Языковая политика как инструмент трансформации этнополитического конфликта в Руанде | Южно-российский журнал социальных наук
Языковая политика как инструмент трансформации этнополитического конфликта в Руанде
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-23-2-86-105
https://doi.org/10.31429/26190567-23-2-86-105

Как цитировать Array

Никольская М.В. Языковая политика как инструмент трансформации этнополитического конфликта в Руанде // Южно-российский журнал социальных наук. 2022. Т. 23, №2. С. 86-105. DOI: 10.31429/26190567-23-2-86-105
Дата поступления 2022-05-24
Дата принятия 2022-06-22
Дата публикации 2022-08-30

Copyright (c) 2022 Майя Викторовна Никольская

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Статья посвящена языковой политике Руанды, которая была разработана властями страны после геноцида 1994 г. — своеобразного водораздела в ее современной истории — с целью преодоления глубокой национальной травмы. В качестве основного метода был выбран кейс-стади, предполагающий системный сбор информации по предмету исследования для определения этапов и основных направлений реформирования языковой политики с указанного момента по сегодняшний день. Ответ на вопрос о том, чем был обусловлен такой шаг и в какой степени он соответствует поставленной руандийским руководством задаче конструирования национального проекта без этнического компонента, автор пытается найти с помощью концепции «треугольника насилия» Й. Галтунга и модели трансформации конфликта с ориентацией на «позитивный мир». В частности вплоть до геноцида в стране наблюдался феномен «лингвистического империализма», проявлявшийся в дискриминации граждан, не владеющих французским языком. После геноцида (и выхода страны из орбиты влияния Франции) началось формирование новой конфигурации языков, что было направлено на вытеснение французского на второстепенные позиции по сравнению с английским ради преодоления негативных этнических стереотипов. Национальная идея «нового руандийского человека» получила поддержку за счет усиления позиций автохтонного языка киньяруанда, статус которого был пересмотрен и в правовом, и в символическом аспектах. Новая языковая политика коснулась также еще одного африканского языка: в контексте обозначенного правительством курса на интеграцию в восточноафриканское пространство статус официального получил суахили. Реализуемая в настоящий период четырехъязычная модель оценена как достаточно успешная, поскольку соответствует вкладываемым в нее символическим смыслам и практическим задачам постконфликтного мирного строительства.

Ключевые слова

Руанда, языковая политика, трансформация конфликта, треугольник насилия, национально-­государственное строительство, идентичность

