Рефлексивное управление в контексте цифровизации: концептуализация и практическое использование
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политическое управление

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-22-3-6-18

Как цитировать

Тропинова, Е.А. (2022). Рефлексивное управление в контексте цифровизации: концептуализация и практическое использование. Южно-российский журнал социальных наук, 22(3), 6-18. DOI: 10.31429/26190567-22-3-6-18
Дата поступления 22 августа 2021
Дата принятия 25 сентября 2021
Дата публикации 28 марта 2022
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2022 Елена Александровна Тропинова

Аннотация

Статья посвящена исследованию потенциала рефлексивного управления в контексте цифровизации публичного сектора. Реализован теоретический анализ условий и факторов, обусловливающих рефлексивность политических агентов в процессе их взаимодействия в цифровом публичном пространстве (в том числе посредством электронных платформ). Показано, что рефлексивность как свой­ство политических агентов «отражать», познавать собственное и поведение друг друга обеспечивается тремя взаимосвязанными процессами: интроспекцией, делиберацией и самоорганизацией, которые создают предпосылки для «управления изнутри», когда сложная социотехническая система и ее агенты становятся внутренними элементами организации, осуществляют ее интерпретацию и совместно, посредством рефлексивной координации, обеспечивают соуправление и контроль снизу. Логика рефлексивного управления описывается в статье с позиций исследований цикла разработки политики и управляемости, отражая значимую тенденцию смены парадигмы публичного управления и модели координации — от традиционной, основанной на руководстве, к рефлексивной координации, предусматривающей совместную деятельность государственных и негосударственных агентов по актуализации и деинституционализации норм, регламентирующих управляемую систему в условиях изменения ожиданий акторов или общественно-­политического контекста. На основе методологии переходного управления и процессного анализа проанализированы практические импликации рефлексивного управления в Центрах управления регионом. Сделан вывод о первичности и надфункциональности ценностей, поддерживаемых алгоритмами рефлексивного управления на платформах обратной связи (ПОС). На современном этапе они связаны с оптимизацией и эффективностью государственного управления и сервисными ориентациями исполнительной власти (концепция «сервисного государства 2.0», реализуемая цифровым правительством). Кроме того, рефлексивное управление на ПОС имеет предикативный и упреждающий потенциал, поскольку цель состоит не только в том, чтобы выявить проблему, но и изменить правила и не допустить ее возникновения в будущем. Упреждающий потенциал ПОС реализуется, как показало исследование, на основе уполномочивания и многоканального доступа граждан к публичной делиберации. Наконец, сочетание полицентрической и иерархической координации в ЦУРах обеспечивает сохранение управленческой автономии региональных администраций, но в то же время выводит контроль и общую координацию правил и регламентов работы с «инцидентами» на федеральный уровень с целью обеспечения единых национальных стандартов реагирования на проблемы.

Ключевые слова

рефлексивность рефлексивное управление цифровизация центры управления регионом платформы обратной связи

Информация о финансировании

Исследование выполнено при поддержке РНФ, грант 19-18-00210 «Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости».

Библиографические ссылки

Алексеева, Т.А. (2001). Справедливость как политическая концепция: Очерк современных западных дискуссий. М.: Московский общественный научный фонд.

Большакова, Ю.М. (2021) Вопросы цифровизации в контексте современного этапа эволюции публичного управления. Власть, 4, 43–48.

Канарш, Г.Ю. (2011). Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация. М.: Издательство Московского гуманитарного университета.

Лефевр, В.А. (1967) Конфликтующие структуры. М.: Высшая школа.

Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 года, № 1829, 1830. Режим доступа http://government.ru/news/40861/

Ролз, Дж. (2010). Теория справедливости. М.: ЛКИ.

Ситуационные центры развития как интеграторы государственного управления в саморазвивающихся полисубъектных средах (2019). М.: Когито-центр.

