Аннотация
Внимание автора сфокусировано на выявлении траекторий перемещения молодежи от статуса NEET к EET на рынке труда. Экспликация специфики перехода между состоянием незанятости, необучения и EET-ситуацией представляет интерес для исследовательского сообщества. В России в 2016–2020 гг. доля NEET-молодежи 15–19 лет возросла с 5 до 5,8%; удельный вес NEET-группы 20–24 лет снизился с 15,9 до 13,6%. Динамика российского NEET-индикатора обусловлена изменением численности молодежи 15–24 лет, уровня вовлеченности молодых людей в систему образования. Научные исследования концентрируются преимущественно на рисках, негативных последствиях обретения NEET-статуса. На периферии аналитического дискурса находятся позитивные факторы, позволяющие молодежи справиться с NEET-опытом. В ходе прикладного исследования, выполненного посредством полуструктурированного интервьюирования, автором выявлены три траектории перехода кубанской молодежи из состояния NEET в положение EET: осознанная, незавершенная, вынужденная транзиция. Дизайн исследования задан интерпретацией термина NEET как социального конструкта, разработанного политиками для маркирования определенной молодежной группы. Теоретические контуры исследования обозначены концептом фрагментации, нелинейности, дестандартизации молодежного перехода к занятости (A. Walther), биоэкологической теорией человеческого развития (U. Bronfenbrenner). В качестве эмпирического объекта исследования выступили молодые девушки 16–24 лет, преодолевшие либо находящиеся в состоянии экономической неактивности. Выбор информантов обусловлен сильной корреляцией между попаданием в категорию NEET и гендерными, возрастными характеристиками, уровнем образования. Принадлежность к NEET определена различными индивидуальными, структурными и институциональными предикторами. Ключевые факторы преодоления опыта пребывания в NEET-статусе: внутренние ресурсы информантов и помощь ближайшего окружения. Семейные и личные детерминанты выступают как ресурсы поддержки и барьеры для перехода в EET-положение. Разработка и реализация эффективной адресной политики, сфокусированной на экономически уязвимой незанятой молодежи, должна осуществляться с учетом сложной структуры NEET.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Буланова, М.Б., Артамонова, Е.А. (2020). NEET-молодежь: европейский контекст и российские реалии. Вестник РУДН. Серия: Социология, 20(1), 64–72. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-1-64-72
Зудина, А.А. (2019). «Не работают и не учатся»: молодежь NEET на рынке труда в России. Мир России, 28(1), 140–160. DOI: 10.17323/1811-038X‑2019-28-1-140-160
Зудина, А.А. (2018). Дороги, ведущие молодежь в NEET: случай России. Экономический журнал ВШЭ, 22(1), 197–227. DOI: 10.17323/1813-8691-2018-22-2-197-227
Итоги выборочного обследования рабочей силы. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2017–2022. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265
Ломтева, Е.В., Бедарева, Л.Ю. (2022). Поколение NEET: образовательные траектории и поведение молодежи на рынке труда. Материалы экспертного семинара ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС. Режим доступа https://ipei.ranepa.ru/ru/sobytiya-ceno/5358‑pokolenie-neet-obrazovatelnye-traektorii-i-povedenie-molodezhi-na-rynke-truda-i-vne-ego
Assmann, M.L., Broschinski, S. (2021). Mapping Young NEETs across Europe: Exploring the Institutional Configurations Promoting Youth Disengagement from Education and Employment. JAYS, 4, 95–117. DOI: 10.1007/s43151-021-00040‑w
Bronfenbrenner, U. (2001). The Bioecological Theory of Human Development. In U. Bronfenbrenner (Ed.), Making human beings human: Bioecological perspectives on human development (pp. 3–15). Thousand Oaks, CA: Sage Publications Ltd.
Caroleo, F.E., Rocca, A., Neagu, G., & Keranova, D. (2022). NEETs and the Process of Transition from School to the Labor Market: A Comparative Analysis of Italy, Romania, and Bulgaria. Youth & Society, 54(2S), 109S‑129S. DOI: 10.1177/ 0044118X211056360
Eurofound (2016). Exploring the Diversity of NEETs. Luxembourg: Publications Office of the European Union. Retrieved from https://www.eurofound.europa.eu/publications/report/2016/exploring-the-diversity-of-neets
Eurostat (2022). Statistics on Young People neither in Employment nor in Education or Training. Retrieved from https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Statistics_on_young_ people_ neither_ in_ employment_nor_in_education_or_training
Felaco, C, Parola, A. (2022). Subjective Well-Being and Future Orientation of NEETs: Evidence from the Italian Sample of the European Social Survey. Social Sciences, 11(10), 482. DOI: 10.3390/soc sci11100482
Geraldine A., Crosby A. (2023). To be or not to be NEET? The complexity of school-to-work transitions in Brussels. Brussels Studies [Online], 175. Retrieved from http://journals.openedition.org/brussels/6404. DOI: 10.4000/brussels.6404
Kleif, H.B. (2023). A Typology of Transition Patterns Involving Long-Term NEET Episodes: Accumulation of Risk and Adversity. Youth, 3(1), 170–183. DOI: 10.3390/youth3010012
Lorinc, M., Ryan, L., D’Angelo, A., Kaye, N. (2020). De-individualising the ‘NEET problem’: An Ecological Systems Analysis. European Educational Research Journal, 19(5), 412–427. DOI: 10.1177/ 1474904119880402
Nardi, B., Lucarelli, C., Talamonti, M., Arimatea, E., Fiori, V. & Moltedo-Perfetti, A. (2015). NEETs versus EETs: an observational study in Italy on the framework of the HEALTH25 European project. Research in Post-Compulsory Education, 20(4), 377–399. DOI: 10.1080/13596748.2015.1081749
OECD (2022). Education at a Glance 2022: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing. DOI: 10.1787/3197152b-en
Parola, A., Donsi, L. (2019). Time perspective and employment status: NEET categories as negative predictor of future. Mediterranean Journal of Clinical Psychology, 7(3), 1–20. DOI: 10.6092/ 2282-1619/2019.7.2093
Pesquera Alonso, C., Iniesta Martinez, A., Munoz Sanchez, P. (2022a). Barriers That Keep Vulnerable People as NEETs. Social Sciences, 11(6), 253. DOI: 10.3390/socsci11060253
Pesquera Alonso, C., Munoz Sanchez, P., Iniesta Martinez, A. (2022b). Is there a uniform NEET identity in the European Union? International Journal of Adolescence and Youth, 27(1), 207–220. DOI: 10.1080/02673843.2022.2065922
Ralston, K., Everington, D., Feng, Z., & Dibben, C. (2022). Economic Inactivity, Not in Employment, Education or Training (NEET) and Scarring: The Importance of NEET as a Marker of Long-Term Disadvantage. Work, Employment and Society, 36(1), 59–79. DOI: 10.1177/0950017020973882
Walther, A. (2006). Regimes of youth transitions: Choice, flexibility and security in young people’s experiences across different European contexts. YOUNG, 14(2), 119–139. DOI: 10.1177/ 1103308806062737
Walther, A., Moerch-Hejl, G., Bechmann Jensen, T. (2002). Youth Transitions, Youth Policy and Participation — State of the Art Report. YOYO Project Working Paper 1. Retrieved from https://www.iris-egris.de/yoyo/pdf/YoyoWP1StateofArt.pdf