Роскомнадзор против. Стратегические и институциональные ограничения качества публичного управления (на опыте блокировок онлайн-ресурсов в России)
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Публичная политика

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-19-3-163-176

Как цитировать

Шерстобитов, А.С., Неверов, К.А., Баринова, Е.А. (2018). Роскомнадзор против. Стратегические и институциональные ограничения качества публичного управления (на опыте блокировок онлайн-ресурсов в России). Южно-российский журнал социальных наук, 19(3), 163-176. DOI: 10.31429/26190567-19-3-163-176
Дата поступления 25 июля 2018
Дата принятия 3 сентября 2018
Дата публикации 27 сентября 2018
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2018 Александр Сергеевич Шерстобитов, Кирилл Алексеевич Неверов, Екатерина Андреевна Баринова

Аннотация

В статье анализируются силы и факторы, потенциально влияющие на выработку и реализацию публичной политики в России. Авторы формулируют два основных типа стратегий акторов, которые участвуют в процессе принятия политических решений. Первый — стратегии публичной политики (policy strategies), заключающиеся в достижении экономических целей и показателей для объекта управления, росте качества и количества публичных благ. Второй тип — политические стратегии (political strategies), направленные на перераспределение ресурсов, представительство интересов, внутриэлитную борьбу. Публичная политика на выходе является равновесной для всех типов стратегий, которые есть на входе, но значительно зависит от результатов согласования интересов между акторами, а также институциональных особенностей политико-управленческой среды. Для объяснения факторов, которые имеют значение в данном контексте, авторы обращаются к концепции качественного управления (good governance) и её противоположности — некачественного управления (bad governance). Ориентация на консенсус и верховенство права рассматриваются как критерии качества управления в контексте процессной составляющей выработки публичной политики. В статье предлагается оригинальная модель соотношения политических стратегий и стратегий публичной политики, рассматриваемая сквозь призму дихотомии верховенства права (rule of law) и управления посредством права (rule by law), что, в свою очередь, определяет характер принятия решений. Авторы с помощью модели предполагают объяснять результаты сетевого взаимодействия множества акторов, участвующих в процессе согласования и выработки публичной политики. Возможность апробации модели рассматривается на двух случаях блокировки Интернет-ресурсов Роскомнадзором (LinkedIn и Telegram). Для проверки гипотез предполагается построение сетевых карт, включающих акторов выработки политических решений. В качестве стратегии дальнейшего исследования и объяснения того, какие решения формируются на выходе, авторы предлагают синтез сетевого анализа с моделью отбора стратегий публичной политики.

Ключевые слова

сети публичной политики политические стратегии стратегии публичной политики качественное управление некачественное управление верховенство права управление посредством права Роскомнадзор

Информация о финансировании

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-011-00705 «Объяснительный потенциал сетевой теории в политических исследованиях: методологический синтез как аналитическая стратегия».

Библиографические ссылки

Гельман, В.Я. (2016). Политические основания «недостойного правления» в постсоветской Евразии: переосмысливая исследовательскую повестку дня. Полития, 3 (82), 90–15.

Мирошниченко, И.В., Морозова, Е.В. (2017). Сетевая публичная политика: контуры предметного поля. Полис. Политические исследования. 2, 82–102.

Мосгорсуд признал законной блокировку в России соцсети LinkedIn (2016, Ноябрь 10). Ведомости. Режим доступа http://www.vedomosti.ru/technology/news/2016/11/10/664391-mosgorsud-priznal-zakonnoi-blokirovku

Официальный портал Судов общей юрисдикции города Москвы. Информация по делу 02-1779/2018. Режим доступа http://www.mos-gorsud.ru/rs/taganskij/services/cases/civil/details/2cc72aea‑39e7-4f8e-adc9-37d170966efa

