Аннотация
В данной статье приведен анализ моделей и технологий политики формирования гражданской идентичности молодежи в новых субъектах РФ (Республика Крым, Херсонская, Запорожская области, Донецкая Народная республика и Луганская Народная республика). В качестве эмпирического объекта исследования выступили учащиеся среднего и старшего школьного возраста, представляющие данные регионы. Методика эмпирического исследования формирования гражданской идентичности школьников основана на сочетании фокус-группового исследования и экспертного опроса. В ходе исследования нами были проанализированы экспертные мнения представителей системы образования и молодежной политики, государственных учреждений, общественных организаций и движений в новых субъектах России, касающиеся деятельности учреждений молодежной политики, системы образования, культуры, субъектов гражданского общества (общественных организаций и движений, СМИ, партий), в целях формирования гражданской идентичности. В результате нами выявлен комплекс технологий политики формирования гражданской идентичности молодежи школьного возраста в новых субъектах РФ (по субъектам формирования идентичности; по способам и формам трансляции; по степени новизны; по функциям; по формируемому содержательному компоненту гражданской идентичности), а также определены конкретные эмпирические формы (конвергентная и дивергентная) и практики реализации этой модели в новых субъектах РФ. Выявлено, что основным дифференцирующим фактором указанных эмпирических моделей формирования гражданской идентичности школьников новых субъектов выступает социокультурный фактор, обусловленный влиянием системы политической социализации. Определено, что современное состояние и форматы реализации политики формирования гражданской идентичности школьников новых территорий не вполне учитывают существующую дифференциацию актуальных идентичностей.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено в рамках исследовательского проекта «Формирование гражданской идентичности школьников в новых субъектах РФ: стратегии, барьеры и перспективы» (2023, конкурс Экспертного института социальных исследований в сфере общественно-политических наук, Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук) в рамках государственного задания FZEN-2023-0008.
Библиографические ссылки
Дробижева, Л.М. (2008). Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости. В М.К. Горшков (ред.) Россия реформирующаяся. Ежегодник (214–228). Москва: Институт социологии РАН.
Мартьянов, Д.С. (2013). Носители политического сознания в контексте новых политических пространств. ПОЛИТЭКС, 4, 150–159.
Назукина, М.В. (2014). Новые тенденции в политике идентичности на региональном уровне в России: акторы, специфика, тренды. Антиномии, 3(14), 137–150.
Норт, Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Москва: Фонд экон. книги «Начала».
Остром, Э (2010). Управление общим. Эволюция институций коллективного действия. М: АНО «ИРИСЭН».
Патрушев, С.В. (ред.) (2006). Современный институционализм и политическая трансформация России. Москва: ИСП РАН.
Пищева, Т.Н. (2002). “Затрудненное общение” (Барьеры в восприятии образов политиков). Полис. Политические исследования, 5, 158–169.
Селезнева, А.В. (2011). Политико-психологический подход к исследованию политических ценностей. Вестник Томского гос. ун-та, 345, 56–60.
Семененко, И.С., Лапкин, В.В., Бардин, А.Л., Пантин, В.И. (2017). Между государством и нацией: дилеммы политики идентичности на постсоветском пространстве. Полис. Политические исследования, 5, 54–78. DOI: 10.17976/jpps/2017.05.05
Семененко, И.С., Лапкин, В.В., Фадеева, Л.А. (2011). Политическая идентичность и политика идентичности. В 2‑х т. Том 1. Идентичность как категория политической науки. Словарь терминов и понятий. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН).
Семененко, И.С. (2017). Гражданская идентичность. В И.С. Семененко (ред.) Идентичность: Личность, общество, политика. (354–358) Москва: Изд-во «Весь Мир».
Федоренко, К.А. (2023). Государственная молодежная политика по формированию гражданственности российских школьников: монография. Краснодар: Перспективы образования.
Черкашин, К.В., Теркулов, В.И., Тамерьян, Т.Ю. (2023). Этническая самоидентификация жителей Донбасса. Политическая лингвистика, 1(97), 113–128. DOI: 10.26170/1999-2629_2023_01_13
Шестопал, Е.Б. (2018). Особенности использования психологических методов для изучения политического восприятия. Социальная психология и общество, 3(9), 81–90. DOI: 10.17759/sps.2018090309
Bernstein, M. (2005). Identity Politics. Annual Review of Sociology, 31(1), 47–74. DOI: 10.1146/annurev.soc.29.010202.100054
Dege, M. (2014). Identity Politics. T. Teo (Ed.), Encyclopedia of Critical Psychology, pp. 934–1025. New York: Springer Science+Business Media. DOI: 10.1007/978-1-4614-5583-7
Nevola, Gaspare (2011) Politics, Identity, Territory. The “Strength” and “Value” of Nation-State, the Weakness of Regional Challenge. Quaderni del dipartimento di Sociologia e Ricerca Sociale, 58.

