Аннотация
В статье анализируются представления старших школьников регионов Сибирского федерального округа о содержании и нормативной модели патриотизма в контексте их установок на эмиграцию. На основании результатов массового опроса выявлено влияние эмиграционных установок учащихся 8–11‑х классов на их самопозиционирование в качестве патриотов и доминирующую у них модель патриотизма. В ходе кластерного анализа были выделены семь кластеров, различающихся эмиграционными установками, патриотической самоидентификацией и нормативной моделью допустимых для патриота форм поведения. Установлено, что базовым критерием патриотизма школьники считают наличие или отсутствие желания переезда в другую страну. При этом отмечается преобладание в исследуемой молодежной среде стремления к внешней миграции при отсутствии на данный момент возможностей его практической реализации, на основании чего большинство школьников считают себя «непатриотами». Авторы подчеркивают, что среди учащихся сосуществуют модели «слепого» и «гражданского» патриотизма, соотношение которых детерминируется возрастом и уровнем жизни школьников. Деятельностное содержание патриотизма характерно только для кластера «патриотов», не рассматривающих для себя внешнюю миграцию, остальным группам более присуща эмоционально-созерцательная трактовка патриотизма. Особое внимание в статье уделяется исследованию структуры идентичностей каждого кластера и приоритетных для них оснований национальной идентичности. Выявлено преобладание у молодежи общероссийской идентичности при слабой выраженности региональной идентичности. Сделан вывод о наличии в сознании подростков регионов СФО своеобразного «замкнутого круга»: у большинства школьников ключевым фактором в пользу формирования желания эмигрировать выступает не доминирующая модель патриотизма и связанная с ней оценка общественно-политической ситуации в стране, а социально-экономические мотивы. В результате этого молодые люди нацеливаются на поиск лучших условий самореализации за рубежом, не считают себя «патриотами» и уже сознательно дистанцируются от сферы патриотического воспитания.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00346 «Фактор патриотического воспитания в конструировании гражданской идентичности старших школьников регионов Сибирского федерального округа в условиях информационного общества».
Библиографические ссылки
Байков, А.А., Лукьянец, А.С., Письменная, Е.Е., Ростовская, Т.К., Рязанцев, С.В. (2018). Эмиграция молодежи из России: масштабы, каналы, последствия. Социологические исследования, 11, 75–84. DOI: 10.31857/S013216250002787-8
Вяльшина, А.А., Дакирова, С.Т. (2020). Социологический анализ миграционных настроений выпускников сельских школ. Регионология, 28(1), 159–183. DOI: 10.15507/2413-1407.110.028.202001.159-183
Данакари, Р.А. (2019). Патриотизм и дружба народов как базисные детерминанты российской цивилизации. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения, 24(5), 193–204. DOI: 10.15688/jvolsu4.2019.5.14
Карачурина, Л.Б., Мкртчян, Н.В. (2017). Возрастные особенности межрегиональной миграции населения в России. Регион: Экономика и Социология, 4(96), 101–125. DOI: 10.15372/REG20170405
Карачурина, Л.Б., Флоринская, Ю.Ф. (2019). Миграционные намерения выпускников школ малых и средних городов России. Вестник Московского университета. Серия 5: География, 6, 82–89.
Магарил, С.А. (2016). Смыслы патриотизма — исторические трансформации. Социологические исследования, 1, 142–151.
Маленков, В.В., Мальцева, Н.В. (2020). Гражданственность и патриотизм в представлениях постсоветского поколения. Социология, 5, 152–162.
Мартынов, М.Ю., Фадеева, Л.А., Габеркорн, А.И. (2020). Патриотизм как политический дискурс в современной России. Полис. Политические исследования, 2, 109–121. DOI: 10.17976/jpps/2020.02.08
Одинцов, А.В., Шипицин, А.И., Марченко, А.Ю. (2020). Центростремительная миграция молодежи из российской провинции: причины и тенденции (на примере Волгоградской области). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3, 335–354. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.788
Рязанцев, С.В., Очирова, Г.Н. (2021). Трансформация международной образовательной миграции во время пандемии COVID‑19. Социальное пространство, 7(4). DOI: 10.15838/sa.2021.4.31.3
Рожкова, Л.В., Васильева, Н.Д. (2014). Гражданственность и патриотизм как основания социальной консолидации российского общества. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3(121), 123–129. DOI: 10.14515/monitoring.2014.3.08
Рожкова, Л.В., Дубина, А.Ш., Влазнева, С.А., Сальников, О.В. (2020). Патриотизм и эмиграционные установки молодежи в современных условиях. Человек. Общество. Инклюзия, 2(42), 17–27.
