Организационные основы единства государственной политики Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности | Южно-российский журнал социальных наук
Организационные основы единства государственной политики Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-20-1-91-104
https://doi.org/10.31429/26190567-20-1-91-104

Как цитировать

Пономаренко Я.А. Организационные основы единства государственной политики Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20, №1. С. 91-104. DOI: 10.31429/26190567-20-1-91-104
Дата поступления 2018-07-17
Дата принятия 2019-01-15
Дата публикации 2019-03-23

Copyright (c) 2019 Ярослав Андреевич Пономаренко

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В современных исследованиях государственной политики по обеспечению национальной безопасности внимание акцентируется на вопросах взаимодействия различных органов власти и проблемах обеспечения единства государственной политики. В условиях России эта проблема приобретает специфический характер вследствие особенностей отечественной модели федерализма и проводимой политики с учетом вертикали управления. На современном этапе научного исследования механизмы и практики взаимодействия различных уровней власти при реализации политики обеспечения национальной безопасности еще не изучены. В условиях Российской Федерации формируются особые механизмы взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации при проведении политики по обеспечению национальной безопасности. На основании изучения эмпирического материала Астраханской и Волгоградской областей выявлено развитие механизмов взаимодействия органов власти разного уровня. Раскрыта роль отдельных органов управления, чья деятельность способствует обеспечению единства государственной политики. Представлена оценка института антитеррористических комиссий как основного механизма обеспечения единства государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности При проведении исследования использованы метод сравнительного анализа и метод контент-­анализа. Метод сравнительного анализа позволил оценить особенности и различия реализации государственных целевых программ Астраханской и Волгоградской областей. Метод контент-­анализа использован при изучении официальных документов и нормативно-­правовых актов по вопросам национальной безопасности. Эмпирическую основу исследования составили нормативно-­правовые акты двух уровней государственной власти, статистические и информационные материалы и ресурсы, отчеты органов государственной власти Астраханской и Волгоградской областей по реализации целевых программ и мероприятий.

Ключевые слова

национальная безопасность, государственная безопасность, правоохранительные органы, противодействие терроризму

