Государственная политика памяти как ресурс развития и укрепления гражданской идентичности современной молодежи | Южно-российский журнал социальных наук
Государственная политика памяти как ресурс развития и укрепления гражданской идентичности современной молодежи
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-22-3-43-60
https://doi.org/10.31429/26190567-22-3-43-60

Как цитировать Array

Студеникина Е.С., Донцова М.В. Государственная политика памяти как ресурс развития и укрепления гражданской идентичности современной молодежи // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22, №3. С. 43-60. DOI: 10.31429/26190567-22-3-43-60
Дата поступления 2021-08-15
Дата принятия 2021-09-22
Дата публикации 2022-03-28

Copyright (c) 2022 Елена Станиславовна Студеникина, Мария Владимировна Донцова

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Цель статьи — изучение политики памяти как ресурса развития гражданской идентичности и позитивных образов будущего страны в сознании молодежи Юга России на примере двух важнейших геостратегических зон — Краснодарского края и Республики Крым. Эмпирическую базу исследования составляют результаты фокус-­групповых дискуссий, проведенных в Краснодарском крае (2 группы) и Республике Крым (2 группы), в которых приняли участие представители учащейся и работающей молодежи. Результаты проведенного исследования демонстрируют необходимость реализации политики памяти как самостоятельного направления государственной политики, а не фрагментов отдельных нормативных актов. Доминирующим источником информации для современной молодежи является интернет, а значит, установки государственной политики памяти должны транслироваться прежде всего через данный канал. Наиболее сильным интеграционным и мобилизационным потенциалом обладает историческая тематика Великой Отечественной вой­ны. На данный момент наблюдается слабость в развитии гражданской идентичности современной молодежи, в том числе по причине отсутствия политики памяти как целостной системы государственного управления. Восприятие образов будущего России зависит от возраста: молодежь, родившаяся в 1990‑е г., видит будущее России более пессимистично, чем те, кто родился в 2000‑е гг.

Ключевые слова

политика исторической памяти, гражданская идентичность, молодежь

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31514-опн «Политика памяти как ресурс формирования гражданской идентичности и позитивного образа будущего страны в сознании молодежи Юга России».

