Аннотация
Статья посвящена поиску корреляции между вероисповеданием индивида и его политическими установками, формирующими политическую идентичность. В статье анализируются данные социологического опроса, проведенного весной 2020 г. в Нижнем Поволжье исследовательским коллективом кафедры истории, политологии и социологии Саратовской государственной юридической академии. Сбор первичной социологической информации осуществлялся методом интернет-анкетирования респондентов при помощи сервиса Google forms. Объем выборки составил 1100 чел. Были опрошены представители Астраханской области (184 респондента), Волгоградской (307) и Саратовской (609). Теоретическое значение исследования заключается в обосновании важности религиозной принадлежности в формировании политических ориентаций и актуализации религиозного компонента политической идентичности граждан. Исследование затрагивает круг тем, связанных с политизацией религии и сакрализацией политики. Авторами выявлено, что светскость оказалась в целом устойчивой доминантой политического мировоззрения и мироощущения населения Нижнего Поволжья. Десекуляризирования политической сферы в общественном сознании населения Нижнего Поволжья не произошло. При этом религиозный фактор как элемент мировоззрения граждан имеет определенное влияние на формирование политической идентичности в регионе. Прикладное значение исследования состоит в определении важности религиозности для современных политических процессов и позволяет сделать вывод о характере пересечения / наложения двух видов идентичностей: религиозной и политической, что принципиально для формирования общегражданской идентичности в современной постсекулярной России. Строгого совпадения границ религиозной и политической идентичности не обнаружено. Выявлен запрос на справедливость и изменения, зафиксировано недовольство состоянием основ функционирования политической системы, что создает риски радикализации общественного настроения. По результатам исследования эти общественные настроения свидетельствуют о преобладании символической идентификации.
Ключевые слова
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00389 «Религиозная безопасность в Нижнем Поволжье: современное состояние и технологии стабилизации».Библиографические ссылки
- Arlyapova, Ye. S. (2013). Islam kak istochnik legitimatsii i konsolidatsii vlasti v Chechenskoy respubliki [Islam as a Source of Legitimation and Consolidation of Power in the Chechen Republic]. Politicheskaya nauka [Political Science], 2, 177–192.
- Avksent'ev, V., Aksyumov, V., Vasil'chenko, V. (2016). Konflikt vokrug hidzhabov: religiya ili politika [Conflict over Hijabs: Religion or Politics?]. Rossiya i musul'manskiy mir [Russia and the Moslem World], 10, 53–67.
- Fadeeva, L. A. (2016). Identichnost' kak kategoriya politicheskoy nauki: issledovatel'skoye pole i kognitivnyy potentsial [Identity as Political Science Term: Research Area and Cognitive Resource]. Politicheskaya nauka [Political Science], 2, 164–180.
- Fossum, J. E. (2001). Identity Politics in the European Union. European Integration, 23(4), 373–406.
- From Group Identity to Political Cohesion and Commitment (2013). In L. Huddy, D. O. Sears, J. Levy (Eds). Department of Politics (pp. 1–71). N.Y.: Oxford Univ. Press.
- Gorshkov, M. K., Petuhov, V. V. (2015). Rosiiskoe obschestvo i visovi vremeni [Russian Society and the Challenges of the Time]. Moscow: Institut sotsiologii RAN.
- Green, D. M. (Ed.) (2002). Constructivism and Comparative Politics. N.Y.: M. E. Sharpe.
- Habermas, Ju. (1995). Grazhdanstvo i natsional'naya identichnost' [Citizenship and National Identity]. Moscow: Akademiya.
- Hamid, S. (2015). Temptations of Power: Islamists & Illiberal Democracy in a New Middle East. Oxford and N-Y: Oxford University Press.
- Hantington, S. (2009). Kto my? Vyzovy amerikanskoy natsional'noy identichnosti [Who are We? The Challenges to America's National Identity]. Moscow: AST.
