivity Effects. Information, Communication & Society, 8(2), 125–147.
  20. Hirshman, A. O. (2009). Exit, Voice and Loyalty: The Reaction Towards the Recess of a Company, Organization and Governmen. М.: New Publisher.
  21. Hogan, B., Carrasco, J., Wellman, B. (2007). Visualizing Personal Networks: Working with Participant Aided Sociograms. Field Methods, 19(2), 116–144.
  22. Hon, L. C. (2016). Social Media Framing within the Million Hoodies Movement for Justice. Public Relations Review, 42, 9–19.
  23. Klofstad, C. (2011). Civic Talk: Peers, Politics, and the Future of Democracy. Philadelphia, PA: Temple University Press.
  24. Kwon, K. H., Stefanone, M. A., Barnett, G. A. (2014). Social Network Influence on Online Behavioral Choices Exploring Group Formation on Social Network Sites. American Behavioral Scientist, 58(10), 1345–1360.
  25. Mart'yanov, D. S., Mart'yanova, N. A. (2019). Upravlyaemost' virtual'nykh soobshchestv: sravnitel'nyy analiz politizirovannykh grupp “Vkontakte” [Manageability of Virtual Communities: Comparative Analysis of Politicized Vkontakte Groups]. Zhurnal politicheskih issledovaniy [Journal of Political Research], 3, 79–93.
  26. Miroshnichenko, I. V., Ryabchenko, N. A. (2015). Setevye resursy razvitiya lokal'noy politiki [Networking Resources of the Development of Local Politics]. Srednerusskiy vestnik obshchestvennyh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences] 5, 38–49.
  27. Morales, A. J., Losada, J. C., Benito, R. M. (2012). Users Structure and Behavior on an Online Social Network During a Political Protest. Physica A: Statistical Mechanics and its Application, 391(21), 5244–5253.
  28. Moreno, J. L. (1934). Who Shall Survive? Washington DC: Nervous and Mental Disease Publishing Company.
  29. Newcomb, T. (1943). Personality and Social Change: Attitude Formation in a Student Community. New York. Dryden Press.
  30. Ngok, L. L. (2020). Sotsial'nye seti kak mekhanizm formirovaniya imidzha politicheskogo lidera [Social Networks as a Mechanism for Forming the Image of Political Leaders]. Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnosheniy [Questions of National and Federal Relations], 1(58), 170–175.
  31. Pak, A. V. (2019). Social'nye seti i politicheskoe povedenie [Social Networks and Political Behavior]. Vesti nauchnyh dostizheniy [Conduct Scientific Achievements], 6, 28–31.
  32. Parfenova, Yu. V. (2016). Setevye formy politicheskogo uchastiya v sovremennoj Rossii i postsovetskom prostranstve [Network Forms of Political Participation in Modern Russia and the Post-Soviet Space]. (Candidate Dissertation), Saint-Petersburg.
  33. Potseluyev, S. P., Podshibyakina, T. A. (2018). O faktorakh politicheskoy radikalizatsii v setevoy kommunikatsii posredstvom “ekhokamer” [On the Factors of Political Radicalization in Network Communication through "Echo Chambers"]. Nauchnaya mysl' Kavkaza [Scientific thought of Caucasus], 2(94), 29–34.
  34. Radcliffe-Brown, A. R. (1940). On Social Structure. Journal of the Royal Anthropological Society of Great Britain and Ireland 1(70), 1–12.
  35. Ryabchenko, N. A., Malysheva, O. P., Gnedash, A. A. (2019). Upravlenie politicheskim kontentom v sotsial'nykh setyakh v period predvybornoy kampanii v epokhu postpravdy [Presidential Campaign in Post-Truth Era: Innovative Digital Technologies of Political Content Management in Social Networks Politics]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 2, 93–106.
  36. Rykov, Yu. G. (2016). Struktura sotsial'nykh svyazey v virtual'nykh soobshchestvakh: sravnitel'nyy analiz onlayn-grupp sotsial'noy seti “VKontakte” [The Structure of Social Ties in Virtual Communities: a Comparative Analysis of Online-Groups of Social Network “VKontakte”]. (Candidate Dissertation), Moscow.
  37. Sherstobitov, A. S., Bryanov, K. A. (2013). Tekhnologii politicheskoy mobilizatsii v sotsial'noy seti “VKontakte”: setevoy analiz protestnogo i provlastnogo segmentov [Political Mobilization Technologies in Social Network “Vkontakte”: Network Analysis of Protest and Pro-Regime Segments]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya iiskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice], 10(1), 196–202.
  38. Simmel, G. (1996). Izbrannoe [Selected Works]. М.: Jurist.
  39. Smorgunov L. V. (2001). Setevoy podkhod k politike i upravleniy [The Network Approach to Policy Making and Governance]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 3, 103–112.
  40. Suslov, S. I. (2017). Setevye agenty politicheskoy internet kommunikatsii v russkoyazychnoy onlayn prostranstve [Network Agents of Political Internet Communication in Russian Online Sphere] (Candidate Dissertation), Saint-Petersburg.
  41. Towner, T. (2013). All Political Participation is Socially Networked?: New Media and the 2012 Election. Social Science Computer Review, 31(5), 527–541.
  42. Tsai, W.-H. S., Men, R. L. (2018). Social Messengers as the New Frontier of Organization-Public Engagement: A WeChat Study. Public Relations Review, 44(3), 419–429.
  43. V Novosibirskoy oblasti proshel slet Komsomol'skogo aktiva Sibiri “Tornado-2019” [A rally of the Komsomol Activists of Siberia “Tornado-2019” took place in Novosibirsk Region]. Retrieved from https://vk.com/wall-51433398_21690.
  44. Van Der Gaag, M. P. J., & Snijders, T. A. B. (2005). The Resource Generator: Social Capital Quantification with Concrete Items. Social Networks, 27(1), 1–29.
  45. Watts, D. J., Strogatz, S. H. (1998). Collective Dynamics of “Small-World” Networks. Nature, 393, 440–442.
  46. Xenos, M., Vromen, A., Loader, B. D. (2014). The Great Equalizer? Patterns of Social Media Use and Youth Political Engagement in Three Advanced Democracies. Information, Communication & Society, 17(2), 151–167.
  47. Xiong Y., Cho M., Boatwright, B.C. (2018). Hashtag Activism and Message Frames among Social Movement Organizations: Semantic Network Analysis and Thematic Analysis of Twitter During the #MeToo Movement. Public Relations Review, 45(1), 10–23.