Европа как значимый Другой в формировании национально-государственной идентичности российской и армянской молодежи | Южно-российский журнал социальных наук
Европа как значимый Другой в формировании национально-государственной идентичности российской и армянской молодежи
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-19-4-109-129
https://doi.org/10.31429/26190567-19-4-109-129

Как цитировать Array

Самаркина И.В., Атанесян А.В. Европа как значимый Другой в формировании национально-государственной идентичности российской и армянской молодежи // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19, №4. С. 109-129. DOI: 10.31429/26190567-19-4-109-129
Дата поступления 2018-10-10
Дата принятия 2018-11-26
Дата публикации 2018-12-23

Copyright (c) 2018 Ирина Владимировна Самаркина, Артур Владимирович Атанесян

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье представлены результаты компаративного исследования восприятия образа Европы российской и армянской молодежью, проведенного международным коллективом из Армении и России. Исследование проводилось с целью определить роль геополитических образов в механизмах формирования национально-государственной идентичности как части субъективного пространства политики. Изучение компонентов субъективного пространства политики строилось на основе модели социальной перцепции, учитывающей особенности восприятия политических (геополитических) объектов. Основной стратегией сбора и анализа данных стала качественная стратегия исследования, которая позволила авторам с использованием комплекса социально-психологических методик выявить содержание исследуемого образа. Компаративный подход, применяемый в исследовании, позволил выявить общее и особенное в содержании, структуре и функциях геополитического образа (образа Европы) как части субъективного пространства политики. Научная новизна полученных авторами результатов заключается в выявлении механизмов формирования и взаимодействия компонентов субъективного пространства политики (представлений о собственной стране, геополитических образов, национально-государственной идентичности). Показано, что образ Европы в политической картине мира молодежи двух стран играет роль значимого Другого — воспринимаемого в контексте ориентиров национально-государственной идентичности. Выделены объектные, субъектные и коммуникативные параметры восприятия образа Европы. Показано, что Европа в представлениях молодежи воспринимается как многоуровневое, многосоставное, когнитивно разнообразное, амбивалентное пространство, включающее социокультурные, политические, социально-экономические аспекты. Описана структура образа Европы, в которой выделяются ядро и периферия. Определено место Европы в системе других геополитических образов. Описаны дистанцирующие и интегрирующие факторы, определяющие положение Европы как Другого в системе Свой — Чужой. Выявлены особенности восприятия образа Европы и европейцев молодежью России и Армении, характеризующие различные проявления активного интереса к Европе в рамках обыденного и профессионального познания, разнообразие взглядов и отношений к Европе и европейцам, а также сходства и различия во взглядах и оценках молодых людей в Ереване и Краснодаре в отношении исследованных феноменов. Показано, что образ Европы в обеих странах выполняет важную для формирования национально-государственной идентичности функцию Значимого Другого. Выявлены доминирующие в среде молодежи позитивные или нейтрально-позитивные установки по отношению к Европе, показаны особенности отношения молодых россиян к Европе. Описаны выявленные модели восприятия Европы молодежью обеих стран (Мы – Европа; Мы — еще не Европа; Мы — уникальное культурное пространство), а также особенности их содержательного наполнения.

Ключевые слова

субъективное пространство политики, политическая картина мира, Европа, Россия, Армения, национально-государственная идентичность, Другой

Финансирование

Работа выполнена в рамках проекта «Восприятие Европы в молодежной среде в контексте современных геополитических трансформаций (на материалах Краснодара и Еревана)» (грант РФФИ №16-23-20001, грант 15РГ-20 Госкомнауки МНО РА).

