Становление международно-политической акторности германских СМИ
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политические институты и процессы

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-19-3-126-138

Как цитировать

Ерофеев, И.М. (2018). Становление международно-политической акторности германских СМИ. Южно-российский журнал социальных наук, 19(3), 126-138. DOI: 10.31429/26190567-19-3-126-138
Дата поступления 16 июня 2018
Дата принятия 28 августа 2018
Дата публикации 27 сентября 2018
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2018 Илья Михайлович Ерофеев

Аннотация

Процесс формирования международно-политической акторности германских СМИ необходимо рассматривать с учетом социально-исторического пути Германии. Этапы эволюции СМИ Германии и увеличение их роли как политического инструмента тесно связаны с социально-экономическим развитием германского общества с одной стороны, и внедрением научно-технических инноваций в сфере распространения информации — с другой. Системы средств массовой информации Германии претерпели глубокую трансформацию на пути к формированию информационных структур, пригодных для трансляции политических взглядов различных субъектов политического процесса. Настоящая статья раскрывает особенности исторических этапов становления германских СМИ в контексте социально-экономических и политических процессов в Германии. Рассматриваются важнейшие вехи в истории германских СМИ: с момента возникновения по настоящее время. Цель работы — определить основные этапы развития германских СМИ как акторов международной политики, проследив тем самым их эволюцию в данном аспекте с XIX в. до настоящего времени. Методология исследования базируется на основе историко-генетического метода, предполагающего отслеживание изменений при рассмотрении того или иного явления, института, процесса. Исследуется влияние, оказываемое СМИ на формирование общественного мнения. Ряд системно-структурных изменений германских СМИ произошел во время мировых войн, в ходе которых трансформировались базовые функции германских СМИ. В условиях общественно-политических трансформаций сменились механизмы функционирования СМИ: на первый план вышли идеологическая и пропагандистская деятельность. В послевоенный период политическая система и система СМИ Германии пережили ряд стремительных изменений, коренным образом преобразовавших саму структуру немецкого общества. Живо протекавшие в этот период процессы трансформации информационной и политической сфер показали возможность построения «с нуля» системы демократических СМИ и развитого информационного общества. Современные германские СМИ оказывают большое влияние на общественную, социальную и политическую жизнь граждан. Сейчас рынок средств массовой информации Германии представляет собой широкое разнообразие различных источников информации: от традиционных печатных СМИ до активно развивающегося электронного сегмента медиарынка. В статье рассматриваются вопросы нормативного правового регулирования деятельности СМИ в Германии и степень влияния государственного аппарата на германскую медиасферу в настоящее время.

Ключевые слова

германские СМИ информация общественное мнение государственные органы

Библиографические ссылки

Беспалова, А.Г., Корнилов, Е.А., Короченский, А.П. и др. (2003). История мировой журналистики. Ростов н/Д: МарТ.

Биск, И.Я. (1995). Пресса Веймарской Германии. Иваново: Изд-во Ивановск. ун-та.

Вартанова, Е.Л. (2003). Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс.

Вороненков, М.Ю. (2004). Средства массовой информации Восточной Германии: от тоталитаризма к демократии (Докторская диссертация). Москва.

Вороненков, М.Ю. (2002). Журналистика восточной Германии: от тоталитаризма к демократии. Санкт-Петербург: Изд-во С.‑Петербургского университета.

Вороненкова, Г.Ф. (2001). Средства массовой информации ФРГ в 2000 году. Вестник Московского университета, 5, 52–56.

Вороненкова, Г.Ф. (2003). Средства массовой информации ФРГ в 2002 году. Вестник Московского университета, 2, 32–36.

Вороненкова, Г.Ф. (1998). Средства массовой информации Германии в 90-е годы. Москва.

Вороненкова, Г.Ф. (1999). Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (Докторская диссертация). Москва.

Вороненкова, Г.Ф. (2002). Средства массовой информации ФРГ в 2001 году. Вестник Московского университета, 5, 25–30.

Вороненкова, Г.Ф., Чесанов, А.А. (2001). Периодическая печать Германии. Санкт-Петербург: Изд-во С.‑Петербургского университета.

Литвиненко, А.А. (2007). Пресса ФРГ начала ХХI века: модернизация оргструктур и содержания газет в условиях кризиса медиарынка (Канд. диссертация). Санкт-Петербург.

Орлов, Ю.Я. (1970). Печать ФРГ. Москва: Изд-во Моск. ун-та.

Пратканис, Э.Р. (2003). Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб: Прайм-Еврознак.

