Политические ориентации российского студенчества: региональный срез
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Публичная политика

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-22-1-19-33

Как цитировать

Пушкарева, Г.В., Михайлова, О.В., Батоврина, Е.В. (2021). Политические ориентации российского студенчества: региональный срез. Южно-российский журнал социальных наук, 22(1), 19-33. DOI: 10.31429/26190567-22-1-19-33
Дата поступления 8 февраля 2021
Дата принятия 28 февраля 2021
Дата публикации 9 августа 2021
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2021 Галина Викторовна Пушкарева, Ольга Владимировна Михайлова, Екатерина Викторовна Батоврина

Аннотация

В статье на основе сравнительного анализа политических ориентаций смоделированы «политические портреты» студентов федеральных округов РФ. Политические ориентации студентов рассматриваются как проявляющееся в доверии/недоверии отношение к политическим институтам, как политические ценностные предпочтения, представления о предпочтительных формах политического устройства общества, как отношение к политическому курсу государства, как предрасположенность к определенным моделям политического поведения. Исследование политических ориентаций студентов осуществлялось методом электронного анкетирования. В состав выборки вошли 1130 студентов из 8 федеральных округов, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры в 35 крупнейших вузах. Как показало проведенное исследование, студенты Центрального и Южного федеральных округов отличаются лояльностью к действующей власти, что выражается в более высоком уровне доверия к политическим и государственным институтам, удовлетворенности текущим состоянием дел в стране, невысоком уровне эмигрантских и протестных настроений. Для студентов Северо-­Западного и Северо-­Кавказского федеральных округов характерен общий критический настрой, высокий уровень недоверия государственным институтам. Они негативно оценивают положение дел в стране, имеют выраженные протестные настроения. Студенческая молодежь Дальневосточного и Приволжского федеральных округов склонна больше доверять федеральным, чем местным и региональным властям, демонстрирует достаточно высокую протестную активность. Дальневосточные студенты имеют выраженные эмиграционные настроения, предъявляют более высокие запросы на социальное равенство, чем студенты из других регионов страны. Для студентов Сибирского федерального округа характерен более высокий уровень доверия к местным, чем к региональным и федеральным властям, они не склонны также доверять политической оппозиции. Среди них не распространены эмиграционные настроения, протестная активность относительно невысока. Студенты Уральского федерального округа настроены в отношении институтов власти и политической оппозиции критически. Уровень недоверия к оппозиции значительно выше, чем в целом по стране. Вместе с тем, несмотря на общую неудовлетворенность текущей ситуацией в стране, уральские студенты не готовы участвовать в акциях протеста и эмигрировать за рубеж.

Ключевые слова

политические ориентации институциональное доверие ценности российское студенчество политический портрет

Библиографические ссылки

Ананченко, А.Б., Тюков, Н.А., Шаповалов, В.Л. (2019). Ценностные ориентации студентов педагогических вузов и молодых педагогов в контексте формирования российской политической идентичности. Вопросы национальных и федеративных отношений, 9(12), 2598–2608.

Богданов, А.В. (2014). Модернизационные и традиционные ценностные политические ориентации молодежи в современной России. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология, 14(1), 98–101.

Бойков, В.Э. (2010). Социально-политические ценностные ориентации россиян: содержание и возможности реализации. Социологические исследования, 6, 27–35.

Воробьева, И.В. (2016). Противоречия и парадоксы политических ориентаций в структуре жизненного мира россиян. Социологические исследования, 1, 17–26.

Дзиов, А.Р. (2014). Студенчество в фокусе истории и современности. Вестник Университета Российской академии образования, 2, 159–167.

Зубок, Ю.А., Чупров, В.И. (2019). Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодёжи. Вестник Института социологии, 10(4), 164–186.

Зубок, Ю.А., Березутский, Ю.В. (2020). Социальная активность молодежи: мировоззренческие основания саморегуляции. Власть и управление на Востоке России, 2, 89–105.

Зубок, Ю.А., Чупров, В.И. (2020). Жизненные стратегии молодежи: реализация ожиданий и социальные настроения. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3, 13–41.

Леденцов, Д.С. (2007). Ценности современного студенчества. Вестник Иркутского государственного технического университета, 3, 121–123.

Литвинова, Т.Н. (2018). Политические ориентации студенческой молодежи города Москвы. Политика и общество, 9, 63–75.

Морозова, Г.В. (2015). Студенческая молодежь: динамика политических интересов (региональный аспект). Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, 5, 127–134.

Стегний, В.Н. (2016). Политические ориентации студенческой молодежи: типы, факторы, особенности. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, 2, 8–17.

Трофимова, И.Н. (2017). Политические ориентации современной российской молодежи. Россия реформирующаяся, 15, 304–324.

Филоненко, В.И. (2009). Студенчество современной России: парадоксы существования. Ростов-на-Дону: ЮФУ.

Щиголева, Н.В. (2020). Ценности современного студенчества и процесс социализации. Проблемы современного педагогического образования, 66–4, 367–369.

Bailey, M., Williams, L. (2016). Are College Students Really Liberal? An Exploration of Student Political Ideology and Attitudes toward Policies Impacting Minorities. The Social Science Journal, 53(3), 309–317.

Cammaerts, B., Bruter, M., Banaji, S., Harrison, S., Anstead, N. (2014). The Myth of Youth Apathy Young Europeans’ Critical Attitudes toward Democratic Life. American Behavioral Science, 58, 645–664. DOI: 10.1177/0002764213515992

Grasso, M., Farrall, S., Gray, E., Hay, C., Jennings, W. (2019). Socialization and Generational Political Trajectories: An Age, Period and Cohort Analysis of Political Participation in Britain. Journal of Elections, Public Opinion and Parties, 29(2–3), 199–221.

Huckestein, H., Mikulic, S., Bernstein, J. (2018). Major Factors in the Development of Political Attitudes. The International Journal of Higher Education in the Social Sciences, 11(3), 25–48.

Kousis, M., Giugni, M. (2018). Claiming and Framing Youth in the Public Domain during Times of Increasing Inequalities. American Behavioral Science, 64, 567–573. DOI: 10.1177/0002764219885423

Mitrea, E., Mühlböck, M., Warmuth, J. (2020). Extreme Pessimists? Expected Socioeconomic Downward Mobility and the Political Attitudes of Young Adults. Political Behavior. Epub Ahead of Print 18 January. DOI: 10.1007/s11109-020-09593-7

Nieuwelink, H., Dekker, P., ten Dam, G. (2018). Compensating or Reproducing? Students from Different Educational Tracks and the Role of School in Experiencing Democratic Citizenship. Cambridge Journal of Education, 49(3), 275–292.

Stadelmann-Steffen, I., Sulzer, L. (2018). Just another Brick in the wall? The Relationship between Classroom-based Political Education and the Political Interest of Young Adults in Switzerland. Journal of Youth Studies, 21 (4), 552–575.

Статистика скачивания

Нет статистики