Аннотация
Статья обобщает эмпирические данные, полученные П. Н. Колотинским в 1913–1926 гг. методом анкетирования выпускников в Екатеринодарской гимназии и краснодарской советской трудовой школе, а также анкетирования авторами выпускников краснодарских школ в 1997, 2006, 2014 и 2020 гг. Предметом исследования являлись жизненные ценности и идеалы старшеклассников, при этом важный блок вопросов касался отношения к школе, любимых предметов и выбора будущей профессии. Несмотря на сохранение значительной части вопросов, сама процедура анкетирования менялась, численность и гендерный состав респондентов отличались значительно, при этом социально-политический контекст опросов имеет общие черты, все исследования проводились на изломе исторического времени, в периоды социальных трансформаций. Авторы преследовали следующие научные задачи: определить динамику отношения к школе и понимания ее социальной роли, выявить изменения в восприятии профессий и предпочтениях школьных предметов, оценить восприятие опыта дистанционного обучения в период пандемии коронавирусной инфекции. Методика исследования включала анкетирование, в 2020 г. его результаты были верифицированы на четырех экспертных сессиях. Школа продолжает оставаться одним из основных социальных институтов, обеспечивающих преемственность развития общества и социализацию поколений. В периоды социально-политических трансформаций происходит повышение социальной роли школы, которая выступает в качестве важного механизма, позволяющего власти влиять на процесс формирования ценностей и мировоззрения подрастающего населения. Позитивное восприятие школы на протяжении всего рассматриваемого периода утрачивает эмоциональную насыщенность, преобладает нейтрально-прагматичное восприятие школы как необходимого этапа для продолжения образования. Профессиональная ориентация старшеклассников формируется под влиянием комплекса факторов (изменение отраслевой структуры экономики, социально-политическая обстановка, существующие социальные стереотипы, материальное благополучие семьи и др.), а также запросов общества, сформулированных, в частности, в контрольных цифрах приема на бюджетные места. Опыт перехода на онлайн-формат обучения воспринимается старшеклассниками как неоднозначный и противоречивый, а ситуация дистанционного образования усугубила цифровое неравенство в имущественном и поколенческом измерениях.
Ключевые слова
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-33041 «Жизненные ценности и гражданская идентичность старшеклассников».Библиографические ссылки
- Abdrakhmanova, G. I., Vishnevsky, K. O., Gokhberg, L. M., et al. (Eds) (2020). Tsifrovaya ekonomika: 2020: kratkiy statisticheskiy sbornik [Digital Economy: 2020: Statistical Digest]. Moskva: NIU VSHE.
- Agranovich, M. L. (2020). Organizatsiya obrazovaniya v usloviyakh pandemii. Praktika stran OESR. Rossiyskaya akademiya narodnogo khozyaystva i gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii [Organization of Education in The Context of a Pandemic. The Practice of the OECD Countries. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration]. Retrieved from https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/789-agranovich-ekspertiza
- Andreeva, A. D. (2021). Otnosheniye k ucheniyu v raznyye periody razvitiya rossiyskogo shkol’nogo obrazovaniya [Attitude Towards Studying in Different Periods of Russian School Education Development]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 17(1), 84–92. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170112
- Arutyunyan, Yu. V. (2009). Rossiyane: problemy formirovaniya natsional’no-grazhdanskoy identichnosti v svete dannykh etnosotsiologii [Russians: Problems of Formation of National-Civil Identity in The Light of the Data of Ethnosociology]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’ [Social Sciences and Modernity], 4, 91–97.
- Asvial, M., Mayangsari, J., & Yudistriansyah, A. (2021). Behavioral Intention of e-Learning: A Case Study of Distance Learning at a Junior High School in Indonesia due to the COVID-19 Pandemic. International Journal of Technology, 12(1), 54–64.
- Bansak, C. & Srarr, M. (2021). Covid-19 Shocks to Education Supply: How 200,000 US Households Dealt with The Sudden Shift to Distance Learning. Review of Economics of the Household, 19(1), 63–90.
- Bokayev, B., Torebekova, Z., Abdykalikova, M., & Davletbayeva, Z. (2021). Exposing Policy Gaps: The Experience of Kazakhstan in Implementing Distance Learning During The COVID-19 Pandemic. Transforming Government: People, Process and Policy, 15(2), 275–290. DOI: 10.1108/TG-07-2020-0147
- Borodina, S. N. (2010). Shkola kak institut politicheskoi sotsializatsii [School as an Institution of Political Socialization]. Krasnodar: Kubanskiy gosudarstvennyy universitet.
- Brown, F. (1992). Sotsial’nye izmeneniya i obrazovanie v Rossii [Social Changes and Education in Russia]. In M. M. Malysheva (Ed.) Molodezh’ Rossii na rubezhe 90-kh. Kn.2 [Youth of Russia at The Turn of The 90s. Book 2] (p. 154). Moskva: RAN, Institut sotsiologii.
