Школа в восприятии выпускников разных поколений (Екатеринодар 1913 – Краснодар 2020) | Южно-российский журнал социальных наук
Школа в восприятии выпускников разных поколений (Екатеринодар 1913 – Краснодар 2020)
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-22-1-82-104
https://doi.org/10.31429/26190567-22-1-82-104

Как цитировать Array

Морозова Е.В., Яук Е.Р., Шпиро Л.А. Школа в восприятии выпускников разных поколений (Екатеринодар 1913 – Краснодар 2020) // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22, №1. С. 82-104. DOI: 10.31429/26190567-22-1-82-104
Дата поступления 2021-02-28
Дата принятия 2021-03-22
Дата публикации 2021-08-09

Copyright (c) 2021 Елена Васильевна Морозова, Елена Робертовна Яук, Лаура Артуровна Шпиро

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Статья обобщает эмпирические данные, полученные П. Н. Колотинским в 1913–1926 гг. методом анкетирования выпускников в Екатеринодарской гимназии и краснодарской советской трудовой школе, а также анкетирования авторами выпускников краснодарских школ в 1997, 2006, 2014 и 2020 гг. Предметом исследования являлись жизненные ценности и идеалы старшеклассников, при этом важный блок вопросов касался отношения к школе, любимых предметов и выбора будущей профессии. Несмотря на сохранение значительной части вопросов, сама процедура анкетирования менялась, численность и гендерный состав респондентов отличались значительно, при этом социально-­политический контекст опросов имеет общие черты, все исследования проводились на изломе исторического времени, в периоды социальных трансформаций. Авторы преследовали следующие научные задачи: определить динамику отношения к школе и понимания ее социальной роли, выявить изменения в восприятии профессий и предпочтениях школьных предметов, оценить восприятие опыта дистанционного обучения в период пандемии коронавирусной инфекции. Методика исследования включала анкетирование, в 2020 г. его результаты были верифицированы на четырех экспертных сессиях. Школа продолжает оставаться одним из основных социальных институтов, обеспечивающих преемственность развития общества и социализацию поколений. В периоды социально-политических трансформаций происходит повышение социальной роли школы, которая выступает в качестве важного механизма, позволяющего власти влиять на процесс формирования ценностей и мировоззрения подрастающего населения. Позитивное восприятие школы на протяжении всего рассматриваемого периода утрачивает эмоциональную насыщенность, преобладает нейтрально-­прагматичное восприятие школы как необходимого этапа для продолжения образования. Профессиональная ориентация старшеклассников формируется под влиянием комплекса факторов (изменение отраслевой структуры экономики, социально-­политическая обстановка, существующие социальные стереотипы, материальное благополучие семьи и др.), а также запросов общества, сформулированных, в частности, в контрольных цифрах приема на бюджетные места. Опыт перехода на онлайн-­формат обучения воспринимается старшеклассниками как неоднозначный и противоречивый, а ситуация дистанционного образования усугубила цифровое неравенство в имущественном и поколенческом измерениях.

Ключевые слова

П. Н. Колотинский, школа, выпускники, восприятие школы, профессиональное самоопределение, дистанционное обучение

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-33041 «Жизненные ценности и гражданская идентичность старшеклассников».

