Аннотация
Проблемы коллективной идентичности, культурной или, в ряде случаев, религиозной, с конца прошлого века становятся важным фактором как конфессиональной, так и социетальной безопасности. Объектом таких исследований являются конкретные социетальные сообщества или определенные социальные пространства. В данной статье объектом исследования стала студенческая молодежь региона российского Прикаспия, а предметом — влияние уровня религиозной идентичности на конфессиональную безопасность студенческой молодежи российского Прикаспия. Точкой отсчета стали региональные исследования, проведенные в последние 10 лет специалистами республики Калмыкия, Республики Дагестан и Астраханской области. Цель данной статьи — выявление уровня конфессиональной безопасности российской части студенческой молодежи Прикаспия. Для этого в ноябре — декабре 2020 г. были проведены социологические исследования среди студентов высших учебных заведений региона российского Прикаспия (N – 732). Метод получения первичной социологической информации: раздаточное электронное анкетирование с использованием сервиса Survey Studio. Погрешность выборки — не более 3%. Инструментарий и матрица исследования разработаны авторами. В процессе исследования был выявлен достаточно высокий уровень религиозности студентов, преимущественно за счет Дагестана и Калмыкии. Основным фактором формирования религиозной идентичности явился человеческий, институциональный фактор, который ярче всего проявил себя в Калмыкии, а виртуальный — в Дагестане. Результаты исследования показали, что молодежь Прикаспия настроена толерантно, но не ощущает ответной толерантности в достаточной мере как на общероссийском, так и на региональном уровне. Наиболее толерантными им представляются их собственные учебные заведения. Не признавая за религией социетального будущего, как за системным регулятором, тем не менее, значительное большинство студентов, причем как верующих, так и неверующих, признает ее неким гарантом безопасности.
Ключевые слова
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 18-78-10064) «Трансформация механизмов формирования пострансгрессионной модели религиозной идентичности в современном информационном пространстве».Библиографические ссылки
- Abdulagatov, Z. M. (2012). Religiya v sisteme identichnostey molodezhi Respubliki Dagestan [Religion in the System of Youth Identity in the Republic of Dagestan]. Islamovedenie [Islamic Studies], 4, 10–20.
- Ahmadian, H. (2019). Societal (In)Security in the Middle East: Radicalism as a Reaction? E-International Relations. E-International Relations. Retrieved from https://www.e-ir.info/2019/04/24/societal-insecurity-in-the-middle-east-radicalism-as-a-reaction/
- Aleksandrova, E. A., Huhlaev, O. E. (2017). Osobennosti religioznoy identichnosti u buddistskoj molodezhi (na primere studencheskoy molodezhi Respubliki Kalmykiya) [Specifics of Youth Buddhists Religious Identity (The Case of Kalmyk Buddhist Youth)]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya “Politologiya. Religiovedenie” [The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Political Science and Religion Studies], 19, 156–164.
- Anikina, A. V. (2008). Religioznost’ sovremennoy rossiyskoy molodezhi [Religiousness of Modern Russian Youth] (Candidate Dissertation). Nizhniy Novgorod.
- Asiimwe, J-B. (2019). The Domestication of “Societal Security” of the Copenhagen school: Africa in Focus. Retrieved from https://thecfma.org/wp-content/uploads/2019/12/Societal-Security-the-Copenhagen-School_Assimwe-2019.pdf
- Badmaev, V. N., Ulanov, M. S., Lamazhaa, Ch. K., Bicheldey, U. P., Antonov, V. I., Ochirova, O. A. (2020). Rossiya i buddijskij mir glazami molodezhi Tuvy, Buryatii i Kalmykii (po materialam sociologicheskogo oprosa) [Russia and The Buddhist World Through the Eyes of the Youth in Tuva, Buryatia and Kalmykia: A Sociological Survey and Its Outcomes]. Novye issledovaniya Tuvy [The New Research of Tuva], 1, 35–49. DOI:10.25178/nit.2020.1.3.
- Busan, B. (2014). An Introduction to the English School of International Relations: The Societal Approach. Cambridge, UK: Polity Press.
- Butler, E. (2007). Hungary and the European Union: the political Implications of Societal Security Promotion. Europe-Asia Studies, 59(7), 1115–1144.
