Аннотация
Цель статьи — изучение политики памяти как ресурса развития гражданской идентичности и позитивных образов будущего страны в сознании молодежи Юга России на примере двух важнейших геостратегических зон — Краснодарского края и Республики Крым. Эмпирическую базу исследования составляют результаты фокус-групповых дискуссий, проведенных в Краснодарском крае (2 группы) и Республике Крым (2 группы), в которых приняли участие представители учащейся и работающей молодежи. Результаты проведенного исследования демонстрируют необходимость реализации политики памяти как самостоятельного направления государственной политики, а не фрагментов отдельных нормативных актов. Доминирующим источником информации для современной молодежи является интернет, а значит, установки государственной политики памяти должны транслироваться прежде всего через данный канал. Наиболее сильным интеграционным и мобилизационным потенциалом обладает историческая тематика Великой Отечественной войны. На данный момент наблюдается слабость в развитии гражданской идентичности современной молодежи, в том числе по причине отсутствия политики памяти как целостной системы государственного управления. Восприятие образов будущего России зависит от возраста: молодежь, родившаяся в 1990‑е г., видит будущее России более пессимистично, чем те, кто родился в 2000‑е гг.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31514-опн «Политика памяти как ресурс формирования гражданской идентичности и позитивного образа будущего страны в сознании молодежи Юга России».
Библиографические ссылки
Бауман, З, Донскис, Л. (2019). Текучее зло: жизнь в мире, где нет альтернатив. СПб: Издательство Ивана Лимбаха.
Беляев, Е.В., Линченко, А.А. (2016). Государственная политика памяти и ценности массового исторического сознания в современной России: проблемы и противоречия. Studia Humanitatis, 2. Режим доступа http://st-hum.ru/content/belyaev-ev-linchenko-aa-gosudarstvennaya-politika-pamyati-i-cennosti-massovogo
Бесчасная, А.А. (2015). Политические установки рожденных в «пост-СССР»: политика глазами студентов. Общество. Среда. Развитие, 1, 60–66.
Горшков, М.К. (2018). Воссоединение Крыма с Россией: социально-исторические, политические и социокультурные предпосылки. Социологическая наука и социальная практика, 6(2), 7–16. DOI: 10.19181/snsp.2018.6.2.5853
Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. (2020). Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. Москва, ФНИСЦ РАН.
Гудков, Л.Д., Дубин, Б.В., Зорская, Н.А. (2011). Молодежь России. Москва: Московская школа политических исследований.
Дробижева, Л.М. (2018). Гражданская российская идентичность: динамика и потенциал в консолидации политэтнического общества. В В.А. Тишков (ред.) Этническое и религиозное многообразие России (с. 107–119). Москва, ИЭА РАН.
Дробижева, Л.М. (2018). Консолидирующая идентичность в общероссийском, региональном и этническом измерениях. Перспективы. Электронный журнал, 3(15), 6–21.
Дробижева, Л.М. (2019). Консолидационный ресурс общероссийской гражданской идентичности. В Г.В. Бурова, Л.Д. Чанглян, С.А. Орешин (ред.) Реализация государственной национальной политики: опыт города Москвы и регионов России (с. 30–40). Москва, ГБУ «МДН».
Задорин, И.В. (2018). Регионы «рубежа»: территориальная идентичность и восприятие «особости». Полития, 2(89), 102–136.
Князева, Е.В. (2017). Структура крымской идентичности: опыт применения бинарной логистической регрессии для построения идентификационных моделей крымчан (на материалах исследования «Открытое мнение — Крым 2016»). Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований, 2, 12–16.
Коряковцева, О.А. (2013). Молодежь как носитель гражданственности и ее роль в современной России. Международный научно-исследовательский журнал, 9(16), 49–50. Режим доступа https://research-journal.org/politology/molodezh-kak-nositel-grazhdanstvennosti-i-ee-rol-v-sovremennoj-rossii
Кочергин, А.А. (2020). Великая Отечественная война в учебниках по истории кубанского казачества. В Г.Г. Матишов (ред.) Великая Отечественная война в истории и памяти народов Юга России: события, участники, символы: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Ростов-на-Дону, 10–11 сентября 2020 г.) (с. 581–582). Ростов-на-Дону, ЮНЦ РАН.
Кравченко, Н.Ю. (2016). Гражданская идентичность современной России. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, 16(1), 5–8.
Комаровский, В.С. (2020). Образ желаемого будущего России: проблемы формирования. Власть, 28(1), 45–50.
Нестик, Т.А. (2014). Коллективный образ будущего: социально-психологические аспекты прогнозирования. Вопросы психологии 1, 2–10.
Нестик, Т.А., Ролдугина, В.Н. (2018). Образ будущего России у представителей поколения Z. Человек и мир, 2(2), 75–87.
Реброва, И.В. (2010). Связь поколений: Великая Отечественная война глазами «детей войны» и ее восприятие современной молодежью. В А.Ю. Рожков (ред.) Вторая мировая война в детских «рамках памяти»: сборник научных статей (с. 248–264). Краснодар: Экоинвест.
Рягузова, Е.В. (2019). Коллективная память и инстанции темпоральности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 8(2), 139–145.
Рикёр, П. (2008). Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. Москва: Академический Проект.
Романова, А.П., Федорова, М.М. (2020). Поколенческий разрыв и историческая память поколения цифровой эпохи. Электронный научно-образовательный журнал «История», 11, 9(95). Режим доступа https://history.jes.su/s207987840012223-4-1. DOI: 10.18254/S207987840012223-4
Сулима, Е.Н. (2017). Гражданская идентичность как ресурс государства. Ценности и смыслы, 3(49), 8–17.
Тарадина, Ю.М. (2010). Временные ориентации как фактор отношения студентов к стратегической политике России. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 125, 98–103.
Чигрин, В.А., Харабуга, В.В. (2015). Ситуация в Крыму и формирование исторической памяти общества. Вестник Института социологии, 15, 23–34.
Устинкин, С.В., Морозова Н.М., Куконков П.И. (2020). Память учащейся молодежи о Великой Отечественной войне: общее и особенное. В М.К. Горшков (ред.) Россия реформирующаяся: ежегодник: выпуск 18 (с. 299–330). Москва: Новый Хронограф.
Федорченко, Л.В. (2019). Политика патриотического воспитания студентов в США и Китае. Сравнительный анализ. Обозреватель, 5, 82–90.
Avanza, M. & Laferté, G. (2005). Dépasser la « construction des identités »? Identification, image sociale, appartenance. Genèses, 61, 134–152. DOI: 10.3917/gen.061.0134
Larionov, A.E., Novichkov, A.V. (2020). Monumental practices of perpetuating the memory of the great Patriotic war in Crimea. Dialog so Vremenem, 72, 292–309. DOI: 10.21267/AQUILO.2020.72.72.019
Polak F. (1973). The Image of the Future. Amsterdam; London; New York.