Библиографические ссылки

  1. Abdrakhmanova, G. I., Vishnevsky, K. O., Gokhberg, L. M., et al. (Eds) (2020). Tsifrovaya ekonomika: 2020: kratkiy statisticheskiy sbornik [Digital Economy: 2020: Statistical Digest]. Moskva: NIU VSHE.
  2. Agranovich, M. L. (2020). Organizatsiya obrazovaniya v usloviyakh pandemii. Praktika stran OESR. Rossiyskaya akademiya narodnogo khozyaystva i gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii [Organization of Education in The Context of a Pandemic. The Practice of the OECD Countries. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration]. Retrieved from https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/789-agranovich-ekspertiza
  3. Andreeva, A. D. (2021). Otnosheniye k ucheniyu v raznyye periody razvitiya rossiyskogo shkol’nogo obrazovaniya [Attitude Towards Studying in Different Periods of Russian School Education Development]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 17(1), 84–92. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170112
  4. Arutyunyan, Yu. V. (2009). Rossiyane: problemy formirovaniya natsional’no-grazhdanskoy identichnosti v svete dannykh etnosotsiologii [Russians: Problems of Formation of National-Civil Identity in The Light of the Data of Ethnosociology]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’ [Social Sciences and Modernity], 4, 91–97.
  5. Asvial, M., Mayangsari, J., & Yudistriansyah, A. (2021). Behavioral Intention of e-Learning: A Case Study of Distance Learning at a Junior High School in Indonesia due to the COVID-19 Pandemic. International Journal of Technology, 12(1), 54–64.
  6. Bansak, C. & Srarr, M. (2021). Covid-19 Shocks to Education Supply: How 200,000 US Households Dealt with The Sudden Shift to Distance Learning. Review of Economics of the Household, 19(1), 63–90.
  7. Bokayev, B., Torebekova, Z., Abdykalikova, M., & Davletbayeva, Z. (2021). Exposing Policy Gaps: The Experience of Kazakhstan in Implementing Distance Learning During The COVID-19 Pandemic. Transforming Government: People, Process and Policy, 15(2), 275–290. DOI: 10.1108/TG-07-2020-0147
  8. Borodina, S. N. (2010). Shkola kak institut politicheskoi sotsializatsii [School as an Institution of Political Socialization]. Krasnodar: Kubanskiy gosudarstvennyy universitet.
  9. Brown, F. (1992). Sotsial’nye izmeneniya i obrazovanie v Rossii [Social Changes and Education in Russia]. In M. M. Malysheva (Ed.) Molodezh’ Rossii na rubezhe 90-kh. Kn.2 [Youth of Russia at The Turn of The 90s. Book 2] (p. 154). Moskva: RAN, Institut sotsiologii.
  10. Cherednichenko, G. A. (1999). Shkol’naya reforma 90-kh godov: novovvedeniya i sotsial’naya selektsiya [School reform of the 90s: innovations and social selection]. Sotsiologicheskiy Zhurnal [Sociological Journal], 1–2, 5–21.
  11. Crescenza, G., Fiorucci, M., Rossiello, M. C., & Stillo, L. (2021). Education and the Pandemic: Distance Learning and the School-Family Relationship. Research in Education and Learning Innovation Archives-Realia, 26, 73–85.
  12. Dmitriev, A. N. (Ed.) (2012). Raspisanie peremen. Ocherki istorii obrazovatel’noy i nauchnoy politiki v Rossiyskoy Imperii — SSSR (konets 1880-kh-1930-e gody) [Schedule of changes. Essays on the History of Educational and Scientific Policy in the Russian Empire-the USSR (Late 1880s-1930s)]. Moskva: Redaktsiya zhurnala “Novoye literaturnoye obozreniye”.
  13. Dneprov, E. D. (1998). Sovremennaya shkol’naya reforma v Rossii [Modern School Reform in Russia]. Moskva: Nauka.
  14. Eksperty opredelili samye populyarnye napravleniya sredi abiturientov [Experts have Identified the Most Popular Destinations among Applicants] (2020, July 13). Postupi onlayn [Enroll Online]. Retrieved from https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/eksperty-opredelili-samye-populyarnye-napravleniya-sredi-abiturientov/
