Общественно-политическая повестка казачества в социальных сетях: сравнительный анализ официальных и неофициальных сообществ | Южно-российский журнал социальных наук
Общественно-политическая повестка казачества в социальных сетях: сравнительный анализ официальных и неофициальных сообществ
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-24-2-50-64
https://doi.org/10.31429/26190567-24-2-50-64

Как цитировать Array

Башмаков И.С. Общественно-политическая повестка казачества в социальных сетях: сравнительный анализ официальных и неофициальных сообществ // Южно-российский журнал социальных наук. 2023. Т. 24, №2. С. 50-64. DOI: 10.31429/26190567-24-2-50-64
Дата поступления 2023-02-20
Дата принятия 2023-03-25
Дата публикации 2023-07-31

Copyright (c) 2023 Игорь Станиславович Башмаков

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье приводятся результаты сравнительного анализа общественно-­политической повестки российского казачества, представленной в социальной сети «ВКонтакте». Количественная и качественная стратегия сравнительного анализа осуществлена в отношении больших по количеству подписчиков официальных страниц реестрового казачества (казачьих вой­ск), а также популярных неформальных сообществ, посвященных казачьей тематике. Содержание и доминирующие темы общественно-­политической повестки российского казачества выявлялись с помощью анализа новостной ленты и тематики публикаций на страницах сообществ «ВКонтакте». Также анализировался интерес и активность аудитории по отношению к данным сообщениям, выраженным в таких количественных показателях, как количество просмотров и степень вовлеченности (ER), также сравнивалось общее количество подписчиков данных страниц. Актуальность изучения социально-­политической активности казачества в современных условиях обусловлена продолжающимся социально-­политическим и культурным возрождением данной этносоциальной группы, необходимостью трансформации казачества как традиционного общественного института в современных условиях, возможностью привлечения представителей казачества для решения государственных задач и активным участием казаков в деле защиты государственных интересов. В связи с этим повышается внимание органов власти, представителей общества к казачьей теме. В настоящий момент официальное (реестровое) казачество и поддерживающая его власть расширяет возможности получения казачьего образования, прохождения государственной службы и участия в местных инициативах казачьей направленности. Результаты нашего исследования подтверждают растущий интерес общества и власти к официальному казачеству. Тем не менее ощущается нехватка единства и сохраняющееся разделение в среде самого казачества на реестровых (официальных, поддерживаемых государством) и нереестровых (независимых) казаков. Наблюдается разнонаправленность, различие содержания общественно-­политической повестки и, как следствие, ценностных ориентаций официального «государственного» казачества и неформальных «гражданских» сторонников казачьего возрождения, которое проявляется и в социальных сетях.

Ключевые слова

казачество, общественно-­политическая повестка, информационная повестка, социальные сети, Интернет, СМИ, новые медиа, «ВКонтакте», казачьи общества, казачья политика

