Аннотация
В современных исследованиях государственной политики по обеспечению национальной безопасности внимание акцентируется на вопросах взаимодействия различных органов власти и проблемах обеспечения единства государственной политики. В условиях России эта проблема приобретает специфический характер вследствие особенностей отечественной модели федерализма и проводимой политики с учетом вертикали управления. На современном этапе научного исследования механизмы и практики взаимодействия различных уровней власти при реализации политики обеспечения национальной безопасности еще не изучены. В условиях Российской Федерации формируются особые механизмы взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации при проведении политики по обеспечению национальной безопасности. На основании изучения эмпирического материала Астраханской и Волгоградской областей выявлено развитие механизмов взаимодействия органов власти разного уровня. Раскрыта роль отдельных органов управления, чья деятельность способствует обеспечению единства государственной политики. Представлена оценка института антитеррористических комиссий как основного механизма обеспечения единства государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности При проведении исследования использованы метод сравнительного анализа и метод контент-анализа. Метод сравнительного анализа позволил оценить особенности и различия реализации государственных целевых программ Астраханской и Волгоградской областей. Метод контент-анализа использован при изучении официальных документов и нормативно-правовых актов по вопросам национальной безопасности. Эмпирическую основу исследования составили нормативно-правовые акты двух уровней государственной власти, статистические и информационные материалы и ресурсы, отчеты органов государственной власти Астраханской и Волгоградской областей по реализации целевых программ и мероприятий.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Борискова, И.В. (2014). Конституционный принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации. Территория науки, 1, 138–146.
Новоселов, С.В. (2016). Особенности современной системы региональной безопасности в Каспийском регионе. Каспийский регион: политика, экономика, культура, 4, 103–111.
Погодина, И.В. (2003). Управление в юридической практике правоохранительных органов. Владимир: ВГПУ.
Усманов, Р.Х. (2012) Проблемы и перспективы этнополитической безопасности и стабильности государства. Прикаспийский вектор Юга России. Каспийский регион: политика, экономика, культура, 4, 443–452.
Усманов, Р.Х. (2015). Геополитические процессы Каспийского региона в контексте национальной безопасности. Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС, 3, 58–63.
Челпаченко, О.А. (2011). Административно-правовые основы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности (Автореферат канд. диссертации). Саратов.
Челпаченко, О.А. (2012). Взаимодействие и координация органов исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности. Административное и муниципальное право, 2, 53–58.
Шаваев, А.Х. (2015). Сущность национальной безопасности и подходы к ее определению. Военный академический журнал, 3 (7), 80–87.
Шободоева, А.В. (2015). Основы теории национальной безопасности. Иркутск: Изд-во БГУЭП.
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». Режим доступа http://kremlin.ru/acts/bank/22573
Положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации. Режим доступа https://61.mvd.ru/upload/site62/folder_page/006/421/036/2011_1130_pologen_antiterror.pdf
Постановление Правительства РФ от 16.01.1997 г. N45 «О создании Межведомственной антитеррористической комиссии Российской Федерации». Режим доступа http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102056311&backlink=1&&nd=102045220
Постановление Правительства РФ от 5.12.2005 г. N725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». Режим доступа http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102103299
Постановление Губернатора Волгоградской области от 2.05.2012 г. N260 «Об утверждении Положения о комитете по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области». Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/460003398
Постановление Губернатора Волгоградской области от 19.11.2013 г. N1175 «Об утверждении Положения о комитете по делам национальностей и казачества Волгоградской области» Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/460220180
Постановление Главы администрации Астраханской области от 16.02.1998 г. № 63 «О создании межведомственной антитеррористической комиссии Астраханской области». Режим доступа https://adm.astrobl.ru/razdel/upravlenie-po-vzaimodeystviyu-s-voinskimi-chastyami-i-pravoohranitelnymi-organami
Постановление Главы администрации Астраханской области от 11.03.2001 г. № 112 «О региональной антитеррористической комиссии Астраханской области». Режим доступа http://www.kolev.ru/index.php?ds=4259
Постановление Правительства Астраханской области от 26. 08. 2005 года N308-П «О региональной антитеррористической комиссии Астраханской области». Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/802037004
Распоряжение Правительства Астраханской области от 08.06.2012 г. № 250-ПР О концепции комплексной долгосрочной целевой программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Астраханской области на 2013–2017 годы». Режим доступа https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_113084
Alexander, M.S., Dylan H. (2013). A Century of Intelligence (1909–2009): International Perspectives. Intelligence and National Security, 38 (3), 297–298.
Ben-Haim, Y. (2016). Policy Neutrality and Uncertainty: an Info-Gap Perspective. Intelligence and National Security, 31, 978–992.
Bochel, H., Defty, A. & Kirkpatrick, J. (2014). Watching the Watchers: Parliament and the Intelligence Services. London: Palgrave Macmillan.
Born, H., Leigh, I. (2005) Making Intelligence Accountable: Legal Standards and Best Practice for Oversight of Intelligence Agencies. Oslo: Publishing House of the Parliament of Norway.
Buzan, B., Hansen L. (2009) The Evolution of International Security Studies. New York: Cambridge University Press.
Cairney, P. (2006) The Analysis of Scottish Parliament Committees: Beyond Capacity and Structure in Comparing West European Legislatures. European Journal of Political Research, 45, 2, 181–208.
Defty, A., Bochel, H. & Kirkpatrick, J. (2014). Tapping the Telephones of Members of Parliament: The ‘Wilson Doctrine’ and Parliamentary Privilege’. Intelligence and National Security, 29, 675–97.
Hijzen, C. (2014). More Than a Ritual Dance: The Dutch Practice of Parliamentary Oversight and Control of the Intelligence Community. Security and Human Rights, 24, 227–238.
Musco, S. (2016). Intelligence Gathering and the Relationship Between Rulers and Spies: Some Lessons from Eminent and Lesser-Known Classics. Intelligence and National Security, 31, 1025–1039.
Williams, P.D. (2012). Security Studies: an Introduction. London: Routledge.
Wright, D., Kreisel, R. (2015). Surveillance in Europe. Oxon: Routledge.