Аннотация
Online-пространство, характеризующееся как безграничными возможностями коммуникации, так и способами ограничения информационных потоков, в настоящее время является основной площадкой для конструирования и функционирования различных социальных движений, в том числе создания ими политического контента. Данные движения в виду их активной (конструктивной и / или деструктивной) online- и offline-деятельности не могут быть исследованы при помощи классических методов анализа. Цель нашего исследования — разработка гибридной трехступенчатой методологии исследования политического контента, продуцируемого в online-пространстве современными социальными движениями. Авторская методология включает применение структурного сетевого анализа (количественное исследование и моделирование социального движения в виде социального графа), реляционного анализа (качественный анализ сетевых данных смоделированного социального графа), лингводискурсивного анализа (анализ смыслов, дискурсов, репертуаров и норм социального движения). Апробация трехступенчатой методологии анализа проведена на примере исследования одного из самых крупных (в глобальном, региональном и локальном форматах) и результативных социальных движений современности — движения «Women’s March». Посредством структурного сетевого анализа сетевых данных социальной платформы Twitter за период январь-июнь 2018 г. была смоделирована сетевая структура движения «Women’s March» в виде социального графа. Реляционный анализ смоделированного социального графа позволил выделить и описать дискуссионное ядро «Women’s March» как совокупность кластеров, определяющих основные направления дискурса в сетевом сообществе данного движения. Лингводискурсивный анализ выделенных кластеров проводился как семантический и дискурсивный анализ тегов и хэштегов (фолксономический анализ) смоделированного дискуссионного ядра политического контента, продуцируемого социальным движением «Women’s March». Данная методология позволяет проанализировать, насколько любое исследуемое социальное движение является устойчивой сетевой структурой; визуализировать структуру движения (акторы, подсообщества, ядро, периферия, участники, сторонники, потребители контента); выявить качественные характеристики, определяющие взаимосвязи внутри самого сообщества / движения, и взаимодействие с внешней средой; определить возможные точки роста и векторы трансформации социального движения как в online-, так и в offline-пространствах; спрогнозировать дальнейшее развитие движения и характер его действий в online- и offline-пространствах.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-011-00910 «Модели и практики управления политическим контентом в online-пространстве современных государств в эпоху постправды».
Библиографические ссылки
About the EVAW Coalition. (2018). Retrieved from http://www.endviolenceagainstwomen.org.uk/about/
About Women’s March. (2018). Retrieved from http://www.womensmarch.com/mission/
Alter, C. A Year Ago, They Marched. Now a Record Number of Women Are Running for Office. (2018, January 29). Time. Режим доступа http://time.com/5107499/record-number-of-women-are-running-for-office/
Barabasi, A.-L. (2009). Scale-Free Networks: A Decade and Beyond. Science, 325, 412–413.
Bonzanini, M. (2016). Mastering Social Media Mining with Python. Birmingham-Mumbai: PACKT Publishing.
Cauterucci, C. Getting the Women’s March on Washington on the Road. (2016, November 23). Slate. Retrieved from http://www.slate.com/articles/life/doublex/2016/11/the_women_s_march_on_washington_faces_uncertain_logistics_on_inauguration.html?via=gdpr-consent
Emirbayer, M. (1997). Manifesto for a relational sociology. American Journal of Sociology, 2 (103), 281–317.
Erikson, E. (2013). Formalist and relationalist theory in social network analysis. Sociological Theory, 3 (31), 219–242.
European Development Days. (2018). Retrieved from https://eudevdays.eu/
EVAW Campaigns. (2018). Retrieved from http://www.endviolenceagainstwomen.org.uk/campaign/
Fairclough, N. (2003). The Dialectics of Discourse: Textual Analysis for Social Research. London: Routledge.
Feldt, G. How Companies Must Adapt in the #MeToo Era. (2018, January 29). Time. Режим доступа http://time.com/5120607/companies-leadership-metoo-era/
Galyamina, Yu. E. (2014). Lingvisticheskij analiz heshtegov Tvittera [Linguistic Analysis of Twitter Hashtags]. In Ya. E. Akhapkina & E. V. Rakhilina (Ed.) Sovremennyj russkij jazyk v internete [Modern Russian on the Internet] (pp. 13–22). Moscow: Jazyki slavjanskoj kul’tury.
