Влияние уровня религиозной идентичности на конфессиональную безопасность студенческой молодежи российского Прикаспия
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Юг России: люди, общество, политика

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-22-1-105-123

Как цитировать

Черничкин, Д.А., Топчиев, М.С., Рогов, А.В. (2021). Влияние уровня религиозной идентичности на конфессиональную безопасность студенческой молодежи российского Прикаспия. Южно-российский журнал социальных наук, 22(1), 105-123. DOI: 10.31429/26190567-22-1-105-123
Дата поступления 18 февраля 2021
Дата принятия 14 марта 2021
Дата публикации 9 августа 2021
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2021 Дмитрий Алексеевич Черничкин, Михаил Сергеевич Топчиев, Александр Владимирович Рогов

Аннотация

Проблемы коллективной идентичности, культурной или, в ряде случаев, религиозной, с конца прошлого века становятся важным фактором как конфессиональной, так и социетальной безопасности. Объектом таких исследований являются конкретные социетальные сообщества или определенные социальные пространства. В данной статье объектом исследования стала студенческая молодежь региона российского Прикаспия, а предметом — влияние уровня религиозной идентичности на конфессиональную безопасность студенческой молодежи российского Прикаспия. Точкой отсчета стали региональные исследования, проведенные в последние 10 лет специалистами республики Калмыкия, Республики Дагестан и Астраханской области. Цель данной статьи — выявление уровня конфессиональной безопасности российской части студенческой молодежи Прикаспия. Для этого в ноябре — декабре 2020 г. были проведены социологические исследования среди студентов высших учебных заведений региона российского Прикаспия (N – 732). Метод получения первичной социологической информации: раздаточное электронное анкетирование с использованием сервиса Survey Studio. Погрешность выборки — не более 3%. Инструментарий и матрица исследования разработаны авторами. В процессе исследования был выявлен достаточно высокий уровень религиозности студентов, преимущественно за счет Дагестана и Калмыкии. Основным фактором формирования религиозной идентичности явился человеческий, институциональный фактор, который ярче всего проявил себя в Калмыкии, а виртуальный — в Дагестане. Результаты исследования показали, что молодежь Прикаспия настроена толерантно, но не ощущает ответной толерантности в достаточной мере как на общероссийском, так и на региональном уровне. Наиболее толерантными им представляются их собственные учебные заведения. Не признавая за религией социетального будущего, как за системным регулятором, тем не менее, значительное большинство студентов, причем как верующих, так и неверующих, признает ее неким гарантом безопасности.

Ключевые слова

религия идентичность Прикаспий конфессиональная безопасность социетальная безопасность молодежь

Информация о финансировании

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 18-78-10064) «Трансформация механизмов формирования пострансгрессионной модели религиозной идентичности в современном информационном пространстве».

Библиографические ссылки

Абдулагатов, З.М. (2012). Религия в системе идентичностей молодежи Республики Дагестан. Исламоведение, 4, 10–20.

Александрова, Е.А., Хухлаев, О.Е. (2017). Особенности религиозной идентичности у буддистской молодежи (на примере студенческой молодежи Республики Калмыкия). Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение», 19, 156–164.

Аникина, А.В. (2008). Религиозность современной российской молодежи (Кандидатская диссертация). Нижний Новгород.

Бадмаев, В.Н., Уланов, М.С., Ламажаа, Ч.К., Бичелдей, У.П., Антонов, В.И., Очирова, О.А. (2020). Россия и буддийский мир глазами молодежи Тувы, Бурятии и Калмыкии (по материалам социологического опроса). Новые исследования Тувы, 1, 35–49. DOI: 10.25178/nit.2020.1.3

Викторин, В.М. Идрисов, Э. (2004). Астраханский мир: прежние и новые границы межэтнического единства и сотрудничества. Астраханские известия, 5. Режим доступа https://dlib.eastview.com/browse/doc/5842206

Волгин, В.Л. (2017). Особенности этнической, гражданской и религиозной идентичности студентов в Калмыкии. Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН, 2, 76–80.

Всероссийская перепись населения (2010). Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия. Режим доступа https://astrastat.gks.ru/folder/50776

Джабраилов, Ю.Д. (2020). Религиозность и гражданская идентификация молодежи в Республике Дагестан: современное состояние. Историческая и социально-образовательная мысль, 12, 4–5, 90–102. DOI: 10.17748/2075-9908-2020-12-4–5-90-102

Ильяшенко, С.В. (ред.). (2012). О некоторых итогах Всероссийской переписи населения 2010 в республике Дагестан. Статистический сборник. Махачкала: Дагестанстат.

Ляушева, С.А., Жаде, З.А. (2018). Религиозная идентичность: некоторые подходы к осмыслению феномена. Научные труды КубГТУ, 10, 146–154.

Мамараев, Р.М. (2018). Религиозно-политические установки в массовом сознании дагестанской молодежи. Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения, 23, 4, 159–175. DOI: 10.15688/jvolsu4.2018.4.14

Мунянова, Б.М. (2009). Национальное самосознание и этническая идентификация студенческой молодежи Калмыкии. Социологические исследования, 9, 56–68.

