Потенциал политического протеста молодежи российских мегаполисов через призму анализа коммуникации в Вконтакте
PDF

Рубрика

Публичная политика

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-21-4-6-23

Как цитировать

Попова, О.В. (2021). Потенциал политического протеста молодежи российских мегаполисов через призму анализа коммуникации в Вконтакте. Южно-российский журнал социальных наук, 21(4), 6-23. DOI: 10.31429/26190567-21-4-6-23
Дата поступления 15 ноября 2020
Дата принятия 15 декабря 2020
Дата публикации 22 июня 2021
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2021 Ольга Валентиновна Попова

Аннотация

В статье освещены результаты эмпирического исследования 2021 г., посвященного оценке влияния политической онлайн-­коммуникации молодежи, проживающей в российских мегаполисах, на политическое онлайн-­участие и протестные политические действия офлайн. Представляет интерес сочетание использованных методов сбора информации: онлайн-­анкетирование молодежи из российских городов-­миллионников (1700 респондентов, выборка квотная, не связанная с контролем признаков пола, возраста, уровня образования и города проживания) и анализ дискурсивных практик ориентированных на политическую тематику организационно не оформленных сообществ в ВКонтакте, в которых доминируют участники, относящиеся к молодежи мегаполисов (сетевой анализ на основе технологий Big Data). В результате проведенных исследовательских изысканий удалось выявить 17 устойчивых кластеров, активно обсуждающих политические проблемы. Каждый из кластеров в свою очередь включает от нескольких десятков до сотен групп. Максимально активны с точки зрения онлйан-­коммуникации в настоящее время представители левых взглядов, националистических ориентаций и феминистских убеждений. Вместе с тем есть несколько отдельных больших кластеров и левых, и националистически ориентированных групп, которые не коммуницируют с носителями своих взглядов. Сообщества с либеральными взглядами также представлены в ВКонтакте, их участники более интегрированы в свои группы, цепочки связей плотнее (как и у носителей феминистских настроений), чем у представителей левых взглядов. Лоялистски настроенные группы обсуждают более узкий круг проблем, чем молодежные сообщества оппозиционно-­протестного склада. Онлайн-­опрос молодежи мегаполисов показал относительно невысокие параметры реальной протестной онлайн и офлайн политической активности. Наиболее высокий потенциал протеста в настоящее время наблюдается у молодежи Санкт-­Петербурга, Екатеринбурга и Казани. Этот показатель массовых политических настроений молодежи Москвы несколько ниже за счет количественного баланса групп, различающихся по критерию «лоялизм — оппозиционность». Вместе с тем политическая активизация протестно настроенной молодежи в ближайшие несколько месяцев высоко вероятна.

Ключевые слова

молодежь мегаполис политическое поведение потенциал политического протеста несанкционированные публичные политические акции каналы политической онлайн-­мобилизации

Информация о финансировании

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31753 «Молодежь мегаполисов как социальная основа публичного протеста: предпосылки, технологии, формы, риски и эффекты политической онлайн-мобилизации».

Библиографические ссылки

Blommaert, J. (2017). Ludic Membership and Orthopractic Mobilization: On Slacktivism and All That. Tilburg Papers in Culture Studies, Paper 193. Retrieved from https://www.tilburguniversity.edu/sites/tiu/files/download/TPCS_193_Blommaert_2.pdf.

Bode, L., Vraga, E. K., Borah, P. et al. (2014). A New Space for Political Behavior: Political Social Networking and Its Democratic Consequences. Journal of Computer-Mediated Communication, 19, 414–429.

Earl, J., Maher, T., Elliott, T. (2017). Youth, Activism, and Social Movements. Sociology Compass, 11(4), 1–14.

Franz, V. A. (2020) Osobennosti rasprostraneniya protestnykh nastroyeniy v srede rossiyskoy molodezhi v usloviyakh informatsionnogo obshchestva (na primere Yekaterinburga) [Features of the Spread of Protest Sentiments among Russian Youth in the Information Society (the Case of Yekaterinburg)]. Filosofiya i gumanitarnyye nauki v informatsionnom obshchestve [Philosophy and Humanities in the Information Society], 3(29), 61–80.

Gladun, A., Klepikova, O. (2020) Absenteizm kak model’ elektoral’nogo povedeniya molodezhi [Absenteeism as a Model of Electoral Behavior of Young People]. Vybory: teoriya i praktika [Elections: Theory and Practice], 2(54), 18–22.

González-Bailón, S., Borge-Holthoefer, J., Rivero, A. et al. (2011) The Dynamics of Protest Recruitment through an Online Network. Scientific Reports, 197, 1(1–7). DOI: https://doi.org/10.1038/srep00197.

Green, S. A., Robertson, G. B. (2016) Sposobnost’ k protestu sokhranyayetsya [The Ability to Protest is Preserved]. Kontrapunkt [Counterpoint], 3, 1–16.

Grekov, I.A. (2020) Faktory i osobennosti politicheskoy aktivnosti rossiyskoy molodezhi [Factors and Peculiarities of Political Activity of Russian Youth]. In N. V. Kefner, Yu. V. Popov (Ed.) Razvitiye politicheskikh institutov i protsessov: zarubezhnyy i otechestvennyy opyt [Development of Political Institutions and Processes: Foreign and Domestic Experience] (pp. 538–545). Omsk: Publishing House of Omsk State University named after F. M. Dostoevsky.