Библиографические ссылки

  1. A Discussion with Eric Ngangare, Poet, Singer, and Storyteller, Rwanda. (2016). Berkeley Center for Religion, Peace and World Affairs. Retrieved from https://berkleycenter.georgetown.edu/interviews/a-discussion-with-eric-ngangare-poet-singer-and-storyteller-rwanda
  2. Abbott, G. (1992). Development, Education and English Language Teaching. ELT Journal, 46(2), 172–179.
  3. Abolou, C. (2009). L'Afrique, les langues et la société de la connaissance: Fractures dans la société de la connaissance. Hermès, 45(45), 165–172. DOI 10.4267/2042/24047/nBanyanga, J., Björkqvist, K. & Österman, K. | Hackett J. (Ed.) (2017). Trauma Inflicted by Genocide: Experiences of the Rwandan Diaspora in Finland. Cogent Psychology, 4(1). DOI 10.1080/23311908.2017.1333244/nBorisova, N. (2016). Politizaciya yazyka i yazykovaya politika v etnicheskih territorial'nyh avtonomiyah [Politicization of Language and Language Preferential Policy in Ethnic Territorial Autonomies]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], 60(9), 67–75. DOI 10.20542/0131-2227-2016-60-9-67-75/nBrounéus, K. (2008) Analyzing Reconciliation: A Structured Method for Measuring National Reconciliation Initiatives. Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology, 14(3), 291–313.
  4. Chemouni, B. & Mugiraneza, A. (2019). Singing the Struggle: The Rwandan Patriotic Front’s Ideology Through its Songs of Liberation. Genocide Research Hub. Retrieved from https://www.genocideresearchhub.org.rw/document/singing-the-struggle-the-rwandan-patriotic-fronts-ideology-through-its-songs-of-liberation/
  5. Donohue, W. (2012). The Identity Trap: The Language of Genocide. Journal of Language and Social Psychology, 31(1), 13–29. DOI 10.1177/0261927X11425033/nGaltung, J. (1969). Violence, Peace and Peace Research. Journal of Peace Research, 6(3), 167–191. DOI 10.1177/002234336900600301/nHakorimana, G. (2020). Exploring Peace Journalism Practices for Conflict Prevention in Rwanda: The Case Study of Pax Press Initiative (Master’s Thesis). Available from the Digital Repository of the University of Rwanda Database.
  6. Hintjens, H., Ubaldo, R., Elias, A. (Ed.) (2019). Music, Violence, and Peace-Building. Peace Review: A Journal of Social Justice, 31(3), 279–288. DOI 10.1080/10402659.2020.1735163/nInauguration du Centre Culturel Francophone du Rwanda (2021, May 27). Elysée. Retrieved from https://www.elysee.fr/
  7. Jefremovas, V. (1997). Contested Identities: Power and the Fictions of Ethnicity, Ethnography and History in Rwanda. Anthropologica, 1/2, 91–104. DOI 10.2307/25605855/nKagame Reiterates Need to Use English as Education Medium (2008, October 15). The New Times. Retrieved from https://www.newtimes.co.rw/article/12272/national/kagame-reiterates-need-to-use-english-as-education-medium
  8. Kereni, I. (2004). Developing Academic Writing at the National University of Rwanda: A Case Study of First Year Economics and Management (Master’s Thesis). Available from the database of the University of the Western Cape, South Africa.
  9. Kral, T. (2022). ‘Eventually We’ll all Become Anglophones’: A Narrative Inquiry into Language-in-education Policy in Rwanda. Globalisation, Societies and Education, 1–15. DOI 10.1080/14767724.2022.2033613/nKudryashova, I. V. (2016). Kak obustroit’ razdelennye obshchestva [How to Accomplish Stability in Divided Societies]. Politicheskaya nauka [Political Science], 1, 15–33.
  10. Kudryashova, I. V., Haritonova, O. G. (Eds) (2020). Metamorfozy razdelennyh obshchestv [Metamorphosis of Divided Societies]. Moskva: Moskovskiy gosudarstvennyy institut mezhdunarodnyh otnosheniy (universitet).
  11. Leclerc, J. (2022). L'aménagement linguistique dans le monde: Rwanda. [Blog of Jacque Leclerc, Collaborator at CEFAN, Universite Laval]. Retrieved from https://www.axl.cefan.ulaval.ca/afrique/rwanda.htm
  12. Lederach, J. (2014). The Little Book of Conflict Transformation. Good Books, United States of America. Retrieved from https://professorbellreadings.files.wordpress.com/2017/10/the-little-books-of-justice-peacebuilding-john-lederach-the-little-book-of-conflict-transformation-good-books-2014-1.pdf
  13. Makalela, L., Wei, L., Lin, A. (Ed.) (2019). Uncovering the Universals of Ubuntu translanguaging in Classroom Discourses. Classroom Discourse, 10(3–4), 237–251. DOI 10.1080/19463014.2019.1631198/nMinistry of Education (MINEDUC) of the Republic of Rwanda, Rwanda Education Board. (2015). Competence-based curriculum. Retrieved from https://mudarwan.files.wordpress.com/2015/08/curriculum_framework_final_printed-compressed.pdf
  14. Musingafi, M., Mafumbate, R., Khumalo, T. (2019). Traditional Conflict Management Initiatives in Africa: Wellness Models for Southern Africa and the Zimbabwean Crisis. Journal of Culture, Society and Development, 47, 60–67. DOI 10.7176/JCSD/47-07/nNewbury, D. (1998). Understanding Genocide. African Studies Review, 41(1), 73–97. DOI 10.2307/524682/nNkubito, J. & Uwababyeyi, A. (2017). Peacebuilding through Language Mentorship in Rwanda’s Primary Education: Challenges facing key stakeholders. Rwanda Journal of Arts and Humanities, 2(2), 44–58. DOI 10.4314/rj.v2i2.5A/nNtakirutimana, E. (2014). La dynamique des langues dans l’enseignement supérieur au Rwanda: De nouveaux enjeux, une nouvelle dynamique. Synergies Afrique des Grands Lacs, 3, 155–163. Retrieved from https://gerflint.fr/Base/Afrique_GrandsLacs3/Evariste_Ntakirutimana.pdf
