Бизнес как субъект молодёжной политики в регионе: практики социальной ответственности (на примере г. Краснодара)
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Юг России: люди, общество, политика

УДК

323.2:330-053.6(470.620)

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-25-4-124-147

Как цитировать

Кольба, А.И., Мирошниченко, И.В., Бориско, О.А., Ракачев, Д.Н. (2024). Бизнес как субъект молодёжной политики в регионе: практики социальной ответственности (на примере г. Краснодара). Южно-российский журнал социальных наук, 25(4), 124-147. DOI: 10.31429/26190567-25-4-124-147
Дата поступления 15 октября 2024
Дата принятия 18 ноября 2024
Дата публикации 25 декабря 2024
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2025 Кольба А.И., Мирошниченко И.В., Бориско О.А., Ракачев Д.Н.

Аннотация

В статье рассматриваются форматы и практики корпоративной социальной ответственности (КСО), реализуемые в отношении молодёжи старшей возрастной группы (30–35 лет) как механизмы развития субъектности бизнеса в сфере молодёжной политики. Роль бизнес–структур в реализации ГМП в настоящее время менее значима, чем это позволяет его потенциал. При этом бизнес обладает уникальными возможностями и ресурсами взаимодействия с работающей молодёжью, а также потенциалом влияния на развития территорий своего пребывания. В научных исследованиях данная проблематика в настоящее время представлена ограниченно и фрагментировано. Эмпирическую базу исследования составляли данные, полученные на основе сочетания качественных (экспертное интервью, фокус-­групповое интервью, анализ документов) и количественных (анкетирование) методов. В ходе исследования выделены основные направления реализации социальной ответственности бизнеса в отношении указанной возрастной группы: социально-­экономическое, экологическое, гражданско-­патриотическое и др. Также выявлены имеющиеся расхождения между потребностями бизнес-­структур (поддержка профессионального развития и роста в рамках компаний) и работающей молодёжи (стремление к активному саморазвитию, в том числе и за пределами компаний, с которыми работники связаны в настоящее время). Определены имеющие противоречия между преимущественной ориентацией бизнеса на различные форматы внутренней социальной ответственности, и необходимостью развития территории пребывания (в том числе для решения проблем работающей молодёжи). Сформулированы практические рекомендации для бизнес-­структур, работающих в г. Краснодаре, и муниципальных органов власти, реализация которых на практике позволит активизировать деятельность бизнеса как субъекта молодёжной политики и развития городских территорий на основе практик социальной ответственности.

Ключевые слова

социальная ответственность бизнеса работающая молодежь молодёжная политика развитие территорий Краснодар

Библиографические ссылки

Благих, И.А., Аверьянова, О.В., Рябухина, А.А., Муравьева, О.С. (2020). Молодежная социальная политика как проекция будущего в современной России. Проблемы современной экономики, 2(74), 77–80.

Воронцов, П.Г. (2017). Развитие модели российской корпоративной социальной ответственности на примере крупной корпоративной структуры. Экономический анализ: теория и практика, 16(1), 160–173.

Вотченко, Е.С. (2017). Социальное инвестирование как инновационный механизм взаимодействия власти и бизнеса в современной России (кандидатская диссертация). Краснодар.

Гельман, В. (2015). Модернизация, институты и «порочный круг» постсоветского неопатримониализма. Санкт-Петербург: Европейский университет в Санкт-Петербурге.

Иванова, М.В., Якушева, У.Е. (2020). Формирование механизма взаимодействия социально ответственного бизнеса и региональных органов власти в Арктической зоне РФ. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 13(1), 56–69.

Ланнон, Дж., Ланнон, Л. (2014). Капитализм без эгоизма. Москва: Попурри.

Матвеев, И.А. (2019). Крупный бизнес в путинской России: старые и новые источники влияния на власть. Мир России, 28(1), 54–74.

Мошкова, Л.Е. (2014). Развитие партнерских отношений бизнеса и власти на территории присутствия: теория и практика: монография. Тверь: ТГУ.

Орехов, С.А., Глазов, Р.В. (2018). Об эволюции концепции корпоративной социальной ответственности в России. Экономика и управление: проблемы, решения, 6(3), 16–22.

Перегудов, C.П. (2003). Корпорации, общество, государство: Эволюция отношений. Москва: Наука.

Тев, Д.Б. (2016). Федеральная административная элита: карьерные пути и каналы рекрутирования. Полис. Политические исследования, 4, 115–130.

Тев, Д.Б. (2022). Бизнес как источник рекрутирования высокопоставленных чиновников федеральных экономических министерств России. Социологическое обозрение, 21(3), 104–126.

Фридман, М. (2002). Капитализм и свобода. Москва: Новое издательство.

Чирикова, А.Е. (2016). Социальная ответственность бизнеса: должник, благодетель, партнер? Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 4(71), 8–12.

Чирикова, А.Е. (2023). Корпорация и муниципальная власть: как достигается партнерская модель взаимодействия. Власть и элиты, 10(1), 190–230.

Шевченко, Е.А. (2018). Социальная ответственность бизнеса как инструмент эффективной региональной политики. Вестник Института дружбы народов Кавказа, 1(45), 89–94.

Bowen, H. (2013). Social Responsibilities of the Businessman. Iowa City: University of Iowa Press.

Cruz, Jr. H. (2022). Corporate Social Responsibilities and Unethical Decisions – Do Cultural and Social Values and Political Philosophies Make a Difference? American Journal of Industrial and Business Management, 12, 1341–1347.

Freeman, R., Harrison, J., Wicks, A., Parmar, B., Colle, S. de (2010). Stakeholder Theory: The State of Art. Cambridge: Cambridge University Press.

Статистика скачивания

Нет статистики