- Cherednichenko, G. A. (1999). Shkol’naya reforma 90-kh godov: novovvedeniya i sotsial’naya selektsiya [School reform of the 90s: innovations and social selection]. Sotsiologicheskiy Zhurnal [Sociological Journal], 1–2, 5–21.
- Crescenza, G., Fiorucci, M., Rossiello, M. C., & Stillo, L. (2021). Education and the Pandemic: Distance Learning and the School-Family Relationship. Research in Education and Learning Innovation Archives-Realia, 26, 73–85.
- Dmitriev, A. N. (Ed.) (2012). Raspisanie peremen. Ocherki istorii obrazovatel’noy i nauchnoy politiki v Rossiyskoy Imperii — SSSR (konets 1880-kh-1930-e gody) [Schedule of changes. Essays on the History of Educational and Scientific Policy in the Russian Empire-the USSR (Late 1880s-1930s)]. Moskva: Redaktsiya zhurnala “Novoye literaturnoye obozreniye”.
- Dneprov, E. D. (1998). Sovremennaya shkol’naya reforma v Rossii [Modern School Reform in Russia]. Moskva: Nauka.
- Eksperty opredelili samye populyarnye napravleniya sredi abiturientov [Experts have Identified the Most Popular Destinations among Applicants] (2020, July 13). Postupi onlayn [Enroll Online]. Retrieved from https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/eksperty-opredelili-samye-populyarnye-napravleniya-sredi-abiturientov/
- Endryushko, A. A. (2021). Rossiyskaya identichnost’ i shkol’noe obrazovanie: sovremennyy kontekst [Russian Identity and School Education: A Modern Context]. Sotsiologicheskaya nauka i sotsial’naya praktika [Sociological Science and Social Practice], 9(1), 95–110. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.1.7875
- Filonenko, T. V. (2004). Razvitie shkol’nogo obrazovaniya v Rossii v nachale XX veka [The Development of School Education in Russia at The Beginning of The XX Century]. Voprosy istorii [Issues of History], 9, 137–141.
- Frolova, E. V., Rogach, O. V., Tyurikov, A. G., & Razov, P. V. (2021). Online Student Education in a Pandemic: New Challenges and Risks. European Journal of Contemporary Education, 10(1), 43–52. DOI: 10.13187/ejced.2021.1.43
- Issledovanie vyyavilo otnoshenie rossiyan k shkol’nomu onlayn-obrazovaniyu [The Study Revealed the Attitude of Russians to Online Schooling] (2020, August 11). RIA Novosti [RIA News]. Retrieved from https://ria.ru/20200811/1575617203.html
- Kolotinskiy, P. N. (1929). Opyt dlitel’nogo izucheniya mirovozzreniya uchashchikhsya vypusknykh klassov [Experience of a Long-Term Study of the World Outlook of Graduate Students]. Trudy Kubanskogo pedagogicheskogo instituta [Proceedings of the Kuban Pedagogical Institute], 2–3, 89–158.
- Loskutova, I. M., Panich, N. A., & Yudina, E. N. (2021). Sotsial’nye aspekty distantsionnogo obucheniya v period pandemii COVID-19 [Social Aspects of Distance Learning During The COVID-19 Pandemic]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], 3(157), 30–34.
- Mkrtchуan, N. V. & Florinskaya, Y. F. (2020). Pochemu lyudi uezzhayut iz odnikh regionov i priezzhayut v drugie: motivy mezhregional’noy migratsii v Rossii [Why Some People Leave Certain Regions in Favor of Others: Motives Behind Interregional Migration in Russia]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny [Economic Sociology and Demography]. Retrieved from https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.1619
- Morozova, E. V. & Samarkina I. V. (2007). Vypuskniki o shkole i o sebe: nazad v budushchee [Graduates About School and About Themselves: Back to The Future]. In V. P. Bederkhanova (Ed.) V poiskakh gumanisticheskoi real’nosti: Sb. nauch. tr. [In Search of Humanistic Reality: A Collection of Scientific Works] (pp. 137–157). Krasnodar: Kuban State University Publ.
- Morozova, E. V. (2006). Zhiznennye idealy i predstavleniya vypusknikov shkol o politike: vzglyad cherez stoletie [Idealities of Life and Imaginations of Politics Among High-School Alumni: Look Through the Century]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 4, 124–138.
- Naselenie Krasnodara [The Population of Krasnodar]. (2021). Statistika i pokazateli. Regional’nye i federal’nye [Statistics and indicators. Regional and Federal]. Retrieved from https://rosinfostat.ru/naselenie-krasnodara
- Nazarov, V. L., Zherdev, D. V., & Averbukh, N. V. (2021). Shokovaya tsifrovizatsiya obrazovaniya: vospriyatiye uchastnikov obrazovatel’nogo protsessa [Shock Digitalisation of Education: The Perception of Participants of the Educational Process]. Obrazovaniye i nauka [The Education and Science Journal], 23(1), 156–201. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-156-201
- Pinskaya, M. Kosaretsky, S., Ponomareva, A., & Brun, I. (2015). Rossiyskie pedagogi v zerkale mezhdunarodnogo sravnitel’nogo issledovaniya pedagogicheskogo korpusa (TALIS2013) [Russian Teachers in The Mirror of the International Comparative Study of the Pedagogical Corps (TALIS 2013)]. Moskva: NIU VSHE.
