Кубанская NEET-молодежь: траектории перехода к EET-статусу | Южно-российский журнал социальных наук
Кубанская NEET-молодежь: траектории перехода к EET-статусу
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-24-1-95-109
https://doi.org/10.31429/26190567-24-1-95-109

Как цитировать Array

Плотичкина Н.В. Кубанская NEET-молодежь: траектории перехода к EET-статусу // Южно-российский журнал социальных наук. 2023. Т. 24, №1. С. 95-109. DOI: 10.31429/26190567-24-1-95-109
Дата поступления 2022-12-20
Дата принятия 2023-01-28
Дата публикации 2023-05-31

Copyright (c) 2023 Наталья Викторовна Плотичкина

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Внимание автора сфокусировано на выявлении траекторий перемещения молодежи от статуса NEET к EET на рынке труда. Экспликация специфики перехода между состоянием незанятости, необучения и EET-ситуацией представляет интерес для исследовательского сообщества. В России в 2016–2020 гг. доля NEET-молодежи 15–19 лет возросла с 5 до 5,8%; удельный вес NEET-группы 20–24 лет снизился с 15,9 до 13,6%. Динамика российского NEET-индикатора обусловлена изменением численности молодежи 15–24 лет, уровня вовлеченности молодых людей в систему образования. Научные исследования концентрируются преимущественно на рисках, негативных последствиях обретения NEET-статуса. На периферии аналитического дискурса находятся позитивные факторы, позволяющие молодежи справиться с NEET-опытом. В ходе прикладного исследования, выполненного посредством полуструктурированного интервьюирования, автором выявлены три траектории перехода кубанской молодежи из состояния NEET в положение EET: осознанная, незавершенная, вынужденная транзиция. Дизайн исследования задан интерпретацией термина NEET как социального конструкта, разработанного политиками для маркирования определенной молодежной группы. Теоретические контуры исследования обозначены концептом фрагментации, нелинейности, дестандартизации молодежного перехода к занятости (A. Walther), биоэкологической теорией человеческого развития (U. Bronfenbrenner). В качестве эмпирического объекта исследования выступили молодые девушки 16–24 лет, преодолевшие либо находящиеся в состоянии экономической неактивности. Выбор информантов обусловлен сильной корреляцией между попаданием в категорию NEET и гендерными, возрастными характеристиками, уровнем образования. Принадлежность к NEET определена различными индивидуальными, структурными и институциональными предикторами. Ключевые факторы преодоления опыта пребывания в NEET-статусе: внутренние ресурсы информантов и помощь ближайшего окружения. Семейные и личные детерминанты выступают как ресурсы поддержки и барьеры для перехода в EET-положение. Разработка и реализация эффективной адресной политики, сфокусированной на экономически уязвимой незанятой молодежи, должна осуществляться с учетом сложной структуры NEET.

Ключевые слова

молодежь, NEET-молодежь, молодежная безработица, не обучающаяся молодежь, молодежный рынок труда, экономическая неактивность, Россия

