Влияние уровня религиозной идентичности на конфессиональную безопасность студенческой молодежи российского Прикаспия | Южно-российский журнал социальных наук
Влияние уровня религиозной идентичности на конфессиональную безопасность студенческой молодежи российского Прикаспия
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-22-1-105-123
https://doi.org/10.31429/26190567-22-1-105-123

Как цитировать Array

Черничкин Д.А., Топчиев М.С., Рогов А.В. Влияние уровня религиозной идентичности на конфессиональную безопасность студенческой молодежи российского Прикаспия // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22, №1. С. 105-123. DOI: 10.31429/26190567-22-1-105-123
Дата поступления 2021-02-18
Дата принятия 2021-03-14
Дата публикации 2021-08-09

Copyright (c) 2021 Дмитрий Алексеевич Черничкин, Михаил Сергеевич Топчиев, Александр Владимирович Рогов

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Проблемы коллективной идентичности, культурной или, в ряде случаев, религиозной, с конца прошлого века становятся важным фактором как конфессиональной, так и социетальной безопасности. Объектом таких исследований являются конкретные социетальные сообщества или определенные социальные пространства. В данной статье объектом исследования стала студенческая молодежь региона российского Прикаспия, а предметом — влияние уровня религиозной идентичности на конфессиональную безопасность студенческой молодежи российского Прикаспия. Точкой отсчета стали региональные исследования, проведенные в последние 10 лет специалистами республики Калмыкия, Республики Дагестан и Астраханской области. Цель данной статьи — выявление уровня конфессиональной безопасности российской части студенческой молодежи Прикаспия. Для этого в ноябре — декабре 2020 г. были проведены социологические исследования среди студентов высших учебных заведений региона российского Прикаспия (N – 732). Метод получения первичной социологической информации: раздаточное электронное анкетирование с использованием сервиса Survey Studio. Погрешность выборки — не более 3%. Инструментарий и матрица исследования разработаны авторами. В процессе исследования был выявлен достаточно высокий уровень религиозности студентов, преимущественно за счет Дагестана и Калмыкии. Основным фактором формирования религиозной идентичности явился человеческий, институциональный фактор, который ярче всего проявил себя в Калмыкии, а виртуальный — в Дагестане. Результаты исследования показали, что молодежь Прикаспия настроена толерантно, но не ощущает ответной толерантности в достаточной мере как на общероссийском, так и на региональном уровне. Наиболее толерантными им представляются их собственные учебные заведения. Не признавая за религией социетального будущего, как за системным регулятором, тем не менее, значительное большинство студентов, причем как верующих, так и неверующих, признает ее неким гарантом безопасности.

Ключевые слова

религия, идентичность, Прикаспий, конфессиональная безопасность, социетальная безопасность, молодежь

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 18-78-10064) «Трансформация механизмов формирования пострансгрессионной модели религиозной идентичности в современном информационном пространстве».