Gee, P. J. (2001). An Introduction to Discourse Analysis. Theory and Method. London, New York: Taylor & Francis e-Library.
Gnedash, A. A., & Ryabchenko, N. A. (2018). Setevoj analiz sovremennyh protestnyh dvizhenij (na primere social’noj seti “Womensmarch”) [Network Analysis of Modern Protest Movements (on the Example of the Social Network “Womensmarch”)]. In Sociolog 2.0: Transformacija professii (Materialy VIII mezhdunarodnoj sociologicheskoj Grushinskoj konferencii) [Sociologist 2.0: Transformation of the Profession (Materials of the VIII International Sociological Grushin Conference) (pp. 404–409). Moscow: AO “VCIOM”.
Gnedash, A. A. (2015). Aktory semejnoj politiki v informacionno-novostnom pole online-prostranstva sovremennoj Rossii: analiz folksonomii [Actors of Family Policy in the News and Information Field of the Online Space of Modern Russia: the Analysis of Folksonomy]. In Social’nyj komp’juting: osnovy, tehnologii razvitija, social’no-gumanitarnyej effekty (Materialy Chetvertoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii) [Social Computing: Fundamentals, Technologies of Development, Social and Humanitarian Effects (Materials of the Fourth International Scientific and Practical Conference)] (pp. 31–36). Moscow: MPGU.
Harari, F. (2006). Teorija grafov [Graph Theory]. Moscow: URSS.
Heyboer, K. (2017). Women’s March on Washington 2017: Who’s going and when, how to get there and why it’s happening. Retrieved from http://www.nj.com/news/index.ssf/2017/01/womens_march_washington_2017_dc_trump_when.html
Hjeshtegi: chto jeto I zachem ispol’zovat’? [Hashtags: What is it and Why Use it?]. Retrieved from http://wiki.rookee.ru/Xeshteg
In 1 second, each and every second, there are… (2018). Retrieved from http://www.internetlivestats.com/one-second
Kahn, E. V. (2017). Hjeshtegi kak novoe lingvisticheskoe javlenie [Hashtags as a New Linguistic Phenomenon]. Filologicheskij aspect [Philological Aspect], 1 (21), 91–98.
Katermina, V. V. (2017). Kul’turno-interpretirujushchij potencial massmedijnyh neologizmov v anglijskom diskurse [Cultural-Interpretive Potential of Mass Media Neologisms in English Discourse]. Voprosy kognitivnoj lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics], 1, 84–90.
Knoke, D., & Yang, S. (2008). Network analysis. Indiana University: Sage.
Malone, S., & Gibson, G. (2017). In challenge to Trump, women protesters swarm streets across U. S. Retrieved from http://www.reuters.com/article/us-usa-trump-women/in-challenge-to-trump-women-protesters-swarm-streets-across-u-s-idUSKBN1550DW
Martin, A., & Wellman, B. (2011). Social Network Analysis: An Introduction. In P. Carrington, J. Scott (Eds.) Handbook of Social Network Analysis (pp. 11–25). Thousand Oaks, CA: Sage.
More than 12M “MeToo” Facebook posts, comments, reactions in 24 hours. (2017, October 17). CBS News. Retrieved from http://www.cbsnews.com/news/metoo-more-than-12-million-facebook-posts-comments-reactions-24-hours/
Nevada Senate Election Results. (2018). Politico. Retrieved from http://www.politico.com/2016-election/results/map/senate/nevada/
Nikolaeva, M. V., & Romanova, Yu. A. (2018). Prezidentskaja predvybornaja kampanija 2018 goda: folksonomija i analiz kommentariev elektorata v onlajn-prostranstve [Presidential Election Campaign of 2018: Folksonomy and Analysis of Comments of the Electorate in the Online Space]. In Sociolog 2.0: Transformacija professii (Materialy VIII mezhdunarodnoj sociologicheskoj Grushinskoj konferencii) [Sociologist 2.0: Transformation of the Profession (Materials of the VIII International Sociological Grushin Conference) (pp. 367–371). Moscow: AO “VCIOM”.