Библиографические ссылки

  1. Assmann, M. L., Broschinski, S. (2021). Mapping Young NEETs across Europe: Exploring the Institutional Configurations Promoting Youth Disengagement from Education and Employment. JAYS , 4, 95–117. DOI: 10.1007/s43151-021-00040-w
  2. Bronfenbrenner, U. (2001). The Bioecological Theory of Human Development. In U. Bronfenbrenner (Ed.), Making Human Beings Human: Bioecological Perspectives on Human Development (pp. 3–15). Thousand Oaks, CA: Sage Publications Ltd.
  3. Bulanova, M. B., Artamonova, E. A. (2020). NEET-molodezh’: yevropeyskiy kontekst i rossiyskiye realii [The NEET youth: European Context and Russian Realities]. Vestnik RUDN. Seriya: Sotsiologiya [RUDN Journal of Sociology], 20(1), 64–72. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-1-64-72
  4. Caroleo, F.E., Rocca, A., Neagu, G., & Keranova, D. (2022). NEETs and the Process of Transition from School to the Labor Market: A Comparative Analysis of Italy, Romania, and Bulgaria. Youth & Society , 54(2S), 109S-129S. DOI: 10.1177/ 0044118X211056360
  5. Eurofound (2016). Exploring the diversity of NEETs . Luxembourg: Publications Office of the European Union. Retrieved from https://www.eurofound.europa.eu/publications/report/2016/exploring-the-diversity-of-neets
  6. Eurostat (2022). Statistics on Young People neither in Employment nor in Education or Training. Retrieved from https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Statistics_on_young_ people_ neither_ in_ employment_nor_in_education_or_training
  7. Felaco, C, Parola, A. (2022). Subjective Well-Being and Future Orientation of NEETs: Evidence from the Italian Sample of the European Social Survey. Social Sciences , 11(10), 482. DOI: 10.3390/soc sci11100482
  8. Geraldine A., Crosby A. (2023). To be or not to be NEET? The Complexity of School-to-work Transitions in Brussels. Brussels Studies [Online], 175. Retrieved from http://journals.openedition.org/ brussels/6404. DOI: 10.4000/brussels.6404
  9. Itogi vyborochnogo obsledovaniya rabochey sily [Results of a Sample Labor Force Survey]. Ofitsial’nyy sayt Federal’noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki [Official Website of the Federal State Statistics Service]. Retrieved from https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265
  10. Kleif, H. B. (2023). A Typology of Transition Patterns Involving Long-Term NEET Episodes: Accumulation of Risk and Adversity. Youth , 3(1), 170–183. DOI: 10.3390/youth3010012
  11. Lomteva, E. V., Bedareva, L. Yu. (2022). Pokoleniye NEET: obrazovatel’nyye trayektorii i povedeniye molodezhi na rynke truda [Generation NEET: educational trajectories and youth behavior in the labor market]. Materialy ekspertnogo seminara CENO IPEI RANHiGS [Materials of the Expert Seminar of the CLLE IAER RANEPA] . Режим доступа https://ipei.ranepa.ru/ru/sobytiya-ceno/5358-pokolenie-neet-obrazovatelnye-traektorii-i-povedenie-molodezhi-na-rynke-truda-i-vne-ego
  12. Lorinc, M., Ryan, L., D’Angelo, A., Kaye, N. (2020). De-individualising the ‘NEET problem’: An ecological systems analysis. European Educational Research Journal , 19(5), 412–427. DOI: 10.1177/ 1474904119880402
  13. Nardi, B., Lucarelli, C., Talamonti, M., Arimatea, E., Fiori, V. & Moltedo-Perfetti, A. (2015). NEETs versus EETs: an observational study in Italy on the framework of the HEALTH25 European project. Research in Post-Compulsory Education , 20(4), 377–399. DOI: 10.1080/13596748.2015.1081749
  14. OECD (2022). Education at a Glance 2022: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing. DOI: 10.1787/3197152b-en
  15. Parola, A., Donsi, L. (2019). Time perspective and employment status: NEET categories as negative predictor of future. Mediterranean Journal of Clinical Psychology , 7(3), 1–20. DOI: 10.6092/ 2282-1619/2019.7.2093
  16. Pesquera Alonso, C., Iniesta Martinez, A., Munoz Sanchez, P. (2022a). Barriers That Keep Vulnerable People as NEETs. Social Sciences , 11(6), 253. DOI: 10.3390/socsci11060253
  17. Pesquera Alonso, C., Munoz Sanchez, P., Iniesta Martinez, A. (2022b). Is there a Uniform NEET Identity in the European Union? International Journal of Adolescence and Youth , 27(1), 207–220. DOI: 10.1080/02673843.2022.2065922
  18. Ralston, K., Everington, D., Feng, Z., & Dibben, C. (2022). Economic Inactivity, Not in Employment, Education or Training (NEET) and Scarring: The Importance of NEET as a Marker of Long-Term Disadvantage. Work, Employment and Society , 36(1), 59–79. DOI: 10.1177/0950017020973 882
  19. Walther, A. (2006). Regimes of Youth Transitions: Choice, Flexibility and Security in Young People’s Experiences across Different European Contexts. YOUNG , 14(2), 119–139. DOI: 10.1177/ 1103308806062737
  20. Walther, A., Moerch-Hejl, G., Bechmann Jensen, T. (2002). Youth Transitions, Youth Policy and Participation — State of the Art Report . YOYO Project Working Paper 1. Retrieved from https://www.iris-egris.de/yoyo/pdf/YoyoWP1StateofArt.pdf
  21. Zudina, A.A. (2018). Dorogi, vedushchiye v NEET: sluchay Rossii [Ways to NEET: The Case of Russia]. Economichesky Zhurnal [HSE Economic Journal], 22(1), 197–227. DOI: 10.17323/1813-8691-2018-22-2-197-227
  22. Zudina, A.A. (2019). “Ne rabotayut i ne uchatsya”: molodezh NEET na rynke truda v Rossii [“They Do Not Work and Do Not Study”: The NEET Youth in the Russian Labor Market]. Mir Rossii [Universe of Russia], 28(1), 140–160. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-1-140-160