- Buzan, B., Waever, O. & de Wilde, J. (1998). Security: A New Framework for Analysis. Boulder: Lynne Rienner Publishers;
- Dzhabrailov, Yu. D. (2020). Religioznost’ i grazhdanskaya identifikaciya molodezhi v Respublike Dagestan: sovremennoe sostoyanie [Religiousness and Civic Identity of Youth in the Republic of Dagestan: Current State]. Istoricheskaya i social’no-obrazovatel’naya mysl’ [Historical and Social Educational Idea], 12, 90–102. DOI: 10.17748/2075-9908-2020-12-4-5-90-102.
- Goodman, M. A., & Dyer, W. J. (2020). From Parent to Child: Family Factors that Influence Faith Transmission. Psychology of Religion and Spirituality, 12(2), 178–190. DOI: 10.1037/rel0000283
- Il’yashenko S. V. (Ed.). (2012). O nekotoryh itogah Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2010 v respublike Dagestan. Statisticheskij sbornik [On Some Results of the 2010 All-Russian Population Census in the Republic of Dagestan. Statistical Compendium]. Mahachkala: Dagestanstat.
- Lyausheva, S. A., Zhade, Z. A. (2018). Religioznaya identichnost’: nekotorye podhody k osmysleniyu fenomena [Religious Identity: Some Approaches to Understanding the Phenomenon]. Nauchnye trudy KubGTU [cientific works of the Kuban State Technological University], 10, 146–154.
- Mamaraev, R. M. (2018). Religiozno-politicheskie ustanovki v massovom soznanii dagestanskoy molodezhi [Religious and Political Attitudes in the Mass Consciousness of the Dagestani youth]. Vestnik VolGU. Seriya 4, Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye Otnosheniya], 23, 4, 159–175. DOI: 10.15688/jvolsu4.2018.4.14
- McSweeney, B. (1996). Identity and Security: Buzan and the Copenhagen School. Review of International Studies, 22, 81–93.
- Munyanova, B. M. (2009). Nacional’noe samosoznanie i etnicheskaya identifikaciya studencheskoy molodezhi Kalmykii [National Self-Consciousness and Ethnic Identification of Kalmykia Studients]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 9, 56–68.
- Ozolina, Z. (Ed.). (2016). Societal Security. Inclusion-Exclusion Dilemma. A Portrait of Russian-Speaking Community in Latvia. Latvia: ZINATNE.
- Parsons, T. (1993). Ponyatie obshchestva: komponenty i ih vzaimootnosheniya [The Concept of Society: The Components and Their Interrrelations]. THESIS [THESIS], 2, 94–122.
- Pronina, T. S. (2014). Religiya v strukture identichnosti sovremennyh rossiyan [Religion in Modern Russians’ Identity Structure]. Vestnik leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Pushkin Leningrad State University Journal], 2, 134–144.
- Rabadanov, R. M. (2017). Religioznaya situaciya v Respublike Dagestan i perspektivy gosudarstvenno-konfessional’nykh otnosheniy [The Religious Situation in the Republic of Dagestan and the Prospects of Church-State Relations]. Islamovedenie [Islamovedenie], 8, 45–53.
- Rodionova, M. E., Mamaeva, Yu. A. (2020). Sohranenie istoricheskoy pamyati kak vazhnoe uslovie societal’noy bezopasnosti [Preservation of Historical Memory as an Important Condition for Social security]. Voprosy politologii [Political Science Issues], 6(58), 1945–1955. DOI: 10.35775/PSI.2020.58.6.030
- Romanova, A. P. (2021). Koncepciya societal’noj bezopasnosti: teoriya, diskussiya i kaspijskie perspektivy [The Concept of Societal Security: Theory, Discussion, and Caspian Perspective]. Caspium Securitatis: zhurnal kaspiyskoy bezopasnosti [Caspium Securitatis: Journal of Caspian Safety & Security,], 1, 51–62.
- Romanova, A. P., Chernichkin, D. S. (2018). Kollektivnaya identichnost’ v koncepcii societal’noy bezopasnosti: kaspiyskiy akcent [Collective Identity in The Concept of Social Security: The Caspian Accent]. Kaspijskiy region: politika, ekonomika, kul’tura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 3(56), 160–167.
- Romanova, A. P., Karabushchenko, P. L. (Eds) (2007). Astrahan’-XXI vek: sociokul’turnaya regionalistika [Astrakhan-XXI Century: Socio-Cultural Regional Studies]. Astrahan’: ID “Astrahanskiy universitet”.