Power to the Polls. (2018). Retrieved from http://www.powertothepolls.com
Przybyla, H. M., & Schouten, F. (2017). At 2.5 million strong, Women’s Marches crush expectations. USA Today. Retrieved from http://www.usatoday.com/story/news/politics/2017/01/21/womens-march-aims-start-movement-trump-inauguration/96864158/
Respers, L. (2017). #MeToo: Social media flooded with personal stories of assault. CNN entertainment. Retrieved from https://edition.cnn.com/2017/10/15/entertainment/me-too-twitter-alyssa-milano/index.html
Rife, K. (2017). An incomplete, depressingly long list of celebrities’ sexual assault and harassment stories. A. V. Club. Retrieved from http://www.avclub.com/an-incomplete-depressingly-long-list-of-celebrities-se-1819628519
Ryabchenko, N. A., & Malysheva, O. P. (2018). Upravlenie politicheskim kontentom: semanticheskij analiz tegov I hjeshtegov [Management of Political Content: Semantic Analysis of Tags and Hashtags]. In Sociolog 2.0: Transformacija professii (Materialy VIII mezhdunarodnoj sociologicheskoj Grushinskoj konferencii) [Sociologist 2.0: Transformation of the Profession (Materials of the VIII International Sociological Grushin Conference) (pp. 362–367). Moscow: AO “VCIOM”.
Senators say #MeToo: McCaskill, others share their stories of sexual harassment. (2017, October 21). The Washington Post. Retrieved from http://www.washingtonpost.com/news/powerpost/wp/2017/10/21/senators-say-metoo-mccaskill-others-share-their-stories-of-sexual-harassment/?noredirect=on&utm_term=.fc610ef7ecc4
Shchurina, Yu. V. (2015). Komunikativno-igrovoj potencial hjeshtegov [The Communicative and Playful Potential of Hashtags]. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [Cherepovets State University Bulletin], 8, 100–104.
Shugerman, E. MeToo: Why are women sharing stories of sexual assault and how did it start? (2017). Independent. Retrieved from https://www.independent.co.uk/news/world/americas/me-too-facebook-hashtag-why-when-meaning-sexual-harassment-rape-stories-explained-a8005936.html
Smorgunov, L. V. (Ed.) (2015). Upravlenie publichnoj politikoj [Public Policy Management]. Moscow: Izdatel’stvo “Aspekt Press”.
Solis, B. (2011). The Hashtag Economy. Retrieved from http://www.briansolis.com/2011/06/hashtag-this-the-culture-of-social-media-is/
Szomszor, M., Alani, H., Cantador, I., O’Hara, K. & Shadbolt, N. (2018). Semantic Modelling of User Interests Based on Cross-Folksonomy Analysis. Retrieved from https://pdfs.semanticscholar.org/5949/f09003129baec05cf7efb6a0a9539bd4c615.pdf
Tambuscio, M., Guffo, G., Flammini, A. & Menczer, F. (2015). Fact-checking effect on viral hoaxes: A model of misinformation spread in social networks. In Proceedings of the 24th International Conference on World Wide Web Companion, 977–982. Retrieved from https://dl.acm.org/citation.cfm?id=2740908
The Harvey Weinstein effect. (2018, February 1). USA Today. Retrieved from http://www.usatoday.com/pages/interactives/life/the-harvey-weinstein-effect
Tiefenthäler, A. Women’s March 2018: Thousands of Protesters Take to the Streets. (2018, January 20). The New York Times. Retrieved from http://www.nytimes.com/2018/01/20/us/womens-march.html
Tolentino, J. The Somehow Controversial Women’s March on Washington. (2017, January 18). The New Yorker. Режим доступа http://www.newyorker.com/culture/jia-tolentino/the-somehow-controversial-womens-march-on-washington
UN Women Annual Report. (2018). Retrieved from http://annualreport.unwomen.org/en/2018
Wasserman, S., & Faust, K. (1994). Social network analysis. Cambridge: Cambridge University Press.
Women’s March focuses on voter registration at Las Vegas event. (2017). Retrieved from http://www.pbs.org/newshour/show/womens-march-focuses-on-voter-registration-at-las-vegas-event