Государственная политика памяти как ресурс развития и укрепления гражданской идентичности современной молодежи
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политика идентичности

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-22-3-43-60

Как цитировать

Студеникина, Е.С., Донцова, М.В. (2022). Государственная политика памяти как ресурс развития и укрепления гражданской идентичности современной молодежи. Южно-российский журнал социальных наук, 22(3), 43-60. DOI: 10.31429/26190567-22-3-43-60
Дата поступления 15 августа 2021
Дата принятия 22 сентября 2021
Дата публикации 28 марта 2022
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2022 Елена Станиславовна Студеникина, Мария Владимировна Донцова

Аннотация

Цель статьи — изучение политики памяти как ресурса развития гражданской идентичности и позитивных образов будущего страны в сознании молодежи Юга России на примере двух важнейших геостратегических зон — Краснодарского края и Республики Крым. Эмпирическую базу исследования составляют результаты фокус-­групповых дискуссий, проведенных в Краснодарском крае (2 группы) и Республике Крым (2 группы), в которых приняли участие представители учащейся и работающей молодежи. Результаты проведенного исследования демонстрируют необходимость реализации политики памяти как самостоятельного направления государственной политики, а не фрагментов отдельных нормативных актов. Доминирующим источником информации для современной молодежи является интернет, а значит, установки государственной политики памяти должны транслироваться прежде всего через данный канал. Наиболее сильным интеграционным и мобилизационным потенциалом обладает историческая тематика Великой Отечественной вой­ны. На данный момент наблюдается слабость в развитии гражданской идентичности современной молодежи, в том числе по причине отсутствия политики памяти как целостной системы государственного управления. Восприятие образов будущего России зависит от возраста: молодежь, родившаяся в 1990‑е г., видит будущее России более пессимистично, чем те, кто родился в 2000‑е гг.

Ключевые слова

политика исторической памяти гражданская идентичность молодежь

Информация о финансировании

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31514-опн «Политика памяти как ресурс формирования гражданской идентичности и позитивного образа будущего страны в сознании молодежи Юга России».

Библиографические ссылки

Бауман, З, Донскис, Л. (2019). Текучее зло: жизнь в мире, где нет альтернатив. СПб: Издательство Ивана Лимбаха.

Беляев, Е.В., Линченко, А.А. (2016). Государственная политика памяти и ценности массового исторического сознания в современной России: проблемы и противоречия. Studia Humanitatis, 2. Режим доступа http://st-hum.ru/content/belyaev-ev-linchenko-aa-gosudarstvennaya-politika-pamyati-i-cennosti-massovogo

Бесчасная, А.А. (2015). Политические установки рожденных в «пост-СССР»: политика глазами студентов. Общество. Среда. Развитие, 1, 60–66.

Горшков, М.К. (2018). Воссоединение Крыма с Россией: социально-исторические, политические и социокультурные предпосылки. Социологическая наука и социальная практика, 6(2), 7–16. DOI: 10.19181/snsp.2018.6.2.5853

Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. (2020). Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. Москва, ФНИСЦ РАН.

Гудков, Л.Д., Дубин, Б.В., Зорская, Н.А. (2011). Молодежь России. Москва: Московская школа политических исследований.

Дробижева, Л.М. (2018). Гражданская российская идентичность: динамика и потенциал в консолидации политэтнического общества. В В.А. Тишков (ред.) Этническое и религиозное многообразие России (с. 107–119). Москва, ИЭА РАН.

Дробижева, Л.М. (2018). Консолидирующая идентичность в общероссийском, региональном и этническом измерениях. Перспективы. Электронный журнал, 3(15), 6–21.

Дробижева, Л.М. (2019). Консолидационный ресурс общероссийской гражданской идентичности. В Г.В. Бурова, Л.Д. Чанглян, С.А. Орешин (ред.) Реализация государственной национальной политики: опыт города Москвы и регионов России (с. 30–40). Москва, ГБУ «МДН».

Задорин, И.В. (2018). Регионы «рубежа»: территориальная идентичность и восприятие «особости». Полития, 2(89), 102–136.

Князева, Е.В. (2017). Структура крымской идентичности: опыт применения бинарной логистической регрессии для построения идентификационных моделей крымчан (на материалах исследования «Открытое мнение — Крым 2016»). Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований, 2, 12–16.

Коряковцева, О.А. (2013). Молодежь как носитель гражданственности и ее роль в современной России. Международный научно-исследовательский журнал, 9(16), 49–50. Режим доступа https://research-journal.org/politology/molodezh-kak-nositel-grazhdanstvennosti-i-ee-rol-v-sovremennoj-rossii

Кочергин, А.А. (2020). Великая Отечественная война в учебниках по истории кубанского казачества. В Г.Г. Матишов (ред.) Великая Отечественная война в истории и памяти народов Юга России: события, участники, символы: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Ростов-на-Дону, 10–11 сентября 2020 г.) (с. 581–582). Ростов-на-Дону, ЮНЦ РАН.

Кравченко, Н.Ю. (2016). Гражданская идентичность современной России. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, 16(1), 5–8.

Комаровский, В.С. (2020). Образ желаемого будущего России: проблемы формирования. Власть, 28(1), 45–50.

Нестик, Т.А. (2014). Коллективный образ будущего: социально-психологические аспекты прогнозирования. Вопросы психологии 1, 2–10.

Нестик, Т.А., Ролдугина, В.Н. (2018). Образ будущего России у представителей поколения Z. Человек и мир, 2(2), 75–87.

Реброва, И.В. (2010). Связь поколений: Великая Отечественная война глазами «детей войны» и ее восприятие современной молодежью. В А.Ю. Рожков (ред.) Вторая мировая война в детских «рамках памяти»: сборник научных статей (с. 248–264). Краснодар: Экоинвест.

Рягузова, Е.В. (2019). Коллективная память и инстанции темпоральности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 8(2), 139–145.

Рикёр, П. (2008). Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. Москва: Академический Проект.

Романова, А.П., Федорова, М.М. (2020). Поколенческий разрыв и историческая память поколения цифровой эпохи. Электронный научно-образовательный журнал «История», 11, 9(95). Режим доступа https://history.jes.su/s207987840012223-4-1. DOI: 10.18254/S207987840012223-4

Сулима, Е.Н. (2017). Гражданская идентичность как ресурс государства. Ценности и смыслы, 3(49), 8–17.

Тарадина, Ю.М. (2010). Временные ориентации как фактор отношения студентов к стратегической политике России. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 125, 98–103.

Чигрин, В.А., Харабуга, В.В. (2015). Ситуация в Крыму и формирование исторической памяти общества. Вестник Института социологии, 15, 23–34.

Устинкин, С.В., Морозова Н.М., Куконков П.И. (2020). Память учащейся молодежи о Великой Отечественной войне: общее и особенное. В М.К. Горшков (ред.) Россия реформирующаяся: ежегодник: выпуск 18 (с. 299–330). Москва: Новый Хронограф.

Федорченко, Л.В. (2019). Политика патриотического воспитания студентов в США и Китае. Сравнительный анализ. Обозреватель, 5, 82–90.

Avanza, M. & Laferté, G. (2005). Dépasser la « construction des identités »? Identification, image sociale, appartenance. Genèses, 61, 134–152. DOI: 10.3917/gen.061.0134

Larionov, A.E., Novichkov, A.V. (2020). Monumental practices of perpetuating the memory of the great Patriotic war in Crimea. Dialog so Vremenem, 72, 292–309. DOI: 10.21267/AQUILO.2020.72.72.019

Polak F. (1973). The Image of the Future. Amsterdam; London; New York.

Статистика скачивания

Нет статистики