Селезнева, А.В. (2017). Патриотизм как политическая ценность: политико-психологический анализ. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 38, 200–208. DOI: 10.17223/1998863Х/38/20
Селезнева, А.В., Антонов, Д.Е. (2020). Ценностные основания гражданского самосознания российской молодежи. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 58, 227–241 DOI: 10.17223/1998863X/58/21
Симонян, Р.Х. (2017). Миграционные настроения российской молодежи: региональный аспект. Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены, 6, 313–326. DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.16
Храмова, М.Н., Маньшин, Р.В. (2021). Международная миграция в эпоху пандемии COVID‑19. Социологические исследования, 2, 159–162. DOI: 10.31857/S013216250013754-2
Ariely, G. (2017). Why does Patriotism Prevail? Contextual Explanations of Patriotism across Countries. Identities, 24(3), 351–377. DOI: 10.1080/1070289X.2016.1149069
Campello, F. (2020). Between Affects and Norms on the Emotive Limits of Constitutional Patriotism. Comparative Sociology, 19(6), 805–815. DOI: 10.1163/15691330-12341526
Davidov, E. (2011). Nationalism and Constructive Patriotism: A Longitudinal Test of Comparability in 22 Countries with the ISSP. International Journal of Public Opinion Research, 23(1), 88–103. DOI: 10.1093/ijpor/edq031
Du, H. (2017). Place Attachment and Belonging among Educated Young Migrants and Returnees: the Case of Chaohu, China. Population, Space and Place, 23(1), e1967. DOI: 10.1002/psp.1967
Erez, L., Laborde, C. (2020). Cosmopolitan Patriotism as a Civic Ideal. American Journal of Political Science, 64(7), 191–203. DOI: 10.1111/ajps.12483
Evans, C. (2016). Moving away or Staying Local: The Role of Locality in Young People’s ‘Spatial Horizons’ and Career Aspirations. Journal of Youth Studies, 19(4), 501–516. DOI: 10.1080/13676261.2015.1083955
Garcia-Arias, M.A., Tolon-Becerra, A., Torres-Parejo, U. (2021). The Out-migration of Young People from a Region of the “Empty Spain”: Between a Constant Slump Cycle and a Pending Innovation Spiral. Journal of Rural Studies, 87, 314–326. DOI: 10.1016/j.jrurstud.2021.09.008
Goode, J.P. (2021). Patriotic Legitimation and Everyday Patriotism in Russia’s Constitutional Reform. Russian Politics, 6(1), 112–129. DOI: 10.30965/24518921-00601007
Gunko, M., Medvedev, A. (2018). Dull Place or Green Idyll: Local Identity and Migration Intentions of Small City Youth. Journal of Economic and Human Geography, 109(5), 661–676. DOI: 10.1111/tesg.12336
Kao, Y.H., Sapp, S.G. (2020). Is Community Attachment a Determinant of Actual Migration? An Estimate o. the Social Capital, Linear-Development, and Systemic Approaches. Social Science Quarterly, 101(1), 201–217. DOI: 10.1111/ssqu.12733
Kashnitsky, I. (2020). Russian Periphery is Dying in Movement: a Cohort Assessment of Internal Youth Migration in Central Russia. Geojournal, 85(1), 173–185. DOI: 10.1007/s10708-018-9953-5
Khimenes, A., Portil’o, D., Ardoy, L. (2021). Social Patriotism: Populist Glue for a Multinational Democracy. National Identities, 23(2), 127–148. DOI: 10.1080/14608944.2020.1735326
Schatz, R.T., Staub, E., Lavine, H. (1999). On the Varieties of National Attachment: Blind Versus Constructive Patriotism. Political Psychology, 20(1), 151–174. DOI: 10.1111/0162-895X.00140
Sekerdej, M., Roccas, S. (2016). Love Versus Loving Criticism: Disentangling Conventional and Constructive Patriotism. British Journal of Social Psychology, 55, 499–521. DOI: 10.1111/bjso.12142
Silva, S., Silva, A., Cortés-González, P., Brazienė, R. (2021). Learning to Leave and to Return: Mobility, Place, and Sense of Belonging amongst Young People Growing up in Border and Rural Regions of Mainland Portugal. Sustainability, 13(16), 9432. DOI: 10.3390/su13169432