Проектный подход в государственной молодежной политике РФ: институциональные практики и потенциал развития | Южно-российский журнал социальных наук
Проектный подход в государственной молодежной политике РФ: институциональные практики и потенциал развития
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-23-1-26-47
https://doi.org/10.31429/26190567-23-1-26-47

Как цитировать

Мирошниченко И.В., Шпиро Л.А., Федоренко К.А. Проектный подход в государственной молодежной политике РФ: институциональные практики и потенциал развития // Южно-российский журнал социальных наук. 2022. Т. 23, №1. С. 26-47. DOI: 10.31429/26190567-23-1-26-47
Дата поступления 2022-02-12
Дата принятия 2022-03-10
Дата публикации 2022-07-30

Copyright (c) 2022 Инна Валерьевна Мирошниченко, Лаура Артуровна Шпиро, Константин Альбертович Федоренко

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье осмыслено социальное противоречие между реализуемыми субъектами государственной молодежной политики проектных методов работы и достигаемыми ими результатами. Авторы представили результаты исследования институциональных практик реализации федеральных и региональных проектов в РФ в период 2018–2022 гг. В качестве аналитического инструментария для эмпирического исследования выявления соответствия институциональных практик проектной деятельности приоритетным целям государственной молодежной политики РФ авторами была разработана критериальная матрица. Она основана на «пяти переходах» молодежи и триедином комплексе институциональных мер, нацеленных на оказание содействия молодежи в раскрытии ее потенциала и актуализации гражданской позиции молодежи через расширение возможностей, формирование способностей и предоставление «повторного шанса». По результатам эмпирического исследования авторами был зафиксирован дефицит проектных инициатив в содержательном поле жизненного перехода молодежи «создание семьи» и институциональных практик по формированию способностей молодежи принимать правильные решения на всех жизненных переходах. Формирование способностей у молодежи предполагает не только развитие компетенций, но и создание субъектами публичного управления адекватного информационного контекста и адресного контента для обозначения основных альтернатив возможных решений и ресурсов для их принятия. Авторы приходят к выводам, что внедрение проектного подхода в практику государственной молодежной политики на системном уровне способствует качественному изменению системы целеполагания с ориентацией на достижение конкретных результатов по ключевым направлениям, расширению механизмов межсекторного взаимодействия и интеграции ресурсов различных субъектов публичного управления при реализации проектных задач. Использование институциональной матрицы пяти переходов и комплексных мер при проектировании содержания федеральных и региональных проектов позволит переформатировать в российской модели молодежной политики ролевые и статусные позиции молодежи от объекта воздействия к ее субъектной позиции.

Ключевые слова

проектный подход в государственной молодежной политике, национальные проекты РФ, "пять переходов" молодежи, политика расширения возможностей, развития способностей и предоставление "повторного шанса" молодежи

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках государственного задания FZEN-2020-0022.

