Аннотация
Процесс формирования международно-политической акторности германских СМИ необходимо рассматривать с учетом социально-исторического пути Германии. Этапы эволюции СМИ Германии и увеличение их роли как политического инструмента тесно связаны с социально-экономическим развитием германского общества с одной стороны, и внедрением научно-технических инноваций в сфере распространения информации — с другой. Системы средств массовой информации Германии претерпели глубокую трансформацию на пути к формированию информационных структур, пригодных для трансляции политических взглядов различных субъектов политического процесса. Настоящая статья раскрывает особенности исторических этапов становления германских СМИ в контексте социально-экономических и политических процессов в Германии. Рассматриваются важнейшие вехи в истории германских СМИ: с момента возникновения по настоящее время. Цель работы — определить основные этапы развития германских СМИ как акторов международной политики, проследив тем самым их эволюцию в данном аспекте с XIX в. до настоящего времени. Методология исследования базируется на основе историко-генетического метода, предполагающего отслеживание изменений при рассмотрении того или иного явления, института, процесса. Исследуется влияние, оказываемое СМИ на формирование общественного мнения. Ряд системно-структурных изменений германских СМИ произошел во время мировых войн, в ходе которых трансформировались базовые функции германских СМИ. В условиях общественно-политических трансформаций сменились механизмы функционирования СМИ: на первый план вышли идеологическая и пропагандистская деятельность. В послевоенный период политическая система и система СМИ Германии пережили ряд стремительных изменений, коренным образом преобразовавших саму структуру немецкого общества. Живо протекавшие в этот период процессы трансформации информационной и политической сфер показали возможность построения «с нуля» системы демократических СМИ и развитого информационного общества. Современные германские СМИ оказывают большое влияние на общественную, социальную и политическую жизнь граждан. Сейчас рынок средств массовой информации Германии представляет собой широкое разнообразие различных источников информации: от традиционных печатных СМИ до активно развивающегося электронного сегмента медиарынка. В статье рассматриваются вопросы нормативного правового регулирования деятельности СМИ в Германии и степень влияния государственного аппарата на германскую медиасферу в настоящее время.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
- Bespalova, A. G., Kornilov, E. A., & Korochenskij, A. P. (2003) Istoriya mirovoj zhurnalistiki [History of World Journalism]. Rostov-na-Donu: Mart.
- Bisk, I. Ya. (1995). Pressa Vejmarskoj Germanii [Press in Weimar Germany]. Ivanovo: Izd-vo Ivanovsk. un-ta.
- Branahl, U. (2000). Medienrecht. Wiesbaden.
- Bre>ßler, E. S. (2009). Die Rundfunkwirtschaft in der Weimarer Republik. In: Von der Experimentierbühne zum Propagandainstrument. Köln: Böhlau Verlag.
- Das Grundgesetz der BRD. Retrieved from http://www.bundestag.de/parlament/aufgaben/rechtsgrundlagen/grundgesetz/gg_01/245122
- Das Statistik-Portal. Retrieved from https://de.statista.com/themen/101/medien/
- Erman, H. (1954). August Scherl. Dämonie und Erfolg in Wilhelminischer Zeit. Berlin: Universitas Verlag.
- Fischer, E. (1975). Leopold Ullstein (1826–1899). In: Fischer H.-D. (Hrsg.) Deutsche Presseverleger des 18. bis 20. Jahrhunderts. Pullach bei München.
- Fischer, H.-D. (1975). Alfred Hugenberg (1865–1951). In: Ders. (Hrsg.) Deutsche Presseverleger des 18. bis 20. Jahrhunderts. Pullach bei München.
- Hellak, G. (2002). Pechat, radio i televidenie v Germanii [Printed Press, Radio and Television in Germany]. Bonn: Inter Nationes.
- Hitler, A. (1998). Mein Kampf. Originally 1925–1926. Mariner Books.
- Huber, C. K. (2008). Medienkonzerne. In: Hachmeister L. (Hrsg.) Grundlagen der Medienpolitik. Ein Handbuch. München: DVA.
- Hyone, H. (2003) Chyornyj orden SS. Istoriya oxrannyh otryadov [The Black SS Order. The History of Secret Police Groups]. Moscow: OLMA-PRESS.
- Internet usage statistics. The Internet Big Picture Internet World Stats. Retrieved from https://internetworldstats.com/stats.htm
- Kassautzki, C. (2000). Presse in der Bundesrepublik Deutschland. Stuttgart.
- Koszyk, K. (1966). Deutsche Presse im 19. Jahrhundert. Geschichte der deutschen Presse. Bd. 2. Berlin: Colloquium.
- Koszyk, K. (1972). Deutsche Presse 1914–1945. Geschichte der deutschen Presse. Bd. 3. Berlin: Colloquium.