Официальный портал Судов общей юрисдикции города Москвы. Информация по делу 02-3491/2016. Режим доступа https://www.mos-gorsud.ru/rs/taganskij/services/cases/civil/details/2ffe6d6d‑69cd‑423a‑8ed7-cf3b3bb2d536?formType=shortForm&caseNumber=&participants=linkedin&year=&caseRangeDateFrom=&caseRangeDateTo=&caseFinalRangeDateFrom=&caseFinalRangeDateTo=&legalForceDateFrom=&legalForceDateTo=&caseCategory=&caseJudge=&publishingState=&sessionRangeDateFrom=&sessionRangeDateTo=&sessionRoom=&sessionRangeTimeFrom=&sessionRangeTimeTo=&sessionType=&docsRangeDateFrom=&docsRangeDateTo=&actDocStatus=&actDocType

Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации Карточка производства. Дело № АКПИ17-1181. Режим доступа https://vsrf.ru/lk/practice/cases/10001013

Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации. Решение по делу № АКПИ17-1181. Режим доступа http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1636792

Официальный сайт Роскомнадзора. (2017, Июнь 23). Администрации и пользователям месседжера Telegram. Режим доступа https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news46796.htm

Официальный сайт Роскомнадзора. (2016, Декабрь 8). RNS: LinkedIn встала на путь разблокировки. Режим доступа https://rkn.gov.ru/press/publications/news41963.htm

Павроз, А.В. (2009). Корпоративизм: истоки, эволюция, современное состояние. Вестник Московского университета. Серия 18: социология и политология, 4, 50–61.

Перегудов, С.П. (2010) Плюрализм и корпоративизм в СССР и России (общее и особенное). Полис. Политические исследования, 5, 111–128.

Официальный сайт Роскомнадзора. Реестр организаторов распространения информации в сети «Интернет». Режим доступа https://97-fz.rkn.gov.ru/organizer-dissemination/viewregistry/#searchform

Роскомнадзор объяснил суть претензий в LinkedIn. (2016, Октябрь 26). Ведомости. Режим доступа http://www.vedomosti.ru/technology/news/2016/10/26/662450-roskomnadzor-linkedin

Сморгунов, Л.В. (2014). Управляемость и сетевое политическое управление. Власть, 6, 5–14.

Сморгунов, Л.В., Шерстобитов, А.С. (2014). Политические сети. Теория и методы анализа. М: Аспект Пресс.

Соловьев, А.И. (2015). Государственные решения: концептуальный простор и тупики теоретизации. Полис. Политические исследования, 3, 127–146.

Суд оштрафовал Telegram на 800 тыс. рублей за отказ сотрудничать с ФСБ. (2017, Октябрь 16). Интерфакс. Режим доступа http://www.interfax.ru/russia/583337

Федеральный закон от 06.07.2016 N374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Федеральный закон от 21.07.2014 N242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях».

Федеральный закон от 27.07.2006 N152-ФЗ «О персональных данных».

LinkedIn взвесит Россию. (2016, Декабрь 13). Ведомости. Режим доступа http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2016/12/13/669302-linkedin-rossiyu

Telegram назвал причину отказа ФСБ в расшифровке переписки обвиняемых в теракте. (2017, декабрь 12). Ведомости. Режим доступа http://www.vedomosti.ru/technology/news/2017/12/12/745000-telegram-fsb

Brinkerhoff, D.W., & Goldsmith, A.A. (2005). Institutional dualism and international development a revisionist interpretation of good governance. Administration and Society, 37 (2), 199–224.

Gel’man V. (2004, November). The Unrule of Law in the Making: the Politics of Informal Institution Building in Russia. Europe-Asia Studies, 56 (7), 1021–1040.

König P.D., & Wenzelburger, G. Toward a Theory of Political Strategy in Policy Analysis. Politics & Policy, 42 (3), 400–430.

Pralle, S.B. (2003). Venue Shopping, Political Strategy, and Policy Change: The Internationalization of Canadian Forest Advocacy. Journal of Public Policy, 23 (3), 233–260.

Weiss, T.G. (2000). Governance, good governance and global governance: Conceptual and actual challenges. Third World Quarterly, 21 (5), 795–814.

What is Good Governance. (2009). UNESCAP. Режим доступа http://www.unescap.org/pdd/prs/ProjectActivities/Ongoing/gg/governance.asp

Статистика скачивания

Нет статистики