  15. Endryushko, A. A. (2021). Rossiyskaya identichnost’ i shkol’noe obrazovanie: sovremennyy kontekst [Russian Identity and School Education: A Modern Context]. Sotsiologicheskaya nauka i sotsial’naya praktika [Sociological Science and Social Practice], 9(1), 95–110. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.1.7875
  16. Filonenko, T. V. (2004). Razvitie shkol’nogo obrazovaniya v Rossii v nachale XX veka [The Development of School Education in Russia at The Beginning of The XX Century]. Voprosy istorii [Issues of History], 9, 137–141.
  17. Frolova, E. V., Rogach, O. V., Tyurikov, A. G., & Razov, P. V. (2021). Online Student Education in a Pandemic: New Challenges and Risks. European Journal of Contemporary Education, 10(1), 43–52. DOI: 10.13187/ejced.2021.1.43
  18. Issledovanie vyyavilo otnoshenie rossiyan k shkol’nomu onlayn-obrazovaniyu [The Study Revealed the Attitude of Russians to Online Schooling] (2020, August 11). RIA Novosti [RIA News]. Retrieved from https://ria.ru/20200811/1575617203.html
  19. Kolotinskiy, P. N. (1929). Opyt dlitel’nogo izucheniya mirovozzreniya uchashchikhsya vypusknykh klassov [Experience of a Long-Term Study of the World Outlook of Graduate Students]. Trudy Kubanskogo pedagogicheskogo instituta [Proceedings of the Kuban Pedagogical Institute], 2–3, 89–158.
  20. Loskutova, I. M., Panich, N. A., & Yudina, E. N. (2021). Sotsial’nye aspekty distantsionnogo obucheniya v period pandemii COVID-19 [Social Aspects of Distance Learning During The COVID-19 Pandemic]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], 3(157), 30–34.
  21. Mkrtchуan, N. V. & Florinskaya, Y. F. (2020). Pochemu lyudi uezzhayut iz odnikh regionov i priezzhayut v drugie: motivy mezhregional’noy migratsii v Rossii [Why Some People Leave Certain Regions in Favor of Others: Motives Behind Interregional Migration in Russia]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny [Economic Sociology and Demography]. Retrieved from https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.1619
  22. Morozova, E. V. & Samarkina I. V. (2007). Vypuskniki o shkole i o sebe: nazad v budushchee [Graduates About School and About Themselves: Back to The Future]. In V. P. Bederkhanova (Ed.) V poiskakh gumanisticheskoi real’nosti: Sb. nauch. tr. [In Search of Humanistic Reality: A Collection of Scientific Works] (pp. 137–157). Krasnodar: Kuban State University Publ.
  23. Morozova, E. V. (2006). Zhiznennye idealy i predstavleniya vypusknikov shkol o politike: vzglyad cherez stoletie [Idealities of Life and Imaginations of Politics Among High-School Alumni: Look Through the Century]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 4, 124–138.
  24. Naselenie Krasnodara [The Population of Krasnodar]. (2021). Statistika i pokazateli. Regional’nye i federal’nye [Statistics and indicators. Regional and Federal]. Retrieved from https://rosinfostat.ru/naselenie-krasnodara
  25. Nazarov, V. L., Zherdev, D. V., & Averbukh, N. V. (2021). Shokovaya tsifrovizatsiya obrazovaniya: vospriyatiye uchastnikov obrazovatel’nogo protsessa [Shock Digitalisation of Education: The Perception of Participants of the Educational Process]. Obrazovaniye i nauka [The Education and Science Journal], 23(1), 156–201. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-156-201
  26. Pinskaya, M. Kosaretsky, S., Ponomareva, A., & Brun, I. (2015). Rossiyskie pedagogi v zerkale mezhdunarodnogo sravnitel’nogo issledovaniya pedagogicheskogo korpusa (TALIS2013) [Russian Teachers in The Mirror of the International Comparative Study of the Pedagogical Corps (TALIS 2013)]. Moskva: NIU VSHE.
  27. Razumova, T. O., Sadovaya, E. S., & Chubarova, T. V. (2020). Novyy sotsial’nyy landshaft epokhi tsifrovizatsii: uroki pandemii [The New Social Landscape of the Digital Age: Lessons from The Pandemic]. Analiz i prognoz. Zhurnal IMEMO RAN [Analysis and Forecasting. IMEMO Journal], 3, 24–34.
