Политика формирования гражданской идентичности молодежи в новых субъектах РФ: модели и технологии
PDF
HTML
PDF
HTML

Рубрика

Политика идентичности

УДК

323.2-053.6(470)

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-24-4-87-102

Как цитировать

Самаркина, И.В., Башмаков, И.С. (2023). Политика формирования гражданской идентичности молодежи в новых субъектах РФ: модели и технологии. Южно-российский журнал социальных наук, 24(4), 87-102. DOI: 10.31429/26190567-24-4-87-102
Дата поступления 15 октября 2023
Дата принятия 18 ноября 2023
Дата публикации 29 декабря 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2024 Ирина Владимировна Самаркина, Игорь Станиславович Башмаков

Аннотация

В данной статье приведен анализ моделей и технологий политики формирования гражданской идентичности молодежи в новых субъектах РФ (Республика Крым, Херсонская, Запорожская области, Донецкая Народная республика и Луганская Народная республика). В качестве эмпирического объекта исследования выступили учащиеся среднего и старшего школьного возраста, представляющие данные регионы. Методика эмпирического исследования формирования гражданской идентичности школьников основана на сочетании фокус-­группового исследования и экспертного опроса. В ходе исследования нами были проанализированы экспертные мнения представителей системы образования и молодежной политики, государственных учреждений, общественных организаций и движений в новых субъектах России, касающиеся деятельности учреждений молодежной политики, системы образования, культуры, субъектов гражданского общества (общественных организаций и движений, СМИ, партий), в целях формирования гражданской идентичности. В результате нами выявлен комплекс технологий политики формирования гражданской идентичности молодежи школьного возраста в новых субъектах РФ (по субъектам формирования идентичности; по способам и формам трансляции; по степени новизны; по функциям; по формируемому содержательному компоненту гражданской идентичности), а также определены конкретные эмпирические формы (конвергентная и дивергентная) и практики реализации этой модели в новых субъектах РФ. Выявлено, что основным дифференцирующим фактором указанных эмпирических моделей формирования гражданской идентичности школьников новых субъектов выступает социокультурный фактор, обусловленный влиянием системы политической социализации. Определено, что современное состояние и форматы реализации политики формирования гражданской идентичности школьников новых территорий не вполне учитывают существующую дифференциацию актуальных идентичностей.

Ключевые слова

гражданская идентичность молодежь новые регионы новое политическое пространство политика формирования идентичности модели и технологии политики идентичности

Информация о финансировании

Исследование выполнено в рамках исследовательского проекта «Формирование гражданской идентичности школьников в новых субъектах РФ: стратегии, барьеры и перспективы» (2023, конкурс Экспертного института социальных исследований в сфере общественно-политических наук, Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук) в рамках государственного задания FZEN-2023-0008.

Библиографические ссылки

Bernstein, M. (2005). Identity Politics. Annual Review of Sociology, 31(1), 47–74. DOI: 10.1146/annurev.soc.29.010202.100054

Cherkashin, K. V., Terkulov, V. I., Tamer’jan, T.Ju. (2023). Jetnicheskaya samoidentifikatsija zhitelei Donbassa [Ethnic self-identification of Donbass residents]. Politicheskaja lingvistika [Political linguistics], 1(97), 113–128. DOI: 10.26170/1999-2629_2023_01_13

Dege, M. (2014). Identity Politics. T.Teo (Ed.), Encyclopedia of Critical Psychology (934–1025). New York: Springer Science+Business Media. DOI: 10.1007/978-1-4614-5583-7

Drobizheva, L. M. (2008). Natsional’no-grazhdanskaya i etnicheskaya identichnost’: problemy pozitivnoy sovmestimosti [National-Civic and Ethnic Identities: Problems of Positive Compatibility]. In M.K.Gorshkov (Ed.) Rossiya reformiruyushchayasya. Yezhegodnik [Russia in Reform. The Yearbook]. (214–228) Moskva: Institut sotsiologii RAN.

Fedorenko, K. A. (2023). Gosudarstvennaya molodezhnaya politika po formirovaniyu grazhdanstvennosti rossiyskikh shkol’nikov [State Youth Policy on the Formation of Citizenship in Russian Schoolchildren]. Krasnodar: Perspektivy obrazovaniya.

Mart’yanov, D. S. (2013). Nositeli politicheskogo soznaniya v kontekste novykh politicheskikh prostranstv [Carriers of Political Consciousness in Context of New Political Spaces]. Politeks [Politex], 4, 150–159.

Nazukina, M. V. (2014). Novye tendentsii v politike identichnosti na regional’nom urovne v Rossii: aktory, spetsifika, trendy [New Trends in Identity Politics at the Regional Level in Russia: Actors, Specifics, Trends]. Antinomii [Antinomies], 3(14), 137–150.

Nevola, G. (2011). Politics, Identity, Territory. The “Strength” and “Value” of Nation-State, the Weakness of Regional Challenge. Quaderni del dipartimento di Sociologia e Ricerca Sociale, 58.

Nort, D. (1997). Instituty, institutsional’nye izmeneniya i funktsionirovanye ekonomiki [Institutions, Institutional Changes and the Functioning of the Economy]. Moskva: Nachala.

Ostrom, E (2010). Upravleniye obshchim. Evolyutsiya institutsiy kollektivnogo deystviya [Managing the Common. The Evolution of Collective Action Institutions]. M: ANO IRISEN.

Patrushev, S. V. (Ed.) (2006). Sovremennyy instituionalizm i politicheskaya transformatsiya Rossii [Modern Institutionalism and the Political Transformation of Russia]. Moskva: ISP RAN.

Pishcheva, T. N. (2002). “Zatrudnennoe obshhenie” (Bar’ery v vosprijatii obrazov politikov) [“Difficult communication” (Barriers in the Perception of Images of Politicians)]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 5, 158–169.

Selezneva, A. V. (2011). Politiko-psihologicheskiy podhod k issledovaniyu politicheskih tsennostey [Political-Psychological Approach to The Research of Political Values]. Vestnik Tomskogo gos. un-ta [Tomsk State University Journal], 345, 56–60.

Semenenko, I. S., Lapkin, V. V., Bardin, A. L., Pantin, V. I. (2017). Mezhdu gosudarstvom i natsiyey: dilemmy politiki identichnosti na postsovetskom prostranstve [Between the State and the Nation: Dilemmas of Identity Policy in Post-Soviet Societies]. Polis. Politicheskiye issledovaniya [Polis. Political Studies], 5, 54–78. DOI: 10.17976/jpps/2017.05.05

Semenenko, I. S., Lapkin, V. V., Fadeeva, L. A. (2011) Politicheskaja identichnost’ i politika identichnosti [Political identity and identity politics]. V 2‑h tt. Tom 1. Identichnost’ kak kategorija politicheskoy nauki. Slovar’ terminov i ponjatii. M.: Rossiyskaya politicheskaya jenciklopediya.

Semenenko, I. S. (2017). Grazhdanskaya identichnost’ [Civic identity]. In I.S.Semenenko (Ed.) Identichnost’: Lichnost’, obshhestvo, politika [Identity: Personality, Society, Politics] (354–358). Moskva: Izd-vo “Ves’ Mir”.

Shestopal, E. B. (2018). Osobennosti ispol’zovaniya psihologicheskih metodov dlia izucheniya politicheskogo vospriyatiya [Psychological Methods in Political Perception Studies]. Social’naja psihologija i obshhestvo [Social Psychology and Society], 3(9), 81–90. DOI: 10.17759/sps.2018090309

Статистика скачивания

Нет статистики