Аннотация
Online-пространство, характеризующееся как безграничными возможностями коммуникации, так и способами ограничения информационных потоков, в настоящее время является основной площадкой для конструирования и функционирования различных социальных движений, в том числе создания ими политического контента. Данные движения в виду их активной (конструктивной и / или деструктивной) online- и offline-деятельности не могут быть исследованы при помощи классических методов анализа. Цель нашего исследования — разработка гибридной трехступенчатой методологии исследования политического контента, продуцируемого в online-пространстве современными социальными движениями. Авторская методология включает применение структурного сетевого анализа (количественное исследование и моделирование социального движения в виде социального графа), реляционного анализа (качественный анализ сетевых данных смоделированного социального графа), лингводискурсивного анализа (анализ смыслов, дискурсов, репертуаров и норм социального движения). Апробация трехступенчатой методологии анализа проведена на примере исследования одного из самых крупных (в глобальном, региональном и локальном форматах) и результативных социальных движений современности — движения «Women’s March». Посредством структурного сетевого анализа сетевых данных социальной платформы Twitter за период январь-июнь 2018 г. была смоделирована сетевая структура движения «Women’s March» в виде социального графа. Реляционный анализ смоделированного социального графа позволил выделить и описать дискуссионное ядро «Women’s March» как совокупность кластеров, определяющих основные направления дискурса в сетевом сообществе данного движения. Лингводискурсивный анализ выделенных кластеров проводился как семантический и дискурсивный анализ тегов и хэштегов (фолксономический анализ) смоделированного дискуссионного ядра политического контента, продуцируемого социальным движением «Women’s March». Данная методология позволяет проанализировать, насколько любое исследуемое социальное движение является устойчивой сетевой структурой; визуализировать структуру движения (акторы, подсообщества, ядро, периферия, участники, сторонники, потребители контента); выявить качественные характеристики, определяющие взаимосвязи внутри самого сообщества / движения, и взаимодействие с внешней средой; определить возможные точки роста и векторы трансформации социального движения как в online-, так и в offline-пространствах; спрогнозировать дальнейшее развитие движения и характер его действий в online- и offline-пространствах.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-011-00910 «Модели и практики управления политическим контентом в online-пространстве современных государств в эпоху постправды».
Библиографические ссылки
Бонцанини, М. (2018). Анализ социальных медиа на Python. Москва: ДМК Пресс.
Галямина, Ю.Е. (2014). Лингвистический анализ хештегов Твиттера. В Я.Э. Ахапкина, Е.В. Рахилина (ред.) Современный русский язык в интернете (с. 13–22). Москва: Языки славянской культуры.
Гнедаш, А.А. (2015). Акторы семейной политики в информационно-новостном поле online-пространства современной России: анализ фолксономии. В Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты (Материалы четвертой международной научно-практической конференции) (с. 31–36). Москва: МПГУ.
Гнедаш, А.А., Рябченко, Н.А. (2018). Сетевой анализ современных протестных движений (на примере социальной сети «Womensmarch»). В Социолог 2.0: Трансформация профессии (Материалы VIII международной социологической Грушинской конференции) (c. 404–409). Москва: АО «ВЦИОМ».
Кан, Е.В. (2017). Хэштеги как новое лингвистическое явление. Филологический аспект, 1 (21), 91–98.
Катермина, В.В. (2017). Культурно-интерпретирующий потенциал массмедийных неологизмов в английском дискурсе. Вопросы когнитивной лингвистики, 1, 84–90.
Николаева, М.В., Романова, Ю.А. (2018). Президентская предвыборная кампания 2018 года: фолксономия и анализ комментариев электората в онлайн-пространстве. В Социолог 2.0: Трансформация профессии (Материалы VIII международной социологической Грушинской конференции) (c. 367–371). Москва: АО «ВЦИОМ».
Рябченко, Н.А., Малышева, О.П. (2018). Управление политическим контентом: семантический анализ тегов и хэштегов. В Социолог 2.0: Трансформация профессии (Материалы VIII международной социологической Грушинской конференции) (c. 362–367). Москва: АО «ВЦИОМ».
Сморгунов, Л.В. (ред.) (2015). Управление публичной политикой. Москва: Издательство «Аспект Пресс».
Харари, Ф. (2006). Теория графов. Москва: URSS.
Хэштеги: что это и зачем использовать? Режим доступа http://wiki.rookee.ru/Xeshteg
Щурина, Ю.В. (2015). Комуникативно-игровой потенциал хэштегов. Вестник Череповецкого государственного университета, 8, 100–104.
About the EVAW Coalition. (2018). Режим доступа https://www.endviolenceagainstwomen.org. uk/about/
About Women’s March. (2018). Режим доступа https://www.womensmarch.com/mission/
Alter, C. A Year Ago, They Marched. Now a Record Number of Women Are Running for Office. (2018, January 29). Time. Режим доступа http://time.com/5107499/record-number-of-women-are-running-for-office/
Barabasi, A.-L. (2009). Scale-Free Networks: A Decade and Beyond. Science, 325, 412–413.
Cauterucci, C. Getting the Women’s March on Washington on the Road. (2016, November 23). Slate. Режим доступа http://www.slate.com/articles/life/doublex/2016/11/the_women_s_march_on_washington_faces_uncertain_logistics_on_inauguration. html?via=gdpr-consent
Emirbayer, M. (1997). Manifesto for a relational sociology. American Journal of Sociology, 2 (103), 281–317.
