Европа как значимый Другой в формировании национально-государственной идентичности российской и армянской молодежи
PDF
HTML
PDF
HTML

Рубрика

Политика идентичности

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-19-4-109-129

Как цитировать

Самаркина, И.В., Атанесян, А.В. (2018). Европа как значимый Другой в формировании национально-государственной идентичности российской и армянской молодежи. Южно-российский журнал социальных наук, 19(4), 109-129. DOI: 10.31429/26190567-19-4-109-129
Дата поступления 10 октября 2018
Дата принятия 26 ноября 2018
Дата публикации 23 декабря 2018
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2018 Ирина Владимировна Самаркина, Артур Владимирович Атанесян

Аннотация

В статье представлены результаты компаративного исследования восприятия образа Европы российской и армянской молодежью, проведенного международным коллективом из Армении и России. Исследование проводилось с целью определить роль геополитических образов в механизмах формирования национально-государственной идентичности как части субъективного пространства политики. Изучение компонентов субъективного пространства политики строилось на основе модели социальной перцепции, учитывающей особенности восприятия политических (геополитических) объектов. Основной стратегией сбора и анализа данных стала качественная стратегия исследования, которая позволила авторам с использованием комплекса социально-психологических методик выявить содержание исследуемого образа. Компаративный подход, применяемый в исследовании, позволил выявить общее и особенное в содержании, структуре и функциях геополитического образа (образа Европы) как части субъективного пространства политики. Научная новизна полученных авторами результатов заключается в выявлении механизмов формирования и взаимодействия компонентов субъективного пространства политики (представлений о собственной стране, геополитических образов, национально-государственной идентичности). Показано, что образ Европы в политической картине мира молодежи двух стран играет роль значимого Другого — воспринимаемого в контексте ориентиров национально-государственной идентичности. Выделены объектные, субъектные и коммуникативные параметры восприятия образа Европы. Показано, что Европа в представлениях молодежи воспринимается как многоуровневое, многосоставное, когнитивно разнообразное, амбивалентное пространство, включающее социокультурные, политические, социально-экономические аспекты. Описана структура образа Европы, в которой выделяются ядро и периферия. Определено место Европы в системе других геополитических образов. Описаны дистанцирующие и интегрирующие факторы, определяющие положение Европы как Другого в системе Свой — Чужой. Выявлены особенности восприятия образа Европы и европейцев молодежью России и Армении, характеризующие различные проявления активного интереса к Европе в рамках обыденного и профессионального познания, разнообразие взглядов и отношений к Европе и европейцам, а также сходства и различия во взглядах и оценках молодых людей в Ереване и Краснодаре в отношении исследованных феноменов. Показано, что образ Европы в обеих странах выполняет важную для формирования национально-государственной идентичности функцию Значимого Другого. Выявлены доминирующие в среде молодежи позитивные или нейтрально-позитивные установки по отношению к Европе, показаны особенности отношения молодых россиян к Европе. Описаны выявленные модели восприятия Европы молодежью обеих стран (Мы – Европа; Мы — еще не Европа; Мы — уникальное культурное пространство), а также особенности их содержательного наполнения.

Ключевые слова

субъективное пространство политики политическая картина мира Европа Россия Армения национально-государственная идентичность Другой

Информация о финансировании

Работа выполнена в рамках проекта «Восприятие Европы в молодежной среде в контексте современных геополитических трансформаций (на материалах Краснодара и Еревана)» (грант РФФИ №16-23-20001, грант 15РГ-20 Госкомнауки МНО РА).

Библиографические ссылки

Atanesyan, A. V. (2008) Aktual’nyje problemy sovremennykh politicheskikh i konfliktnykh kommunikatslij [Topical Problems of Present-day Political and Conflicting Communications]. Erevan: Izd-vo Erevanskogo gosudarstvennogo universiteta.

Chaban, N., Elgstrom, O., Kelly, S. & Yi, L. (2013). Images of the EU beyond its Borders: Issue-Specific and Regional Perceptions of European Union Power and Leadership. Journal of Common Market Studies, 51 (3), 433-451.

Сastells, M. (2016) Vlast’ kommunikatsii [The Power of Communication]. M.: Izdatel’skij dom vysshei shkoly ekonomiki.

Davyborets, E. N. (2015). Rol’ faktorov subjektivnogo vosprijatija objekta v formirovanii obraza gosudarstva [Role of the Factors of an Object’s Subjective Perception in Shaping the Image of the State]. Vestnik ZabGU [ZabGU Bulletin], 10 (125), 41-49.

Erikson, E. (2006). Identichnost’: junost’ i krizis [Identity: Youth and Crisis]. M.: Flinta.

Evtushenko, A. S., Sazantovitch, A. B., Samarkina, I. V. (2016). Evropa v vosprijatii sosedej: problemy, metodiki I resul’taty sovremennykh zarubezhnykh issledovanij [Europe in Perception of her Neighbors: Problems, Methods and Results of Contemporary Foreign Researches]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenije [Human. Community. Management], 4, 45–61.