Jost, J. T., Barbera, P., Bonneau, R. et al. (2018). How Social Media Facilitates Political Protest: Information, Motivation, and Social Networks. Advanced in Political Psychology, 39, S1, 85–118. DOI: https://doi.org/10.1111/pops.12478.

Jost, J. T., Barbera, P., Bonneau, R. et al. (2018). How Social Media Facilitates Political Protest: Information, Motivation, and Social Networks. Advanced in Political Psychology, 39, S1, 85–118. DOI: https://doi.org/10.1111/pops.12478.

Kaun, A., Uldam, J. (2017). Digital Activism — After the Hype. New Media & Society, 20, 2099–2106.

Keen, A. (2012). Digital Vertigo: How Today’s Online Social Revolution Is Dividing, Diminishing, and Disorienting Us. New York: St. Martin’s Press.

Larson, J. M., Nagler, J., Ronen, J., Tucker, J. A. (2019). Social Networks and Protest Participation: Evidence from 130 Million Twitter Users. American Journal of Political Science, 63(3), 690–705. DOI: https://doi.org/10.1111/ajps.12436.

Lievrouw, L. (2011). Alternative and Activist New Media, Polity, Cambridge. The Digital Divide: Arguments for and Against Facebook, Google, Texting, and the Age of Social Networking. New York: Tarcher.

Murphy, M. T. (2018). Youth in Front: Supporting Youth-Led Social Action. Social Education, 5, 82, 255–259.

Pyrma, R. V. (2019) Elektoral’naya aktivnost’ molodezhi v SSHA, Velikobritanii, Frantsii, Germanii i Rossii (sravnitel’noye issledovaniye) [Electoral Participation of Youth in the USA, Great Britain, France, Germany, and Russia. Comparative Study]. Politia [Politia], 4(95), 188–204. DOI: 10.30570/2078–5089–2019–95–4–188–204

Robertson, G. (2013). Protesting Putinism: The Election Protests of 2011–12 in Broader Perspective. Problems of Post-Communism, 60(2), 11–23. DOI: 10.2753/PPC1075–8216600202.

Romero, D. M., Meeder, B., Kleinberg, J. M. (2011). Differences in the Mechanics of Information Diffusion Across Topics: Idioms, Political Hashtags, and Complex Contagion on Twitter. Proceedings of the 20th International Conference on World Wide Web, WWW 2011, 695–704. New York: ACM. DOI: https://doi.org/10.1145/1963405.1963503.

Samsonova, T. N., Naumova, E. S. (2020) Rol’ SMI v politicheskoy sotsializatsii sovremennoy rossiyskoy molodezhi [The Role of the Media in the Political Socialization of Modern Russian Youth]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Moscow University Bulletin], 26(1), 166–187. DOI: 10.24290 / 1029-3736-2020-26-1-166-187.

Savenkov, R.V., Shcheglova, D. V. (2018). Teorii kollektivnogo povedeniya i mobilizatsii resursov: razvitiye kontseptsiy analiza politicheskogo protesta [Collective Behavior and Resource Mobilization Theories: Developing Concepts for Analyzing Political Protest]. Vestnik RUDN [RUDN Bulletin], 4, 555–563.

Siegel, D. A. (2009). Social Networks and Collective Action. American Journal of Political Science, 53(1), 122–138. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-5907.2008.00361.x.

Steinert-Threlkeld, Z. C. (2017). Spontaneous Collective Action: Peripheral Mobilization During the Arab Spring. American Political Science Review, 111(2), 379–403. DOI: https://doi.org/10.1017/s0003055416000769.

Steinert-Threlkeld, Z. C., Mocanu, D., Vespignani, A., Fowler, J. (2015). Online Social Networks and Offline Protest. EPJ Data Science, 4(1), 1–9. DOI: https://doi.org/10.1140/epjds/s13688–015–0056-y.

Theocharis, Y. (2015). The Conceptualization of Digitally Networked Participation. Social Media+Society, 2, 1–14.

Tsai, W.-H. S., Men, R. L. (2018). Social Messengers as the New Frontier of Organization-Public Engagement: A WeChat study. Public Relations Review, 44(3), 419–429.

Tufekci, Z., Wilson, C. (2012) Social Media and the Decision to Participate in Political Protest: Observations from Tahrir Square. Journal of Communication, 62(2), 363–379. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2012.01629.x.

Wolfsfeld, G., Yarchi, M., Samuel-Arzan, T. (2016). Political Information Repertoires and Political Participation. New Media & Society, 18, 2096–2115.

Won, D., Steinert-Threlkeld, Z. C., Joo, J. (2017). Protest Activity Detection and Perceived Violence Estimation from Social Media Images. Proceedings of the 25th ACM International Conference on Multimedia. Association for Computing Machinery, 786–794. DOI: https://doi.org/10.1145/3123266.3123282.

Xiong Cho, B. (2018). Hashtag Activism and Message Frames among Social Movement Organizations: Semantic Network Analysis and thematic Analysis of Twitter During the #MeToo movement. Public Relations Review, 45(1), 10–23.

Статистика скачивания

Нет статистики