Институты доступности цифровых платформ и государственная управляемость
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политическое управление

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-21-3-6-19

Как цитировать

Сморгунов, Л.В. (2021). Институты доступности цифровых платформ и государственная управляемость. Южно-российский журнал социальных наук, 21(3), 6-19. DOI: 10.31429/26190567-21-3-6-19
Дата поступления 25 июня 2020
Дата принятия 21 августа 2020
Дата публикации 31 марта 2021
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2020 Леонид Владимирович Сморгунов

Аннотация

Публичная управляемость на цифровой платформе — это эффект доступности (аффорданс), возникающий в сетевых структурах с широким участием граждан. Сетевые платформы обеспечивают сотрудничество на основе институциональной формы взаимодействия, которая более эффективна, чем конкурентное представительство. Цифровые платформы обеспечивают реализацию перформативных функций управления в том числе посредством их доступности для взаимодействия. Совместное государственное управление, основанное на сотрудничестве, предполагает соответствующую техническую платформу, которая должна обладать некоторыми качествами доступности, т. е. способностью действовать в качестве посредника для этого типа взаимодействия. Технологическая составляющая, выраженная в представлении о государстве как платформе, характеризуется наличием возможностей для сотрудничества. Идея статьи состоит в том, что система доступности цифровых платформ в процессе взаимодействия обеспечивает формирование и утверждение соответствующих институтов — норм, правил и практик. Действие цифровой институциональной платформы блокчейна происходит на основе институтов равенства, безразличия, взаимности и автономии, обеспеченных соответствующими системами доступности. На примере московской платформы «Активный гражданин» и практик голосования изучается доступность технологии блокчейн. Для института выборов способом определения условий истинности произведенной деятельности выступает изъявление выбора, т. е. способность системы фиксировать волю избирателя, суммировать поступившие голоса и предъявлять общий результат, сохраняя условия анонимности, тайны, гласности и честности. В этом отношении блокчейн как система справедливого выбора имеет все необходимые качества, определяемые технологическими параметрами доступности. Блокчейн ориентирован на процессуальную справедливость, которая выражена в технологических возможностях сотрудничества. Блокчейн обещает новый институциональный тип координации социальных действий, основанный на таких структурах доступности, как токенизация, взаимность, самообязывание, самоорганизация.

Ключевые слова

цифровые платформы государственная управляемость сотрудничество доступность блокчейн

Информация о финансировании

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 19-18-00210 «Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости».

Библиографические ссылки

Алексеев, Р.А. (2018). Блокчейн как избирательная технология нового поколения — перспективы применения на выборах в современной России. Вестник Московского государственного областного университета, 2, 3–10.

Волкова, Н.А. (2019). Возвращение модусов существования Латура к «радикальному эмпиризму»: от препозиций к аффордансам. Социология власти, 31(2), 92–115.

Гибсон, Дж. Дж. (1988). Экологический подход к зрительному восприятию. Москва: Прогресс.

Ерохина, О.В. (2019). Технологии электронного голосования в России. Вестник университета, 11, 5–11.

Кутейников, Д.Л. (2019). Особенности применения технологий распределенных реестров и цепочек блоков (блокчейн) в народных голосованиях. Актуальные проблемы российского права, 9 (106), 41–52. DOI: 10.17803/1994–1471.2019.106.9.041–062

Латур, Б. (2020). Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики.

Сигалов, К.Е., Салин, П.Б., Чувальникова, А.С. (2018). Применение технологии блокчейн в праве, политике и государственном управлении. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки, 22(4), 565–580. DOI: 10.22363/2313-2337-2018-22-4-565-580

Сморгунов, Л.В. (2018). Блокчейн как институт процедурной справедливости. Полис. Политические исследования, 5, 88–99. DOI: 10.17976/jpps/2018.05.08

Daramola, O. & Thebus, D. (2020). Architecture-Centric Evaluation of Blockchain-Based Smart Contract E-Voting for National Elections. Informatics, 16(7), 2–22. DOI: 10.3390/informatics7020016

David, A., Sobolewski, M. & Vaccari, L. (2019). Blockchain for Digital Government. An Assessment of Pioneering Implementations in Public Services. Luxembourg: Publications Office of the European Union.

Davidson, S., De Filippi, P. & Potts, J. (2018). Blockchains and the Economic Institutions of Capitalism. Journal of Institutional Economics, 14(4), 638–659. DOI: 10.1017/S1744137417000200

Eriksson, K. & Vogt, H. (2013). On self-service Democracy: Configurations of Individualizing Governance and Self-Directed Citizenship. European Journal of Social Theory, 16(2), 153–173. DOI: 10.1177/1368431012459693

Gil-Garcia, R., Dawes, S. & Pardo, T. (2018). Digital Government and Public Management Research: Finding the Crossroads. Public Management Review, 20(5), 633–646. DOI: 10.1080/14719037.2017.1327181

Gillespie, T. (2010). The Politics of “Platforms”. New Media & Society, 12(3), 347–364. DOI: 10.1177/1461444809342738

Gorwa, R. (2019). What is platform governance? Information, Communication & Society, 22(6), 854–871. DOI: 10.1080/1369118X.2019.1573914

Janowski, T., Estevez, E. & Baguma, R. (2018). Platform Governance for Sustainable Development: Reshaping Citizen-Administration Relationships in the Digital Age. Government Information Quarterly, 35, 1–16. DOI: 10.1016/j.giq.2018.09.002

Kiayias, A. et al, (2017). Ouroboros: A Provably Secure Proof-of-Stake Blockchain Protocol. Criptography ePrint Archive, 1–52.

Krenjova, J. & Raudla, R. (2017). Policy Diffusion at the Local Level: Participatory Budgeting in Estonia. Urban Affairs Review, 3(4), 1–29. DOI: 10.1177/1078087416688961

Kübler, D. Rochat, Ph., Woo, S.Y. & Heiden. N. van der. (2020). Strengthen Governability rather than Deepen Democracy: Why Local Governments Introduce Participatory Governance. International Review of Administrative Sciences, 86(3), 409–426. DOI: 10.1177/0020852318801508

Neff, G., Jordan, T., McVeigh-Schultz, J. & Gillespie, T. (2012). Affordances, Technical Agency, and the Politics of Technologies of Cultural Production. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 56(2), 299–313. DOI: 10.1080/08838151.2012.678520

O’Brien, D., Offenhuber, D., Baldwin-Philippi, J., Sands, M. & Gordon, E. (2017). Uncharted Territoriality in Coproduction: The Motivations for 311 Reporting. Journal of Public Administration Research and Theory, 27(2), 320–335. DOI: 10.1093/jopart/muw046

O’Reilly, T. (2010). Government as a Platform. In Open Government: Collaboration, Transparency, and Participation in Practice (pp. 11–40). USA: O’Reilly Media, Sebastopol, Calif.

Santos, M. & Faure, A. (2018). Affordance is Power: Contradictions Between Communicational and Technical Dimensions of WhatsApp’s End-to-End Encryption. Social Media & Society, 4(3), 1–16. DOI: 10.1177/2056305118795876

Van Dijck, J., Poell, T. & De Waal, M. (2018). The Platform Society: Public Values in a Connective World. New York: Oxford University Press.

Wang, H.F., Wang, J.L. & Tang, Q.H. (2018). A Review of Application of Affordance Theory in Information Systems. Journal of Service Science and Management, 11, 56–70. DOI: 10.4236/jssm.2018.111006

Статистика скачивания

Нет статистики