- Litvinenko, A. A. (2007). Pressa FRG nachala XXI veka: modernizaciya orgstruktur i soderzhaniya gazet v usloviyax krizisa mediarynka [German Press at the Beginning of the XXI century: Structural Modernization of Organizational Structures and Updating of Newspaper Content under Media Market Crisis]. (Cand. Dissertation). S.-Petersburg.
- Manteuffel, P. (1994). Wie der Rundfunk in Deutschland begann. ELRO Verlagsgesellschaft mbH, Königs Wusterhausen.
- Meyn, H. (2004). Massenmedien in Deutschland. Konstanz.
- Obergaßner, P. Erster Weltkrieg und Propaganda. Der geheuchelte Krieg. (2014, 21 Oktober). Süddeutsche Zeitung. Retrieved from http://www.sueddeutsche.de/politik/erster-weltkrieg-und-propaganda-der-geheuchelte-krieg-1.1891071
- Orlov, Yu. Ya. (1970). Pechat FRG [The Press in Germany]. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta.
- Pratkanis, E. R. (2002). Epoha propagandy: Mexanizmy ubezhdeniya, povsednevnoe ispolzovanie i zloupotreblenie. Psixologicheskaya enciklopediya [The Age of Propaganda: Everyday Use and Abuse of Persuasion]. S.-Petersburg: Praim-Evroznak.
- Riss, K. (2006). Krovavyj romantik nacizma. Doktor Gebbels. 1939–1945 [The Bloody Romantic of Nazism. Dr. Goebbels, 1939–1945]. Moscow: Centrpoligraf.
- Scharf, W. (1975). Rudolf Mosse (1843–1920). In: Fischer H.-D. (Hrsg.) Deutsche Presseverleger des 18. bis 20. Jahrhunderts. Publizistik-historische Beiträge. Band 4. Pullach bei München.
- Solomon, L. (1906). Geschichte des Deutschen Zeitungswesens. Erster Band. Oldenburg / Leipzig, Schulzesche Hof-Buchhandlung.
- Stöber, R. (2005). Deutsche Pressegeschichte. Konstanz: UVK.
- Stöber, R. (2014). Deutsche Pressegeschichte. Von den Anfängen bis zur Gegenwart. 3., überarbeitete Auflage. Konstanz, München: UVK.
- Stürmer, M. (1994). Das ruhelose Reich. Deutschland 1866–1918. Berlin: Siedler.
- Treude, B. (1975). August Hugo Friedrich Scherl (1849–1921). In: Fischer H.-D. (Hrsg.) Deutsche Presseverleger des 18. bis 20. Jahrhunderts. Pullach bei München.
- Vartanova, E. L. (2003). Mediaekonomika zarubezhnyx stran [Media Economics Abroad]. Moscow: Aspekt Press.
- Voronenkov, M. Yu. (2002). Zhurnalistika vostochnoj Germanii. Ot totalitarizma k demokratii [Journalism in East Germany. From Totalitarianism to Democracy]. S.-Petersburg: izd-vo S.-Peterburgskogo universiteta.
- Voronenkov, M. Yu. (2004). Sredstva massovoj informacii Vostochnoj Germanii: ot totalitarizma k demokratii [The Mass Media in East Germany: from Totalitarianism to Democracy]. (Doctoral dissertation). Moscow.
- Voronenkova, G. F., & Chesanov, A. A. (2001). Periodicheskaya pechat Germanii [Periodical Press in Germany]. S.-Petersburg.
- Voronenkova, G. F. (1998). Sredstva massovoj informacii Germanii v 90-e gody [The Mass Media in Germany in the 90s]. Moscow.
- Voronenkova, G. F. (1999). Put dlinoyu v pyat stoletij: ot rukopisnogo listka do informacionnogo obshhestva. Nacionalnoe svoeobrazie sredstv massovoj informacii Germanii [A Five-centuries-long Path: from a Handwritten Sheet to Information Society. National Originality of the German Media]. (Doctoral dissertation). Moscow.
- Voronenkova, G. F. (2001). Sredstva massovoj informacii FRG v 2000 godu [Mass Media in Germany in 2000]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University], 5, 52–56.
- Voronenkova, G. F. (2002). Sredstva massovoj informacii FRG v 2001 godu [Mass Media in Germany in 2001]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University], 5, 25–30.
- Voronenkova, G. F. (2003) Sredstva massovoj informacii FRG v 2002 godu [Mass Media in Germany in 2002]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University], 2, 32–36.
- Welche der folgenden sozialen Netzwerke haben Sie in den vergangenen drei Monaten genutzt? (2018). Retrieved from https://de.statista.com/statistik/daten/studie/589708/umfrage/nutzung-von-sozialen-netzwerken-in-deutschland/
- Wenkel, K. (1926). Rudolf Mosse — ein Schöpfer des deutschen Zeitungswesens. In: Der Kaufmann und das Leben. Beiblatt zur Zeitschrift für Handelswissenschaft und Handelspraxis. Heft 6. Juni, 41–45.