Библиографические ссылки

  1. ­31 tysyacha proyektov: zavershilsya priyem zayavok na Mezhdunarodnuyu Premiyu #MYVMESTE-2022 [31,000 Projects: Applications are Now Closed for the International Prize #We are Together-2022] (2022). Vedomosti [Vedomosti]. Retrieved from https://www.vedomosti.ru/press_releases/2022/06/29/31-tisyacha-proektov-zavershilsya-priem-zayavok-na-mezhdunarodnuyu-premiyu-mivmeste-2022
  2. Bezerra, E., Amorim, B., Melo, F. (2021). Barriers to Maturity in Project Management in the Public Sector: A Systematic Literature Review. Research, Society and Development, 10(10). DOI: 10.33448/rsd-v10i10.19223
  3. Borisov, N. S. (2020). Primeneniye metodov proyektnogo upravleniya v agropromyshlennom komplekse RF [Application of Project Management Methods in the Agro-Industrial Complex of the Russian Federation]. Finansovyye rynki i banki [Financial Markets and Banks], 5, 80–82.
  4. Brunet, M. (2019). Governance-as-Practice for Major Public Infrastructure Projects: A Case of Multilevel Project Governing. International Journal of Project Management, 37, 283–297. DOI: 10.1016/j.ijproman.2018.02.007
  5. Doklad o mirovom razvitii 2007: Razvitiye i novoye pokoleniye [World Development Report 2007: Development and the Next Generation]. (2007). Moskva: Ves’ Mir.15–17.
  6. Dolata, M. (2019) Key Success Factors in Project Management from the Perspective of Organisation’s Project Maturity — Research Results. Problemy ZarzÈdzania — Management Issues, 17(82), 218–232. DOI: 10.7172/1644-9584.82.12
  7. Federal’nyy zakon ot 30 dekabrya 2020 g. № 489-FZ “O molodezhnoy politike v Rossiyskoy Federatsii” [Federal Law of December 30, 2020 No. 489-FZ “On Youth Policy in the Russian Federation”]. Retrieved from https://docs.cntd.ru/document/573248507
  8. Filatova, M. V., Stukalo, O. G., Lebedeva, L. V., Tsukanova, K. A. & Dzakhmisheva, I. Sh. (2020). Proyektnoye upravleniye v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Project Management in the Digital Economy]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologiy [Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies], 82(4), 335–339. DOI: 10.20914/2310–1202–2020–4–335–339.
  9. Gavrilenko, I. G., Isayeva, N. V., Vorontsov, R. V. (2021). Proyektnoye upravleniye territorial’nym razvitiyem malogo biznesa [Project Management of Territorial Development of Small Businesses]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovaniye, ekonomika. Seriya: Ekonomika [Project Management of Territorial Development of Small Businesses], 3(37), 123–132. DOI: 10.17122/2541-8904-2021-3-37-123-132
  10. Gorod, A., Hallo, L., Nguyen, T. (2018). A Systemic Approach to Complex Project Management: Integration of Command-and-Control and Network Governance. Systems Research and Behavioral Science, 35(6), 811–837. DOI: 10.1002/sres.2520
  11. Ivanova, S. V., Pastukhova, L. S. (2018). Vozmozhnosti ispol’zovaniya proyektnogo metoda v obrazovanii i rabote s molodezh’yu na sovremennom etape [The Possibilities of Using the Project Method in Education and Work with Young People at the Present Time]. Obrazovaniye i nauka [Education and Science Journal], 6, 29–49. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-6-29-49
  12. Katayeva, T. M., Kruk, M. G. (2016). Sotsial’noye proyektirovaniye v molodezhnoy politike RF: osobennosti, problemy i napravleniya realizatsii [Social Designing in the Youth Policy of the Russian Federation: Features, Problems and Directions of Realization]. Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i ekonomiki [Bulletin of the Institute of Information Technology], 2(24), 95–97.
  13. Khan, A., Waris, M., Ismail, I., Sajid, MR., Ullah, M., Usman, F. (2019). Deficiencies in Project Governance: An Analysis of Infrastructure Development Program. Administrative Sciences, 9(1). DOI: 10.3390/admsci9010009
  14. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020) [Constitution of the Russian Federation (Adopted by Popular Vote on 12 December 1993 with Amendments Approved by all-Russian Voting on 1 July 2020)]. Retrieved from http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  15. Kuznetsova, L. V. (2016). Sotsial’no-proyektnaya deyatel’nost’ v sfere gosudarstvennoy obrazovatel’noy politiki v Rossiyskoy Federatsii [Social and Design Activity in the Sphere of the State Educational Policy in the Russian Federation]. Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal’nogo upravleniya [Journal of Public and Municipal Administration], 1, 49–52. DOI: 10.12737/18848
  16. Leonova, O. V. (2020). Otrasli gosudarstvennoy politiki v Rossiyskoy Federatsii: prioritety modernizatsii v usloviyakh prinyatiya konstitutsionnykh popravok 2020 g. [State Policy Branches in the Russian Federation and its Modernization Priorities Under the Context of the Constitution Amendments in 2020]. Vlast’ [Vlast’], 28(5), 58–65. DOI: 10.31171/vlast.v28i5.7571
  17. Miroshnichenko, I., Tereshina, M., Shpiro, L. (2021) Project Management in State Authorities of Subjects of the Russian Federation: Development Factors and Resources. In 62nd international scientific online conference on Economics and Entrepreneurship SCEE’2021 Proceedings, 39–48. DOI: 10.7250/scee.2021.0005
