Рефлексивное управление в контексте цифровизации: концептуализация и практическое использование
PDF
HTML

Рубрика

Политическое управление

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-22-3-6-18

Как цитировать

Тропинова, Е.А. (2022). Рефлексивное управление в контексте цифровизации: концептуализация и практическое использование. Южно-российский журнал социальных наук, 22(3), 6-18. DOI: 10.31429/26190567-22-3-6-18
Дата поступления 22 августа 2021
Дата принятия 25 сентября 2021
Дата публикации 28 марта 2022
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2022 Елена Александровна Тропинова

Аннотация

Статья посвящена исследованию потенциала рефлексивного управления в контексте цифровизации публичного сектора. Реализован теоретический анализ условий и факторов, обусловливающих рефлексивность политических агентов в процессе их взаимодействия в цифровом публичном пространстве (в том числе посредством электронных платформ). Показано, что рефлексивность как свой­ство политических агентов «отражать», познавать собственное и поведение друг друга обеспечивается тремя взаимосвязанными процессами: интроспекцией, делиберацией и самоорганизацией, которые создают предпосылки для «управления изнутри», когда сложная социотехническая система и ее агенты становятся внутренними элементами организации, осуществляют ее интерпретацию и совместно, посредством рефлексивной координации, обеспечивают соуправление и контроль снизу. Логика рефлексивного управления описывается в статье с позиций исследований цикла разработки политики и управляемости, отражая значимую тенденцию смены парадигмы публичного управления и модели координации — от традиционной, основанной на руководстве, к рефлексивной координации, предусматривающей совместную деятельность государственных и негосударственных агентов по актуализации и деинституционализации норм, регламентирующих управляемую систему в условиях изменения ожиданий акторов или общественно-­политического контекста. На основе методологии переходного управления и процессного анализа проанализированы практические импликации рефлексивного управления в Центрах управления регионом. Сделан вывод о первичности и надфункциональности ценностей, поддерживаемых алгоритмами рефлексивного управления на платформах обратной связи (ПОС). На современном этапе они связаны с оптимизацией и эффективностью государственного управления и сервисными ориентациями исполнительной власти (концепция «сервисного государства 2.0», реализуемая цифровым правительством). Кроме того, рефлексивное управление на ПОС имеет предикативный и упреждающий потенциал, поскольку цель состоит не только в том, чтобы выявить проблему, но и изменить правила и не допустить ее возникновения в будущем. Упреждающий потенциал ПОС реализуется, как показало исследование, на основе уполномочивания и многоканального доступа граждан к публичной делиберации. Наконец, сочетание полицентрической и иерархической координации в ЦУРах обеспечивает сохранение управленческой автономии региональных администраций, но в то же время выводит контроль и общую координацию правил и регламентов работы с «инцидентами» на федеральный уровень с целью обеспечения единых национальных стандартов реагирования на проблемы.

Ключевые слова

рефлексивность рефлексивное управление цифровизация центры управления регионом платформы обратной связи

Информация о финансировании

Исследование выполнено при поддержке РНФ, грант 19-18-00210 «Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости».

Библиографические ссылки

Alekseeva, T. A. (2001). Spravedlivost’ kak politicheskaya kontseptsiya: Ocherk sovremennykh zapadnykh diskussiy [Justice as a Political Concept: An Essay of Modern Western Discussions]. M.: Moskovskiy obshchestvennyy nauchnyy fond.

Bol’shakova, Y. M. (2021) Voprosy tsifrovizatsii v kontekste sovremennogo etapa evolyutsii publichnogo upravleniya [Issues of Digitalization in the Context of the Current Stage of the Evolution of Public Administration]. Vlast’ [Power], 4, 43–48.

Boltanski, L., Thevenot, L. (1999). The Sociology of Critical Capacity. European Journal of Social Theory, 3, 359–377.

Dryzek, J. S. (1990). Discursive Democracy: Politics, Policy, and Political Science. Cambridge: Cambridge University Press.

Dryzek, J. S. (2013). The deliberative democrat’s Idea of Justice. European Journal of Political Theory, 12(4), 329–346. DOI: 10.1177/1474885112466784

Dryzek, John S., Berejikian, J. (1993). Reconstructive Democratic Theory. American Political Science Review, 87(1), 48–60.

