Политика формирования гражданской идентичности молодежи в новых субъектах РФ: модели и технологии
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политика идентичности

УДК

323.2-053.6(470)

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-24-4-87-102

Как цитировать

Самаркина, И.В., Башмаков, И.С. (2023). Политика формирования гражданской идентичности молодежи в новых субъектах РФ: модели и технологии. Южно-российский журнал социальных наук, 24(4), 87-102. DOI: 10.31429/26190567-24-4-87-102
Дата поступления 15 октября 2023
Дата принятия 18 ноября 2023
Дата публикации 29 декабря 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2024 Ирина Владимировна Самаркина, Игорь Станиславович Башмаков

Аннотация

В данной статье приведен анализ моделей и технологий политики формирования гражданской идентичности молодежи в новых субъектах РФ (Республика Крым, Херсонская, Запорожская области, Донецкая Народная республика и Луганская Народная республика). В качестве эмпирического объекта исследования выступили учащиеся среднего и старшего школьного возраста, представляющие данные регионы. Методика эмпирического исследования формирования гражданской идентичности школьников основана на сочетании фокус-­группового исследования и экспертного опроса. В ходе исследования нами были проанализированы экспертные мнения представителей системы образования и молодежной политики, государственных учреждений, общественных организаций и движений в новых субъектах России, касающиеся деятельности учреждений молодежной политики, системы образования, культуры, субъектов гражданского общества (общественных организаций и движений, СМИ, партий), в целях формирования гражданской идентичности. В результате нами выявлен комплекс технологий политики формирования гражданской идентичности молодежи школьного возраста в новых субъектах РФ (по субъектам формирования идентичности; по способам и формам трансляции; по степени новизны; по функциям; по формируемому содержательному компоненту гражданской идентичности), а также определены конкретные эмпирические формы (конвергентная и дивергентная) и практики реализации этой модели в новых субъектах РФ. Выявлено, что основным дифференцирующим фактором указанных эмпирических моделей формирования гражданской идентичности школьников новых субъектов выступает социокультурный фактор, обусловленный влиянием системы политической социализации. Определено, что современное состояние и форматы реализации политики формирования гражданской идентичности школьников новых территорий не вполне учитывают существующую дифференциацию актуальных идентичностей.

Ключевые слова

гражданская идентичность молодежь новые регионы новое политическое пространство политика формирования идентичности модели и технологии политики идентичности

Информация о финансировании

Исследование выполнено в рамках исследовательского проекта «Формирование гражданской идентичности школьников в новых субъектах РФ: стратегии, барьеры и перспективы» (2023, конкурс Экспертного института социальных исследований в сфере общественно-политических наук, Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук) в рамках государственного задания FZEN-2023-0008.

Библиографические ссылки

Дробижева, Л.М. (2008). Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости. В М.К. Горшков (ред.) Россия реформирующаяся. Ежегодник (214–228). Москва: Институт социологии РАН.

Мартьянов, Д.С. (2013). Носители политического сознания в контексте новых политических пространств. ПОЛИТЭКС, 4, 150–159.

Назукина, М.В. (2014). Новые тенденции в политике идентичности на региональном уровне в России: акторы, специфика, тренды. Антиномии, 3(14), 137–150.

Норт, Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Москва: Фонд экон. книги «Начала».

Остром, Э (2010). Управление общим. Эволюция институций коллективного действия. М: АНО «ИРИСЭН».

Патрушев, С.В. (ред.) (2006). Современный институционализм и политическая трансформация России. Москва: ИСП РАН.

Пищева, Т.Н. (2002). “Затрудненное общение” (Барьеры в восприятии образов политиков). Полис. Политические исследования, 5, 158–169.

Селезнева, А.В. (2011). Политико-психологический подход к исследованию политических ценностей. Вестник Томского гос. ун-та, 345, 56–60.

Семененко, И.С., Лапкин, В.В., Бардин, А.Л., Пантин, В.И. (2017). Между государством и нацией: дилеммы политики идентичности на постсоветском пространстве. Полис. Политические исследования, 5, 54–78. DOI: 10.17976/jpps/2017.05.05

Семененко, И.С., Лапкин, В.В., Фадеева, Л.А. (2011). Политическая идентичность и политика идентичности. В 2‑х т. Том 1. Идентичность как категория политической науки. Словарь терминов и понятий. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН).

Семененко, И.С. (2017). Гражданская идентичность. В И.С. Семененко (ред.) Идентичность: Личность, общество, политика. (354–358) Москва: Изд-во «Весь Мир».

Федоренко, К.А. (2023). Государственная молодежная политика по формированию гражданственности российских школьников: монография. Краснодар: Перспективы образования.

Черкашин, К.В., Теркулов, В.И., Тамерьян, Т.Ю. (2023). Этническая самоидентификация жителей Донбасса. Политическая лингвистика, 1(97), 113–128. DOI: 10.26170/1999-2629_2023_01_13

Шестопал, Е.Б. (2018). Особенности использования психологических методов для изучения политического восприятия. Социальная психология и общество, 3(9), 81–90. DOI: 10.17759/sps.2018090309

Bernstein, M. (2005). Identity Politics. Annual Review of Sociology, 31(1), 47–74. DOI: 10.1146/annurev.soc.29.010202.100054

Dege, M. (2014). Identity Politics. T. Teo (Ed.), Encyclopedia of Critical Psychology, pp. 934–1025. New York: Springer Science+Business Media. DOI: 10.1007/978-1-4614-5583-7

Nevola, Gaspare (2011) Politics, Identity, Territory. The “Strength” and “Value” of Nation-State, the Weakness of Regional Challenge. Quaderni del dipartimento di Sociologia e Ricerca Sociale, 58.

Статистика скачивания

Нет статистики