Парсонс, Т. (1993). Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. THESIS, 2, 94–122.

Пронина, Т.С. (2014). Религия в структуре идентичности современных россиян. Религиоведение, 2, 134–144.

Рабаданов, Р.М. (2017). Религиозная ситуация в Республике Дагестан и перспективы государственно-конфессиональных отношений. Исламоведение, 8, 45–53.

Родионова, М.Е., Мамаева, Ю.А. (2020). Сохранение исторической памяти как важное условие социетальной безопасности. Вопросы политологии, 6(58), 1945–1955. DOI: 10.35775/PSI.2020.58.6.030

Романова, А.П. (2021). Концепция социетальной безопасности: теория, дискуссия и каспийские перспективы. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 1, 51–62.

Романова, А.П., Карабущенко, П.Л. (ред.) (2007). Астрахань-ХХI век: социокультурная регионалистика. Астрахань: ИД «Астраханский университет».

Романова, А.П., Черничкин, Д.С. (2018). Коллективная идентичность в концепции социетальной безопасности: каспийский акцент. Каспийский регион: политика, экономика, культура, 3(56), 160–167.

Романова, А.П., Якушенков, С.Н., Баева, Л.В. и др. (2017). Культурная безопасность в условиях гетеротопии: монография. Астрахань: Астраханский государственный университет.

Сушко, В.А., Васенина, И.В. (2019). Религиозность современной российской молодёжи как фактор формирования семейных ценностей. Социодинамика, 1, 122–137. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.1.28692

Топчиев, М.С., Дрягалов, В.С. (2016). Религиозная трансгрессия и религиозная идентичность молодежи на фронтирных территориях Северного Прикаспия. Человек. Сообщество. Управление, 17(4), 61–82.

Уфимцева, Е.И. (2014). Роль семьи в религиозном воспитании в оценках мусульманской молодежи. Известия Саратовского университета. Новая Серия. Серия Социология, Политология, 14(1), 15–22.

Шишаев, М.Г., Яковлев С.Ю. (2017). Концептуальные основы оценки социетальной безопасности как фактор устойчивого развития региона. Труды Кольского научного центра РАН, 8, 28–37.

Ahmadian, H. (2019). Societal (In)Security in the Middle East: Radicalism as a Reaction? E-International Relations. E-International Relations. Retrieved from https://www.e-ir.info/2019/04/24/societal-insecurity-in-the-middle-east-radicalism-as-a-reaction/

Asiimwe, J-B. (2019). The Domestication of “Societal Security” of the Copenhagen school: Africa in Focus. Retrieved from https://thecfma.org/wp-content/uploads/2019/12/Societal-Security-the-Copenhagen-School_Assimwe‑2019.pdf

Busan, B. (2014). An Introduction to the English School of International Relations: The Societal Approach. Cambridge, UK: Polity Press.

Butler, E. (2007). Hungary and the European Union: the Political Implications of Societal Security Promotion. Europe-Asia Studies, 59(7), 1115–1144.

Buzan, B., Waever, O. & de Wilde, J. (1998). Security: A New Framework for Analysis. Boulder: Lynne Rienner Publishers.

Goodman, M.A., & Dyer, W.J. (2020). From Parent to Child: Family Factors that Influence Faith Transmission. Psychology of Religion and Spirituality, 12(2), 178–190. DOI: 10.1037/rel0000283

McSweeney, B. (1996). Identity and Security: Buzan and the Copenhagen School. Review of International Studies, 22, 81–93.

Ozolina, Z. (Ed.). (2016). Societal Security. Inclusion-Exclusion Dilemma. A Portrait of Russian-Speaking Community in Latvia. Latvia: ZINATNE.

Romanova, A., Topchiev, M., Chernichkin, D., Dryagalov, V. & Bicharova, M. (2019). Religious Identity Transgression in Students Community of Caspian Region and Southern Russia. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, LXXVI, 2684–2693. DOI: 10.15405/epsbs.2019.12.04.361

Roostin, E. (2018). Family Influence on the Development of Children. Journal of Elementary Education, 2(1), 1–12. DOI: 10.22460/pej.v1i1.654

Spruds, A., Aaltola, M., Kuznetsov, B. & Vizgunova, E. (Eds). (2018). Societal Security in the Baltic Sea Region: Expertise Mapping and Raising Policy Relevance. Riga: Latvian Institute of International Affairs.

Sundelius, B. (2016). Societal Security: An Emerging Field of Scholarship Underpinning Practices in the Baltic Sea Region. In M. Andžāns & I. Bruģe (Eds). The Baltic Sea Region: Hard and Soft Security Reconsidered (pp. 157–169). Riga: Hansa Print.

Topchiev, M., Iakushenkova, O. & Dryagalov, V. (2016) Religious transgression on frontier heterotopia. In 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016, 3(2), (pp. 815–820). DOI: 10.5593/SGEMSOCIAL2016/B32/S11.108

Williams, M.C. (2003). Words, Images, Enemies: Securitization and International Politics. International Studies Quarterly, 47(4), 511–531.

Статистика скачивания

Нет статистики