Рисс, К. (2006). Кровавый романтик нацизма. Доктор Геббельс. 1939–1945. Москва: Центрполиграф.

Хеллак, Г. (2002). Печать, радио и телевидение в Германии. Бонн: Интер Национес.

Хене, Х. (2003). Черный орден СС. История охранных отрядов. Москва: ОЛМА-ПРЕСС.

Branahl, U. (2000). Medienrecht. Wiesbaden.

Breßler, E.S. (2009). Die Rundfunkwirtschaft in der Weimarer Republik. In: Von der Experimentierbühne zum Propagandainstrument. Köln: Böhlau Verlag.

Das Grundgesetz der BRD. Режим доступа http://www.bundestag.de/parlament/aufgaben/rechtsgrundlagen/grundgesetz/gg_01/245122

Das Statistik-Portal. Режим доступа https://de.statista.com/themen/101/medien/

Erman, H. (1954). August Scherl. Dämonie und Erfolg in Wilhelminischer Zeit. Berlin: Universitas Verlag.

Fischer, E. (1975). Leopold Ullstein (1826–1899). In: Fischer H.-D. (Hrsg.) Deutsche Presseverleger des 18. bis 20. Jahrhunderts. Pullach bei München.

Fischer, H.-D. (1975). Alfred Hugenberg (1865–1951). In: Ders. (Hrsg.) Deutsche Presseverleger des 18. bis 20. Jahrhunderts. Pullach bei München.

Germany Freedom House mit dem Freedom of the Net Report 2015. Retrieved from https://freedomhouse.org/report/freedom-net/2015/germany

Hitler, A. (1998). Mein Kampf. Originally 1925–1926. Mariner Books.

Huber, C.K. (2008). Medienkonzerne. In: Hachmeister L. (Hrsg.) Grundlagen der Medienpolitik. Ein Handbuch. München: DVA.

Internet usage statistics. The Internet Big Picture Internet World Stats. Retrieved from https://internetworldstats.com/stats.htm

Kassautzki, C. (2000). Presse in der Bundesrepublik Deutschland. Stuttgart.

Koszyk, K. (1966). Deutsche Presse im 19. Jahrhundert. Geschichte der deutschen Presse. Bd. 2. Berlin: Colloquium.

Koszyk, K. (1972). Deutsche Presse 1914–1945. Geschichte der deutschen Presse. Bd. 3. Berlin: Colloquium.

Manteuffel, P. (1994). Wie der Rundfunk in Deutschland begann. ELRO Verlagsgesellschaft mbH, Königs Wusterhausen.

Meyn, H. (2004). Massenmedien in Deutschland. Konstanz.

Obergaßner, P. Erster Weltkrieg und Propaganda. Der geheuchelte Krieg. (2014, 21 Oktober). Süddeutsche Zeitung. Режим доступа http://www.sueddeutsche. de/politik/erster-weltkrieg-und-propaganda-der-geheuchelte-krieg‑1.1891071

Scharf, W. (1975). Rudolf Mosse (1843–1920). In: Fischer H.-D. (Hrsg.) Deutsche Presseverleger des 18. bis 20. Jahrhunderts. Publizistik-historische Beiträge. Band 4. Pullach bei München.

Solomon, L. (1906). Geschichte des Deutschen Zeitungswesens. Erster Band. Oldenburg / Leipzig, Schulzesche Hof-Buchhandlung.

Stöber, R. (2005). Deutsche Pressegeschichte. Konstanz: UVK.

Stöber, R. (2014). Deutsche Pressegeschichte. Von den Anfängen bis zur Gegenwart. 3., überarbeitete Auflage. Konstanz, München: UVK.

Stürmer, M. (1994). Das ruhelose Reich. Deutschland 1866–1918. Berlin: Siedler.

Treude, B. (1975). August Hugo Friedrich Scherl (1849–1921). In: Fischer H.-D. (Hrsg.) Deutsche Presseverleger des 18. bis 20. Jahrhunderts. Pullach bei München.

Welche der folgenden sozialen Netzwerke haben Sie in den vergangenen drei Monaten genutzt? (2018). Retrieved from https://de.statista.com/statistik/daten/studie/589708/umfrage/nutzung-von-sozialen-netzwerken-in-deutschland/

Wenkel, K. (1926). Rudolf Mosse — ein Schöpfer des deutschen Zeitungswesens. In: Der Kaufmann und das Leben. Beiblatt zur Zeitschrift für Handelswissenschaft und Handelspraxis. Heft 6. Juni, 41–45.

Статистика скачивания

Нет статистики