Аннотация
В статье на основе сравнительного анализа политических ориентаций смоделированы «политические портреты» студентов федеральных округов РФ. Политические ориентации студентов рассматриваются как проявляющееся в доверии/недоверии отношение к политическим институтам, как политические ценностные предпочтения, представления о предпочтительных формах политического устройства общества, как отношение к политическому курсу государства, как предрасположенность к определенным моделям политического поведения. Исследование политических ориентаций студентов осуществлялось методом электронного анкетирования. В состав выборки вошли 1130 студентов из 8 федеральных округов, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры в 35 крупнейших вузах. Как показало проведенное исследование, студенты Центрального и Южного федеральных округов отличаются лояльностью к действующей власти, что выражается в более высоком уровне доверия к политическим и государственным институтам, удовлетворенности текущим состоянием дел в стране, невысоком уровне эмигрантских и протестных настроений. Для студентов Северо-Западного и Северо-Кавказского федеральных округов характерен общий критический настрой, высокий уровень недоверия государственным институтам. Они негативно оценивают положение дел в стране, имеют выраженные протестные настроения. Студенческая молодежь Дальневосточного и Приволжского федеральных округов склонна больше доверять федеральным, чем местным и региональным властям, демонстрирует достаточно высокую протестную активность. Дальневосточные студенты имеют выраженные эмиграционные настроения, предъявляют более высокие запросы на социальное равенство, чем студенты из других регионов страны. Для студентов Сибирского федерального округа характерен более высокий уровень доверия к местным, чем к региональным и федеральным властям, они не склонны также доверять политической оппозиции. Среди них не распространены эмиграционные настроения, протестная активность относительно невысока. Студенты Уральского федерального округа настроены в отношении институтов власти и политической оппозиции критически. Уровень недоверия к оппозиции значительно выше, чем в целом по стране. Вместе с тем, несмотря на общую неудовлетворенность текущей ситуацией в стране, уральские студенты не готовы участвовать в акциях протеста и эмигрировать за рубеж.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
- Ananchenko, A. B., Tyukov, N. A., Shapovalov, V. L. (2019). Cennostnye orientacii studentov pedagogicheskikh vuzov i molodyh pedagogov v kontekste formirovaniya rossiyskoy politicheskoy identichnosti [Value Orientations of Students of Pedagogical Universities and Young Teachers in The Context of Formation of the Russian Political Identity]. Voprosy nacional’nyh i federativnyh otnosheniy [Questions of National and Federative Relations], 9(12), 2598–2608.
- Bailey, M., Williams, L. (2016). Are College Students Really Liberal? An Exploration of Student Political Ideology and Attitudes toward Policies Impacting Minorities. The Social Science Journal, 53(3), 309–317.
- Bogdanov, A. V. (2014). Modernizacionnye i tradicionnye cennostnye politicheskie orientacii molodezhi v sovremennoy Rossii [Modernization and Traditional Value Political Orientations of Youth in Modern Russia]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Sociologiya. Politologiya [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology], 14(1), 98–101.
- Boykov, V. E. (2010). Sotsial’no-politicheskiye tsennostnyye oriyentatsii rossiyan: soderzhaniye i vozmozhnosti realizatsii [Socio-Political Value Orientations of Russians: Contents and Eventual Realization]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 6, 27–35.
- Cammaerts, B., Bruter, M., Banaji, S., Harrison, S., Anstead, N. (2014). The Myth of Youth Apathy Young Europeans’ Critical Attitudes toward Democratic Life. American Behavioral Science, 58, 645–664. DOI: 10.1177/0002764213515992
- Dziov, A. R. (2014). Studenchestvo v fokuse istorii i sovremennosti [Students in the Focus of History and Modernity]. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya [Herald of the University of Russian Academy of Education], 2, 159–167.
- Filonenko, V. I. (2009). Studenchestvo sovremennoy Rossii: paradoksy sushchestvovaniya [Students of Modern Russia: Paradoxes of Existence]. Rostov-na-Donu: YUFU.