Feindt, P., Weiland, S. (2018). Reflexive Governance: Exploring the Concept and Assessing its Critical Potential for Sustainable Development. Introduction to the Special Issue. Journal of Environmental Policy & Planning, 20(6), 661–674, DOI: 10.1080/1523908X.2018.1532562

Gulledge, T., Sommer, R. (2002). Business Process Management: Public Sector Implications. Business Process Management Journal, 8, 364–376. DOI: 10.1108/14637150210435017

Hofmann, J., Katzenbach, C., Gollatz, K. (2017). Between Coordination and Regulation: Finding the Governance in Internet Governance. New Media & Society, 19(9), 1406–1423. DOI: 10.1177/1461444816639975

Kanarsh, G. Y. (2011). Sotsial’naya spravedlivost’: filosofskiye kontseptsii i rossiyskaya situatsiya [Social Justice: Philosophical Concepts and the Russian Situation]. M.: Izdatel’stvo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta.

Kemp, R., Loorbach, D. (2006). Transition Management: A Reflexive Governance Approach. In J. Voss, D. Bauknecht & R. Kemp. (Eds) Reflexive Governance for Sustainable Development. Cheltenham, Edward Elgar.

Latour, B. (2010). A Collective of Humans and Nonhumans. In Technology and Values: Essential Readings. Willey-Blackwell.

Lawless, J. S. (2010). Reflexive Governance: Redefining the Public Interest in a Pluralistic World. Hart Publishing.

Lefevr, V. A. (1967). Konfliktuyushchie struktury [Conflicting Structures]. M.: Vysshaya shkola.

Postanovleniya Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 16 noyabrya 2020 goda, № 1829, 1830 [Resolutions of the Government of the Russian Federation dated 16 November 2020, № 1829, 1830]. Retrieved from http://government.ru/news/40861/

Rolz, D. (2010). Teoriya spravedlivosti [Theory of Justice]. M.: LKI.

Shchedrovickiy, G. P. (1967). O metode semioticheskogo issledovaniya znakovykh system. Semiotika i vostochnye yazyki [On the Method of Semiotic Research of Sign Systems. Semiotics and Oriental Languages]. M.: Nauka.

Shveri R. (1996) Teoreticheskaya sotsiologiya Dzheymsa Koulmena: analiticheskiy obzor [Theoretical Conception of James S. Goleman: An Analytical Review]. Sociologicheskij zhurnal [Sociological Journal], 1–2, 62–81.

Situatsionnyye tsentry razvitiya kak integratory gosudarstvennogo upravleniya v samorazvivayushchikhsya polisub’’yektnykh sredakh [Situation Centres for Development as Integrators of Public Administration in Self-developing Multi-entity Environments]. (2019). M.: Kogito-centr.

Smith, A., Stirling, A. & Berkhout, F. (2005). The Governance of Sustainable Socio-Technical Transitions. Research Policy, 1491–1510. DOI: 10.1016/j.respol.2005.07.005

Smith, A., Stirling, A. (2007). Moving Outside or Inside? Objectification and Reflexivity in the Governance of Socio-Technical Systems. Journal of Environmental Policy&Planning, 9(3–4), 351–373, DOI: 10.1080/15239080701622873

Smith, A., Stirling, A. (2008). Social–Ecological Resilience and Socio-Technical Transitions: Critical Issues for Sustainability Governance. Brighton: STEPS Centre.

Smorgunov L. V. (2017). Gosudarstvo, sotrudnichestvo i inklyuzivnyy ekonomicheskiy rost [The State, Cooperation and Inclusive Economic Growth]. Vlast’ [Power] 11, 22–30.

Smorgunov L. V. (2020) Instituty dostupnosti tsifrovykh platform i gosudarstvennaya upravlyayemost’ [Institutions for Affordances of Digital Platforms and Public Governability]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal sotsial’nykh nauk [South Russian Journal of Social Sciences], 21(3), 6–19. DOI: 10.31429/26190567-21-3-6-19

Torgerson, D. (2007). Policy Discourse as Dialogue: Emergent Publics and the Reflexive Turn. Critical Policy Studies, 1, 1–17, DOI: 10.1080/19460171.2007.9518506

Tropinova, E. (2020). Institutionalization of Digital Public Administration Design: The Reflexive Potential of Agents of Change. Journal of Economic Regulation, 11, 78–86.

Tsentr upravleniya regionom Gubernatora Moskovskoy oblasti [Regional Management Center of the Governor of the Moscow Region]. Retrieved from http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2019/09/rymar.pdf

Usov, V. N. (2008). Refleksivnoye upravleniye: filosofsko-metodologicheskiy aspekt [Reflexive Management: Philosophical and Methodological Aspect] (Abstract of Doctoral Dissertation) Ekaterinburg.

Сhilvers J. (2013). Reflexive Engagement? Actors, Learning, and Reflexivity in Public Dialog on Science and Technology. Science Communication, 35(3), 283–310. DOI: 10.1177/1075547012454598

Статистика скачивания

Нет статистики