Аннотация
Исследовательская статья направлена на изучение роли, которую играют символы Туркменистана в процессе конструирования национальной идентичности. Национальные символы, такие как флаги, официальные эмблемы, исторические памятники и культурные символы, служат мощными инструментами в формировании коллективной идентичности и воспитании чувства принадлежности у граждан страны. В случае Туркменистана символы играли решающую роль с момента обретения независимости в 1991 г., когда страна стремилась утвердить свою уникальную идентичность в быстро меняющемся социально-политическом ландшафте. Путем анализа исторических и современных символов в статье описано, как символы Туркменистана способствовали созданию сплоченной национальной идентичности. В статье анализируются национальные символы разных уровней — от государственной символики до традиционной национальной символики, государственных мероприятий и пропаганды — для выяснения способов легитимации режима и усиления контроля над обществом. Рассматривая взаимосвязь между символикой и политической властью в Туркменистане, автор указывает на прямую зависимость используемого символического инструментария от политической фигуры лидера Туркменистана в постсоветский период, так как Туркменистан стремится утвердить свою уникальность в меняющемся политическом и социальном контексте. Анализируемые в статье символические ресурсы направлены на демонстрацию культурной и национальной консолидации населения во внешнеполитической репрезентации. Используемые символические ресурсы также способствуют внутриполитическому процессу легитимации режима и укрепления контроля над титульной нацией государства. Исследование сочетает в себе исторические исследования, культурный анализ и выводы на основе теории символической политики Мюррея Эдельмана.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00301 «Процесс конструирования новых идентичностей в Каспийском макрорегионе в контексте социетальной безопасности».
Библиографические ссылки
В туркменских школах отменили экзамен по «Рухнаме» (2011). CA Viral News. Режим доступа https://www.trud.ru/article/26–04–2011/262235_v_turkmenskix_shkolax_otmenili_ekzamen_po_ruxname/print/
Геральдическая энциклопедия. Флаг Туркмении. (2014). Геральдическая энциклопедия Флагшток. Режим доступа https://f-gl.ru/флаги-стран-мира/флаг-азии/флаг-туркмении
Гербы Туркменской ССР. (2014). Геральдическая энциклопедия Флагшток. Режим доступа http://www.heraldicum.ru/turkmen/index.htm
Горак, С. (2007). Портрет Туркменбаши как мифологическая основа его режима. Вестник Евразии, 2, 139–165.
За Бердымухамедовым закрепят титул “Аркадаг” (2011). Lenta.ru. Режим доступа https://lenta.ru/news/2011/08/31/arkadag/
Кирчанов, М.В. (2009). Наша Родина независимый Туркменистан. Политический язык постсоветского Туркменистана. Воронеж: Воронежский государственный университет, 111 с.
Кононов, А.Н. (1958). Родословная туркмен. Сочинения Абу-л-Гази (хана хивинского). M.; Л.: Изд-во АН СССР. 192 с.
Месяцы года Туркменбаши назвал в честь себя, своей матери, своей книги. (2006). Новые Известия. Режим доступа https://newizv.ru/news/2006–03–22/mesyatsy-goda-turkmenbashi-nazval-v-chest-sebya-svoey-materi-svoey-knigi‑38280
Немченко, М.А. (1926). Динамика туркменского крестьянского хозяйства. Ашхабад, Туркмениздат.
Овезова, Г., Мухаммедов, Ш. (2023). Особенности творчества Махтумкули Фраги. Мировая наука, 5 (74), 342–344.
Огуз-хан. Исторические деятели Туркменистана. Режим доступа https://silkadv.com/en/content/oguz-han
Поцелуев, С.П. (2012). «Символическая политика»: к истории концепта. Символическая политика, (1), 17–53.
Президент Туркменистана в день рождения отца открыл «умный город» Аркадаг. (2023). РБК. Режим доступа https://www.rbc.ru/politics/29/06/2023/649d99c59a7947c438031d51
Рашид-ад-Дин Ф. (1987). Огуз-наме [пер. с перс.; предисл., коммент., примеч. и указатели Р.M. Шукюровой]. Баку: Элм, 128 с.
«Рухнама» Туркменбаши: прочесть трижды и попасть в рай. (2006). РИА Новости. Режим доступа https://ria.ru/20061222/57559810.html
Сарыева, М.Ш., Балышова, Н.М. (2023). Духовно-творческое наследие Фраги на стыке культур. Мировая наука, 4 (73), 182–184.
Соегов М. (2018). О женах Огуз-хана, их сыновьях и отдельно о гёк-хане. Вестник Бурятского государственного университета. Философия, 1(2), 79–83.
Таганова Н., Аманова О. (2023). 300‑летия Махтумкули Фраги. CETERIS PARIBUS, (2), 9–11.
Теперь в Туркменистане есть национальный праздник, посвященный породе собак. (2021). CA Viral News. Режим доступа https://www.caviral.com/teper-v-turkmenistane-est-naczionalnyj-prazdnik-posvyashhennyj-porode-sobak/
Туркменский президент утвердил смертельную клятву родине. (2007). Lenta.ru. Режим доступа https://lenta.ru/news/2007/03/20/vow/
Федорова, М.М. (2020). Современность. Несовременность. Анахронизм (Перекрестья истории и политики). Каспийский регион: политика, экономика, культура, 2(63), 110–119. DOI: 10.21672/1818-510X‑2020-63-2-110-119
Царева, Е.Г. (2013). Ковер как исторический источник: к истории формирования художественного облика и структуры особенностей туркменского ковра XVI — начала XX в. Вестник археологии, антропологии и этнографии, 3 (22), 165–174.
Ягшимурадова, А. (2023). Туркменский ковер — музыка туркменской души. Символ науки, 4(2), 219–220.
DeCanio, S. (2005). Murray Edelman on Symbols and Ideology in Democratic Politics. Critical Review, 17. DOI: 339-350.10.1080/08913810508443643
Edelman, M. (1988). Constructing the Political Spectacle. University of Chicago Press.
Edelman, M. (1971). Politics as Symbolic Action. Mass Arousal and Quiescence. Chicago: Markham Publishing Company.
Edelman, M. (1985). The Symbolic Uses of Politics with a new afterword. Urbana and Chicago: University of Illinois Press.
Ewick, P., Sarat, A. (2004). Hidden in Plain View: Murray Edelman in the Law and Society Tradition. Law & Social Inquiry, 29(2), 439–463. DOI: 10.1111/j.1747-4469.2004.tb00342.x
Fenster, M. (2005). Murray Edelman, polemicist of public ignorance. Critical Review, 17(3). DOI: 367-391.10.1080/08913810508443645