Аннотация
В статье рассматриваются форматы и практики корпоративной социальной ответственности (КСО), реализуемые в отношении молодёжи старшей возрастной группы (30–35 лет) как механизмы развития субъектности бизнеса в сфере молодёжной политики. Роль бизнес–структур в реализации ГМП в настоящее время менее значима, чем это позволяет его потенциал. При этом бизнес обладает уникальными возможностями и ресурсами взаимодействия с работающей молодёжью, а также потенциалом влияния на развития территорий своего пребывания. В научных исследованиях данная проблематика в настоящее время представлена ограниченно и фрагментировано. Эмпирическую базу исследования составляли данные, полученные на основе сочетания качественных (экспертное интервью, фокус-групповое интервью, анализ документов) и количественных (анкетирование) методов. В ходе исследования выделены основные направления реализации социальной ответственности бизнеса в отношении указанной возрастной группы: социально-экономическое, экологическое, гражданско-патриотическое и др. Также выявлены имеющиеся расхождения между потребностями бизнес-структур (поддержка профессионального развития и роста в рамках компаний) и работающей молодёжи (стремление к активному саморазвитию, в том числе и за пределами компаний, с которыми работники связаны в настоящее время). Определены имеющие противоречия между преимущественной ориентацией бизнеса на различные форматы внутренней социальной ответственности, и необходимостью развития территории пребывания (в том числе для решения проблем работающей молодёжи). Сформулированы практические рекомендации для бизнес-структур, работающих в г. Краснодаре, и муниципальных органов власти, реализация которых на практике позволит активизировать деятельность бизнеса как субъекта молодёжной политики и развития городских территорий на основе практик социальной ответственности.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Благих, И.А., Аверьянова, О.В., Рябухина, А.А., Муравьева, О.С. (2020). Молодежная социальная политика как проекция будущего в современной России. Проблемы современной экономики, 2(74), 77–80.
Воронцов, П.Г. (2017). Развитие модели российской корпоративной социальной ответственности на примере крупной корпоративной структуры. Экономический анализ: теория и практика, 16(1), 160–173.
Вотченко, Е.С. (2017). Социальное инвестирование как инновационный механизм взаимодействия власти и бизнеса в современной России (кандидатская диссертация). Краснодар.
Гельман, В. (2015). Модернизация, институты и «порочный круг» постсоветского неопатримониализма. Санкт-Петербург: Европейский университет в Санкт-Петербурге.
Иванова, М.В., Якушева, У.Е. (2020). Формирование механизма взаимодействия социально ответственного бизнеса и региональных органов власти в Арктической зоне РФ. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 13(1), 56–69.
Ланнон, Дж., Ланнон, Л. (2014). Капитализм без эгоизма. Москва: Попурри.
Матвеев, И.А. (2019). Крупный бизнес в путинской России: старые и новые источники влияния на власть. Мир России, 28(1), 54–74.
Мошкова, Л.Е. (2014). Развитие партнерских отношений бизнеса и власти на территории присутствия: теория и практика: монография. Тверь: ТГУ.
Орехов, С.А., Глазов, Р.В. (2018). Об эволюции концепции корпоративной социальной ответственности в России. Экономика и управление: проблемы, решения, 6(3), 16–22.
Перегудов, C.П. (2003). Корпорации, общество, государство: Эволюция отношений. Москва: Наука.
Тев, Д.Б. (2016). Федеральная административная элита: карьерные пути и каналы рекрутирования. Полис. Политические исследования, 4, 115–130.
Тев, Д.Б. (2022). Бизнес как источник рекрутирования высокопоставленных чиновников федеральных экономических министерств России. Социологическое обозрение, 21(3), 104–126.
Фридман, М. (2002). Капитализм и свобода. Москва: Новое издательство.
Чирикова, А.Е. (2016). Социальная ответственность бизнеса: должник, благодетель, партнер? Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 4(71), 8–12.
Чирикова, А.Е. (2023). Корпорация и муниципальная власть: как достигается партнерская модель взаимодействия. Власть и элиты, 10(1), 190–230.
Шевченко, Е.А. (2018). Социальная ответственность бизнеса как инструмент эффективной региональной политики. Вестник Института дружбы народов Кавказа, 1(45), 89–94.
Bowen, H. (2013). Social Responsibilities of the Businessman. Iowa City: University of Iowa Press.
Cruz, Jr. H. (2022). Corporate Social Responsibilities and Unethical Decisions – Do Cultural and Social Values and Political Philosophies Make a Difference? American Journal of Industrial and Business Management, 12, 1341–1347.
Freeman, R., Harrison, J., Wicks, A., Parmar, B., Colle, S. de (2010). Stakeholder Theory: The State of Art. Cambridge: Cambridge University Press.

