Аннотация
В статье приводятся результаты масштабного эмпирического исследования социально-политического контента, продуцируемого гражданами в региональном онлайн-пространстве 22 субъектов РФ и социально-политического контента, созданного кандидатами на пост губернатора в тех же субъектах в период 2018–2019 гг. В качестве методологических оснований исследования социально-политического контента и регионального дискурса в современной России выступил сетевой анализ, базирующийся на методах математического моделирования социальных сетей и сообществ. На втором этапе исследования сетевой анализ был дополнен культурными компонентами социального действия (локальные практики и смыслы, дискурсы, репертуары и нормы); для этого классическая методика математического анализа социальных сетей, представляющая собой структурный сетевой анализ, была дополнена реляционной социологией и лингводискурсивным анализом. Лингводискурсивный анализ был необходим для изучения процессов интерпретации и создания значений и смыслов в политическом контенте, формируемом как социальными сетями и сообществами, так и кандидатами на пост губернатора. Парсинг сетевых данных и лингводискурсивный анализ осуществлялся при помощи разработанного гибридного операционального инструментария анализа политического контента в online-пространстве 22 субъектов РФ посредством программы для ЭВМ «Структурно-реляционный парсинг политического контента». Эмпирической базой исследования стали сообщества в социальной сети «ВКонтакте»: онлайн сетевые сообщества «Типичный» в 22 субъектах РФ; онлайн сетевые сообщества «Подслушано» в 21 субъекте РФ; материалы предвыборных кампании кандидатов на пост губернатора в 22 субъектах РФ. Проведенный анализ позволил разделить исследуемые регионы на группы в зависимости от выявленных точек пересечения и линий разломов в гражданском сетевом дискурсе и в предвыборных программах кандидатов на пост губернатора в online-пространстве 22 субъектов РФ: группа регионов «Нулевая напряженность»: группа регионов «Упреждение напряженности»; группа регионов «Критическая напряженность», группа регионов «Выраженная напряженность». Подобные исследования политического контента, формируемого гражданами и представителями власти в публичном региональном онлайн-пространстве, позволяют провести новый качественный и количественный анализ социально-политической ситуации в регионах РФ для эффективного выстраивания коммуникаций между властью и гражданским обществом, а также выявлять возможные точки роста протестных настроений в социальных сетях и сетевых сообществах в онлайн-пространстве.
Ключевые слова
Финансирование
Исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (отделение гуманитарных и социальных наук), проект № 18-011-00910 «Модели и практики управления политическим контентом в online-пространстве современных государств в эпоху постправды» (2018–2020 гг. под руководством Н.А. Рябченко).Библиографические ссылки
- Ackland, R., Gibson, R. (2013). Hyperlinks and Networked communication: A comparative Study of Political Parties Online. International Journal of Social Research Methodology, 16(3), 231–244. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13645579.2013.774179;
- Alefirenko, N. F. (2014). Formation and Development of Discourse Linguistic Theory. XLinguae. European Scientific Language Journal, 7(2), 32–45.
- Batorski, D., Grzywinska, I. (2017). Three Dimensions of the Public Sphere on Facebook. Information, Communication & Society, 1, 1–19. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1369118X.2017.1281329
- Bennett, W.L., Segerberg, A. (2012). The Logic of Connective Action: Digital Media and the Personalization of Contentious Politics. Information, Communication & Society, 15(5), 739–768. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1369118x.2012.670661
- Crystal, D. (2003). Language and the Internet. Cambridge University Press.
- Dowling, C. M., Wichowsky, A. (2015). Attacks without Consequence? Candidates, Parties, Groups, and the Changing Face of Negative Advertising. American Journal of Political Science, 59(1), 19–36.
- González-Bailón, S., Wang, N. (2016). Networked Discontent: The Anatomy of Protest Campaigns in Social Media. Social Networks, 44, 95–104. DOI: https://doi.org/10.1016/j.socnet.2015.07.003
- Goroshko, E. A. (2013). Lingvistika novyh medij kak odin iz vyzovov lingvisticheskoj tradicii proshlogo [Linguistics of New Media as One of the Challenges of the Linguistic Tradition of the Past]. Moscow.