  28. Rozhkov, A. Yu. (2005). Izuchenie chitatel’skikh interesov kubanskikh shkol’nikov 1910–20-kh godov: opyt P. N. Kolotinskogo [Study of the Readership Interests of Kuban Schoolchildren in the 1910s and 1920s: P. N. Kolotinsky’s experience]. Knizhnoe delo na Severnom Kavkaze istoriya i sovremennost’ [Book Business in The North Caucasus History and Modernity], 3, 266–267.
  29. Rozhkov, A. Yu. (2011). U istokov Kubanskogo pedinstituta: Petr Nikolaevich Kolotinskiy [Founders of the Kuban Pedagogical Institute: Petr Nikolayevich Kolotinsky]. Golos minuvshego [The Voice of the Past], 1–4, 30–37.
  30. Saprykina, D. I. & Volokhovich, A. A. (2020). Problemy perekhoda na distantsionnoe obuchenie v Rossiyskoy Federatsii glazami uchiteley [Problems of Transition to Distance Learning in The Russian Federation Through the Eyes of Teachers]. Moskva: NIU VSHE.
  31. Selezneva, A. V. (2014). Rol’ obrazovatel’nykh organizatsiy v stanovlenii grazhdanskogo i natsional’nogo samosoznaniya shkol’nikov [The Role of Educational Institutions in The Development of National and Civic Self-Consciousness of Schoolchildren]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings], 1, 33–46.
  32. Shchukin. D. V., Nekrylova, O. G. (2021). Sovetskaya vlast’ i sistema narodnogo obrazovaniya v 1920-e gody: praktika eksperimentov v usloviyakh postroeniya novoy gosudarstvennosti [Soviet Power and System of Public Education in 1920s: Practice of Experiments in Conditions of Building New Statehood]. Nauchnyi dialog [Scientific Dialogue], 5, 462–476.
  33. Sitarov, V. A. (2019). Istoriya obrazovaniya v Rossii: postsovetskoe vremya [History of Education in Russia: Post-Soviet Times]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2, 201–216. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.19
  34. Statistiko-analiticheskiy otchet o rezul’tatakh edinogo gosudarstvennogo ekzamena v 2020 godu v Krasnodarskom krae [Statistical and Analytical Report on the Results of the Unified State Exam in 2020 in the Krasnodar Territory] (2020). Retrieved from http://iro23.ru/09_ist_stat-analitich.otchet.pdf
  35. “U Krasnodarskogo kraya khoroshie konkurentnye preimushchestva”. Natal’ya Zubarevich o sotsial’no-ekonomicheskom razvitii Kubani [“The Krasnodar Territory Has Good Competitive Advantages.” Natalia Zubarevich about the Socio-Economic Development of Kuban] (2021, April 6). Kommersant. Retrieved from https://www.kommersant.ru/doc/4760976
  36. Vserossiyskiy opros pedagogov [All-Russian Survey of Teachers] (2020). Analiticheskiy tsentr NAFI [Analytical Center of NAFI]. Retrieved from https://nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-ne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi/
  37. Vyazemsky, E. E. (2013). Obrazovatel’naya politika postsovetskoy Rossii i reforma obshchego istoricheskogo obrazovaniya [The Educational Policy of Post-Soviet Russia and The Reform of General Historical Education]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of Modern Education], 3, 5–26.
  38. Yalozina, E. A. (2009). Sotsial’no-ekonomicheskie problemy razvitiya otechestvennoy shkoly v 1920-e gody: gosudarstvennaya politika i istoricheskaya real’nost’ [Social and Economic Problems of the Development of the National School in the 1920s: State Policy and Historical Reality]. Rostov-na-Donu: IPO PI YUFU.
  39. Zakon ob obrazovanii [The Law on Education]. (1992). Moskva: MP “Novaya shkola”.
  40. Zenkov, A. R. (2020). Obrazovanie v usloviyakh pandemii: vozmozhnosti i ogranicheniya tsifrovogo obucheniya [Education in A Pandemic: Opportunities and Limitations of Digital Learning. Analysis and Forecast]. Analiz i prognoz. Zhurnal IMEMO RAN [Analysis and Forecasting. IMEMO Journal], 3, 51–64. DOI: 10.20542/afij-2020-3-51-64.