Библиографические ссылки

  1. Abdulagatov, Z. M. (2012). Religiya v sisteme identichnostey molodezhi Respubliki Dagestan [Religion in the System of Youth Identity in the Republic of Dagestan]. Islamovedenie [Islamic Studies], 4, 10–20.
  2. Ahmadian, H. (2019). Societal (In)Security in the Middle East: Radicalism as a Reaction? E-International Relations. E-International Relations. Retrieved from https://www.e-ir.info/2019/04/24/societal-insecurity-in-the-middle-east-radicalism-as-a-reaction/
  3. Aleksandrova, E. A., Huhlaev, O. E. (2017). Osobennosti religioznoy identichnosti u buddistskoj molodezhi (na primere studencheskoy molodezhi Respubliki Kalmykiya) [Specifics of Youth Buddhists Religious Identity (The Case of Kalmyk Buddhist Youth)]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya “Politologiya. Religiovedenie” [The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Political Science and Religion Studies], 19, 156–164.
  4. Anikina, A. V. (2008). Religioznost’ sovremennoy rossiyskoy molodezhi [Religiousness of Modern Russian Youth] (Candidate Dissertation). Nizhniy Novgorod.
  5. Asiimwe, J-B. (2019). The Domestication of “Societal Security” of the Copenhagen school: Africa in Focus. Retrieved from https://thecfma.org/wp-content/uploads/2019/12/Societal-Security-the-Copenhagen-School_Assimwe-2019.pdf
  6. Badmaev, V. N., Ulanov, M. S., Lamazhaa, Ch. K., Bicheldey, U. P., Antonov, V. I., Ochirova, O. A. (2020). Rossiya i buddijskij mir glazami molodezhi Tuvy, Buryatii i Kalmykii (po materialam sociologicheskogo oprosa) [Russia and The Buddhist World Through the Eyes of the Youth in Tuva, Buryatia and Kalmykia: A Sociological Survey and Its Outcomes]. Novye issledovaniya Tuvy [The New Research of Tuva], 1, 35–49. DOI:10.25178/nit.2020.1.3.
  7. Busan, B. (2014). An Introduction to the English School of International Relations: The Societal Approach. Cambridge, UK: Polity Press.
  8. Butler, E. (2007). Hungary and the European Union: the political Implications of Societal Security Promotion. Europe-Asia Studies, 59(7), 1115–1144.
  9. Buzan, B., Waever, O. & de Wilde, J. (1998). Security: A New Framework for Analysis. Boulder: Lynne Rienner Publishers;
  10. Dzhabrailov, Yu. D. (2020). Religioznost’ i grazhdanskaya identifikaciya molodezhi v Respublike Dagestan: sovremennoe sostoyanie [Religiousness and Civic Identity of Youth in the Republic of Dagestan: Current State]. Istoricheskaya i social’no-obrazovatel’naya mysl’ [Historical and Social Educational Idea], 12, 90–102. DOI: 10.17748/2075-9908-2020-12-4-5-90-102.
  11. Goodman, M. A., & Dyer, W. J. (2020). From Parent to Child: Family Factors that Influence Faith Transmission. Psychology of Religion and Spirituality, 12(2), 178–190. DOI: 10.1037/rel0000283
  12. Il’yashenko S. V. (Ed.). (2012). O nekotoryh itogah Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2010 v respublike Dagestan. Statisticheskij sbornik [On Some Results of the 2010 All-Russian Population Census in the Republic of Dagestan. Statistical Compendium]. Mahachkala: Dagestanstat.
  13. Lyausheva, S. A., Zhade, Z. A. (2018). Religioznaya identichnost’: nekotorye podhody k osmysleniyu fenomena [Religious Identity: Some Approaches to Understanding the Phenomenon]. Nauchnye trudy KubGTU [cientific works of the Kuban State Technological University], 10, 146–154.
  14. Mamaraev, R. M. (2018). Religiozno-politicheskie ustanovki v massovom soznanii dagestanskoy molodezhi [Religious and Political Attitudes in the Mass Consciousness of the Dagestani youth]. Vestnik VolGU. Seriya 4, Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye Otnosheniya], 23, 4, 159–175. DOI: 10.15688/jvolsu4.2018.4.14
  15. McSweeney, B. (1996). Identity and Security: Buzan and the Copenhagen School. Review of International Studies, 22, 81–93.
  16. Munyanova, B. M. (2009). Nacional’noe samosoznanie i etnicheskaya identifikaciya studencheskoy molodezhi Kalmykii [National Self-Consciousness and Ethnic Identification of Kalmykia Studients]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 9, 56–68.
  17. Ozolina, Z. (Ed.). (2016). Societal Security. Inclusion-Exclusion Dilemma. A Portrait of Russian-Speaking Community in Latvia. Latvia: ZINATNE.
  18. Parsons, T. (1993). Ponyatie obshchestva: komponenty i ih vzaimootnosheniya [The Concept of Society: The Components and Their Interrrelations]. THESIS [THESIS], 2, 94–122.
  19. Pronina, T. S. (2014). Religiya v strukture identichnosti sovremennyh rossiyan [Religion in Modern Russians’ Identity Structure]. Vestnik leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Pushkin Leningrad State University Journal], 2, 134–144.
  20. Rabadanov, R. M. (2017). Religioznaya situaciya v Respublike Dagestan i perspektivy gosudarstvenno-konfessional’nykh otnosheniy [The Religious Situation in the Republic of Dagestan and the Prospects of Church-State Relations]. Islamovedenie [Islamovedenie], 8, 45–53.