Erikson, E. (2013). Formalist and relationalist theory in social network analysis. Sociological Theory, 3 (31), 219–242.
European Development Days. (2018). Режим доступа https://eudevdays.eu/
EVAW Campaigns. (2018). Режим доступа https://www.endviolenceagainstwomen.org.uk/campaign/
Fairclough, N. (2003). The Dialectics of Discourse: Textual Analysis for Social Research. London: Routledge.
Feldt, G. How Companies Must Adapt in the #MeToo Era. (2018, January 29). Time. Режим доступа http://time.com/5120607/companies-leadership-metoo-era/
Gee, P.J. (2001). An Introduction to Discourse Analysis. Theory and Method. London, New York: Taylor & Francis e-Library.
Heyboer, K. (2017). Women’s March on Washington 2017: Who’s going and when, how to get there and why it’s happening. Режим доступа http://www.nj.com/news/index.ssf/2017/01/womens_march_washington_2017_dc_trump_when.html
In 1 second, each and every second, there are… (2018). Режим доступа http://www.internetlivestats.com/one-second
Knoke, D., & Yang, S. (2008). Network analysis. Indiana University: Sage.
Malone, S., Gibson, G. (2017). In challenge to Trump, women protesters swarm streets across U.S. Режим доступа https://www.reuters.com/article/us-usa-trump-women/in-challenge-to-trump-women-protesters-swarm-streets-across-u-s-idUSKBN1550DW
Martin, A., & Wellman, B. (2011). Social Network Analysis: An Introduction. In P. Carrington, J. Scott (Eds.) Handbook of Social Network Analysis (pp. 11–25). Thousand Oaks, CA: Sage.
More than 12M “MeToo” Facebook posts, comments, reactions in 24 hours. (2017, October 17). CBS News. Режим доступа https://www.cbsnews.com/news/metoo-more-than‑12-million-facebook-posts-comments-reactions‑24-hours/
Nevada Senate Election Results. (2018). Politico. Режим доступа https://www.politico.com/2016-election/results/map/senate/nevada/
Power to the Polls. (2018). Режим доступа http://www.powertothepolls.com
Przybyla, H.M., & Schouten, F. (2017). At 2.5 million strong, Women’s Marches crush expectations. USA Today. Режим доступа https://www.usatoday.com/story/news/politics/2017/01/21/womens-march-aims-start-movement-trump-inauguration/96864158/
Respers, L. (2017). #MeToo: Social media flooded with personal stories of assault. CNN entertainment. Режим доступа https://edition.cnn.com/2017/10/15/entertainment/me-too-twitter-alyssa-milano/index.html
Rife, K. (2017). An incomplete, depressingly long list of celebrities’ sexual assault and harassment stories. A.V. Club. Режим доступа https://www.avclub.com/an-incomplete-depressingly-long-list-of-celebrities-se‑1819628519
Senators say #MeToo: McCaskill, others share their stories of sexual harassment. (2017, October 21). The Washington Post. Режим доступа https://www.washingtonpost.com/news/powerpost/wp/2017/10/21/senators-say-metoo-mccaskill-others-share-their-stories-of-sexual-harassment/?noredirect=on&utm_term=.fc610ef7ecc4
Shugerman, E. MeToo: Why are women sharing stories of sexual assault and how did it start? (2017). Independent. Режим доступа https://www.independent.co.uk/news/world/americas/me-too-facebook-hashtag-why-when-meaning-sexual-harassment-rape-stories-explained-a8005936.html
Solis, B. (2011). The Hashtag Economy. Режим доступа http://www.briansolis.com/2011/06/hashtag-this-the-culture-of-social-media-is/
Szomszor, M., Alani, H., Cantador, I., O’Hara, K. & Shadbolt, N. (2018). Semantic Modelling of User Interests Based on Cross-Folksonomy Analysis. Режим доступа https://pdfs.semanticscholar.org/5949/f09003129baec05cf7efb6a0a9539bd4c615.pdf
Tambuscio, M., Guffo, G., Flammini, A., & Menczer, F. (2015). Fact-checking effect on viral hoaxes: A model of misinformation spread in social networks. Proceedings of the 24th International Conference on World Wide Web Companion, 977–982. Режим доступа https://dl.acm.org/citation.cfm?id=2740908
The Harvey Weinstein effect. (2018, February 1). USA Today. Режим доступа https://www.usatoday.com/pages/interactives/life/the-harvey-weinstein-effect
Tiefenthäler, A. Women’s March 2018: Thousands of Protesters Take to the Streets. (2018, January 20). The New York Times. Режим доступа https://www.nytimes.com/2018/01/20/us/womens-march.html
Tolentino, J. The Somehow Controversial Women’s March on Washington. (2017, January 18). The New Yorker. Режим доступа https://www.newyorker.com/culture/jia-tolentino/the-somehow-controversial-womens-march-on-washington
UN Women Annual Report. (2018). Режим доступа http://annualreport.unwomen.org/en/2018
Wasserman, S., & Faust, K. (1994). Social network analysis. Cambridge: Cambridge University Press.
Women’s March focuses on voter registration at Las Vegas event. (2017). Режим доступа https://www.pbs.org/newshour/show/womens-march-focuses-on-voter-registration-at-las-vegas-event