Особенности территориальной организации местного самоуправления в Республике Татарстан
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политическое управление

УДК

342.5(470.41)

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-26-1-6-21

Как цитировать

Сагдиева, Э.А. (2025). Особенности территориальной организации местного самоуправления в Республике Татарстан. Южно-российский журнал социальных наук, 26(1), 6-21. DOI: 10.31429/26190567-26-1-6-21
Дата поступления 20 декабря 2024
Дата принятия 25 января 2025
Дата публикации 28 марта 2025
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2025 Сагдиева Э.А.

Аннотация

Внесение поправок в Конституцию РФ в 2020 г. дало старт реформе местного самоуправления. Основная цель этой реформы заключается в интеграции местного самоуправления в единую систему публичной власти России и сокращении числа муниципалитетов путем их объединения и преобразования в муниципальные и городские округа. В статье рассмотрен проект Федерального закона № 40361–8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» в свете категоричной реакции правительства Республики Татарстан на некоторые положения документа. На основе экспертных интервью и анализа СМИ показано, что республиканская власть пытается донести до федерального центра позицию по возможности сохранения двухуровневой модели местного самоуправления в тех регионах, где она показывает свою эффективность и положительный результат (на примере Татарстана). В то же время республиканская власть согласна с необходимостью введения одноуровневой системы в тех субъектах Российской Федерации, где это оправдано. Подчеркивается важность установления конкретного списка неотъемлемых и перераспределяемых полномочий, а также разработки системы критериев, которые будут обосновывать целесообразность их передачи между регионом и муниципалитетом. Обосновывается, что передача полномочий местного самоуправления государственным органам не повысит эффективность решения местных вопросов, поскольку не сократит расходы на их реализацию и количество управленческих кадров, а лишь изменит источник финансирования. Аргументируется необходимость сохранения сельского депутатского корпуса и депутатских полномочий у избранного главы муниципалитета. Также поднимается вопрос о статусе сельских старост и органов территориального общественного самоуправления и необходимости повышения их положения от органов общественной самодеятельности до полноценных органов местного самоуправления.

Ключевые слова

реформа муниципального управления местное самоуправление муниципальное образование региональная власть правительство Республики Татарстан

Библиографические ссылки

Андрианов, В.Р., Кащеева, А.Р. (2024). Акторы местного самоуправления: формирование идентичности в контексте внедрения одноуровневой системы управления. Крестьяноведение, 9(3), 229–248. DOI: 10.22394/2500-1809-2024-9-3-229-248

Будаева, Ц.Б., Дугарова, А.А. (2012). Теоретические концепции местного самоуправления. Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент, 2, 138–145.

Ворошилов, Н.В. (2022). Проблемы и перспективы развития института местного самоуправления в России. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 15(5), 170–188. DOI: 10.15838/esc.2022.5.83.9

Гнедина, М.А. (2015). Этапы развития самоуправления в России: историко-правовой аспект. Вестник Кемеровского государственного университета, 4(64), 211–213.

Горбатюк, Е.С. (2015). Основные теории местного самоуправления: аналитический обзор. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения, 1, 21–27.

Гунина, Т.Г. (2022). Переход на одноуровневую систему муниципальных образований: последствия для местного самоуправления. Oeconomia et Jus, 2, 61–72. DOI: 10.47026/2499-9636-2022-2-61-72

Дементьев, А.Н. (2018). Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации (1990–2018 годы). Москва: Норма.

Дугарова, А.А., Родионова, Д.Н., Мункуева, И.С. (2022). Территориальная организация местного самоуправления Республики Бурятия в свете муниципальной реформы. Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент, 2, 46–53. DOI: 10.18101/2304-4446-2022-2-46-53

Зазулина, М.Р. (2022). Встроится в систему: местное самоуправление в условиях новой федеральной реформы. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки, 7(3), 275–284. DOI: 10.21603/2500-3372-2022-7-3-275-284

Зеленцов, В.В. (2023). Проблемы и перспективы совершенствования территориальной организации местного самоуправления (на примере муниципальных образований Республики Тыва). Управленческое консультирование, 10, 120–136. DOI 10.22394/1726-1139-2023-10-120-136

Карцев, Б.В., Мусинова, Н.Н. (2020). Современные тренды местного самоуправления в Российской Федерации. Вестник университета, 6, 17–22. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-6-17-22

Кононенко, Е.В. (2010). К вопросу о местном самоуправлении: исторические этапы становления. Историческая и социально-образовательная мысль, 2(4), 34–38.

Леонов, С.Н. (2022). Перспективы реформирования местного самоуправления в свете законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Проблемы развития территории, 26(5), 24–38. DOI: 10.15838/ptd.2022.5.121.3

Мартынов, М.Ю., Сердюков, Д.В. (2024). Эволюция представлений о сущности местного самоуправления в общественно-политическом дискурсе. Южно-российский журнал социальных наук, 25(1), 6–19. DOI: 10.31429/26190567-25-1-6-19

Мусинова, Н.Н. (2022). Об организации местного самоуправления в единой системе публичной власти. Вестник университета, 2, 77–84. DOI: 10.26425/1816-4277-2022-2-77-84

Ольховикова, С.В., Яковлева, С.В. (2022). Внедрение одноуровневой модели местного самоуправления на территории Пермского края. В А.П. Багиров (ред.) Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. Материалы VIII Международной научно-практической конференции (с. 280–283). Екатеринбург.

Осинский, И.И., Добрынина, М.И. (2011). Политология. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета.

Пенизев, М.В. (2022). Концептуальные проблемы реформы местного самоуправления в России. Российское право: образование, практика, наука, 4, 63–71. DOI: 10.34076/2410_2709_2022_4_63

Сагдиева, Э.А. (2024). Что удалось сделать в сельском Татарстане за десять лет реализации системы самообложения населения. Историческая этнология, 9(2), 262–275. DOI: 10.22378/he.2024-9-2.262-275

Тимофеев, Н.С. (2023). Местное самоуправление в системе единой публичной власти. Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 2, 24–49. DOI: 10.55959/MSU0130-0113-11-64-2-3

Уваров, А.А. (2018). История развития местного самоуправления в России в постсоветский период. Местное право, 6, 31–36.

Чихладзе, Л.Т., Ганина, О.Ю. (2020). Тенденции развития местного самоуправления в свете реформирования конституционной модели Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России, 7, 76–81. DOI: 10.24411/2073-0454-2020-10389

Шамсутдинова, Д.В. (2022). Тенденции дальнейшего развития местного самоуправления на примере Республики Татарстан. Ученые записки Казанского юридического института МВД России, 2(14), 117–121.

Шустов, В.Г. (2012). Становление института территориального общественного самоуправления в новой России. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 4(108), 253–258.

Ящук, Т.Ф. (2017). Эволюция местного управления и самоуправления в России. Правоприменение, 1(1), 92–100. DOI: 10.24147/2542-1514.2017.1(1).92-100

Статистика скачивания

Нет статистики