Политика формирования гражданской идентичности молодежи в новых субъектах РФ: модели и технологии | Южно-российский журнал социальных наук
Политика формирования гражданской идентичности молодежи в новых субъектах РФ: модели и технологии
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-24-4-87-102
https://doi.org/10.31429/26190567-24-4-87-102

Как цитировать Array

Самаркина И.В., Башмаков И.С. Политика формирования гражданской идентичности молодежи в новых субъектах РФ: модели и технологии // Южно-российский журнал социальных наук. 2023. Т. 24, №4. С. 87-102. DOI: 10.31429/26190567-24-4-87-102
Дата поступления 2023-10-15
Дата принятия 2023-11-18
Дата публикации 2023-12-29

Copyright (c) 2024 Ирина Владимировна Самаркина, Игорь Станиславович Башмаков

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В данной статье приведен анализ моделей и технологий политики формирования гражданской идентичности молодежи в новых субъектах РФ (Республика Крым, Херсонская, Запорожская области, Донецкая Народная республика и Луганская Народная республика). В качестве эмпирического объекта исследования выступили учащиеся среднего и старшего школьного возраста, представляющие данные регионы. Методика эмпирического исследования формирования гражданской идентичности школьников основана на сочетании фокус-­группового исследования и экспертного опроса. В ходе исследования нами были проанализированы экспертные мнения представителей системы образования и молодежной политики, государственных учреждений, общественных организаций и движений в новых субъектах России, касающиеся деятельности учреждений молодежной политики, системы образования, культуры, субъектов гражданского общества (общественных организаций и движений, СМИ, партий), в целях формирования гражданской идентичности. В результате нами выявлен комплекс технологий политики формирования гражданской идентичности молодежи школьного возраста в новых субъектах РФ (по субъектам формирования идентичности; по способам и формам трансляции; по степени новизны; по функциям; по формируемому содержательному компоненту гражданской идентичности), а также определены конкретные эмпирические формы (конвергентная и дивергентная) и практики реализации этой модели в новых субъектах РФ. Выявлено, что основным дифференцирующим фактором указанных эмпирических моделей формирования гражданской идентичности школьников новых субъектов выступает социокультурный фактор, обусловленный влиянием системы политической социализации. Определено, что современное состояние и форматы реализации политики формирования гражданской идентичности школьников новых территорий не вполне учитывают существующую дифференциацию актуальных идентичностей.

Ключевые слова

гражданская идентичность, молодежь, новые регионы, новое политическое пространство, политика формирования идентичности, модели и технологии политики идентичности

Финансирование

Исследование выполнено в рамках исследовательского проекта «Формирование гражданской идентичности школьников в новых субъектах РФ: стратегии, барьеры и перспективы» (2023, конкурс Экспертного института социальных исследований в сфере общественно-политических наук, Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук) в рамках государственного задания FZEN-2023-0008.