- Romanova, A. P., Yakushenkov, S. N., Baeva, L.V. et al. (2017). Kul’turnaya bezopasnost’ v usloviyah geterotopii: monografiya [Cultural Safety in Conditions of Heterotopy: Monograph]. Astrahan’: Astrahanskiy gosudarstvennyy universitet.
- Romanova, A., Topchiev, M., Chernichkin, D., Dryagalov, V. & Bicharova, M. (2019). Religious Identity Transgression in Students Community of Caspian Region and Southern Russia. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, LXXVI, 2684–2693. DOI: 10.15405/epsbs.2019.12.04.361.
- Roostin, E. (2018). Family Influence on the Development of Children. Journal of Elementary Education, 2(1), 1–12. DOI: 10.22460/pej.v1i1.654.
- Shishaev, M. G., Yakovlev S. Yu. (2017). Konceptual’nye osnovy ocenki societal’noy bezopasnosti kak faktor ustojchivogo razvitiya regiona [Conceptual Basis for Assesment of Societal Security as a Factor of Sustainable Development of The Region]. Trudy Kol’skogo nauchnogo centra RAN [Transactions of the Kola Science Centre], 8, 28–37.
- Spruds, A., Aaltola, M., Kuznetsov, B. & Vizgunova, E. (Eds). (2018). Societal Security in the Baltic Sea Region: Expertise Mapping and Raising Policy Relevance. Riga: Latvian Institute of International Affairs.
- Sundelius, B. (2016). Societal Security: An Emerging Field of Scholarship Underpinning Practices in the Baltic Sea Region. In M. Andžāns & I. Bruģe (Eds). The Baltic Sea Region: Hard and Soft Security Reconsidered (pp. 157–169). Riga: Hansa Print.
- Sushko, V. A., Vasenina, I. V. (2019). Religioznost’ sovremennoy rossijskoj molodyozhi kak faktor formirovaniya semejnyh cennostej [Religiousness of the Modern Russian Youth as a Factor of Family Values Formation]. Sociodinamika [Sociodynamics], 1, 122–137. DOI: 10.25136/2409–7144.2019.1.28692.
- Topchiev, M. S., Dryagalov, V. S. (2016). Religioznaya transgressiya i religioznaya identichnost’ molodezhi na frontirnyh territoriyah Severnogo Prikaspiya [Religious Transgression and Religious Identity of Youth in The Frontier Territories of The Northern Caspian Sea Region]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 17(4), 61–82.
- Topchiev, M., Iakushenkova, O. & Dryagalov, V. (2016) Religious transgression on frontier heterotopia. In 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016, 3(2), (pp. 815–820). DOI: 10.5593/SGEMSOCIAL2016/B32/S11.108.
- Ufimceva, E. I. (2014). Rol’ sem’i v religioznom vospitanii v ocenkah musul’manskoy molodezhi [The Role of The Family in Religious Upbringing in Assessments of Muslim Youth]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya Seriya. Seriya Sociologiya, Politologiya [Izvestia of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology], 14(1), 15–22.
- Viktorin, V. M. Idrisov, E. (2004). Astrakhanskiy mir: prezhnie i novye granitsy mezhetnicheskogo edinstva i sotrudnichestva [Astrakhan World: Old and New Boundaries of Interethnic Unity and Cooperation]. Astrakhanskie izvestiya [Astrakhan News], 5. Retrieved from https://dlib.eastview.com/browse/doc/5842206.
- Volgin, V. L. (2017). Osobennosti etnicheskoy, grazhdanskoy i religioznoy identichnosti studentov v Kalmykii [Features of Ethnic, Civil and Religious Identity of Students in Kalmykia]. Byulleten’ Kalmyckogo nauchnogo centra RAN [Bulletin of the Kalmyk Scientific Centre of the RAS], 2, 76–80.
- Vserossiyskaya perepis’ naseleniya [All-Russian Population Census] (2010). Upravlenie Federal’noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Astrahanskoy oblasti i Respublike Kalmykiya [Office of the Federal State Statistics Service for the Astrakhan Region and the Republic of Kalmykia]. Retrieved from https://astrastat.gks.ru/folder/50776
- Williams, M. C. (2003). Words, Images, Enemies: Securitization and International Politics. International Studies Quarterly, 47(4), 511–531.