Этапы трансформации культуры коммуникаций власти и общества в эпоху цифровой публичной политики | Южно-российский журнал социальных наук
Этапы трансформации культуры коммуникаций власти и общества в эпоху цифровой публичной политики
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-22-1-34-46
https://doi.org/10.31429/26190567-22-1-34-46

Как цитировать Array

Кныжова З.З., Суслов И.В. Этапы трансформации культуры коммуникаций власти и общества в эпоху цифровой публичной политики // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22, №1. С. 34-46. DOI: 10.31429/26190567-22-1-34-46
Дата поступления 2021-02-04
Дата принятия 2021-03-06
Дата публикации 2021-08-09

Copyright (c) 2021 Зарина Закиевна Кныжова, Иван Владимирович Суслов

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Авторы статьи обращаются к вопросу эволюции культуры масс-элитных коммуникаций в контексте развития цифровых технологий. Под культурой коммуникации в данном случае понимаются нормы и ценности, которые регулируют процесс публичного взаимодействия представителей власти с гражданами. В эволюции требований общества и государства к публичному (онлайн и оффлайн) поведению представителей региональной политической элиты выделяются три этапа: 2010–2013, 2014–2017 и 2018 по настоящее время. В основной части статьи исследуется изменение требований к высказываниям и поведению региональной элиты со стороны государства и общества, в связи с возрастающими темпами цифровизации публичного пространства. На первом этапе (2010–2013 гг.) скандалы и коммуникативные неудачи, случающиеся с представителями политической элиты, обычно носили юмористический характер, не попадали в актуальную информационную повестку дня и редко вызывали официальную реакцию первых лиц государства. Во властном дискурсе Интернет определялся как универсальное средство трансляции открытости государства, а общественные активисты публиковали примеры масс-элитных коммуникаций, выставлявшие чиновников/политиков в неприглядном свете. На втором этапе (2014–2018 гг.) произошло усиление общественной критики этических ошибок, допускаемых политиками и чиновниками в публичных масс-элитных коммуникациях, повышение цифровой активности рядовых пользователей Интернет-­пространства. Юмористический стиль, характерный для первого этапа масс-элитных коммуникаций в цифровом публичном пространстве, уходит в прошлое. В российском обществе заметное влияние набирает запрос на социальную справедливость С 2014 г. федеральные и региональные власти Российской Федерации предпринимают определенные действия по совершенствованию этической стороны взаимодействия власти и общества. Для третьего этапа (с 2018 г.) характерно обращение общественного внимания на культуру и этику общения представителей политической элиты в онлайне, а именно в социальных сетях. Государство запустило процесс формализации интернет-­активности властной элиты путем включения данного показателя в критерии эффективности и принятия ряда законов, регламентирующих интернет-­взаимодействия.

Ключевые слова

политическая элита, региональная элита, политическая культура, региональная власть, политическая риторика, цифровизация политики, политическая коммуникация

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Нарушение этических норм в региональных масс-элитных коммуникациях в период цифровизации публичной политики» № 20-011-32253.