  18. Miroshnichenko, I. V., Shpiro, L. A. (2019). Proyektnoye upravleniye v gosudarstvennom sektore: zarubezhnyy opyt i rossiyskaya praktika [Project Management in the Public Sector: Foreign Experience and Russian Practice]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sotsiologiya. Politologiya. Mezhdunarodnyye otnosheniya [Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations], 3(3), 360–368. DOI: 10.35634/2587-9030-2019-3-3-360-368.
  19. Molodezh’ i molodezhnaya politika [Youth and Youth Policy] (2022). VTSIOM [WCIOM]. Retrieved from https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/presentations/2022/2022–02–15_Molodezh_i_molodezhnaja_politika_gd_2022.pdf
  20. Morozova E. V., Miroshnichenko, I. V., Shpiro, L. А. (2021). Tsifrovaya inklyuziya kak faktor politicheskoy sotsializatsii starsheklassnikov [Digital Inclusion as a Factor of Political Socialization of High School Students]. Sotsial’nyye i gumanitarnyye znaniya [Social’nye i Gumanitarnye Znania], 7(4), 378–391. DOI: 10.18255/2412-6519-2021-4-378-391
  21. Narkhov, D. Yu., Narkhova, Ye. N. (2021). Sotsial’nyye proyekty v sfere fizicheskoy kul’tury kak sposob realizatsii gosudarstvennoy molodezhnoy politiki [Social Projects in Physical Education and Sports for State Youth Policy Implementation]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Teoriya i Pracktika Fizicheskoy Kultury], 1, 44–46.
  22. Noskova, N. A. (2018). Analiz praktik proyektnogo menedzhmenta v sfere kul’tury [The Project Management Practices Analysis in the Field of Culture]. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal [St. Petersburg Economic Journal], 4, 50–56. DOI: 10.25631/PEJ.2018.4.6
  23. Obucheniye grazhdan v ramkakh federal’nogo proyekta “Sodeystviye zanyatosti” natsional’nogo proyekta “Demografiya” [Training of citizens within the framework of the federal project “Promotion of Employment” of the national project “Demography”] (2022). Ofitsial’nyy sayt Federal’noy sluzhby po trudu i zanyatosti RF [Official Website of the Federal Labor and Employment Agency of the Russian Federation]. Retrieved from https://trudvsem.ru/information-pages/support-employment/
  24. Ofitsial’nyy sayt Assotsiatsii studencheskikh patrioticheskikh klubov “YA gorzhus’” [Official Website of the Association of Student Patriotic Clubs “I’m proud”] (2022). Retrieved from https://xn----ftbj5akhn7eta.xn--p1ai/
  25. Opublikovali itogi 1 sezona konkursa Rosmolodezh’.Granty dlya fizicheskikh lits [The Results of the 1st Season of the Rosmolodezh Competition. Grants for Individuals] (2022). Telegram-kanal rukovoditelya Federal’nogo agentstva po delam molodezhi (Rosmolodezh’) K. Razuvayevoy [Telegram Channel of the head of the Federal Agency for Youth Affairs (Rosmolodezh) K. Razuvaeva]. Retrieved from https://t.me/kseniarazuvaeva/185
  26. Osmanova, M. A. (2022). Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: proyektnyy podkhod [State Youth Policy: Project Approach]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economy and Business: Theory and Practice], 2(84), 140–143. DOI: 10.24412/2411-0450-2022-284-140-143
  27. Pastukhova, L. S. (2018). Formirovaniye grazhdanskoy identichnosti molodezhi sredstvami sotsial’no-proyektnoy deyatel’nosti: regional’naya model’ [Formation of Civil Identity of Youth Through Means of Social and Project Activity: Regional Model]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and Foreign Pedagogy], 3(51), 8–28.
  28. Pevnaya, M. V., Minchenko, D. V., Chusovitin, N. A. (2021). Sotsial’nyye gorodskiye proyekty: upravlencheskiye kharakteristiki i vidy molodezhnogo uchastiya [Social Urban Projects: Management Characteristics and Types of Youth Participation]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial’nyye nauki [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences], 3 (63), 79–87. DOI: 10.52452/18115942_2021_3_79
  29. Platforma Dobro.ru [Dobro.ru platform] (2022). Retrieved from https://dobro.ru/
  30. Podyachev, K. V., Khaliy, I. A. (2020). Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v sovremennoy Rossii: kontseptsiya i realii [The State Youth Policy in Contemporary Russia: Concept and Realities]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya [RUDN Journal of Sociology], 20 (2), 263–276. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-263-276
  31. Poslaniye Prezidenta Federal’nomu sobraniyu [President’s Address to the Federal Assembly] (2021). Retrieved from http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/65418
  32. Postanovleniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii № 1288 ot 31.10.2018 g. “Ob organizatsii proyektnoy deyatel’nosti v Pravitel’stve Rossiyskoy Federatsii” [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1288 of 31.10.2018. “On the Organization of Project Activities in the Government of the Russian Federation”]. Retrieved from https://docs.cntd.ru/document/551541664