- Khokhlov, A. A. (2019). Politizatsiya religioznykh soobshchestv i problemy mezhkul'turnogo vzaimoponimaniya v postsekulyarnoy Rossii [Politicization of Religious Communities and Issues of Intercultural Understanding in Post-Secular Russia]. Vestnik RGGU, Seriya “Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedeniye” [RSUH/RGGU Bulletin. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies], 1, 153–163.
- Kudryashova, I. V. (2015). Kul'turno-religioznyye tsennosti kak resurs obshchestvenno-politicheskogo razvitiya [Cultural and Religious Values as a Resource for Social and Political Development]. Islam v sovremennom mire [Islam in the Modern World], 2, 65–74.
- Kudryashova, I. V. (2017). Musul'manskaya politicheskaya identichnost' v sovremennuyu epokhu: svyashchennyy tekst i sotsial'nyy opyt [Contemporary Muslim Political Identity: the Sacred Text and Social Experience]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya [RUDN Journal of Political Science], 4, 349–365.
- Makovskiy, A. A. (2017). Sovremennyy politiko-konfessional'nyy portret Saratovskoy oblasti [Contemporary Political and Religious Portrait of the Saratov Region]. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences], 5, 156–163.
- Malakhov, V. S., Letnyakov, D. E. (2020). Mertsayushchiy sekulyarizm: religiya v rossiyskom publichnom prostranstve [Shimmering Secularism: Religion in Russian Public Space]. Polis. Politicheskiye issledovaniya [Polis. Political Studies], 1, 135–149.
- Mchedlova, M. M., Kofanova, YE. N. (2020). Rossiya v ozhidanii peremen: religioznyy faktor i sotsial'no-politicheskiye predpochteniya [Russia in Anticipation of Changes: Religious Factor and Socio-Political Preferences]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya [RUDN Journal of Political Science], 1, 7–21.
- Mchedlova, M. M. (2016). Religiya, obshchestvo, gosudarstvo: vyzovy i ugrozy sovremennosti [Religion, Society, State: Contemporary Challenges and Threats]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies], 10, 110–118.
- Ostrovskaya, Ye. A. (2016). O global'nykh transnatsional'nykh etnoreligioznykh diasporakh [On Global Transnational Ethno-Religious Diaspora]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies], 10, 102–110.
- Ryzhova, S. V. (2015). Etnokonfessional'naya identichnost' i formirovaniye religioznykh politicheskikh oriyentatsiy [Ethnoconfessional Identity and the Formation of Religious and Political Orientations]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies], 10, 137–145.
- Sagitova, L. V. (2018). Islam v konstruirovanii regional'nogo politicheskogo dizayna sovremennogo Tatarstana [Islam in the Construction of the Regional Political Design of Contemporary Tatarstan]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya [RUDN Journal of Political Science], 3, 313–322.
- Selker, O. (2004). The Limits of European Integration: The Question of European Identity. Ankara Avrupa Calismalari Dergisi, 2, 1303–2518.
- Semenenko, I. S. (Ed.) (2011). Politicheskaya identichnost' i politika identichnosti. T. 1: Identichnost' kak kategoriya politicheskoy nauki: slovar' terminov i ponyatiy [Political Identity and Identity Politics. Vol. 1: Identity as a Category of Political Science: a Dictionary of Terms and Concepts]. Moscow: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN).
- Shnirel'man, V. A. (2018). Pravoslavnyye fundamentalisty Rossii v epokhu “kul'turnykh voyn” [Orthodox Fundamentalists in Russia in the Age of "Culture Wars"]. In V. A. Tishkov, V. V. Stepanov (Eds) Etnicheskoye i religioznoye mnogoobraziye Rossii [Ethnic and Religious Diversity of Russia] (pp. 191–220). Moscow: IEA RAN.