Библиографические ссылки

  1. Bannykh, S. (2013, November 29). Zvezda YouTube Mikhail Gulevskiy: “Da chto vy pristali ko mne s etoy dorogoy!” [YouTube Star Mikhail Gulevsky: “Why are you Bothering me with this Road?”]. Komsomolskaya Pravda [Komsomol Truth]. Retrieved from https://www.lipetsk.kp.ru/online/news/1598950/
  2. Bartels, K. (2013). Public Encounters: The History and Future of Face-to-face Contact Between Public Professionals and Citizens. Public Administration, 91(2), 469–483. DOI: 10.1111/j.1467–9299.2012.02101.x
  3. Bory, P. (2020). Challenging the Network Ideologies. In The Internet Myth: From the Internet Imaginary to Network Ideologies. London: University of Westminster Press, 117–128. DOI:10.2307/j.ctv12fw7sn.9
  4. Brahms, Y. (2020). Philosophy of Post-Truth. Institute for National Security Studies, Tel Aviv-Yafo.
  5. Cernison, M. (2019). Social Media Activism: Water as a Common Good. Amsterdam: Amsterdam University Press.
  6. Chekunova, M. A. (2018). “Diskursivnaya demokratiya” i spetsifika gosudarstvenno-vlastnogo diskursa v usloviyakh razvitiya tsifrovykh kommunikatsiy [Features of The State and Imperious Discourse in the Conditions of Development of Digital Communications]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings], 6(58), 22–48. DOI: 10.24411/2071-6427-2018-00023
  7. Dorofeev, K., Ladinova, E. (2017, February 17) Gubernatoram predstoit komandnaya igra v sotssetyakh [The Governors are in for Team Playing in Social Media]. Izvestiya [Izvestiya]. Retrieved from https://iz.ru/news/665137
  8. Engelstad, F. (2017). Strategic Communication and Institutional Change. In Fredrik Engelstad et al. Institutional Change in the Public Sphere: Views on the Nordic Model (pp. 139–141). De Gruyter, Berlin/Boston.
  9. Enjolras, B., Steen-Johnsen, K. (2017). The Digital Transformation of the Political Public Sphere: A Sociological Perspective. In K. Steen-Johnsen, F. Engelstad, H. Larsen et al. Institutional Change in the Public Sphere: Views on the Nordic Model (pp. 105–113), Berlin/Boston: De Gruyter.
  10. Gekker, A. (2019). Playing with Power: Casual Politicking a New Frame for Political Analysis. In R. Glas, S. Lammes, M. De Lange. In The Playful Citizen: Civic Engagement in a Mediatized Culture (pp. 387–419). Amsterdam: Amsterdam University Press. DOI: 10.2307/j.ctvcmxpds.25
  11. Gerbaudo, P. (2019). The Platform Party: The Transformation of Political Organisation in the Era of Big Data. In D. Chandler, C. Fuchs In Digital Objects, Digital Subjects: Interdisciplinary Perspectives on Capitalism, Labour and Politics in the Age of Big Data (pp. 187–198). London: University of Westminster Press.
  12. Gould-Wartofsky, M. A. (2015). The Occupiers: The Making of the 99 Percent Movement. N.Y.: Oxford University Press.
  13. Grachev, M. N. (2011). Politika: kommunikacionnoe izmerenie [Politics: The Communication Dimension]. Tula: Izdatel’stvo Tul’skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. L. N. Tolstogo.
  14. Gubanov A. V., Zotov V. V. (2017) Sotsial’nye seti kak novyy instrument gosudarstvennogo i munitsipal’nogo upravleniya v Rossiyskoy Federatsii [Social Networks as A New Tool of State and Municipal Management in The Russian Federation]. Kommunikologiya [Communicology], 5(4), 83–92.
  15. Kendall-Taylor, A., Nietsche, C. (2020). Combating Populism: A Toolkit for Liberal Democratic Actors. Washington: Center for a New American Security.
  16. Komarov, D. (2015, October 27). Deputatov otsenyat po-svoemu. V dume Ekaterinburga sozdaetsya komissiya po etike [Deputies will be Assessed at True Value. A Commission on Ethics is Created in the City Duma of Yekaterinburg]. Kommersant [Kommersant]. Retrieved from https://www.kommersant.ru/doc/2841163
  17. Koryakin, I. (2017, November 15). Zhiteley Khakasii otpravili v les. Chem zapomnilas’ “Pryamaya liniya” gubernatora respubliki [The Inhabitants of Hakasia were Sent to the Forest. What has Stayed in People’s Memory after the Governor of the Republic’s Direct Address?]. Kommersant FM [Kommersant FM]. Retrieved from https://www.kommersant.ru /doc/3468140
  18. Mitchenkov, M. (2015, February 17). ZHKKH — eto tri veselye bukvy [HCS (Housing and Communal Services) — is Three Fun Letters]. Kommersant FM [Kommersant FM]. Retrieved from https://www.kommersant.ru/doc/2669506
  19. Morozov E. (2014) Setevye illyuzii. Temnaya storona svobody v Internete [Network Illusions. Dark Side of Internet Freedom]. Moskva: AST: CORPUS.
  20. Murashchenkov, S. V. (2016). Sotsial’nye seti kak instrument organizatsii effektivnoy politicheskoy kommunikatsii grazhdanskogo obshchestva i organov vlasti v sovremennoy Rossii [Social Media as a Tool of Effective Political Communication of Civil Society and Public a Uthorities in Modern Russia]. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki [Izvestiya Tula State University], 4, 35–40.
