От «квазикритики власти» к дискурсу «соучастия и развития»: общественная повестка дня в социальных сетях рунета (практики сетевых сообществ)
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Публичная политика

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-21-3-20-36

Как цитировать

Рябченко, Н.А., Мирошниченко, И.В., Гнедаш, А.А. (2021). От «квазикритики власти» к дискурсу «соучастия и развития»: общественная повестка дня в социальных сетях рунета (практики сетевых сообществ). Южно-российский журнал социальных наук, 21(3), 20-36. DOI: 10.31429/26190567-21-3-20-36
Дата поступления 15 июля 2020
Дата принятия 28 августа 2020
Дата публикации 31 марта 2021
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2020 Наталья Анатольевна Рябченко, Инна Валерьевна Мирошниченко, Анна Александровна Гнедаш

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования общественной повестки сетевых сообществ в пространстве Рунета. Сетевые онлайн-­сообщества, будучи частью морфологии современного общества, становятся агентами социальных и политических изменений, включаясь в процесс конструирования социальных проблем и репрезентируя способы их решения. На основе эмпирического анализа дискурсивных практик двух активно-­деятельностных сообществ («Теплица социальных технологий», «Science|Наука») авторы определяют кластеры структурирования проблематики общественной повестки и дискурсивные модели, отражающие устойчивый и событийно-­контекстуальный интерес участников сообществ к социальным и политическим проблемам. Результаты исследования показали, что изучаемые активно-­деятельностные сообщества демонстрируют разные модели общественной повестки, которые репрезентуют не только систему их ценностных приоритетов в отношении восприятия социальной и политической действительности, складывающихся в идеологические конструкции, но и поведенческие практики в публичном пространстве. Исследование подтверждает, что общественная повестка дня является результатом коллективного самоопределения сетевых сообществ, а не отражением объективна социальных и политических условий, в рамках которого социальные субъекты выдвигают собственные утверждения-­требования и пытаются удержать их в публичном пространстве. Таким образом, категория общественной повестки дня применимо к эмпирическому анализу сетевых сообществ позволяет выйти за границы осмысления процесса и эффектов сетевой коммуникации в публичном пространстве. Предложенные авторами аналитический инструментарий и методика эмпирического исследования открывают новые возможности для исследования связи институциональных практик с субъективным пространством политики (политической идентичности, политической картины мира, политической культуры, идеологии).

Ключевые слова

общественная повестка дня сетевые онлайн-­сообщества Рунета проблемы дискурсивные практики ценностные ориентации поведенческий стиль

Информация о финансировании

Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-00975 «Субъективное пространство политики: возможности и вызовы сетевого общества».

Библиографические ссылки

Дьякова, Е.Г. (2003). Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу. Полис. Политические исследования, 3, 109–119.

Лапкин, В.В., Семененко, И.С. (2013). «Человек политический» перед вызовами «infomodernity». Полис. Политические исследования, 6, 64–81.

Мирошниченко, И.В. (2016). Сетевая публичная политика и управление: Монография. М.: АРГАМАК-МЕДИА.

Мирошниченко, И.В., Рябченко, Н.А., Гнедаш, А.А. (2019). Поляризация дискурсивного пространства (на примере хэштэга #RUSSIA в социальной сети TWITTER). Каспийский регион: политика, экономика, культура, 1(58), 53–62.

Морозова, Е.В., Мирошниченко, И.В., Рябченко, Н.А. (2016). Фронтир сетевого общества. Мировая экономика и международные отношения, 60(2), 83–97.

Найбет, Т., Рода, К. (2009). Виртуальные социальные пространства: подходы, практики, перспективы. Социологический ежегодник: сб. науч. тр. М.: РАН.

Романов П.В., Щебланова, В.В., Ярская-Смирнова, Е.Р. (2003). Женщины-террористки в интерпретативных моделях российских СМИ (Дискурс-анализ газетных публикаций). Полис. Политические исследования, 6, 144–154.

Романов, П.В., Ярская-Смирнова, Е.Р. (2005). Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований. М.: Вариант.

Рябченко, Н.А., Гнедаш, А.А. (2014). Online и offline социальные сети: к вопросу о математическом обосновании стохастической модели функционирования. Политическая Экспертиза: ПолитЭкс: журнал, 3(22), 91–100.

Рябченко, Н.А., Катермина, В.В., Гнедаш, А.А., Малышева, О.П. (2018). Политический контент социальных движений в online-пространстве современных государств: методология анализа и исследовательская практика. Южно-российский журнал социальных наук, 3, 139–162.

Ярская-Смирнова, Е., Романов, П. (ред.) (2009). Визуальная антропология: настройка оптики. М.: Вариант, ЦСПГИ.

Barney, D.D. (2004). The Network Society. Cornwall: Great Britain by MPG Books.

Blattberg, C. (2009). Political Philosophies and Political Ideologies. Patriotic Elaborations: Essays in Practical Philosophy. Montreal: McGill-Queen’s University Press.

Castells, M. (2000). The Rise of The Network Society: The Information Age: Economy, Society and Culture. N.Y.: John Wiley & Sons.

Castells, M., Cardoso, G. (Eds.) (2005). The Network Society: From Knowledge to Policy. Washington, DC: Johns Hopkins Center for Transatlantic Relations.

Djik, V.J. (2001). The Network Society: Social Aspects of New Media. Houten: Bohn Staflen Van Loghum.

Hall, S. (1997). The Work of Representation. Representation: Cultural Representations and signifying practices. New Dehli.

Hall, S. (2001). Encoding/Decoding. Media and Cultural Studies. KeyWorks. London: Blackwell Publishers.

Hammersley, М. (2003). Conversation Analysis and Discourse Analysis: Methods or Paradigms? Discourse & Society, 14(6), 751–781.

Jones, R.H., Chik, A., Hafner, C.A. (Eds) (2015). Discourse and Digital Practices: Doing Discourse Analysis in the Digital Era. N.Y.: Routledge.

McCombs, M., Shaw, D. (1972). The Agenda-Setting Function of Mass-Media. Public Opinion Quarterly, 36, 176–187

Minar, D. (1961). Ideology and Political Behavior. Midwest Journal of Political Science, 5(4), 317–331.

Mullins, W.A. (1969). The Concept of Ideology: An Analysis and Evaluation. Washington: University of Washington.

Spector, M., Kitsuse, J. (1987). Constructing Social Problems. N.Y.: Hawthorne.

Van Dijk, Teun A. (2009). Society and Discourse: How Social Contexts Influence Text and Talk. Cambridge: Cambridge University Press.

Walford, G. (1990). Beyond Politics. An Outline of Systematic Ideology. London: Calabria Press.

WebCanape (2019). Вся статистика Интернета на 2019 год — в мире и в России. Режим доступа https://www.web-canape.ru/business/socialnye-seti-v‑2018‑godu-globalnoe-issledovanie/

Wodak, R. (Ed.) (1989). Language, Power and Ideology: Studies in Political Discourse. Philadelphia: John Benjamins Publishing.

Wong, S., Altman, E., Rojas-Mora, J. (2011). Internet Access: Where Law, Economy, Culture and Technology Meet. Computer Networks, 55(2), 470–479.

Статистика скачивания

Нет статистики