Аннотация
Статья обобщает эмпирические данные, полученные П. Н. Колотинским в 1913–1926 гг. методом анкетирования выпускников в Екатеринодарской гимназии и краснодарской советской трудовой школе, а также анкетирования авторами выпускников краснодарских школ в 1997, 2006, 2014 и 2020 гг. Предметом исследования являлись жизненные ценности и идеалы старшеклассников, при этом важный блок вопросов касался отношения к школе, любимых предметов и выбора будущей профессии. Несмотря на сохранение значительной части вопросов, сама процедура анкетирования менялась, численность и гендерный состав респондентов отличались значительно, при этом социально-политический контекст опросов имеет общие черты, все исследования проводились на изломе исторического времени, в периоды социальных трансформаций. Авторы преследовали следующие научные задачи: определить динамику отношения к школе и понимания ее социальной роли, выявить изменения в восприятии профессий и предпочтениях школьных предметов, оценить восприятие опыта дистанционного обучения в период пандемии коронавирусной инфекции. Методика исследования включала анкетирование, в 2020 г. его результаты были верифицированы на четырех экспертных сессиях. Школа продолжает оставаться одним из основных социальных институтов, обеспечивающих преемственность развития общества и социализацию поколений. В периоды социально-политических трансформаций происходит повышение социальной роли школы, которая выступает в качестве важного механизма, позволяющего власти влиять на процесс формирования ценностей и мировоззрения подрастающего населения. Позитивное восприятие школы на протяжении всего рассматриваемого периода утрачивает эмоциональную насыщенность, преобладает нейтрально-прагматичное восприятие школы как необходимого этапа для продолжения образования. Профессиональная ориентация старшеклассников формируется под влиянием комплекса факторов (изменение отраслевой структуры экономики, социально-политическая обстановка, существующие социальные стереотипы, материальное благополучие семьи и др.), а также запросов общества, сформулированных, в частности, в контрольных цифрах приема на бюджетные места. Опыт перехода на онлайн-формат обучения воспринимается старшеклассниками как неоднозначный и противоречивый, а ситуация дистанционного образования усугубила цифровое неравенство в имущественном и поколенческом измерениях.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-33041 «Жизненные ценности и гражданская идентичность старшеклассников».
Библиографические ссылки
Абдрахманова, Г.И., Вишневский, К.О., Гохберг, Л.М. и др. (ред.) (2020). Цифровая экономика: 2020: краткий статистический сборник. Москва: НИУ ВШЭ.
Агранович, М.Л. (2020). Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Режим доступа https://firo.ranepa.ru/novosti/105‑monitoring-obrazovaniya-na-karantine/789‑agranovich-ekspertiza
Андреева, А.Д. (2021). Отношение к учению в разные периоды развития российского школьного образования. Культурно-историческая психология, 17(1): 84–92. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170112
Арутюнян, Ю.В. (2009). Россияне: проблемы формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносоциологии. Общественные науки и современность, 4, 91–97.
Бородина, С.Н. (2010). Школа как институт политической социализации. Краснодар: Кубанский государственный университет.
Браун, Ф. (1992). Социальные изменения и образование в России. В М.М. Малышева (ред.) Молодежь России на рубеже 90‑х. Кн. 2 (с. 154). Москва: РАН, Институт социологии.
Всероссийский опрос педагогов (2020). Аналитический центр НАФИ. Режим доступа https://nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-ne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi/
Вяземский, Е.Е. (2013). Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исторического образования. Проблемы современного образования, 3, 5–26.
Дмитриев, А.Н. (ред.) (2012). Расписание перемен. Очерки истории образовательной и научной политики в Российской Империи — СССР (конец 1880‑х‑1930‑е годы). Москва: Редакция журнала «Новое литературное обозрение».
Днепров, Э.Д. (1998). Современная школьная реформа в России. Москва: Наука.
Закон об образовании. (1992). Москва: МП «Новая школа».
Зенков, А.Р. (2020). Образование в условиях пандемии: возможности и ограничения цифрового обучения. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 3, 51–64. DOI: 10.20542/afij‑2020-3-51-64
Исследование выявило отношение россиян к школьному онлайн-образованию. (2020, 11 Августа). РИА Новости. Режим доступа https://ria.ru/20200811/1575617203.html
Колотинский, П.Н. (1929). Опыт длительного изучения мировоззрения учащихся выпускных классов. Труды Кубанского педагогического института, 2–3, 89–158.
Лоскутова, И.М., Панич, Н.А., Юдина, Е.Н. (2021). Социальные аспекты дистанционного обучения в период пандемии COVID‑19. Теория и практика общественного развития, 3(157), 30–34.
