Аннотация
Современное общество не ставит барьеров для религиозной трансгрессии — сложного многовекторного процесса изменения религиозной идентичности в течение всей жизни. В западной литературе этот процесс изучается преимущественно как конверсия или переход применительно к определенному религиозному течению. Основной целью нашей статьи является выявление специфики религиозной трансгрессии на российской территории Северного Прикаспия (Астраханская область, Республика Калмыкия, Республика Дагестан) и отношения к ней современного студенчества. Данный регион представляет собой перекресток трех мировых религий — христианства, ислама и буддизма. Методология исследования была комплексной и сочетала количественные — опрос в форме раздаточного электронного анкетирования — и качественные методы: контент-анализ форумов религиозной направленности в сети Интернет и глубинные интервью с людьми, совершившими религиозную трансгрессию. В процессе исследования мы выявили основные причины и механизмы протекания трансгрессивных процессов. Среди наиболее распространенных причин религиозной трансгрессии в современном социуме можно выделить: межконфессиональный брак, протест против навязанной с детства религии, мировоззренческий поиск, фактор жизненных сложностей и любопытство. Механизмы трансгрессии были обозначены в процессе анализа глубинных интервью. Результаты исследования показали, что в целом студенческая молодежь Северного Прикаспия осведомлена о наличии таких процессов в сфере своих непосредственных контактов и относится гораздо более лояльно к процессу религиозной трансгрессии, нежели это проявляется у среднестатистического россиянина, обсуждающего на специализированных форумах эти проблемы.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект №18-78-10064) «Трансформация механизмов формирования пострансгрессионной модели религиозной идентичности в современном информационном пространстве».
Библиографические ссылки
Буланова, И.С. (2013). Смысловое содержание религиозной конверсии. Религиоведение, 4, 132–138.
Гусева, Е.С., Буланова, И.С., Набиев, Д.Х. (2017). Религиозное обращение в нарративах мусульман: опыт эмпирического исследования. Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология, 2, 86–89.
Дорофеева, Т.В. (2017). Мотивы конверсии в кришнаизм в условиях России. Гуманитарные и социальные науки, 2, 28–40.
Исаева, В.Б. (2014). Социальный механизм религиозной конверсии: на примере петербургской буддийской мирской общины Карма Кагью (Кандидатская диссертация). Санкт-Петербург.
Кудряшова, Е.В. (2020) Религиозная трансгрессия как предмет дискуссии на интернет-форумах. Каспийский регион: политика, экономика, культура, 2.
Любимова, А.И. (2009). Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России. Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 10(1), 70–74.
Ляушева, С.А., Шхачемукова, Б.Л. (2017). Религиозная идентичность как основа противодействия религиозному экстремизму. Пути регулирования этносоциальных процессов в регионе: монография. Майкоп: изд-во АГУ.
Моравицкий, Я.Б. (2005). Католическая община Санкт-Петербурга: явление конверсии и трансформация властных отношений. Журнал социологии и социальной антропологии, 4, 102–119.
Островская, Е.А. (1998). Социально-антропологическое исследование буддийских мирских общин Санкт-Петербурга (Автореферат кандидатской диссертации). Санкт-Петербург.
Поплавский, Р.О., Клюева, В.П. (2013). «Как только я переродился…». Конверсия и рассказы о ней в пятидесятнической традиции: структура и функции. Международный журнал исследователей культуры, 1, 35–41.
Романова, А.П. (2019). Коллективная память молодого поколения: историко-культурный аспект. В Актуальные проблемы современного общества. Сборник научных статей по материалам Всероссийской (национальной) научной конференции (17–18 июня 2019) (сс. 211–216). Орёл: Модуль-К.
Романова, А.П., Бичарова, М.М., Дрягалов, В.С. (2019). Основные векторы религиозной трансгрессии в молодежной среде Прикаспия и Юга России. Системная психология и социология, 3(31), 94–104. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.31.3.09
Топчиев, М.С. (2020). Влияние религиозного фактора на формирование брачно-семейных отношений в приграничном регионе (на примере Астраханской области). Социодинамика, 3, 63–74. DOI: 10.25136/2409-7144.2020.3.31390
Топчиев, М.С., Дрягалов, В.С. (2016). Религиозная трансгрессия и религиозная идентичность молодежи на фронтирных территориях Северного Прикаспия. Человек. Сообщество. Управление, 17(4), 61–82.
Форум Mail.ru. Режим доступа https://otvet.mail.ru/question/12981278
Форум Mail.ru. Режим доступа https://otvet.mail.ru/question/190981122
Черничкин, Д.А. (2019). Отношение к религиозной трансгрессии в поликонфессиональном регионе: экспертное мнение. Актуальные проблемы современного общества. В Сборник научных статей по материалам Всероссийской (национальной) научной конференции (17–18 июня 2019) (сс. 233–239). Орёл: Модуль-К.
Чернов, А.Ю., Буланова, И.С. (2014). Эмпирические модели трансформации личности. Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии, 1, 59–66.