- Razumova, T. O., Sadovaya, E. S., & Chubarova, T. V. (2020). Novyy sotsial’nyy landshaft epokhi tsifrovizatsii: uroki pandemii [The New Social Landscape of the Digital Age: Lessons from The Pandemic]. Analiz i prognoz. Zhurnal IMEMO RAN [Analysis and Forecasting. IMEMO Journal], 3, 24–34.
- Rozhkov, A. Yu. (2005). Izuchenie chitatel’skikh interesov kubanskikh shkol’nikov 1910–20-kh godov: opyt P. N. Kolotinskogo [Study of the Readership Interests of Kuban Schoolchildren in the 1910s and 1920s: P. N. Kolotinsky’s experience]. Knizhnoe delo na Severnom Kavkaze istoriya i sovremennost’ [Book Business in The North Caucasus History and Modernity], 3, 266–267.
- Rozhkov, A. Yu. (2011). U istokov Kubanskogo pedinstituta: Petr Nikolaevich Kolotinskiy [Founders of the Kuban Pedagogical Institute: Petr Nikolayevich Kolotinsky]. Golos minuvshego [The Voice of the Past], 1–4, 30–37.
- Saprykina, D. I. & Volokhovich, A. A. (2020). Problemy perekhoda na distantsionnoe obuchenie v Rossiyskoy Federatsii glazami uchiteley [Problems of Transition to Distance Learning in The Russian Federation Through the Eyes of Teachers]. Moskva: NIU VSHE.
- Selezneva, A. V. (2014). Rol’ obrazovatel’nykh organizatsiy v stanovlenii grazhdanskogo i natsional’nogo samosoznaniya shkol’nikov [The Role of Educational Institutions in The Development of National and Civic Self-Consciousness of Schoolchildren]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings], 1, 33–46.
- Shchukin. D. V., Nekrylova, O. G. (2021). Sovetskaya vlast’ i sistema narodnogo obrazovaniya v 1920-e gody: praktika eksperimentov v usloviyakh postroeniya novoy gosudarstvennosti [Soviet Power and System of Public Education in 1920s: Practice of Experiments in Conditions of Building New Statehood]. Nauchnyi dialog [Scientific Dialogue], 5, 462–476.
- Sitarov, V. A. (2019). Istoriya obrazovaniya v Rossii: postsovetskoe vremya [History of Education in Russia: Post-Soviet Times]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2, 201–216. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.19
- Statistiko-analiticheskiy otchet o rezul’tatakh edinogo gosudarstvennogo ekzamena v 2020 godu v Krasnodarskom krae [Statistical and Analytical Report on the Results of the Unified State Exam in 2020 in the Krasnodar Territory] (2020). Retrieved from http://iro23.ru/09_ist_stat-analitich.otchet.pdf
- “U Krasnodarskogo kraya khoroshie konkurentnye preimushchestva”. Natal’ya Zubarevich o sotsial’no-ekonomicheskom razvitii Kubani [“The Krasnodar Territory Has Good Competitive Advantages.” Natalia Zubarevich about the Socio-Economic Development of Kuban] (2021, April 6). Kommersant. Retrieved from https://www.kommersant.ru/doc/4760976
- Vserossiyskiy opros pedagogov [All-Russian Survey of Teachers] (2020). Analiticheskiy tsentr NAFI [Analytical Center of NAFI]. Retrieved from https://nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-ne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi/
- Vyazemsky, E. E. (2013). Obrazovatel’naya politika postsovetskoy Rossii i reforma obshchego istoricheskogo obrazovaniya [The Educational Policy of Post-Soviet Russia and The Reform of General Historical Education]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of Modern Education], 3, 5–26.
- Yalozina, E. A. (2009). Sotsial’no-ekonomicheskie problemy razvitiya otechestvennoy shkoly v 1920-e gody: gosudarstvennaya politika i istoricheskaya real’nost’ [Social and Economic Problems of the Development of the National School in the 1920s: State Policy and Historical Reality]. Rostov-na-Donu: IPO PI YUFU.
- Zakon ob obrazovanii [The Law on Education]. (1992). Moskva: MP “Novaya shkola”.
- Zenkov, A. R. (2020). Obrazovanie v usloviyakh pandemii: vozmozhnosti i ogranicheniya tsifrovogo obucheniya [Education in A Pandemic: Opportunities and Limitations of Digital Learning. Analysis and Forecast]. Analiz i prognoz. Zhurnal IMEMO RAN [Analysis and Forecasting. IMEMO Journal], 3, 51–64. DOI: 10.20542/afij-2020-3-51-64.