Библиографические ссылки

  1. Avanza, M. & Laferté, G. (2005). Dépasser la “Construction des identités”? Identification, image sociale, appartenance. Genèses., 61, 134–152. DOI: 10.3917/gen.061.0134
  2. Bauman, Z., Donskis, L. (2019). Tekuchee zlo: zhizn’ v mire, gde net al’ternativ. [Fluid Evil: Life in a World Where there are no Alternatives]. SPb, Izdatel’stvo Ivana Limbaha.
  3. Belyaev, E. V., Linchenko A. A. (2016). Gosudarstvennaya politika pamyati i tsennosti massovogo istoricheskogo soznaniya v sovremennoy Rossii: problemy i protivorechiya [State Politics of Memory and The Valuesof The Mass Historical Consciousnessin Modern Russia: Issues And Contradictions]. Studia Humanitatis. [Studia Humanitatis], 2, Retrieved from http://st-hum.ru/content/belyaev-ev-linchenko-aa-gosudarstvennaya-politika-pamyati-i-cennosti-massovogo.
  4. Beschasnaya, A. A. (2015). Politicheskie ustanovki rozhdennykh v “post-SSSR”: politika glazami studentov [Political Orientation of Citizens Born in “Post-Soviet” Period: Politics Through the Eyes of Students]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie. [Society. Environment. Development], 1, 60–66.
  5. Chigrin, V. A., Harabuga V. V. (2015). Situatsiya v Krymu i formirovanie istoricheskoy pamyati obshchestva [Crimean Events and The Development of Society’s Historical Memory]. Vestnik Instituta sociologii. [Bulletin of the Institute of Sociology], 15, 23–34.
  6. Drobizheva, L. M. (2019). Konsolidacionnyy resurs obshcherossiyskoy grazhdanskoy identichnosti [Consolidation resource of the All-Russian Civic Identity]. In G. V. Burova, L. D. Changlyan, S. A. Oreshin (Eds) Realizatsiya gosudarstvennoy natsional’noy politiki: opyt goroda Moskvy i regionov Rossii. [Implementation of the State National Policy: The Experience of the City of Moscow and the Regions of Russia] (pp. 30–40). Moscow, GBU “MDN”.
  7. Drobizheva, L. M. (2018). Grazhdanskaya rossiyskaya identichnost’: dinamika i potencial v konsolidatsii politetnicheskogo obshchestva [Civic Russian Identity: The Dynamics and Potential for Consolidating a Multi-ethnic Society]. In V. A. Tishkov (Ed.) Etnicheskoe i religioznoe mnogoobrazie Rossii. [Ethnic and Religious diversity of Russia] (pp. 107–119). Moscow, IEA RAS.
  8. Drobizheva, L. M. (2018). Konsolidiruyushchaya identichnost’ v obshcherossijskom, regional’nom i etnicheskom izmereniyah [All-Russian, Regional and Ethnic Dimensionsof Consolidating Identity]. Perspektivy. Elektronnyy zhurnal. [Perspectives and Prospects], 3(15), 6–21.
  9. Fedorchenko, L. V. (2019). Politika patrioticheskogo vospitaniya studentov v SSHA i Kitae. Sravnitel’nyiy analiz [The Policy of Patriotic Education of Students in the USA and China: Comparative Analysis]. Obozrevatel’ .[The Observer], 5, 82–90.
  10. Gorshkov, M. K. (2018) Vossoedinenie Kryma s Rossiey: social’no-istoricheskie, politicheskie i sots g, iokul’turnye predposylki [Reunification of Crimea with Russia: Socio-Historical, Politicaland Socio-Cultural Background]. Sociologicheskaya nauka i social’naya praktika. [Sociologicheskaja Nauka i Social’naia Praktika], 6(2), 7–16. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.2.5853
  11. Gorshkov, M. K., Sheregi, F. E. (2020). Molodezh’ Rossii v zerkale sotsiologii. K itogam mnogoletnikh issledovaniy. [Youth of Russia in the Mirror of Sociology. To the Results of Many Years of Research]. Moscow, FNISC RAS.
  12. Gudkov, L. D., Dubin B. V., Zorskaya N. A. (2011). Molodezh’ Rossii. [Youth of Russia]. Moscow, Moskovskaya shkola politicheskikh issledovaniy.
  13. Knyazeva, E. V. (2017). Struktura krymskoy identichnosti: opyt primeneniya binarnoy logisticheskoy regressii dlya postroeniya identifikatsionnykh modeley krymchan (na materialakh issledovaniya “Otkrytoe mnenie .— .— Teleskop: zhurnal sotsiologicheskikh i marketingovykh issledovaniy. [Telescope: Journal of Sociological and Marketing Research], 2, 12–16.