  15. Nzahabwanayo, S. (2018). Identification and Critique of the Values Education Notion: Informing the Itorero Training Program for High School Leavers in Post-genocide Rwanda. Interchange, 49(4), 111–132. DOI 10.1007/s10780-017-9312-3/nOffice of the President of the Republic (1999). The Unity of Rwandans — before the Colonial Period and under the Colonial Rule — under the First Republic. Retrieved from https://repositories.lib.utexas.edu/bitstream/handle/2152/4918/2379.pdf?sequence=1&isAllowed=y
  16. Office of the President of the Republic [of Rwanda]. (1999). The Unity of Rwandans before the Colonial Period and under the Colonial Rule under the first Republic. Retrieved from https://repositories.lib.utexas.edu/bitstream/handle/2152/4918/2379.pdf?sequence=1&isAllowed=y
  17. Pearson, P. (2016). Language Policy in Rwanda: Shifting Linguistic and Educational Landscape (Doctoral Dissertation). Available from Scholar Works at Georgia State University database. DOI 10.57709/9434634/nPhillipson, R. (1992). Linguistic Imperialism. Oxford & New York: Oxford University Press.
  18. Purdeková, A. & Mwambari, D. (2022). Post-genocide Identity Politics and Colonial Durabilities in Rwanda. Critical African Studie10.1080/21681392.2021.1938404/nReyntjens, F. (2004). Rwanda, Ten Years on: From Genocide to Dictatorship. African Affairs, 103(411), 177–210. DOI 10.1093/afraf/adh045/nReyntjens, F. (2013). Engineering a New Society. In Political Governance in Post-Genocide Rwanda. Cambridge University Press. DOI 10.1017/CBO9781107338647.007/nRoozen, B. & Schulman, H. (2014). Tuning in to the RTLM: Tracking the Evolution of Language Alongside the Rwandan Genocide Using Social Identity Theory. Journal of Language and Social Psychology, 33(2), 165–18. DOI 10.1177/0261927X13513765/nRosendal, T. & Ngabonziza, J.d. (2022). Amid Signs of Change: Language Policy, Ideology and Power in the Linguistic Landscape of Urban Rwanda. Language Policy, 2022, 1–22. DOI 10.1007/s10993-022-09624-5/nRurangirwa, S. (2013). Les Droits et les Marchés Linguistiques au Rwanda. Journal of African Studies: Conflicts and Peace Studies, 2 (1), 38–53. DOI 10.5038/2325-484X.2.1.5/nRutazibwa, O. (2014). Studying Agaciro: Moving Beyond Wilsonian Interventionist Knowledge Production of Rwanda. Journal of Intervention and Statebuilding, 8(4), 291–302. DOI 10.1080/17502977.2014.964454/nRwanda new 2,000- and 5,000-franc Notes Confirmed. (2015, January 6). [Web blog post] BanknoteNews.com. Retrieved from https://banknotenews.com/?p=8067
  19. Rwanda Playbook. (2022). Rwanda Government Website. Retrieved from http://hgs.rgb.rw/girinka
  20. Rwanda: le français retrouvé? (2021, May 26). Le Figaro, AFP agence. Retrieved from https://www.lefigaro.fr/langue-francaise/francophonie/rwanda-le-francais-retrouve-20210526
  21. Samuelson, B. & Freedman, S. (2010). Language policy, multilingual education, and power in Rwanda. Language Policy, 9, 191–215. DOI 10.1007/s10993-010-9170-7/nScherrer, C. (2002). Genocide and Crisis in Central Africa: Conflict Roots, Mass Violence, and Regional War. USA: Praeger.
  22. Sotieva, L., Scofield, J. (2021). Analiz 30+ let raboty s konfliktom v gruzino-abhazsko-yuzhnoosetinskom kontekstah [Analysis of 30+ Years of Work with Conflict in Georgian-Abkhaz-South Ossetian Contexts]. Independent Peace Associates. Retrieved from https://indiepeace.org/wp-content/uploads/2021/06/IndiePeace30-Years-Geo-Abkh-SO-contexts-RUS.pdf
  23. Spowage, K. (2018). English and Marx's 'general intellect': The Construction of an English-speaking élite in Rwanda. Language Sciences, 70, 167–178. DOI 10.1016/j.langsci.2018.04.003/nStanton, G. (2004). Could the Rwandan Genocide have been Prevented? Journal of Genocide Research, 6(2), 211–228. DOI 10.1080/1462352042000225958/nStorey, A. (2001). Structural Adjustment, State Power & Genocide: The World Bank & Rwanda. Review of African Political Economy, 28(89), 365–385. DOI 10.1080/03056240108704546/nTranscript: Rwanda President Paul Kagame. (2017, August 27). [Interview] Financial Times. Retrieved from https://www.ft.com/content/0ec9dc4e-8976-11e7-8bb1-5ba57d47eff7
  24. Uvin, P. (1999). Development Aid and Structural Violence: The case of Rwanda. Development, 42, 49–56. DOI 10.1057/palgrave.development.1110060/nUwimbabazi, P. (2012). An analysis of Umuganda: the Policy and Practice of Community Work in Rwanda (Doctoral dissertation). Available from Research Space, the University of Kwazulu-Natal database.
  25. Vignon, M. (2021). Politique linguistique rwandaise: Avenir du français dans le trilinguisme officiel kinyarwanda-français-anglais. (Preprint). DOI 10.6084/m9.figshare.16689343/nWolfenden, K. (2011). Ending Ethnic Conflict and Creating Positive Peace in Rwanda and Sierra Leone. International Affairs, 3(01), 1/1. Retrieved from: http://www.inquiriesjournal.com/articles/352/ending-ethnic-conflict-and-creating-positive-peace-in-rwanda-and-sierra-leone
  26. Yanagizawa-Drott, D. (2014). Propaganda and Conflict: Evidence from the Rwandan Genocide. The Quarterly Journal of Economics, 129(4), 1947–1994. DOI 10.1093/qje/qju020/nZadi, A. (2021). The Hamite Must Die! The Legacy of Colonial Ideology in Rwanda (Master’s thesis). Available from CUNY Academic Works, City University of New York database.