Поселенческий уровень местного самоуправления в России: общественные функции и финансовые возможности
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Региональная и локальная политика

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-19-4-69-91

Как цитировать

Туровский, Р.Ф. (2018). Поселенческий уровень местного самоуправления в России: общественные функции и финансовые возможности. Южно-российский журнал социальных наук, 19(4), 69-91. DOI: 10.31429/26190567-19-4-69-91
Дата поступления 22 сентября 2018
Дата принятия 6 ноября 2018
Дата публикации 23 декабря 2018
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2018 Ростислав Феликсович Туровский

Аннотация

В статье проведен анализ общественно значимых функций поселенческого уровня местного самоуправления в России на основе статистических данных Минфина РФ о доходах и расходной политике поселений за последнее десятилетие в целом и в разрезе отдельных регионов. Главной целью исследования было выявление реально действующих функций (которые могут отличаться от закрепленных в законодательстве) местного самоуправления на поселенческом уровне. Наряду с этим предполагалось определить степень финансовой зависимости поселений от вышестоящих уровней власти и объем их государственной поддержки. Методология исследования основывалась на теории принципал-агентских отношений, исходя из того, что местное самоуправление на поселенческом уровне способно выступать в роли агента как государства, так и местного сообщества, но в условиях централизованной системы управления скорее выполняет ограниченный набор функций, определенных (и частично финансируемых) государством. Исследование продемонстрировало наличие неустойчивой ситуации с государственной поддержкой поселений и структурой его расходов, что не позволяет сделать поселенческий уровень устойчивым звеном в многоуровневой системе властных отношений в России. Низкое политическое влияние поселений взаимосвязано с изменением политики государства на более прагматичную — с переходом от активной поддержки поселений к их относительной финансовой автономизации, но с низким уровнем бюджетных доходов. В то же время в последние годы государство стало следовать логике политического бизнес-цикла, усилив поддержку поселений перед президентскими выборами 2018 г. Как показало исследование, в России минимизирована реализация поселениями социальных функций, в то время как приоритет отдан инфраструктурным вопросам (ЖКХ, дорожное хозяйство) и отмечаются непропорционально высокие расходы на содержание органов власти. Выявлено значительное региональное разнообразие функций и влияния поселений, что свидетельствует о наличии множества региональных моделей, сложившихся в связи с подходами региональных властей.

Ключевые слова

местное самоуправление поселенческий уровень бюджетный федерализм расходная политика

Информация о финансировании

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №17-03-00566 «Поселенческий уровень местного самоуправления в России: политическое положение и проблемы развития». Автор выражает благодарность А.Трудолюбову за помощь в написании данной статьи.

Библиографические ссылки

Архипкин, И., Караваева, И. (2011). Зарождение отечественной теории местных финансов. Вестник Института экономики Российской академии наук, 3, 273–283.

Данилова, Я.А., Лавров, А.М., Онищенко, В.В., Покатович, Е.В. (2015). Стимулирование субнациональных властей в проведении бюджетных реформ: российский опыт. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, 5, 5–25.

Ильин, О.Ю., Стялова, И.К. (2012). Сущность местного самоуправления в теориях дореволюционных российских исследователей. Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика, 5, 148–154.

Кириллова, Л.Н., Чиликин, А.Ю. (2010). Особенности управления муниципальными финансами в России. Экономический журнал, 19, 116–126.

Кузнецов, А.В., Кузнецова, О.В. (2015). Региональная политика: зарубежный опыт и российские реали. Москва: ИМЭМО РАН.

Кузнецова, О.В. (2015). Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. Москва: «Книжный дом ЛИБРОКОМ».

Токвиль, А. де. (1992). Демократия в Америке. Москва: Прогресс.

Туровский, Р.Ф. (2015). Российское местное самоуправление: агент государственной власти в ловушке недофинансирования и гражданской пассивности. Полис. Политические исследования, 2, 35–51.

Чичерин, Б.Н. (1894). Курс государственной науки. Тома I–III. Москва: Типография товарищества И.Н. Кушнерев и Ко.

Boadway, R. & Shah, A. (2009). Fiscal federalism: Principles and Practice of Multiorder Governance. New York: Cambridge University Press.

Donovan, T., Smith, D.A. & Mooney, C.Z. (2013). State and Local Politics: Institutions and Reform. Boston: Wadsworth.

Farvacque-Vitkovic, C.D. & Kopanyi, M. (Eds.). (2014). Municipal Finances: A Handbook for Local Governments. Washington: World Bank Publications.

Harloe, M., Pickvance, C.G. & Urry J. (Eds.). (2006). Place, Policy and Politics: Do Localities Matter? London: Unwin Hyman.

Judge, D., Stoker, G. & Wolman, H. (Eds.). (1995). Theories of Urban Politics. London: Sage.

Laffont, J.-J. & Martimort, D. (2002). The Theory of Incentives: the Principal-Agent Model. Princeton: Princeton University Press.

Lankina, T., Hudalla, A. & Wollmann, H. (2008). Local Governance in Central and Eastern Europe: Comparing Performance in the Czech Republic, Hungary, Poland and Russia. Basingstoke: Palgrave.

Miller, W., Dickson, M. & Stoker, G. (2000). Models of Local Governance: Public Opinion and Political Theory in Britain. London: Palgrave.

Multi-level Governance Reforms: Overview of OECD Country Experiences. (2017). Retrieved from http://www.oecd-ilibrary.org/governance/multi-level-governance-reforms_9789264272866-en

Nordhaus, W.D. The Political Business Cycle. (1975). The Review of Economic Studies, 42 (2), 169–190.

Статистика скачивания

Нет статистики