Мкртчян, Н.В., Флоринская, Ю.Ф. (2020). Почему люди уезжают из одних регионов и приезжают в другие: мотивы межрегиональной миграции в России. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 5, 130–153. Режим доступа https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.1619
Морозова, Е.В. (2006). Жизненные идеалы и представления выпускников школ о политике: взгляд через столетие. Человек. Сообщество. Управление, 4, 124–138.
Морозова, Е.В., Самаркина, И.В. (2007). Выпускники о школе и о себе: назад в будущее. В В.П. Бедерханова (ред.) В поисках гуманистической реальности: Сб. науч. тр. (сс.137–157). Краснодар: Кубанский государственный университет.
Назаров В.Л., Жердев Д.В., Авербух Н.В. (2021). Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса. Образование и наука, 23(1), 156–201. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-156-201
Население Краснодара. (2021). Статистика и показатели. Региональные и федеральные. Режим доступа https://rosinfostat.ru/naselenie-krasnodara
Пинская, М. Косарецкий, С., Пономарева, А., Брун, И. (2015). Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS2013). Москва: Изд. дом ВШЭ.
Разумова, Т.О., Садовая, Е.С., Чубарова, Т.В. (2020). Новый социальный ландшафт эпохи цифровизации: уроки пандемии. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 3, 24–34.
Рожков, А.Ю. (2005). Изучение читательских интересов кубанских школьников 1910–20‑х годов: опыт П.Н. Колотинского. Книжное дело на Северном Кавказу история и современность, 3, 266–267.
Рожков, А.Ю. (2011). У истоков Кубанского пединститута: Петр Николаевич Колотинский. Голос минувшего, 1–4, 30–37.
Сапрыкина, Д.И., Волохович, А.А. (2020). Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей. Москва: НИУ ВШЭ.
Селезнева, А.В. (2014). Роль образовательных организаций в становлении гражданского и национального самосознания школьников. Ценности и смыслы, 1, 33–46.
Ситаров, В.А. (2019). История образования в России: постсоветское время. Знание. Понимание. Умение, 2: 201–216. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.19
Статистико-аналитический отчет о результатах единого государственного экзамена в 2020 году в Краснодарском крае (2020). Режим доступа http://iro23.ru/09_ist_stat-analitich.otchet.pdf
«У Краснодарского края хорошие конкурентные преимущества». Наталья Зубаревич о социально-экономическом развитии Кубани. (2021, 6 Апреля). Коммерсантъ. Режим доступа https://www.kommersant.ru/doc/4760976
Филоненко, Т.В. (2004). Развитие школьного образования в России в начале XX века. Вопросы истории, 9, 137–141.
Чередниченко, Г.А. (1999). Школьная реформа 90‑х годов: нововведения и социальная селекция. Социологический журнал, 1–2, 5–21.
Щукин Д.В., Некрылова О.Г. (2021). Советская власть и система народного образования в 1920‑е годы: практика экспериментов в условиях построения новой государственности. Научный диалог, 5, 462–476.
Эксперты определили самые популярные направления среди абитуриентов. (2020, 13 Июля). Поступи онлайн. Режим доступа https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/eksperty-opredelili-samye-populyarnye-napravleniya-sredi-abiturientov/
Эндрюшко, А.А. (2021). Российская идентичность и школьное образование: современный контекст. Социологическая наука и социальная практика, 9(1), 95–110. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.1.7875
Ялозина, Е.А. (2009). Социально-экономические проблемы развития отечественной школы в 1920‑е годы: государственная политика и историческая реальность. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ.
Asvial, M., Mayangsari, J., Yudistriansyah, A. (2021). Behavioral Intention of e-Learning: A Case Study of Distance Learning at a Junior High School in Indonesia due to the COVID‑19 Pandemic. International Journal of Technology, 12(1), 54–64.
Bansak, C., Srarr, M. (2021). Covid‑19 Shocks to Education Supply: How 200,000 US Households Dealt with The Sudden Shift to Distance Learning. Review of Economics of the Household, 19(1), 63–90.
Bokayev, B., Torebekova, Z., Abdykalikova, M., Davletbayeva, Z. (2021). Exposing Policy Gaps: The Experience of Kazakhstan in Implementing Distance Learning During The COVID‑19 Pandemic. Transforming Government: People, Process and Policy, 15(2), 275–290. DOI: doi.org/10.1108/TG-07-2020-0147
Crescenza, G., Fiorucci, M., Rossiello, M.C., Stillo, L. (2021). Education and the Pandemic: Distance Learning and the School-Family Relationship. Research in Education and Learning Innovation Archives-Realia, 26, 73–85.
Frolova, E.V., Rogach, O.V., Tyurikov, A.G., Razov, P.V. (2021). Online Student Education in a Pandemic: New Challenges and Risks. European Journal of Contemporary Education, 10(1), 43–52. DOI: 10.13187/ejced.2021.1.43

