Символические ресурсы политического лидерства Туркменистана
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политические институты и процессы

УДК

323.22/.28(575.4)

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-24-4-71-86

Как цитировать

Холова, Л.А. (2023). Символические ресурсы политического лидерства Туркменистана. Южно-российский журнал социальных наук, 24(4), 71-86. DOI: 10.31429/26190567-24-4-71-86
Дата поступления 23 октября 2023
Дата принятия 10 декабря 2023
Дата публикации 29 декабря 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2024 Любовь Александровна Холова

Аннотация

Исследовательская статья направлена на изучение роли, которую играют символы Туркменистана в процессе конструирования национальной идентичности. Национальные символы, такие как флаги, официальные эмблемы, исторические памятники и культурные символы, служат мощными инструментами в формировании коллективной идентичности и воспитании чувства принадлежности у граждан страны. В случае Туркменистана символы играли решающую роль с момента обретения независимости в 1991 г., когда страна стремилась утвердить свою уникальную идентичность в быстро меняющемся социально-­политическом ландшафте. Путем анализа исторических и современных символов в статье описано, как символы Туркменистана способствовали созданию сплоченной национальной идентичности. В статье анализируются национальные символы разных уровней — от государственной символики до традиционной национальной символики, государственных мероприятий и пропаганды — для выяснения способов легитимации режима и усиления контроля над обществом. Рассматривая взаимосвязь между символикой и политической властью в Туркменистане, автор указывает на прямую зависимость используемого символического инструментария от политической фигуры лидера Туркменистана в постсоветский период, так как Туркменистан стремится утвердить свою уникальность в меняющемся политическом и социальном контексте. Анализируемые в статье символические ресурсы направлены на демонстрацию культурной и национальной консолидации населения во внешнеполитической репрезентации. Используемые символические ресурсы также способствуют внутриполитическому процессу легитимации режима и укрепления контроля над титульной нацией государства. Исследование сочетает в себе исторические исследования, культурный анализ и выводы на основе теории символической политики Мюррея Эдельмана.

Ключевые слова

политическое лидерство символическая политика политический язык национальная идентичность Туркменистан

Информация о финансировании

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00301 «Процесс конструирования новых идентичностей в Каспийском макрорегионе в контексте социетальной безопасности».

Библиографические ссылки

В туркменских школах отменили экзамен по «Рухнаме» (2011). CA Viral News. Режим доступа https://www.trud.ru/article/26–04–2011/262235_v_turkmenskix_shkolax_otmenili_ekzamen_po_ruxname/print/

Геральдическая энциклопедия. Флаг Туркмении. (2014). Геральдическая энциклопедия Флагшток. Режим доступа https://f-gl.ru/флаги-стран-мира/флаг-азии/флаг-туркмении

Гербы Туркменской ССР. (2014). Геральдическая энциклопедия Флагшток. Режим доступа http://www.heraldicum.ru/turkmen/index.htm

Горак, С. (2007). Портрет Туркменбаши как мифологическая основа его режима. Вестник Евразии, 2, 139–165.

За Бердымухамедовым закрепят титул “Аркадаг” (2011). Lenta.ru. Режим доступа https://lenta.ru/news/2011/08/31/arkadag/

Кирчанов, М.В. (2009). Наша Родина независимый Туркменистан. Политический язык постсоветского Туркменистана. Воронеж: Воронежский государственный университет, 111 с.

Кононов, А.Н. (1958). Родословная туркмен. Сочинения Абу-л-Гази (хана хивинского). M.; Л.: Изд-во АН СССР. 192 с.

Месяцы года Туркменбаши назвал в честь себя, своей матери, своей книги. (2006). Новые Известия. Режим доступа https://newizv.ru/news/2006–03–22/mesyatsy-goda-turkmenbashi-nazval-v-chest-sebya-svoey-materi-svoey-knigi‑38280

Немченко, М.А. (1926). Динамика туркменского крестьянского хозяйства. Ашхабад, Туркмениздат.

Овезова, Г., Мухаммедов, Ш. (2023). Особенности творчества Махтумкули Фраги. Мировая наука, 5 (74), 342–344.

Огуз-хан. Исторические деятели Туркменистана. Режим доступа https://silkadv.com/en/content/oguz-han

Поцелуев, С.П. (2012). «Символическая политика»: к истории концепта. Символическая политика, (1), 17–53.

Президент Туркменистана в день рождения отца открыл «умный город» Аркадаг. (2023). РБК. Режим доступа https://www.rbc.ru/politics/29/06/2023/649d99c59a7947c438031d51

Рашид-ад-Дин Ф. (1987). Огуз-наме [пер. с перс.; предисл., коммент., примеч. и указатели Р.M. Шукюровой]. Баку: Элм, 128 с.

«Рухнама» Туркменбаши: прочесть трижды и попасть в рай. (2006). РИА Новости. Режим доступа https://ria.ru/20061222/57559810.html

Сарыева, М.Ш., Балышова, Н.М. (2023). Духовно-творческое наследие Фраги на стыке культур. Мировая наука, 4 (73), 182–184.

Соегов М. (2018). О женах Огуз-хана, их сыновьях и отдельно о гёк-хане. Вестник Бурятского государственного университета. Философия, 1(2), 79–83.

Таганова Н., Аманова О. (2023). 300‑летия Махтумкули Фраги. CETERIS PARIBUS, (2), 9–11.

Теперь в Туркменистане есть национальный праздник, посвященный породе собак. (2021). CA Viral News. Режим доступа https://www.caviral.com/teper-v-turkmenistane-est-naczionalnyj-prazdnik-posvyashhennyj-porode-sobak/

Туркменский президент утвердил смертельную клятву родине. (2007). Lenta.ru. Режим доступа https://lenta.ru/news/2007/03/20/vow/

Федорова, М.М. (2020). Современность. Несовременность. Анахронизм (Перекрестья истории и политики). Каспийский регион: политика, экономика, культура, 2(63), 110–119. DOI: 10.21672/1818-510X‑2020-63-2-110-119

Царева, Е.Г. (2013). Ковер как исторический источник: к истории формирования художественного облика и структуры особенностей туркменского ковра XVI — начала XX в. Вестник археологии, антропологии и этнографии, 3 (22), 165–174.

Ягшимурадова, А. (2023). Туркменский ковер — музыка туркменской души. Символ науки, 4(2), 219–220.

DeCanio, S. (2005). Murray Edelman on Symbols and Ideology in Democratic Politics. Critical Review, 17. DOI: 339-350.10.1080/08913810508443643

Edelman, M. (1988). Constructing the Political Spectacle. University of Chicago Press.

Edelman, M. (1971). Politics as Symbolic Action. Mass Arousal and Quiescence. Chicago: Markham Publishing Company.

Edelman, M. (1985). The Symbolic Uses of Politics with a new afterword. Urbana and Chicago: University of Illinois Press.

Ewick, P., Sarat, A. (2004). Hidden in Plain View: Murray Edelman in the Law and Society Tradition. Law & Social Inquiry, 29(2), 439–463. DOI: 10.1111/j.1747-4469.2004.tb00342.x

Fenster, M. (2005). Murray Edelman, polemicist of public ignorance. Critical Review, 17(3). DOI: 367-391.10.1080/08913810508443645

Статистика скачивания

Нет статистики