- Harlow, S. Harp, D. (2011). Collective Action on the Web: A Cross-cultural Study of Social Networking Sites and Online and Offline Activism in the United States and Latin America. Information, Communication & Society, 15(2), 196–216. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1369118x.2011.591411
- Jones, R. H., Chik, A., Hafner, C.A. (2015). Discourse and Digital Practices: Doing Discourse Analysis in the Digital Era. N.Y.: Routledge.
- Jost, J. T., Barbera, P., Bonneau, R., Langer, M. (2018). How Social Media Facilitates Political Protest: Social Media and Political Protest. Political Psychology, 39(11), 85–118. DOI: 10.1111/pops.12478
- Kahn, E. V. (2017). Heshtegi kak novoe lingvisticheskoe javlenie [Hashtags as a new Linguistic Phenomenon]. Filologicheskij aspekt [Philological Aspect], 1(21), 91–98.
- Katermina, V. V., Gnedash, A. A. (2018). Formirovanie politicheskogo kontenta v onlain-prostranstve: strukturno-setevoi i lingvodiskursivnyi analizy sovremennykh social'nykh dvizhenii (na primere “WOMEN’S MARCH”) [Formation of Political Content in Online Space: a Structural-Network and Linguodiscursive Analyses of Modern Social Movements (as exemplified by “Women’s March”)]. Politicheskaja lingvistika [Political Linguistics], 4(70), 103–111.
- Kognitivnaja lingvistika (2011). [Cognitive linguistics]. St. Petersburg: Filologicheskij fakul'tet SPbGU [Faculty of Philology, St. Petersburg State University].
- Maitseva, D. V. (2014). Relyacionnaya sociologiya: novyj etap v razvitii analiza social'nyh setej ili samostojatel'noe napravlenie? [Relational Sociology: a New Stage in the Development of the Analysis of Social Networks or an Independent Direction?]. Monitoring obshhestvennogo mnenija: Ekonomicheskie i social'nye peremeny [Monitoring Public Opinion: Economic and Social Changes], 4(122), 3–14.
- Martynov, K. (2012). Ot slaktivizma k respublike: pochemu internet revolyucii stanovyatsya real'nost'yu [From Slaktivism to the Republic: Why Internet Revolution is Becoming a Reality]. Logos [The Logos], 86(2), 19–27.
- Masías, V. H., Hecking, T., Hoppe, H. U. (2018). Exploring the Relationship Between Social Networking Site Usage and Participation in Protest Activities. Frontiers in Applied Mathematics and Statistics, 4 DOI: https://doi.org/10.3389/fams.2018.00056
- Mische, A. (2011). Relational Sociology. Culture, and Agency. In J. G. Scott, P. J. Carrington (Eds.) The SAGE Handbook of Social Network Analysis (pp. 80–98). SAGE Publications.
- Naybet, T., Roda, K. (2009). Virtual'nye social'nye prostranstva: podkhody, praktiki, perspektivy [Virtual Social Spaces: Approaches, Practices, Prospects]. Sociologicheski ezhegodnik: sb. nauch. tr. [Sociological Yearbook]. Moscow: RAN.
- Ridout T. N. (ed.) New Directions in Media and Politics (2018). London: Routledge.
- Pearson, M. (2017). Teaching Media Law in a Post-truth Context: Strategies for Enhancing Learning about the Legal Risks of Fake News and Alternative Facts. Asia Pacific Media Educator, 27(1), 17–26. DOI: https://doi.org/10.1177/1326365X17704289
- Ridout, T. N., Fowler, E. F., Branstetter, J., Borah, P. (2015). Politics as usual? When and why traditional actors often dominate YouTube campaigning. Journal of Information Technology & Politics, 12(3), 237–251.
- Ridout, T. N., Franz, M., Fowler, E. F. (2015). Sponsorship, disclosure, and donors: Limiting the impact of outside group ads. Political Research Quarterly, 68(1), 154–166.
- Robinson, P., Nick, C. Е. (2008). Handbook of Cognitive Linguistics and Second Language Acquisition. New York And London: Routledge.
- Ryabchenko, N. A., Gnedash, A. A., Malysheva, O. P. (2019). Upravlenie politicheskim kontentom v social'nyh setyah v period predvybornoji kampanii v epohu postpravdy [Presidential Campaign in the Post Truth Era: Innovative Digital Technologies of Political Content Management in Social Networks]. Politicheskie issledovaniia [Polis. Political Studies], 2, 92–106. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2019.02.07.