Библиографические ссылки

  1. Bernstein, M. (2005). Identity Politics. Annual Review of Sociology, 31(1), 47–74. DOI: 10.1146/annurev.soc.29.010202.100054
  2. Cherkashin, K. V., Terkulov, V. I., Tamer’jan, T.Ju. (2023). Jetnicheskaya samoidentifikatsija zhitelei Donbassa [Ethnic self-identification of Donbass residents]. Politicheskaja lingvistika [Political linguistics], 1(97), 113–128. DOI: 10.26170/1999-2629_2023_01_13
  3. Dege, M. (2014). Identity Politics. T.Teo (Ed.), Encyclopedia of Critical Psychology (934–1025). New York: Springer Science+Business Media. DOI: 10.1007/978-1-4614-5583-7
  4. Drobizheva, L. M. (2008). Natsional’no-grazhdanskaya i etnicheskaya identichnost’: problemy pozitivnoy sovmestimosti [National-Civic and Ethnic Identities: Problems of Positive Compatibility]. In M.K.Gorshkov (Ed.) Rossiya reformiruyushchayasya. Yezhegodnik [Russia in Reform. The Yearbook]. (214–228) Moskva: Institut sotsiologii RAN.
  5. Fedorenko, K. A. (2023). Gosudarstvennaya molodezhnaya politika po formirovaniyu grazhdanstvennosti rossiyskikh shkol’nikov [State Youth Policy on the Formation of Citizenship in Russian Schoolchildren]. Krasnodar: Perspektivy obrazovaniya.
  6. Mart’yanov, D. S. (2013). Nositeli politicheskogo soznaniya v kontekste novykh politicheskikh prostranstv [Carriers of Political Consciousness in Context of New Political Spaces]. Politeks [Politex], 4, 150–159.
  7. Nazukina, M. V. (2014). Novye tendentsii v politike identichnosti na regional’nom urovne v Rossii: aktory, spetsifika, trendy [New Trends in Identity Politics at the Regional Level in Russia: Actors, Specifics, Trends]. Antinomii [Antinomies], 3(14), 137–150.
  8. Nevola, G. (2011). Politics, Identity, Territory. The “Strength” and “Value” of Nation-State, the Weakness of Regional Challenge. Quaderni del dipartimento di Sociologia e Ricerca Sociale, 58.
  9. Nort, D. (1997). Instituty, institutsional’nye izmeneniya i funktsionirovanye ekonomiki [Institutions, Institutional Changes and the Functioning of the Economy]. Moskva: Nachala.
  10. Ostrom, E (2010). Upravleniye obshchim. Evolyutsiya institutsiy kollektivnogo deystviya [Managing the Common. The Evolution of Collective Action Institutions]. M: ANO IRISEN.
  11. Patrushev, S. V. (Ed.) (2006). Sovremennyy instituionalizm i politicheskaya transformatsiya Rossii [Modern Institutionalism and the Political Transformation of Russia]. Moskva: ISP RAN.
  12. Pishcheva, T. N. (2002). “Zatrudnennoe obshhenie” (Bar’ery v vosprijatii obrazov politikov) [“Difficult communication” (Barriers in the Perception of Images of Politicians)]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 5, 158–169.
  13. Selezneva, A. V. (2011). Politiko-psihologicheskiy podhod k issledovaniyu politicheskih tsennostey [Political-Psychological Approach to The Research of Political Values]. Vestnik Tomskogo gos. un-ta [Tomsk State University Journal], 345, 56–60.
  14. Semenenko, I. S., Lapkin, V. V., Bardin, A. L., Pantin, V. I. (2017). Mezhdu gosudarstvom i natsiyey: dilemmy politiki identichnosti na postsovetskom prostranstve [Between the State and the Nation: Dilemmas of Identity Policy in Post-Soviet Societies]. Polis. Politicheskiye issledovaniya [Polis. Political Studies], 5, 54–78. DOI: 10.17976/jpps/2017.05.05
  15. Semenenko, I. S., Lapkin, V. V., Fadeeva, L. A. (2011) Politicheskaja identichnost’ i politika identichnosti [Political identity and identity politics]. V 2‑h tt. Tom 1. Identichnost’ kak kategorija politicheskoy nauki. Slovar’ terminov i ponjatii. M.: Rossiyskaya politicheskaya jenciklopediya.
  16. Semenenko, I. S. (2017). Grazhdanskaya identichnost’ [Civic identity]. In I.S.Semenenko (Ed.) Identichnost’: Lichnost’, obshhestvo, politika [Identity: Personality, Society, Politics] (354–358). Moskva: Izd-vo “Ves’ Mir”.
  17. Shestopal, E. B. (2018). Osobennosti ispol’zovaniya psihologicheskih metodov dlia izucheniya politicheskogo vospriyatiya [Psychological Methods in Political Perception Studies]. Social’naja psihologija i obshhestvo [Social Psychology and Society], 3(9), 81–90. DOI: 10.17759/sps.2018090309