  33. Prodolzhayetsya registratsiya na uchastiye v Natsional’noy premii “Patriot — 2021” [Registration for the National Award “Patriot — 2021”] (2021). Ofitsial’nyy sayt Rossiyskogo tsentra grazhdanskogo i patrioticheskogo vospitaniya detey i molodezhi [Official Site of the Russian Center for Civil and Patriotic Education of Children and Youth]. Retrieved from https://rospatriotcentr.ru/news/3732/
  34. Protokol zasedaniya Ekspertnoy komissii Vserossiyskogo konkursa luchshikh regional’nykh praktik podderzhki volonterstva “Region dobrykh del” 2022 goda [Minutes of the meeting of the Expert Commission of the All-Russian Contest of the Best Regional Practices of Supporting Volunteering “Region of Good Deeds” 2022] (2022). Ofitsial’nyy sayt Rossiyskogo tsentra grazhdanskogo i patrioticheskogo vospitaniya detey i molodezhi [Official site of the Russian Center for Civil and Patriotic Education of Children and Youth]. Retrieved from https://rospatriotcentr.ru/upload/iblock/daf/daf1edc04256745debbfb5a412599ca3.pdf
  35. Savović, S., Petrović, D. (2021) Key Factors of Successful Preparation and Implementation of Projects: Empirical Evidence from Local Self-Governments in the Republic of Serbia. Društvene & humanističke nauke, 4(1), 29–40. DOI: 10.5937/NPDUNP2101029S
  36. Sbornik luchshikh praktik po itogam Mezhdunarodnoy Premii #MYVMESTE 2021 goda [Collection of Best Practices Based on the Results of the International Award #MYVTOGETHER 2021] (2021). Retrieved from https://edu.dobro.ru/upload/uf/fdb/fdb94486d14c3af1c31fc6556e5927a2.pdf
  37. Smirnova, D. O., Chuykov, O. Ye., Abramov, A. P. (2020). Natsional’nyye proyekty kak instrument gosudarstvennoy sotsial’noy politiki v Rossiyskoy Federatsii [National Projects as a Tool of State Social Policy in The Russian Federation]. Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment [Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics, Sociology and Management], 10(2), 165–174.
  38. Sokolenko, V. V., Chabrova, D. V., Koptenok, Ye. L. (2020). Proyektno-oriyentirovannoye upravleniye ekologicheskim predprinimatel’stvom v regionakh [Project-Oriented Management of Environmental Entrepreneurship in the Regions]. Vestnik universiteta [Vestnik Universiteta], 1, 84–91. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-1-84-91
  39. Solnyshkina, M. G., Novikova, Yu. S. (2018). Molodezhnoye sotsial’noye proyektirovaniye na regional’nom urovne (na primere Moskovskoy oblasti) [Youth Social Planning at the Regional Level (Exemplified by the Moscow Region)]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye [Knowledge. Understanding. Skill], 1, 38–46. DOI: 10.17805/zpu.2018.1.3
  40. Stroyeva, G. N. (2022). Dostupnost’ zhil’ya v KHabarovskom kraye v usloviyakh realizatsii natsional’nogo proyekta “Zhil’ye i gorodskaya sreda” [Housing Affordability in the Khabarovsk Territory in the Context of Implementation of the National Project “Housing and Urban Environment”]. Vlast’ i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and Administration in the East of Russia], 1(98), 47–59. DOI: 10.22394/1818-4049-2022-98-1-47-59
  41. Ukaz Prezidenta RF № 474 ot 21.07.2020 g. “O natsional’nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda” [Presidential Decree No. 474 of 21.07.2020. “On the National Development Goals of the Russian Federation for the Period up to 2030”]. Retrieved from http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012
  42. V Krasnodarskom kraye startoval masshtabnyy proyekt “Voronka innovatsionnykh startapov” [A Large-scale Project “Funnel of Innovative Start-ups” (2022) was Launched in Krasnodar Region] (2022). Ofitsial’nyy sayt Departamenta organizatsii proyektnoy deyatel’nosti administratsii Krasnodarskogo kraya [Official Site of the Department for the Organization of Project Activities of the Administration of the Krasnodar Territory]. Retrieved from https://dopd.krasnodar.ru/news/common/s/common/e/211026
  43. Vserossiyskiy konkurs “Flagmany obrazovaniya. Studenty” [All-Russian Competition “Flagships of Education. Students”] (2022). Retrieved from https://studtrek.rsv.ru/
  44. Yakimova, M. N. (2016). Proyektnoye upravleniye v strukture instrumentariya gosudarstvennoy politiki [Project Management in Public Policy’s Toolkit Structure]. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Politologiya [Bulletin of Perm University. Political Science], 3, 50–66.
  45. Yerlygina, Ye. G., Vasil’yeva, A. D. (2021). Primeneniye proyektnogo upravleniya v agropromyshlennom komplekse [Application of Project Management in the Agro-Industrial Complex]. Byulleten’ nauki i praktiki [Bulletin of Science and Practice], 7(10), 139–144. DOI: 10.33619/2414-2948/71/17
  46. Zubok, Yu. A. (2020). Molodezh’: zhiznennyye strategii v novoy real’nosti [Youth: Life Strategies in a New Reality]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial’nyye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes], 3, 4–12. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1688
  47. Žurga, G. (2018) Project Management in Public Administration. TPM — Total Project Management Maturity Model. The Case of Slovenian Public Administration. Transylvanian Review of Administrative Sciences, 14(53), 144–159. DOI: 10.24193/tras.53E.9