- Shovkanov, D. A. (2018). Konfessional'nyy aspekt kak sotsio-kul'turnyy element v garmonizatsii mezhnatsional'nykh otnosheniy [Confessional Aspect as a Social and Cultural Element in Harmonization of Interethnic Relations]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [The Surgut State Pedagogical University Bulletin], 2, 56–67.
- Slobozhnikova, V. (2016). The Religious Factor in Party Creation of Modern Russia. Politics and Religion Journal (PRJ), 10(1), 19–42.
- Slobozhnikova, V. S. (2013). Religioznost' kak politicheskiy resurs rossiyskogo gosudarstva [Religiousness as a Political Resource of the Russian state]. Politicheskaya nauka [Political Science], 2, 165–176.
- Slobozhnikova, V. S. (2019). Osvoyeniye sotsio-gumanitarnymi naukami Rossii fenomena postsekulyarnosti [Assimilation of the Phenomenon of Post-Secularism by Social and Humanitarian Sciences of Russia]. In V. S. Slobozhnikova, I. V. Suslova (Eds.) Rossiyskaya obshchestvenno-gumanitarnaya nauka pered vyzovami sovremennosti: sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (25–26 yanvarya 2019 g., Saratov) [Russian Social and Humanitarian Science in the Face of Contemporary Challenges: Collection of Articles on the International Scientific and Practical Conference (25–26 January, 2019)] (pp. 53–60). Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya.
- Soldatova, A. S. (2019). Issledovaniye fenomena politicheskoy identichnosti: prikladnoy aspect [Research into the Phenomenon of Political Identity: An Applied Dimension]. In Razvitiye politicheskikh institutov i protsessov: zarubezhnyy i otechestvennyy opyt. Materialy X Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Development of Political Institutions and Processes: Foreign and Domestic Experience. Materials of the 10th All-Russian Scientific and Practical Conference] (pp. 77–83). Omsk: Omskiy gosudarstvennyy universitet im. F. M. Dostoyevskogo.
- Spiegel, A. M. (2015). Young Islam. The New Politics of Religion in Morocco and the Arab World. Princeton: Princeton University.
- Suslov, M. D. (2013). “Svyataya Rus'”: geopoliticheskoye voobrazheniye v sovremennoy Russkoy pravoslavnoy tserkvi [“Holy Russia”: Geopolitical Imagination in the Russian Orthodox Church Today]. Politicheskaya nauka [Political Science], 2, 142–164.
- Topchiyev, M. S., Shtonda, V. V. (2017). Transformatsiya otnosheniya k khidzhabu kak markeru chuzhogo v sovremennoy kul'ture [Transformation of Attitudes Towards Hijab as a Marker of the Other in Modern Culture]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 3, 171–179.
- Yablokov, I. N. (2017). Soderzhashchiyesya v nekotorykh rossiyskikh sobytiyakh potentsial'nyye riski destabilizatsii mezhnatsional'nykh i mezhreligioznykh otnosheniy [Potential Risks of Destabilization of Interethnic and Interreligious Relations Contained in some Russian Events]. Sotsial'no-politicheskiye nauki [Sociopolitical Sciences], 2, 7–10.
- Zadorin, I. V., Khomyakova, A. P. (2019). Religioznaya samoidentifikatsiya respondentov v massovykh oprosakh: chto stoit za deklaratsiyami [Religious Self-Identification of Respondents in Mass Surveys: What is behind Declared Religiosity?]. Politiya: Analiz. Khronika. Prognoz [Politeia. Journal of Political Philosophy and Sociology of Politics], 3, 161–184.
- Zhuravlev, D. V. (2017). Pravoslavnaya identichnost' kak traditsionalizm: konstruirovaniye politicheskikh smyslov v aktual'nom publichnom diskurse RPTS [Orthodox Identity as Traditionalism: Construction of Political Meanings in Actual Public Discourse of the Russian Orthodox Church]. Politiya: Analiz. Khronika. Prognoz [Politeia. Journal of Political Philosophy and Sociology of Politics], 4, 82–106.