  21. Naerland, T. U. (2020). The Political Significance of Data Visualization: Four Key Perspectives. In M. Engebretsen, H. Kennedy (Eds) Data Visualization in Society (pp. 63–74). Amsterdam: Amsterdam University Press. DOI:10.2307/j.ctvzgb8c7.10
  22. Obedin, V., Petrova, V. (2018, February 19) Glava Yakutii povzdoril s “Aeroflotom” [The head of Yakutia Quarreled with Aeroflot]. Kommersant [Kommersant]. Retrieved from https://www.kommersant.ru /doc/3554272
  23. Ovakimyan, M. A. (2012). Problemy i perspektivy vzaimodeystviya munitsipal’noy vlasti, predprinimatel’stva i mestnoy vlasti: opyt Rossii [The Problems and Perspectives of Cooperation of Municipal Power, Entrepreneurship and Local Community: Russian Experience]. Gosudarstvennoe i municipal’noe upravlenie. Uchenye zapiski [State and Municipal Management. Scholar Notes], 2, 38–45.
  24. Raidt, J., Tauscher, E. (2017). Whither America? A Strategy for Repairing America’s Political Culture. Washington: Atlantic Council.
  25. Segaard, S. (2017). The Institutional Anchoring of Social Media Venues as Arenas for Local Political Communication: Perceptions by Voters and Politicians. In K. Steen-Johnsen, F. Engelstad, H. Larsen Institutional Change in the Public Sphere: Views on the Nordic Model (pp. 118–138), Berlin/Boston: De Gruyter.
  26. Shestirikova, M. (2018, December 28). Ministr sotsrazvitiya Samarskoy oblasti predlozhila odinokim mamam vyrashchivat’ edu na ogorodakh [The Minister of Social Development of the Samara Region Suggested that Single Mothers Grow Food in Their Vegetable Gardens]. Komsomolskaya Pravda [Komsomol Truth]. Retrieved from https://www.samara.kp.ru /daily/26926/3974072/
  27. Shilova, S. (2013, July 9). I.o. glavy upravy Mar’ino podal v otstavku iz-za konflikta zheny [The Acting head of Maryino Resigned Due to His Wife’s Conflict]. Rossiyskaya gazeta [Rossiyskaya gazeta]. Retrieved from https://rg.ru/2013/07/09/maryino-site-anons.html
  28. Shulepova E. (2012, November 9). Prokuratura trebuet nakazat’ deputata [The Public Prosecutor’s Office Demands the Punishment of the Deputy]. Rossiyskaya gazeta [Rossiyskaya gazeta]. Retrieved from https://rg.ru/2012/11/09/reg-cfo/deputat.html
  29. Thorikov, B. A., Kornev, V. V. (2018). Internet-kommunikatsii gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh: mezhdunarodnyy opyt i rossiyskaya praktika [Internet Communications of State Civil Employees: International Experience and Russian Practice]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo [Scientific Statements of the Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Right], 4, 633–639.
  30. Timmermans, J. (2015). Playing with Others: The Identity Paradoxes of the Web as Social Network. In V. Frissen, S. Lammes, M. De Lange Playful Identities: The Ludification of Digital Media Cultures (pp. 289–290). Amsterdam: Amsterdam University Press. DOI: 10.2307/j.ctt14brqd4.20
  31. Trottier, D. (2017). Digital Vigilantism as Weaponisation of Visibility. Philosophy & Technology, 30(1), 55–72. DOI: 10.1007/s13347–016–0216–4
  32. Trottier, D. (2018). Revisiting Privacy in Public Spaces in the Context of Digital Vigilantism. Surveillance, Privacy and Public Space. Taylor and Francis.
  33. Vasterman, P. (2005). Media-hype. Self-Reinforcing News Waves, Journalistic Standards and the Construction of Social Problems. European Journal of Communication, 20(4), 508–530. DOI:10.1177/0267323105058254
  34. Volkova, A.V. (2014). Sovremennaya publichnost’ i publichnye tsennosti: rossiyskie i zarubezhnye praktiki [Contemporary Public Sphere and Public Values: Russian and Foreign Practices]. Vestnik SPbGU [SPbSU Bulletin], 6(1), 111–118.
  35. Volkova, A. V. (2019) Tsifrovaya bditel’nost’: etika setevoy kommunikatsii i predely grazhdanskogo kontrolya [Digital Vigilance: The Ethics of Network Communication and the Limits of Civilian Control]. Evraziyskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika [Eurasian Integration: Economics, Law, Politics], 3, 59–64.
  36. Volkova, N. (2012, October 31). “Ya vam protru glaza”. Glava rayona obmateril inspektora GIBDD. Rossiyskaya gazeta — Stolichnyy vypusk [”I’ll Show you Who is Who.” The District Chief has Badmouthed the SRS (State Road Safety) Inspector]. Rossiyskaya gazeta [Rossiyskaya gazeta]. Retrieved from https://rg.ru/2012/10/30/reg-pfo/glava.html
  37. Wien, C. (2018). Much ado about nothing Five Media Hypes in a Comparative Perspective. In Vasterman P. From Media Hype to Twitter Storm (pp. 1–6). Amsterdam: Amsterdam University Press. DOI: 10.2307/j.ctt21215m0.11
  38. Yurshina, M. (2017, March 13). Zakonotvorchestvo vyshlo v sotsseti [Lawmaking was Published on Social Networks]. Izvestiya [Izvestiya]. Retrieved from https://iz.ru/news/669813