Влияние виртуального пространства на формирование религиозной идентичности студенческой молодежи (на примере Юга России) | Южно-российский журнал социальных наук
Влияние виртуального пространства на формирование религиозной идентичности студенческой молодежи (на примере Юга России)
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-20-2-99-120
https://doi.org/10.31429/26190567-20-2-99-120

Как цитировать Array

Романова А.П., Топчиев М.С., Черничкин Д.А., Дрягалов В.С., Рогов А.В. Влияние виртуального пространства на формирование религиозной идентичности студенческой молодежи (на примере Юга России) // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20, №2. С. 99-120. DOI: 10.31429/26190567-20-2-99-120
Дата поступления 2019-04-12
Дата принятия 2019-05-15
Дата публикации 2019-06-24

Copyright (c) 2019 Анна Петровна Романова, Михаил Сергеевич Топчиев, Дмитрий Алексееич Черничкин, Вячеслав Сергеевич Дрягалов, Александр Владимирович Рогов

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В последнее время современное виртуальное пространство оказывает непосредственное влияние практически на все сферы человеческой жизнедеятельности. Религиозная идентичность на постсоветском пространстве России опять становится важной частью этнической идентичности и проявляется в том числе и в виртуальном пространстве. Российское религиозное виртуальное пространство обладает целым рядом особенностей. Это пространство ограничено в использовании наличием русского контента, что объясняется преобладанием русскоязычных пользователей. Оно используется преимущественно молодежной аудиторией, что связано как с недостаточным владением российским старшим поколением новыми технологиями, так и со спецификой традиций православия, где в отличие от маркетингово-­ориентированного виртуального пространства доминируют идеи нестяжательства, искупления и покаяния. В российском виртуальном пространстве отсутствует регламентация и не определенны масштабы его использования для самих священнослужителей. Тем не менее российская молодежь более, чем старшее поколение вовлечена в виртуальный мир. Основная цель исследования — выявить факторы влияния виртуального пространства на религиозную идентичность в российской студенческой среде. Основные методы исследования: контент-­анализ религиозного виртуального пространства и комплексное социологическое исследование: социологический опрос, фокус групповые и экспертные интервью, которые позволили проанализировать опыт участия респондентов в сетевых религиозных проектах, изучить ценностные ориентации людей, использующих эти ресурсы, а также оценить степень влияния этих ориентаций на формирование религиозной идентичности. Исследование представляет собой оригинальный комплексный контент, в котором, исходя из типологии К. Хелланда, было структурировано российское религиозное пространство, обозначены преимущественные формы сетевого общения в этом пространстве и показано его влияние на формирование религиозной идентичности.

Ключевые слова

виртуальное пространство, религиозная идентичность, онлайн религия, религия онлайн, студенческая молодежь, Юг России

Финансирование

Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-10064) «Трансформация механизмов формирования пострансгрессионной модели религиозной идентичности в современном информационном пространстве».