  14. Kochergin, A. A. (2020). Velikaya Otechestvennaya voyna v uchebnikakh po istorii kubanskogo kazachestva [The Great Patriotic War in textbooks on the history of the Kuban Cossacks]. In G. G. Matishov (Ed.) Velikaya Otechestvennaya vojna v istorii i pamyati narodov Yuga Rossii: sobytiya, uchastniki, simvoly. Materialy Vserossijskoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 75-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne (g. Rostov-na-Donu, 10–11 sentyabrya, 2020) .[The Great Patriotic War in the History and Memory of the Peoples of the South of Russia: Events, Participants, Symbols: Materials of the All-Russian Scientific Conference dedicated to the 75th anniversary of the victory in the Great Patriotic War (Rostov-on-Don, 10–11 September 2020)] (pp. 581–582). Rostov-on-Don, YUNC RAS.
  15. Komarovskiy, V. S. (2020). Obraz zhelaemogo budushchego Rossii: problemy formirovaniya [The Image of the Desired Future of Russia: Problems of Formation]. Vlast’. [Power], 28(1), 45–50.
  16. Koryakovceva, O. A. (2013). Molodezh’ kak nositel’ grazhdanstvennosti i ee rol’ v sovremennoy Rossii [The Youth as Citizenship Bearer and It’s Role in Contemporary Russia]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel’skiy zhurnal. [International Research Journal], 9(16), 49–50.
  17. Kravchenko, N. Yu. (2016). Grazhdanskaya identichnost’ sovremennoj Rossii [Civil Identity of Modern Russia]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sociologiya. Politologiya. [News of Saratov University. A New Series. Series: Sociology. Political Science], 16(1), 5–8.
  18. Larionov, A. E., Novichkov, A. V. (2020). Monumental Practices of Perpetuating the Memory of the Great Patriotic war in Crimea. Dialog so Vremenem [Dialogue with time]., 72, 292–309. DOI: 10.21267/AQUILO.2020.72.72.019
  19. Nestik, T. A. (2014). Kollektivnyy obraz budushchego: social’no-psihologicheskie aspekty prognozirovaniya [The Collective Image of The Future: Social Psychological Aspects of Prognostication]. Voprosy psihologii. [Voprosy Psihologii], 1, 2–10.
  20. Nestik, T. A., Roldugina V. N. (2018). Obraz budushchego Rossii u predstaviteley pokoleniya Z [The Image of the Future of Russia among the Representatives of Generation Z]. Chelovek i mir. [Man and the World], 2(2), 75–87.
  21. Polak F. (1973). The Image of the Future.. Amsterdam; London: New York.
  22. Rebrova, I.V. (2010). Svyaz’ pokoleniy: Velikaya Otechestvennaya vojna glazami «detej vojny» i ee vospriyatie sovremennoj molodezh’yu [Generational Relations: Great Patriotic War through the Eyes of “Children of War” and its Perception by Modern Youth]. In A. Yu. Rozhkov (Ed.) Vtoraya mirovaya voyna v detskikh “ramkakh pamyati”: sbornik nauchnykh statey. [World War II in Children’s “Memory Frames”: Collection of Scientific Articles] (pp. 248–264). Krasnodar, Ekoinvest.
  23. Rikyor, P. (2008). Konflikt interpretaciy. Ocherki o germenevtike. [Conflict of Interpretations. Essays on Hermeneutics]. Moscow: Akademicheskiy Proekt.
  24. Romanova, A., Fyodorova, M. (2020). The Generational Gap and the Historical Memory of the Digital Generation. ISTORIYA., 9(95). Retrieved from https://history.jes.su/s207987840012223-4-1. DOI: 10.18254/S207987840012223-4
  25. Ryaguzova, E. V. (2019). Kollektivnaya pamyat’ i instancii temporal’nosti [Collective Memory and Instances of Temporality]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. [News of Saratov University. A new series. Acmeology of Education series. Developmental Psychology], 8(2), 139–145.
  26. Sulima, E. N. (2017). Grazhdanskaya identichnost’ kak resurs gosudarstva [Civil Identity as a Resource of the State]. Cennosti i smysly. [Values and Meanings], 3(49), 8–17.
  27. Taradina, Yu. M. (2010). Vremennye orientacii kak faktor otnosheniya studentov k strategicheskoy politike Rossii [Time Orientations as a Factor of Students’ Attitude to the Strategic Policy of Russia]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena .[Proceedings of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University], 125, 98–103.
  28. Ustinkin, S. V., Morozova N. M., Kukonkov P. I. (2020). Pamyat’ uchashcheisya molodezhi o Velikoy Otechestvennoy voyne: obshchee i osobennoe [Memory of the Great Patriotic War: General and Special]. In M. K. Gorshkov (Ed.) Rossiya reformiruyushchayasya: ezhegodnik: Vypusk 18. [Russia Reforming: Yearbook. Issue 18] (pp. 299–330). Moskva: Novyy Khronograf.
  29. Zadorin, I. V. (2018). Regiony “rubezha”: territorial’naya identichnost’ i vospriyatie “osobosti” [Regions of the “Frontier”: Territorial Identity and Perception of “specialness”]. Politiya, 2(89), 102–136.