- Ryabchenko, N. A., Katermina, V. V., Gnedash, A. A., Malysheva, O. P. (2018). Politicheskj kontent social'nyh dvizhenij v onlajn-prostranstve sovremennyh gosudarstv: metodologiya analiza i issledovatel'skaya praktika [Political Content of Social Movements in the Online Space of Modern States: Methodology of the Analysis and Research Practices]. Yuzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk [South-Russian Journal of Social Sciences], 3, 139–162.
- Ryabchenko, N. A., Katermina, V. V., Gnedash, A. A., Vulfovich, B. G. (2019). Regional'nyj politicheskij diskurs: teoreticheskaya model', metodologiya issledovaniya i praktiki upravleniya politicheskim kontentom v onlajn-prostranstve subektov RF [Regional Political Discourse: Theoretical Model, Methodology of Research and Practice of Managing Political Content in the Online Space of the Russian Federation Subjects]. Politicheskaja lingvistika [Political Linguistics], 5(77), 114–131. DOI 10.26170/pl19-05-12;
- Shomova, S. A. (2019). Vybory prezidenta RF — 2018 v zerkale memov: novye realii politicheskoj kommunikativistiki [Presidential Election in the Mirror of Memes: New Realities of Political Communication]. Politicheskie issledovaniia [Polis. Political Studies], 3, 157–173. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2019.03.10
- Smith D. N., Hanley E. (2018). The Anger Games: Who Voted for Donald Trump in the 2016 Election, and Why? Critical Sociology, 44(2), 195–212. DOI: https://doi.org/10.1177/0896920517740615
- Smith, М., Kollack, Р. (1999). Communities in Cyberspace. London: Routledge,
- Soroka, S., McAdams, S. (2015). News, Politics, and Negativity. Political Communication, 32(1), 1–22.
- Stevens, D. (2012). Tone Versus Information: Explaining the Impact of Negative Political Advertising. Journal of Political Marketing, 11(4), 322–352.
- Strach, P., Zuber, K., Fowler, E. F., Ridout, T. N., Searles, K. (2015). In a Different Voice? Explaining the Use of Men and Women as Voice-Over Announcers in Political Advertising. Political Communication, 32(2), 183–205.
- Tendencii monetizacii kontenta v Internete: Mediapotreblenie v Rossii (2019). [Internet Content Monetization Trends: Media Consumption in Russia — 2019]. Retrieved from https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/media-consumption-in-russia.html
- Thai My, T., Pardalos Panos, M. (2011). Handbook of Optimization in Complex Networks: Communication and Social Networks. New York: Springer.
- The Age of Perplexity: Rethinking the World we Knew. (2018). New York: Penguin.
- Theocharis, Y. (2015). The Conceptualization of Digitally Networked Participation. Social Media + Society, 1(2), 1–14. DOI: https://doi.org/10.1177/2056305115610140
- Theocharis, Y., Lowe, W., Deth van J.W., García-Albacete, G. (2015). Using Twitter to Mobilize Protest Action: Online Mobilization Patterns and Action Repertoires in the Occupy Wall Street, Indignados, and Aganaktismenoi Movements. Information, Communication & Society, 18(2), 202–220. DOI: https://doi.org/10.1080/1369118X.2014.948035
- Valentino, N. A., Nardis, Y. (2013). Political Communication: Form and Consequence of the Information Environment. In L. Huddy, D. O. Sears, & J. S. Levy (Eds.) The Oxford Handbook of Political Psychology (pp. 559–590). Oxford: Oxford University Press.
- Wallis, J., Given, L. M. (2016). #digitalactivism: New Media and Political Protest. First Monday, 21(2). DOI: http://dx.doi.org/10.5210/fm.v21i2.5879
- Wellman, B. (2008). The Development of Social Network Analysis: a Study in the Sociology of Science by Linton C. Freeman. Contemporary Sociology, 37(3), 221–222.
- Wong, S., Altman, E., Rojas-Mora, J. (2011). Internet Access: Where Law, Economy, Culture and Technology Meet. Computer Networks, 55(2), 470–479.