Библиографические ссылки

  1. Balich, N. L. (2015). Religioznaya identichnost v kulture sovremennogo obshchestva [Religious Identity in the Culture of Modern Society]. Sotsiologicheskiy almanakh [Sociological Almanac], 6, 234–243. Retrieved from http://socio.bas-net.by/sotsiologicheskij-almanah/
  2. Benjamin, D. J., Choi, J. J. & Fisher, G. (2010). Religious Identity and Economic Behavior. Review of Economics and Statistics, 98 (4), 617–637. DOI: 10.1162/REST_a_00586
  3. Bilalia, R., Iqbala, Y. & Çelikb, A. B. (2018). The Role of National Identity, Religious Identity, and Intergroup Contact on Social Distance Across Multiple Social Divides in Turkey. International Journal of Intercultural Relations, 65, 73–85. DOI: 10.1016/j.ijintrel. 2018.04.007
  4. Eresko, M. N. (2006). Vzaimodeystviye svetskikh i religioznykh identichnostey kak sotsiologicheskaya problema [The Interaction of Secular and Religious Identities as a Sociological Problem]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tyumen State University], 1, 110–117.
  5. Golovchin, M. A., Mkoyan, G. S. (2018). Molodezh na postsovetskom prostranstve v usloviyakh tsennostnoy transformatsii obshchestva (na primere Rossii i Armenii) [Youth in Former Soviet Republics in Conditions of Value Transformation of Society (Case Study of Russia and Armenia)]. Ekonomicheskiye i sotsialnyye peremeny: fakty. tendentsii. Prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 11 (3), 215–229. DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.14
  6. Gorbunova, E. S. (2017). Vliyaniye SMI na mezhetnicheskuyu tolerantnost i natsionalnuyu identichnost [Media Influence on Interethnic Tolerance and National Identity]. In M. S. Tkacheva (Ed.) XXV Strakhovskiye chteniya. Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii v ramkakh Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma. posvyashchennogo 100-letiyu gumanitarnogo obrazovaniya v SGU [XXV Strakhov Readings: Materials of the All-Russian Scientific Conference as Part of the International Scientific Symposium Marking the 100th Anniversary of Humanitarian Education at SSU] (pp. 52–57). Retrieved from https://www.sgu.ru/research/nauchnye-izdaniya-sgu/prodolzhayushchiesya-izdaniya/strahovs kie-chteniya/arhiv/strahovskie-chteniya-materialy-xxv-vserossiyskoy
  7. Helland, C. (2002). Surfing for Salvation. Religion, 32 (4), 293–303. DOI: 10.1006/reli.2002.0406
  8. Jackson II, R. L., Hogg, M. A. (2010). Religious Identity. In Encyclopedia of Identity, 2. Thousand Oaks, Calif., SAGE Publications. DOI: 10.4135/9781412979306.n203
  9. Jones, R. P., Cox, D. (2017). America`s Changings Religious identity. Findings from the 2016 American Values Atlas. Washington D. C., Public Religion Research Institute (PRRI). Retrieved from https://www.prri.org/research/american-religious-landscape-christian-religiously-unaffiliated/
  10. Kim, Y., Bradford Wilcox, W. (2014). Religious Identity, Religious Attendance, and Parental Control. Review of Religious Research, 56 (4), 555–580. DOI:10.1007/s13644-014-0167-0
  11. Klinetskaya, N. V. (2004). Religioznost molodezhi v sovremennom mire [Religiosity of Youth in the Modern World]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6: Filosofiya. politologiya. sotsiologiya. psikhologiya. pravo. mezhdunarodnyye otnosheniya [Vestnik of Saint Petersburg University. Series 6: Philosophy, Political Science, Sociology, Psychology, Law, International Relations], 4, 75–86.
  12. Krylov, A. N. (2014). Religioznaya identichnost’. Individual’noye i kollektivnoye samosoznaniye v postindustrial’nom prostranstve [Religious Identity. Individual and Collective Self-Awareness in the Post-Industrial Space]. Moscow: IKAR Publishing.
  13. Kudryashova, E. V., Dryagalov, V. S., Chernichkin, D. A. & Rogov, A. V. (2019). Sotsiokulturnyy analiz virtualnoy religioznoy aktivnosti studentov Astrakhanskogo gosudarstvennogo universiteta. [Virtual Religious Activity of Students at Astrakhan State University: Socio-Cultural Analysis]. Astrakhanskiye Petrovskiye chteniya: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem “Ustoychivoye razvitiye Kaspiyskogo regiona: ekologicheskiye. ekonomicheskiye, sotsialnyye aspekty” (k 100-letiyu obrazovaniya pervogo universiteta v Astrakhani) [Astrakhan Petrovskii Readings: Materials of the All-Russian Scientific Conference with Foreign Participants ”Sustainable Development of the Caspian Region: Environmental, Economic and Social Aspects” (to mark the 100th Anniversary of the First University in Astrakhan)] (48–50). Astrahan’: izdatel’skii dom «Astrahanskii universitet».