Evtushenko, A. S., Sazantovitch, A. B., Samarkina, I. V. (2016). Sovremennyje zarubezhnyje issledovanija vosprijatija Evropy: problemy, metodiki, rezul’taty [Present-day Foreign Research in How Europe is Perceived: Problems, Methodology, Results]. Srednerusskij vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russia Bulletin], 6, 143–154.

Jervis, R. (1976). Perception and Misperception in International Politics. Princeton, Princeton University Press.

Kiseljov, I. Yu., Smirnova, A. G. (2006). Dinamika obraza gosudarstva v mezhdunarodnykh otnoshenijakh [Dynamics of a State’s Image in International Relations]. SPb.: Izd-vo SPbGU.

Kostjaev, S. S. (2015). Imidzh Rossii v USA: Analiz eksogennykh b endogennykh faktorov [Russia’s Image in the USA: Analysis of Exogenous and Endogenous Factors]. Gumanitarnyje nauki. Vestnik Finansovogo Universiteta [Financial University Bulletin: Humanities], 2 (28), 14–21. DOI: 10.12737/11592

Narbut, N. P., Trotsuk, I. V. (2011). Obrazy stran-sosedej v vosprijatii studencheskoj molodjozhi (po rezul’tatam sotsiologicheskikh issledovanij) [Images of Neighboring Countries in Young Students’ Perception (Based on the Results of Sociological Researches)]. Vestnik RUDN Serija Sotsiologija [RUDN Bulletin: Sociology], 4, 109–117.

O’Tuathail, G. & Dalby, S. (1998). Introduction: Rethinking geopolitics: Towards a critical geopolitics. London: Routledge.

Pishcheva, T. N., Vinogradova, N. S., Nedova, A. D. (2010). Obraz Rossii pod uglom zrenija politicheskikh kommunikatsij [The Image of Russia in Political Communication]. Polis. Politicheskije issledovanija [Polis. Political Studies], 4, 107–108.

Samarkina, I. V. (2017) Sub”ektivnoje prostranstvo politiki [The Subjective Space of Politics]. In I. S. Semenenko (Ed.) Identichnost’: Lichnost’, obshchestvo, politika. Entsiklopedicheskoye izdaniye [Identity: Personality, Society, Politics. Encyclopedic Edition] (pp. 380-385). M.: Ves’ Mir.

Samarkina, I. V., Morozova, E. V., Miroshnichenko, I. V. (2018). Vosprijatije Evropy v molodjozhnoj srede v kontekste novykh realij mirovoj politiki (na materialach Krasodara) [Perception of Europe by Young Audiences in the Context of New Realias of World Politics (as Exemplified by Krasnodar)]. Polis. Politicheskije issledovanija [Polis. Political Studies], 3, 110-129. DOI: 10.17976/jpps/2018.03.08

Semenenko, I. S., Lapkin, V. V., Pantin, V. I. (2006). Obraz Rossii na zapade: dialektika predstavlenij v kontekste mirovogo razvitija. K postanovke problem [Russia’s Image in the West: Dialectics of Notions in the Context of World Development. Problem Statement]. Polis. Politicheskije issledovanija [Polis. Political Studies], 6, 110-124.

Shestopal, E. B. (2008). Obraz i imidzg v politicheskom vosprijatii: aktual’nyje problemy issledovanija [Appearance and Image in Political Perception: Topical Problems of the Research]. In E. B. Shestopal (Ed.) Obrazy gosudarstv, natsij I liderov [The Image Data of States, Nations and Leaders] (pp. 8–24). M.: Aspekt Press.

Shestopal, E. B. (2012). Psikhologija politicheskogo vosprijatija v sovremennoj Rossii [Psychology of Political Perception in Present-day Russia]. M.: POCCPEN.

Shestopal, E. B., Gubchenko, V. A., Dzhamaludinov, Sh. Z., Dzhgamadze, K. B. & Tumysov, I. A. (2016). Obrazy Evrosojuza v Rossii: problemy vosprijatija [The Image Data of the EU in Russia: Problems of Perception]. Polis [Polis], 3, 12-24.

The Perceptions about Armenia’s and Georgia’s Policy towards Each Other among Two States’ Youth. Myths and Reality. Yerevan: Political Science Association of Armenia (2015). Retrieved from http://www.fes-caucasus.org/news-list/e/the-perceptions-about-armenias-and-georgias-policy-towards-each-other-among-two-states-youth-myths-and-reality/

Torney, D. (2014). External Perceptions an EU Foreign Policy Effectiveness: The Case of Climate Change. Journal of Common Market Studies, 52 (6),1358-1373.

Vedernikova, M. I. (2016) Objektivnyje I subjektivnyje factory vosprijatija imidzha Rossii v EC [Objective and Subjective Factors of Russia’s Image Perception in the EU]. Vestnik RUDN Serija Politologija [EU. RUDN Bulletin: Politology], 2, 53–60.

Zinchenko, Ju. P., Matvejeva, L. V. (Eds.) (2008). Obraz Rossii v strane i za rubezhom: gumanitarnoje izmerenije [The Image of Russia at Home and Abroad: HumanitarianApproach]. M.: Izdatel’stvo MGU.

Статистика скачивания

Нет статистики