Яшин, В.Б. (2019). Факторы религиозной конверсии в общественном мнении жителей Омской области. Теория и практика общественного развития, 2(132), 29–33.
Bugay, A., Delevi, R. (2010). “How Can I Say I Love You to an American Man and Mean It?” Meaning of Marriage Among Turkish Female Students Living in the U.S. Procedia. Social and Behavioral Sciences, 5, 1464–1470. DOI: 10.1016/j.sbspro.2010.07.309
Choy, J.P. (2020). Religious Rules as a Means of Strengthening Family Ties: Theory and Evidence from the Amish. Journal of Comparative Economics. DOI: 10.1016/j.jce.2019.12.007
Elbrusoid. Архив форума. Режим доступа http://www.elbrusoid.org/m/forum/forum170/topic17926/
Gillespie, V.B. (1991). The Dynamics of Religious Conversion: Identity and Transformation. Birmingham: Religious Education Press.
Halama, P. (2015). Empirical Approach to Typology of Religious Conversion. Pastoral Psychology, 64(2), 185–194.
Hastings, A. (2010). William James, Conversion and Rapid, Radical Transformation. Journal of Consciousness Studies, 17(11–12), 116–120
Hill, P.C., & Pargament, K.I. (2003). Advances in the Conceptualization and Measurement of Religion and Spirituality: Implications for Physical and Mental Health Research. American Psychologist, 58, 64–74.
Hu, A., Leamaster, R.J. (2015). Intergenerational Religious Mobility in Contemporary China. Journal for the Scientific Study of Religion, 54 (1), 79–99.
James, W. (1902/1958). The Varieties of Religious Experience. New York: Mentor.
Jindra, I.W. (2014). A New Model of Religious Conversion: Beyond Network Theory and Social Constructivism. Leiden: Brill.
Jones R.P., Cox, D. (2017). America`s Changings Religious Identity. Findings from the 2016 American Values Atlas. Washington D.C., Public Religion Research Institute (PRRI).
Köse, A., Loewenthal, K.M. (2000). Conversion Motifs among British Converts to Islam. The International Journal for the Psychology of Religion, 10(2), 101–110.
Lanzieri, G. (2012). Mixed Marriages in Europe, 1990–2010. In Cross-Border Marriage: Global Trends and Diversity, Chapter: 3 (pp. 81–121). Korea Institute for Health and Social Affairs (KIHASA), Doo-Sub Kim.
Lofland, J., Stark, R. (1965). Becoming a World-Saver: A Theory of Conversion to a Deviant Perspective. American Sociological Review, 30, 862–875.
Lundberg, S., Pollak R.A., Stearns, J. (2016). Family Inequality: Diverging Patterns in Marriage, Cohabitation, and Childbearing. Journal of Economic Perspectives, 30(2): 79–102. DOI: 10.1257/jep.30.2.79
Peek, L. (2005). Becoming Muslim: The Development of a Religious Identity. Sociology of Religion, 66, 215–242. DOI: 10.2307/4153097
Rambo, L.R. (2010). Conversion Studies, Pastoral Counseling, and Cultural Studies: Engaging and Embracing a New Paradigm. Pastoral Psychology, 59, 439–441.
Sandomirsky, S. Wilson, J. (1990). Processes of Disaffiliation: Religious Mobility Among Men and Women. Social Forces, 68, 1211–1229.
Schnitker, S.A., Ratchford, J.L., Emmons, R.A., Barrett, J.L. (2019). High Goal Conflict and Low Goal Meaning are Associated with an Increased Likelihood of Subsequent Religious Transformation in Adolescents. Journal of Research in Personality, 80, 38–42. DOI: 10.1016/j.jrp.2019.04.004
Snook, D.W., Williams, M.J., & Horgan, J.G. (2018). Issues in the Sociology and Psychology of Religious Conversion. Pastoral Psychology, 68, 223–240. DOI: 10.1007/s11089-018-0841-1
Stark, R. Glock, C. (1968). American Piety: The Nature of Religious Commitment. Berkeley, CA: University of California Press.
The Changing Global Religious Landscape. Retrieved from https://www.pewforum.org/2017/04/05/the-changing-global-religious-landscape/
Topchiev, M., Khlyscheva, E., Dryagalov, V., Romanova, A., Bicharova, M. (2020). Postmodern Rhizome and Models of Religious Identity. European Journal of Science and Theology, 16(1), 119–130.
Trinitapoli, J. (2007).”BI Know this isn’t PC, but…”: Religious Exclusivism among US Adolescents. Sociological Quarterly, 48(3), 451–483.
Wiesenberg, M. (2020). Authentic Church Membership Communication in Times of Religious Transformation and Mediatisation. Public Relations Review, 46, 1. DOI: 10.1016/j.pubrev.2019.101817
Williamson, W.P., Hood, R.W., Jr. (2012). The Lazarus project: A Longitudinal Study of Spiritual Transformation among Substance Abusers. Mental Health, Religion & Culture, 15(6), 611–635.
Woman.ru. Режим доступа http://www.woman.ru/rest/medley8/thread/3937188/