- Grasso, M., Farrall, S., Gray, E., Hay, C., Jennings, W. (2019). Socialization and Generational Political Trajectories: An Age, Period and Cohort Analysis of Political Participation in Britain. Journal of Elections, Public Opinion and Parties, 29(2–3), 199–221.
- Huckestein, H., Mikulic, S., Bernstein, J. (2018). Major Factors in the Development of Political Attitudes. The International Journal of Higher Education in the Social Sciences, 11(3), 25–48.
- Kousis, M., Giugni, M. (2018). Claiming and Framing Youth in the Public Domain during Times of Increasing Inequalities. American Behavioral Science, 64, 567–573. DOI: 10.1177/0002764219885423
- Ledencov, D. S. (2007). Cennosti sovremennogo studenchestva [Values of the Modern Students]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Proceedings of Irkutsk State Technical University], 3, 121–123.
- Litvinova, T. N. (2018). Politicheskie orientsacii studencheskoy molodezhi goroda Moskvy [Political Orientations of Student Youth in the city of Moscow]. Politika i obshchestvo [Politics and Society], 9, 63–75.
- Mitrea, E., Mühlböck, M., Warmuth, J. (2020). Extreme Pessimists? Expected Socioeconomic Downward Mobility and the Political Attitudes of Young Adults. Political Behavior. Epub Ahead of Print 18 January. DOI: 10.1007/s11109-020-09593-7
- Morozova, G. V. (2015). Studencheskaya molodezh’: dinamika politicheskih interesov (regional’nyj aspekt) [Student Youth: Dynamics of Political Interests (Regional Aspect)]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4: Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of VolSU. History. Area Studies. International Relations], 5, 127–134.
- Nieuwelink, H., Dekker, P., ten Dam, G. (2018). Compensating or Reproducing? Students from Different Educational Tracks and the Role of School in Experiencing Democratic Citizenship. Cambridge Journal of Education, 49(3), 275–292.
- Shchigoleva, N. V. (2020). Tsennosti sovremennogo studenchestva i process socializacii [Values of Modern Students and the Process of Socialization]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], 66–4, 367–369.
- Stadelmann-Steffen, I., Sulzer, L. (2018). Just another Brick in the wall? The Relationship between Classroom-based Political Education and the Political Interest of Young Adults in Switzerland. Journal of Youth Studies, 21 (4), 552–575.
- Stegniy, V. N. (2016). Politicheskie orientatsii studencheskoy molodezhi: tipy, faktory, osobennosti [Political Orientations of Student Youth: Types, Factors, Features]. Vestnik Permskogo nacional’nogo issledovatel’skogo politekhnicheskogo universiteta. Social’no-ekonomicheskie nauki [Herald of Perm National Research Polytechnic University. Social and Economic Sciences], 2, 8–17.
- Trofimova, I. N. (2017). Politicheskie orientatsii sovremennoy rossijskoy molodezhi [Political Orientations of Modern Russian Youth]. Rossiya reformiruyushchayasya [Reforming Russia], 15, 304–324.
- Vorob’eva, I. V. (2016). Protivorechiya i paradoksy politicheskikh orientacij v strukture zhiznennogo mira rossiyan [Contradictions and Paradoxes of Political Orientations in the Structure of the Life World of Russians]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 1, 17–26.
- Zubok, Yu. A., Chuprov, V. I. (2019). Samoregulyaciya smyslozhiznennyh cennostej v kul’turnom prostranstve molodyozhi [Self-Regulation of Life Purpose Values in Youth Cultural Space]. Vestnik Instituta sociologii [Bulletin of the Institute of Sociology], 10(4), 164–186.
- Zubok, Yu. A., Berezutskiy, Yu.V. (2020). Social’naya aktivnost’ molodezhi: mirovozzrencheskie osnovaniya samoregulyacii [Social Activity of Youth: Ideological Foundations of Self-regulations]. Vlast’ i upravlenie na Vostoke Rossii [Power and Administration in the East of Russia], 2, 89–105.
- Zubok, Yu. A., Chuprov, V. I. (2020). Zhiznennye strategii molodezhi: realizaciya ozhidanij i social’nye nastroeniya [Life strategies of Youth: Realizing Expectations and Social Moods]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social’nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes], 3, 13–41.