  21. Rodionova, M. E., Mamaeva, Yu. A. (2020). Sohranenie istoricheskoy pamyati kak vazhnoe uslovie societal’noy bezopasnosti [Preservation of Historical Memory as an Important Condition for Social security]. Voprosy politologii [Political Science Issues], 6(58), 1945–1955. DOI: 10.35775/PSI.2020.58.6.030
  22. Romanova, A. P. (2021). Koncepciya societal’noj bezopasnosti: teoriya, diskussiya i kaspijskie perspektivy [The Concept of Societal Security: Theory, Discussion, and Caspian Perspective]. Caspium Securitatis: zhurnal kaspiyskoy bezopasnosti [Caspium Securitatis: Journal of Caspian Safety & Security,], 1, 51–62.
  23. Romanova, A. P., Chernichkin, D. S. (2018). Kollektivnaya identichnost’ v koncepcii societal’noy bezopasnosti: kaspiyskiy akcent [Collective Identity in The Concept of Social Security: The Caspian Accent]. Kaspijskiy region: politika, ekonomika, kul’tura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 3(56), 160–167.
  24. Romanova, A. P., Karabushchenko, P. L. (Eds) (2007). Astrahan’-XXI vek: sociokul’turnaya regionalistika [Astrakhan-XXI Century: Socio-Cultural Regional Studies]. Astrahan’: ID “Astrahanskiy universitet”.
  25. Romanova, A. P., Yakushenkov, S. N., Baeva, L.V. et al. (2017). Kul’turnaya bezopasnost’ v usloviyah geterotopii: monografiya [Cultural Safety in Conditions of Heterotopy: Monograph]. Astrahan’: Astrahanskiy gosudarstvennyy universitet.
  26. Romanova, A., Topchiev, M., Chernichkin, D., Dryagalov, V. & Bicharova, M. (2019). Religious Identity Transgression in Students Community of Caspian Region and Southern Russia. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, LXXVI, 2684–2693. DOI: 10.15405/epsbs.2019.12.04.361.
  27. Roostin, E. (2018). Family Influence on the Development of Children. Journal of Elementary Education, 2(1), 1–12. DOI: 10.22460/pej.v1i1.654.
  28. Shishaev, M. G., Yakovlev S. Yu. (2017). Konceptual’nye osnovy ocenki societal’noy bezopasnosti kak faktor ustojchivogo razvitiya regiona [Conceptual Basis for Assesment of Societal Security as a Factor of Sustainable Development of The Region]. Trudy Kol’skogo nauchnogo centra RAN [Transactions of the Kola Science Centre], 8, 28–37.
  29. Spruds, A., Aaltola, M., Kuznetsov, B. & Vizgunova, E. (Eds). (2018). Societal Security in the Baltic Sea Region: Expertise Mapping and Raising Policy Relevance. Riga: Latvian Institute of International Affairs.
  30. Sundelius, B. (2016). Societal Security: An Emerging Field of Scholarship Underpinning Practices in the Baltic Sea Region. In M. Andžāns & I. Bruģe (Eds). The Baltic Sea Region: Hard and Soft Security Reconsidered (pp. 157–169). Riga: Hansa Print.
  31. Sushko, V. A., Vasenina, I. V. (2019). Religioznost’ sovremennoy rossijskoj molodyozhi kak faktor formirovaniya semejnyh cennostej [Religiousness of the Modern Russian Youth as a Factor of Family Values Formation]. Sociodinamika [Sociodynamics], 1, 122–137. DOI: 10.25136/2409–7144.2019.1.28692.
  32. Topchiev, M. S., Dryagalov, V. S. (2016). Religioznaya transgressiya i religioznaya identichnost’ molodezhi na frontirnyh territoriyah Severnogo Prikaspiya [Religious Transgression and Religious Identity of Youth in The Frontier Territories of The Northern Caspian Sea Region]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 17(4), 61–82.
  33. Topchiev, M., Iakushenkova, O. & Dryagalov, V. (2016) Religious transgression on frontier heterotopia. In 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016, 3(2), (pp. 815–820). DOI: 10.5593/SGEMSOCIAL2016/B32/S11.108.
  34. Ufimceva, E. I. (2014). Rol’ sem’i v religioznom vospitanii v ocenkah musul’manskoy molodezhi [The Role of The Family in Religious Upbringing in Assessments of Muslim Youth]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya Seriya. Seriya Sociologiya, Politologiya [Izvestia of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology], 14(1), 15–22.
  35. Viktorin, V. M. Idrisov, E. (2004). Astrakhanskiy mir: prezhnie i novye granitsy mezhetnicheskogo edinstva i sotrudnichestva [Astrakhan World: Old and New Boundaries of Interethnic Unity and Cooperation]. Astrakhanskie izvestiya [Astrakhan News], 5. Retrieved from https://dlib.eastview.com/browse/doc/5842206.
  36. Volgin, V. L. (2017). Osobennosti etnicheskoy, grazhdanskoy i religioznoy identichnosti studentov v Kalmykii [Features of Ethnic, Civil and Religious Identity of Students in Kalmykia]. Byulleten’ Kalmyckogo nauchnogo centra RAN [Bulletin of the Kalmyk Scientific Centre of the RAS], 2, 76–80.
  37. Vserossiyskaya perepis’ naseleniya [All-Russian Population Census] (2010). Upravlenie Federal’noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Astrahanskoy oblasti i Respublike Kalmykiya [Office of the Federal State Statistics Service for the Astrakhan Region and the Republic of Kalmykia]. Retrieved from https://astrastat.gks.ru/folder/50776
  38. Williams, M. C. (2003). Words, Images, Enemies: Securitization and International Politics. International Studies Quarterly, 47(4), 511–531.