Сморгунов, Л.В. (2017). Государство, сотрудничество и инклюзивный экономический рост, Власть, 11, 22–30.

Сморгунов, Л.В. (2020). Институты доступности цифровых платформ и государственная управляемость. Южно-российский журнал социальных наук, 3, 6–19. DOI: 10.31429/26190567-21-3-6-19

Усов, В.Н. (2008). Рефлексивное управление: философско-методологический аспект (Автореферат докторской диссертации). Екатеринбург.

Центр управления регионом Губернатора Московской области. Режим доступа http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2019/09/rymar.pdf

Швери, Р. (1996). Теоретическая социология Джеймса Коулмена: аналитический обзор. Социологический журнал, 1–2, 62–81.

Щедровицкий, Г.П. (1967). О методе семиотического исследования знаковых систем. Семиотика и восточные языки. М.: Наука.

Boltanski, L., Thevenot, L. (1999). The Sociology of Critical Capacity. European Journal of Social Theory, 3, 359–377.

Сhilvers J. (2013). Reflexive Engagement? Actors, Learning, and Reflexivity in Public Dialog on Science and Technology. Science Communication, 35(3), 283–310. DOI: 10.1177/1075547012454598

Dryzek, J.S. (1990). Discursive Democracy: Politics, Policy, and Political Science. Cambridge: Cambridge University Press.

Dryzek, John S., Berejikian, J. (1993). Reconstructive Democratic Theory. American Political Science Review, 87(1), 48–60.

Dryzek, J.S. (2013). The deliberative democrat’s Idea of Justice. European Journal of Political Theory, 12(4), 329–346. DOI: 10.1177/1474885112466784

Feindt, P., Weiland, S. (2018). Reflexive Governance: Exploring the Concept and Assessing its Critical Potential for Sustainable Development. Introduction to the Special Issue. Journal of Environmental Policy & Planning, 20(6), 661–674, DOI: 10.1080/1523908X.2018.1532562

Gulledge, T., Sommer, R. (2002). Business Process Management: Public Sector Implications. Business Process Management Journal, 8, 364–376. DOI: 10.1108/14637150210435017

Hofmann, J., Katzenbach, C., Gollatz, K. (2017). Between Coordination and Regulation: Finding the Governance in Internet Governance. New Media & Society, 19(9), 1406–1423. DOI: 10.1177/1461444816639975

Kemp, R., Loorbach, D. (2006). Transition Management: A Reflexive Governance Approach. In J. Voss, D. Bauknecht & R. Kemp. (Eds) Reflexive Governance for Sustainable Development. Cheltenham, Edward Elgar.

Latour, B. (2010). A Collective of Humans and Nonhumans. In Technology and Values: Essential Readings. Willey-Blackwell.

Lawless, J.S. (2010). Reflexive Governance: Redefining the Public Interest in a Pluralistic World. Hart Publishing.

Smith, A., Stirling, A. (2007). Moving Outside or Inside? Objectification and Reflexivity in the Governance of Socio-Technical Systems. Journal of Environmental Policy&Planning, 9(3–4), 351–373, DOI: 10.1080/15239080701622873

Smith, A., Stirling, A. & Berkhout, F. (2005). The Governance of Sustainable Socio-Technical Transitions. Research Policy, 1491–1510. DOI: 10.1016/j.respol.2005.07.005

Smith, A., Stirling, A. (2008). Social–Ecological Resilience and Socio-Technical Transitions: Critical Issues for Sustainability Governance. Brighton: STEPS Centre.

Torgerson, D. (2007). Policy Discourse as Dialogue: Emergent Publics and the Reflexive Turn. Critical Policy Studies, 1, 1–17, DOI: 10.1080/19460171.2007.9518506

Tropinova, E. (2020). Institutionalization of Digital Public Administration Design: The Reflexive Potential of Agents of Change. Journal of Economic Regulation, 11, 78–86.

Статистика скачивания

Нет статистики