Библиографические ссылки

  1. Usmanov, P. Kh. (2015). Geopoliticheskiye protsessy Kaspiiskogo regiona v kontexte natsional’noi bezopasnosti [Geopolitical Processes of the Caspian Region in the Context of National Security]. Gosudarstvennoye i munitsipal’noye upravleniye: Uchyonye zapiski SKAGS [State and Municipal Management: Proceedings of South-Caucasian Academy of Government Service], 3, 58-63.
  2. Chelpachenko, O. A. (2011). Administrativno-pravovye osnovy vzaimodeistviya federal’nykh organov ispolnitel’noi vlasti Rossiiskoi Federatsii v sfere obespecheniya natsional’noi bezopasnosti [Administrative and Legal Foundations of the Interaction of the RF Federal Executive Bodies in the Sphere of Ensuring Security] (Abstract of the Cand. Dissertation). Saratov.
  3. Chelpachenko, O. A. (2012). Vzaimodeistviye I coordinatsiya organov ispolnitel’noi vlasti v sfere obespecheniya natsional’noi bezopasnosti [Interaction and Coordination of Executive Bodies of Power in Ensuring National Security]. Administrativnoye i munitsipal’noye pravo [Administrative and Municipal Law], 2, 53-58.
  4. Shavayev, A. Kh. (2015). Sushchnost’ national’noi bezopasnosti b podkhody k ee opredeleniyu [National Security Essence and Method of its Definition]. Voennyi akademicheskii zhurnal [Academic Military Journal], 3 (7), 80–87.
  5. Shobodoyeva, A. V. (2015). Osnovy teorii natsional’noi bezopasnosti [Foundations of the Theory of National Security]. Irkutsk: Izd-vo BGUEP.
  6. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 02.07.2005 g. No 773 “Voprosy vzaimodeistviya i coordinatsii deyatel’nosti organov ispolnitel’noi vlasti subjektov Rossiiskoi Federatsii i territorial’nykh Federal’nykh organov ispolnitel’noi vlasti [Decree of the RF President of 02.07.2005, No773, “Problems of Interaction and Coordination in the Activities of the Executive Bodies of Power of the RF Federal Subjects and Territorial Executive Bodies”]. Retrieved from http://kremlin.ru/acts/bank/22573
  7. Polozheniye ob antiterroristicheskoi komissii v subjekte Rossiiskoi Federatsii [Statute of Antiterrorist Committee in a RF Subject]. Retrieved from https://61.mvd.ru/upload/site62/folder_page/006/421/036/2011_1130_pologen_antiterror.pdf
  8. Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 16.01.1997g. No 45 “O sozdanii Mezhvedomstvennoi antiterroristicheskoi komissii Rossiiskoi Federatsii” [RF Government Regulation of 16.01.1997, № 45, “On Establishing Interdepartmental Antiterrorist Committee of the Russian Federation”]. Retrieved from http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102056311&backlink=1&&nd=102045220
  9. Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 5.12.2005 g. No 725 “O vzaimodeistvii i coordinatsii deyatel’nosti organov ispolnitel’noi vlasti subjektov Rossiiskoi Federatsii i territorial’nykh Federal’nykh organov ispolnitel’noi vlasti” [RF Government Regulation of 5.12.2005, № 725, “On Interaction and Coordination in the Activities of the Executive Bodies of Power of the RF Federal Subjects and Territorial Executive Bodies”]. Retrieved from: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=10210329
  10. Postanovleniye Gubernatora Volgogradskoi oblasti ot 2.05.2012 g. No260 “Ob utverzhdenii Polozheniya o komitete po obespecheniyu bezopasnosti shiznedeyatel’nosti naseleniya Volgogradskoi obkasti” [Regulation of the Governor of Volgograd Region of 2.05.2012, № 260, “On Validating the Provisions on the Committee on Ensuring Vital Functioning of the Local Population”]. Retrieved from http://docs.cntd.ru/document/460003398
  11. Postanovleniye Gubernatora Volgogradskoi oblasti ot 19.11.2013 g. No 1175 “Ob utverzhdenii Polozheniya o komitete po delam natsional’njstei i kazachestva Volgogradskoi obkasti” [Regulation of the Governor of Volgograd Region of 19.11.2013, № 1175,” On Validating the Provisions on the Committee on Nationalities and the Cossacks in Volgograd Region”]. Retrieved from http://docs.cntd.ru/document/460220180
  12. Postanovleniye Glavy administratsii Astrakhanskoi oblasti ot 16.02.1008 g. No 63 “O sozdanii mezhvedomstvennoi antiterroristicheskoi komissii Astrakhanskoi oblasti” [Regulation of the Head of the Administration of Astrakhan Region of 16.02.1998, № 63, “On Establishing Interdepartmental Antiterrorist Committee of Astrakhan Region”]. Retrieved from https://adm.astrobl.ru/razdel/upravlenie-po-vzaimodeystviyu-s-voinskimi-chastyami-i-pravoohranitelnymi-organami
  13. Postanovleniye Glavy administratsii Astrakhanskoi oblasti ot 11.03.2001 g. No 112 “O regional’noi antiterroristicheskoi komissii Astrakhanskoi oblasti” [Regulation of the Head of the Administration of Astrakhan Region of 11.03.2001, № 112, “On the Regional Antiterrorist Committee of Astrakhan Region”]. Retrieved from http://www.kolev.ru/index.php?ds=4259
  14. Postanovleniye Pravitel’stva Astrakhanskoi oblasti ot 26.08.2005 g. № 308-P “O regional’noi antiterroristicheskoi komissii Astrakhanskoi oblasti” [Regulation of the Astrakhan Region Government of 26.08.2005, No308-П, “On the Regional Antiterrorist Committee of Astrakhan Region”]. Retrieved from http://docs.cntd.ru/document/802037004
  15. Rasporyazheniye Pravitel’stva Astrakhanskoi oblasti ot 08.06.2012 g. № 250-PR “O kontseptsii komplexnoi dolgosrochnoi tselevoi programmy “Profilactika extremizma i terrorizma v Astrakhanskoi oblasti na 2011–2017 gody” [The Astrakhan Regional Government Instruction of 08.06.2012, No250-ПР, “On the Concept of Complex Long-term Target Program “The Prophylactics of Extremism and Terrorism in Astrakhan Region for 2013–2017””. Retrieved from https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_113084
  16. Alexander, M. S., Dylan H. (2013). A Century of Intelligence (1909–2009): International Perspectives. Intelligence and National Security, 38 (3), 297-298.
  17. Ben-Haim, Y. (2016). Policy Neutrality and Uncertainty: an Info-Gap Perspective. Intelligence and National Security, 31, 978-992
  18. Bochel, H., Defty, A. & Kirkpatrick, J. (2014). Watching the watchers: Parliament and the Intelligence Services. London: Palgrave Macmillan.
  19. Born, H., Leigh, I. (2005). Making Intelligence Accountable: Legal Standards and Best Practice for Oversight of Intelligence Agencies. Oslo: Publishing House of the Parliament of Norway.
  20. Buzan B., Hansen L. (2009) The Evolution of International Security Studies. New York: Cambridge University Press.
  21. Cairney, P. (2006) The Analysis of Scottish Parliament Committees: Beyond Capacity and Structure in Comparing West European Legislatures. European Journal of Political Research, 45, 2 181–208.
  22. Defty, A., Bochel, H. & Kirkpatrick, J. (2014). Tapping the Telephones of Members of Parliament: The ‘Wilson Doctrine’ and Parliamentary Privilege’. Intelligence and National Security, 29, 675–97.
  23. Hijzen, C. (2014). More Than a Ritual Dance: The Dutch Practice of Parliamentary Oversight and Control of the Intelligence Community. Security and Human Rights, 24, 227–238.
  24. Musco, S. (2016). Intelligence Gathering and the Relationship Between Rulers and Spies: Some Lessons from Eminent and Lesser-Known Classics. Intelligence and National Security, 31, 1025-1039.
  25. Williams, P. D. (2012). Security Studies: an Introduction. London: Routledge.
  26. Wright, D., Kreisel, R. (2015). Surveillance in Europe. Oxon: Routledge.