Библиографические ссылки

  1. Atanesyan, A. V. (2008) Aktual’nyje problemy sovremennykh politicheskikh i konfliktnykh kommunikatslij [Topical Problems of Present-day Political and Conflicting Communications]. Erevan: Izd-vo Erevanskogo gosudarstvennogo universiteta.
  2. Chaban, N., Elgstrom, O., Kelly, S. & Yi, L. (2013). Images of the EU beyond its Borders: Issue-Specific and Regional Perceptions of European Union Power and Leadership. Journal of Common Market Studies, 51 (3), 433-451.
  3. Сastells, M. (2016) Vlast’ kommunikatsii [The Power of Communication]. M.: Izdatel’skij dom vysshei shkoly ekonomiki.
  4. Davyborets, E. N. (2015). Rol’ faktorov subjektivnogo vosprijatija objekta v formirovanii obraza gosudarstva [Role of the Factors of an Object’s Subjective Perception in Shaping the Image of the State]. Vestnik ZabGU [ZabGU Bulletin], 10 (125), 41-49.
  5. Erikson, E. (2006). Identichnost’: junost’ i krizis [Identity: Youth and Crisis]. M.: Flinta.
  6. Evtushenko, A. S., Sazantovitch, A. B., Samarkina, I. V. (2016). Evropa v vosprijatii sosedej: problemy, metodiki I resul’taty sovremennykh zarubezhnykh issledovanij [Europe in Perception of her Neighbors: Problems, Methods and Results of Contemporary Foreign Researches]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenije [Human. Community. Management], 4, 45–61.
  7. Evtushenko, A. S., Sazantovitch, A. B., Samarkina, I. V. (2016). Sovremennyje zarubezhnyje issledovanija vosprijatija Evropy: problemy, metodiki, rezul’taty [Present-day Foreign Research in How Europe is Perceived: Problems, Methodology, Results]. Srednerusskij vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russia Bulletin], 6, 143–154.
  8. Jervis, R. (1976). Perception and Misperception in International Politics. Princeton, Princeton University Press.
  9. Kiseljov, I. Yu., Smirnova, A. G. (2006). Dinamika obraza gosudarstva v mezhdunarodnykh otnoshenijakh [Dynamics of a State’s Image in International Relations]. SPb.: Izd-vo SPbGU.
  10. Kostjaev, S. S. (2015). Imidzh Rossii v USA: Analiz eksogennykh b endogennykh faktorov [Russia’s Image in the USA: Analysis of Exogenous and Endogenous Factors]. Gumanitarnyje nauki. Vestnik Finansovogo Universiteta [Financial University Bulletin: Humanities], 2 (28), 14–21. DOI: 10.12737/11592
  11. Narbut, N. P., Trotsuk, I. V. (2011). Obrazy stran-sosedej v vosprijatii studencheskoj molodjozhi (po rezul’tatam sotsiologicheskikh issledovanij) [Images of Neighboring Countries in Young Students’ Perception (Based on the Results of Sociological Researches)]. Vestnik RUDN Serija Sotsiologija [RUDN Bulletin: Sociology], 4, 109–117.
  12. O’Tuathail, G. & Dalby, S. (1998). Introduction: Rethinking geopolitics: Towards a critical geopolitics. London: Routledge.
  13. Pishcheva, T. N., Vinogradova, N. S., Nedova, A. D. (2010). Obraz Rossii pod uglom zrenija politicheskikh kommunikatsij [The Image of Russia in Political Communication]. Polis. Politicheskije issledovanija [Polis. Political Studies], 4, 107–108.
  14. Samarkina, I. V. (2017) Sub”ektivnoje prostranstvo politiki [The Subjective Space of Politics]. In I. S. Semenenko (Ed.) Identichnost’: Lichnost’, obshchestvo, politika. Entsiklopedicheskoye izdaniye [Identity: Personality, Society, Politics. Encyclopedic Edition] (pp. 380-385). M.: Ves’ Mir.
  15. Samarkina, I. V., Morozova, E. V., Miroshnichenko, I. V. (2018). Vosprijatije Evropy v molodjozhnoj srede v kontekste novykh realij mirovoj politiki (na materialach Krasodara) [Perception of Europe by Young Audiences in the Context of New Realias of World Politics (as Exemplified by Krasnodar)]. Polis. Politicheskije issledovanija [Polis. Political Studies], 3, 110-129. DOI: 10.17976/jpps/2018.03.08
  16. Semenenko, I. S., Lapkin, V. V., Pantin, V. I. (2006). Obraz Rossii na zapade: dialektika predstavlenij v kontekste mirovogo razvitija. K postanovke problem [Russia’s Image in the West: Dialectics of Notions in the Context of World Development. Problem Statement]. Polis. Politicheskije issledovanija [Polis. Political Studies], 6, 110-124.
  17. Shestopal, E. B. (2008). Obraz i imidzg v politicheskom vosprijatii: aktual’nyje problemy issledovanija [Appearance and Image in Political Perception: Topical Problems of the Research]. In E. B. Shestopal (Ed.) Obrazy gosudarstv, natsij I liderov [The Image Data of States, Nations and Leaders] (pp. 8–24). M.: Aspekt Press.
  18. Shestopal, E. B. (2012). Psikhologija politicheskogo vosprijatija v sovremennoj Rossii [Psychology of Political Perception in Present-day Russia]. M.: POCCPEN.
  19. Shestopal, E. B., Gubchenko, V. A., Dzhamaludinov, Sh. Z., Dzhgamadze, K. B. & Tumysov, I. A. (2016). Obrazy Evrosojuza v Rossii: problemy vosprijatija [The Image Data of the EU in Russia: Problems of Perception]. Polis [Polis], 3, 12-24.
  20. The Perceptions about Armenia’s and Georgia’s Policy towards Each Other among Two States’ Youth. Myths and Reality. Yerevan: Political Science Association of Armenia (2015). Retrieved from http://www.fes-caucasus.org/news-list/e/the-perceptions-about-armenias-and-georgias-policy-towards-each-other-among-two-states-youth-myths-and-reality/
  21. Torney, D. (2014). External Perceptions an EU Foreign Policy Effectiveness: The Case of Climate Change. Journal of Common Market Studies, 52 (6),1358-1373.
  22. Vedernikova, M. I. (2016) Objektivnyje I subjektivnyje factory vosprijatija imidzha Rossii v EC [Objective and Subjective Factors of Russia’s Image Perception in the EU]. Vestnik RUDN Serija Politologija [EU. RUDN Bulletin: Politology], 2, 53–60.
  23. Zinchenko, Ju. P., Matvejeva, L. V. (Eds.) (2008). Obraz Rossii v strane i za rubezhom: gumanitarnoje izmerenije [The Image of Russia at Home and Abroad: HumanitarianApproach]. M.: Izdatel’stvo MGU.