  14. Lyausheva, S. A., Nagoy, A. A. (2009). Religioznaya identichnost’ v sovremennoy kul’ture. [Religious Identity in Modern Culture]. Vestnik adygejskogo gosudarstvennogo universiteta seriya 1: regionovedenie, filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kulturologiya [Bulletin of Adyghe State University. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Law, Political Science, Cultural Studies], 1, 195–198.
  15. Mchedlov, M. P. (2008). Religiya v samosoznanii naroda (religioznyj faktor v identifikacionnyh processah) [Religion as Part of the People’s Self-consciousness (A Religious Factor in Identification Processes)] In M. P. Mchedlov (Ed.) Obshchie voprosy religioznoj identichnosti. K postanovke problemy, usloviya ee ob”ektivnogo analiza [General Issues of Religious Identity. Raising a Problem of its Objective Analysis] (pp. 13–33), Moskva: Institut sociologii RAN.
  16. Mchedlova, М. М. (2017). Religioznaya i konfessional’naya identichnost’ [Religious and Confessional Identity]. In I. S. Semenenko (Ed.) Identichnost’: Lichnost’, obshchestvo, politika. Entsiklopedicheskoye izdaniye [Identity: The Individual, Society, and Politics. An Encyclopedia] (pp. 334–339). M.: Ves’ Mir.
  17. Morin, E. (1977). La Méthode t.1. «La nature de la nature». Paris: Éditions du Seuil.
  18. Ovcharov, D. A. (2012). Gruppovaya religioznaya identichnost i praktiki povsednevnosti: sotsiologicheskoye izmereniye konflikta [Group Religious Identity and the Practices of Daily Life: the Sociological Measurement of Conflict]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye [Knowledge. Understanding. Skill], 1, 115–119.
  19. Patyrbaeva, K. V. (2012). Identichnost’: sotsial’no-psikhologicheskiye i sotsial’nofilosofskiye aspekty: kollektivnaya monografiya [Identity: Socio-Psychological and Socio-Philosophical Aspects: a Collective Monograph]. Perm’: Perm. gos. nac. issl. un-t.
  20. Petrov, I. K., Abduvaliyev, A. Kh. (2018). Etnicheskaya identichnost’ i etnicheskiye gruppy sotsial’nykh setyakh. [Ethnic Identity and Ethnic Groups Social Networks]. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i razrabotki [Contemporary Research and Development], 5(22), 460–463.
  21. Różycka-Tran J. (2017). Love thy neighbor? The Effects of Religious In/Out-Group Identity on Social Behavior. Personality and Individual Differences, 115, 7–12. DOI: 10.1016/j.paid.2016.11.009
  22. Russkaya piratskaya cerkov’ [Russian Pirate Church] (2019, March 27). Retrieved from http://pirate-church.org/news-article-faq.html
  23. Semenenko, I. S. (ed.) (2017). Identichnost: lichnost. obshchestvo. politika. Entsiklopedicheskoye izdaniye [Identity: The Individual, Society, and Politics. An Encyclopedia]. M.: Ves’ Mir.
  24. Som, S. M. (2019). Common Identity as a Step to Civilization Longevity. Future, 106, 37–43. DOI: 10.1016/j.futures.2018.08.002
  25. Thumma, S. (1991). Negotiating a Religious Identity: The Case of the Gay Evangelical. Sociology of Religion, 52 (4), 333–347. DOI: 10.2307/3710850
  26. Topchiev, M. S., Chernichkin, D. A. & Dryagalov, V. S. (2018). Religious Networks Consumerization in Russian Virtual Space. Social Sciences and Arts SGEM. Section: Cultural Studies, 5, 387–395. Sofia, Bulgaria, Alexander Malinov. DOI: 10.5593/sgemsocial2018/6.2/S26.048
  27. Topchiev, M. S., Dryagalov, V. S. & Yakushenkova, O. S. (2016). The Problem of the Youth’s Religious Identity Formation in the Frontier Territories of the Northern Caspian Sea Region: Contemporary Aspect. Man In India, 96 (12), 5481–5502.
  28. Zabiyako, A. P., Krasnikova, A. N. & Elbakyan, E. S. (2006). Religiovedeniye. Entsiklopedicheskiy slovar’ [Religious Studies. Encyclopedic Dictionary]. M.: Academic Project.