Библиографические ссылки

  1. Bashmakov, I.S. (2023). Grazhdanskaya aktivnost’ sovremennogo rossiyskogo kazachestva: osnovnyye formy i praktiki [Civic Activity of Modern Russian Cossacks: Basic Forms and Practices]. Obshchestvo: politika, ekonomika, parvo [Society: Politics, Economics, Law], 6(119). Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-aktivnost-sovremennogo-rossiyskogo-kazachestva-osnovnye-formy-i-praktiki
  2. Bondar, N.I. (2000). Kubanskoe kazachestvo v kontekste problemy: etnos, prostranstvo, vremya. [Kuban Cossacks in the Context of the Problem: Ethnos, Space, Time]. In V. B. Vinogradov (Ed.) Staryi svet: antropologiia, istoriia, etnografiia [The Old World: Anthropology, history, ethnography](pp. 150–151). Krasnodar: Kuban. gos. un-t.
  3. Bondar, N.I. (1995). Kubanskoe kazachestvo (etnosotsialnyi aspekt) [Kuban Cossacks (ethnosocial aspect)]. In N.I. Bondar’ (Ed.) Kubanskoe kazachestvo: istoriya, etnografiya, folklor [Kuban Cossacks: History, Ethnography, Folklore]. (pp. 5–48). M.: Institut etnologii i antropologii RAN.
  4. Bowman, S., Willis, C. (2003). We Media: How Audiences are Shaping the Future of News and Information. Retrieved from https://hypergene.net/wemedia/download/we_media.pdf
  5. Cherepanov, Ye.V. (2012). Kazachestvo Iuga Rossii: prichiny raskola i faktory, sposobstvuiushchie obieedineniiu [Cossacks of the South of Russia: Reasons for the Split and Factors Facilitating the Unification]. Gumanitarnye i sotsialnye nauki [Humanities and Social Sciences], 3, 265–273.
  6. Cohen, C., Kahne, J. (2012). Participatory Politics: New Media and Youth Political Action. Chicago: MacArthur Research Network on Youth and Participatory Politics.
  7. Craft, S., Wanta, W. (2004). U.S. Public Concerns in the Aftermath of 9–11: A Test of Second. Level Agenda-setting. International Journal of Public Opinion Research, 16(4), 456–463. DOI: 10.1093/ijpor/edh039
  8. Dearing, J.W., Everett, M. R. (1996). Agenda-setting. Thousand Oaks: SAGE. DOI: 10.4135/9781452243283
  9. Lee, B., Lancendorfer, K., Lee, K.J. (2005). Agenda-setting and the Internet: The Intermedia Influence of Internet Bulletin Boards on Newspaper Coverage of the 2000 General Election in South Korea. Asian Journal of Communication, 15, 57–71.
  10. Markedonov, S. (2001). Fenomen rossiyskogo neokazachestva: vozrozhdeniye traditsiy ili poiski “zolotogo veka”? [The Phenomenon of Russian Neo-Cossackism: Revival of Traditions or Search for a “Golden Age”?] Retrieved from http://old.russ.ru/politics/marginal/20010109_marc-pr.html
  11. McCombs, M. (2008). Setting the Agenda: The Mass Media and Public Opinion. Malden: Black well. DOI: 10.5860/choice.42-6312
  12. McCombs, M., & Shaw, D.L. (1972). The Agenda-setting Function of Mass Media. Public Opinion Quarterly, 36(2), 176–187. DOI: 10.1086/267990
  13. Merle, M., Reese, G., Drews, S. (2019). #Globalcitizen: An Explorative Twitter Analysis of Global Identity and Sustainability Communication. Sustainability, 11, 3472. DOI: 10.3390/su11123472
  14. Miroshnichenko, I.V. (2017). Setevyye mekhanizmy formirovaniya sotsial’nykh i politicheskikh identichnostey sovremennoy molodezhi [Network Mechanisms for the Formation of Social and Political Identities of Modern Youth]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Sotsiologiya. Politologiya [News of the Saratov University. New Episode. Series Sociology. Political Science], 17(1), 92–97.
  15. Miroshnichenko, I.V., Morozova, E.V. (2021). etevyye soobshchestva kak sub’’yekty formirovaniya gorodskoy povestki dnya (na primere dvizheniya “Pomogi gorodu”) [Network Communities as Agencies for The Formation of a City’s Agenda (The Case Of “Help The City” Movement)]. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS [Political Expertise: POLITEKS], 17(2), 135–149.
  16. Morozova, E. V. (2012). Slozhnosostavnaya identichnost’ kak ob’’yekt politologicheskogo analiza [Complex Identity as an Object of Political Science Analysis]. Chelovek. Soobshhestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 1, 60–66.
  17. Ryabchenko, N.A., Miroshnichenko, I.V., Gnedash, A.A. (2020). Ot “kvazikritiki vlasti” k diskursu “souchastiya i razvitiya”: obshchestvennaya povestka dnya v sotsial’nykh setyakh runeta (praktiki setevykh soobshchestv) [From the “Quasi Criticism of Authority” to the Discourse “Participation and Development”: A Public Agenda on the Runet Social Networks (Case Studies of Network Community Practices)]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal sotsial’nykh nauk [South Russian Journal of Social Sciences], 21(3), 20–36. DOI: 10.31429/26190567-21-3-20-36
  18. Rogers, E., Dearing, J. (1988). Agenda-setting Research: Where has it Been, Whereis it Going? Communication Yearbook, 11, 555–594.
  19. Severin, W.J., Tankard, Jr. (2001). Communication Theories: Origins, Methods, and Uses in the Mass Media. New York: Longman.
  20. Shaw, D.L., McCombs M.E. (1977). The Emergence of American Political Issues: the Agenda-setting Function of the Press. New York: West Publishing Co.
  21. Shaw, D.L., Stevenson, R.L., Hamm, B.J. (2002). Agenda Setting Theory and Public Opinion Studies in a Post-Mass Media Age. Egyptian Journal of Public Opinion Research, 3, 1–20.
  22. Sipko, Ye.S. (2016). Ponyatiye grazhdanskoy zhurnalistiki i istoriya yeye stanovleniya [The Concept of Citizen Journalism and the History of its Formation]. Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of the Rostov State University of Railways], 1, 130–133.
  23. Sokolov, A.I., Grebenko, E.D. (2022). Informatsionnaya povestka dlya molodezhi v sotsial’nykh setyakh v period vyborov deputatov Gosudarstvennoy Dumy Rossiyskoy Federatsii VIII sozyva [Information Agenda for Young People on Social Network Sites During The Election of Deputies of The State Duma of The Russian Federation of The VIII Convocation]. Uzhno-rossiyskiy zhurnal sotsial’nykh nauk [South Russian Journal of Social Sciences], 23(1), 48–62.
  24. Tankard, W., James, Jr. (2001). The Empirical Approach to the Study of Media Framing. Framing Public Life. Mahwah: Lawrence Erlbaum. DOI: 10.4324/9781410605689-12
  25. Timofeyeva, L.N., Ryabchenko, N.A., Malysheva, O.P., Gnedash, A.A. (2022). Tsifrovaya sotsial’no-politicheskaya povestka dnya i yeye osmysleniye v usloviyakh novoy mediaekologii [The Digital Socio-political Agenda and its Conceptualization within the New Media Ecology Framework]. Polis. Politicheskiye issledovaniya [Polis. Political Studies], 2, 37–51.