Аннотация
Статья посвящена поиску корреляции между вероисповеданием индивида и его политическими установками, формирующими политическую идентичность. В статье анализируются данные социологического опроса, проведенного весной 2020 г. в Нижнем Поволжье исследовательским коллективом кафедры истории, политологии и социологии Саратовской государственной юридической академии. Сбор первичной социологической информации осуществлялся методом интернет-анкетирования респондентов при помощи сервиса Google forms. Объем выборки составил 1100 чел. Были опрошены представители Астраханской области (184 респондента), Волгоградской (307) и Саратовской (609). Теоретическое значение исследования заключается в обосновании важности религиозной принадлежности в формировании политических ориентаций и актуализации религиозного компонента политической идентичности граждан. Исследование затрагивает круг тем, связанных с политизацией религии и сакрализацией политики. Авторами выявлено, что светскость оказалась в целом устойчивой доминантой политического мировоззрения и мироощущения населения Нижнего Поволжья. Десекуляризирования политической сферы в общественном сознании населения Нижнего Поволжья не произошло. При этом религиозный фактор как элемент мировоззрения граждан имеет определенное влияние на формирование политической идентичности в регионе. Прикладное значение исследования состоит в определении важности религиозности для современных политических процессов и позволяет сделать вывод о характере пересечения / наложения двух видов идентичностей: религиозной и политической, что принципиально для формирования общегражданской идентичности в современной постсекулярной России. Строгого совпадения границ религиозной и политической идентичности не обнаружено. Выявлен запрос на справедливость и изменения, зафиксировано недовольство состоянием основ функционирования политической системы, что создает риски радикализации общественного настроения. По результатам исследования эти общественные настроения свидетельствуют о преобладании символической идентификации.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00389 «Религиозная безопасность в Нижнем Поволжье: современное состояние и технологии стабилизации».
Библиографические ссылки
Arlyapova, Ye. S. (2013). Islam kak istochnik legitimatsii i konsolidatsii vlasti v Chechenskoy respubliki [Islam as a Source of Legitimation and Consolidation of Power in the Chechen Republic]. Politicheskaya nauka [Political Science], 2, 177–192.
Avksent'ev, V., Aksyumov, V., Vasil'chenko, V. (2016). Konflikt vokrug hidzhabov: religiya ili politika [Conflict over Hijabs: Religion or Politics?]. Rossiya i musul'manskiy mir [Russia and the Moslem World], 10, 53–67.
Fadeeva, L. A. (2016). Identichnost' kak kategoriya politicheskoy nauki: issledovatel'skoye pole i kognitivnyy potentsial [Identity as Political Science Term: Research Area and Cognitive Resource]. Politicheskaya nauka [Political Science], 2, 164–180.
Fossum, J. E. (2001). Identity Politics in the European Union. European Integration, 23(4), 373–406.
From Group Identity to Political Cohesion and Commitment (2013). In L. Huddy, D. O. Sears, J. Levy (Eds). Department of Politics (pp. 1–71). N.Y.: Oxford Univ. Press.
Gorshkov, M. K., Petuhov, V. V. (2015). Rosiiskoe obschestvo i visovi vremeni [Russian Society and the Challenges of the Time]. Moscow: Institut sotsiologii RAN.
Green, D. M. (Ed.) (2002). Constructivism and Comparative Politics. N.Y.: M. E. Sharpe.
Habermas, Ju. (1995). Grazhdanstvo i natsional'naya identichnost' [Citizenship and National Identity]. Moscow: Akademiya.
Hamid, S. (2015). Temptations of Power: Islamists & Illiberal Democracy in a New Middle East. Oxford and N-Y: Oxford University Press.
Hantington, S. (2009). Kto my? Vyzovy amerikanskoy natsional'noy identichnosti [Who are We? The Challenges to America's National Identity]. Moscow: AST.
Khokhlov, A. A. (2019). Politizatsiya religioznykh soobshchestv i problemy mezhkul'turnogo vzaimoponimaniya v postsekulyarnoy Rossii [Politicization of Religious Communities and Issues of Intercultural Understanding in Post-Secular Russia]. Vestnik RGGU, Seriya “Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedeniye” [RSUH/RGGU Bulletin. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies], 1, 153–163.
Kudryashova, I. V. (2015). Kul'turno-religioznyye tsennosti kak resurs obshchestvenno-politicheskogo razvitiya [Cultural and Religious Values as a Resource for Social and Political Development]. Islam v sovremennom mire [Islam in the Modern World], 2, 65–74.
Kudryashova, I. V. (2017). Musul'manskaya politicheskaya identichnost' v sovremennuyu epokhu: svyashchennyy tekst i sotsial'nyy opyt [Contemporary Muslim Political Identity: the Sacred Text and Social Experience]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya [RUDN Journal of Political Science], 4, 349–365.
Makovskiy, A. A. (2017). Sovremennyy politiko-konfessional'nyy portret Saratovskoy oblasti [Contemporary Political and Religious Portrait of the Saratov Region]. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences], 5, 156–163.
Malakhov, V. S., Letnyakov, D. E. (2020). Mertsayushchiy sekulyarizm: religiya v rossiyskom publichnom prostranstve [Shimmering Secularism: Religion in Russian Public Space]. Polis. Politicheskiye issledovaniya [Polis. Political Studies], 1, 135–149.
Mchedlova, M. M., Kofanova, YE. N. (2020). Rossiya v ozhidanii peremen: religioznyy faktor i sotsial'no-politicheskiye predpochteniya [Russia in Anticipation of Changes: Religious Factor and Socio-Political Preferences]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya [RUDN Journal of Political Science], 1, 7–21.
Mchedlova, M. M. (2016). Religiya, obshchestvo, gosudarstvo: vyzovy i ugrozy sovremennosti [Religion, Society, State: Contemporary Challenges and Threats]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies], 10, 110–118.
Ostrovskaya, Ye. A. (2016). O global'nykh transnatsional'nykh etnoreligioznykh diasporakh [On Global Transnational Ethno-Religious Diaspora]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies], 10, 102–110.
Ryzhova, S. V. (2015). Etnokonfessional'naya identichnost' i formirovaniye religioznykh politicheskikh oriyentatsiy [Ethnoconfessional Identity and the Formation of Religious and Political Orientations]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies], 10, 137–145.
Sagitova, L. V. (2018). Islam v konstruirovanii regional'nogo politicheskogo dizayna sovremennogo Tatarstana [Islam in the Construction of the Regional Political Design of Contemporary Tatarstan]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya [RUDN Journal of Political Science], 3, 313–322.
Selker, O. (2004). The Limits of European Integration: The Question of European Identity. Ankara Avrupa Calismalari Dergisi, 2, 1303–2518.
Semenenko, I. S. (Ed.) (2011). Politicheskaya identichnost' i politika identichnosti. T. 1: Identichnost' kak kategoriya politicheskoy nauki: slovar' terminov i ponyatiy [Political Identity and Identity Politics. Vol. 1: Identity as a Category of Political Science: a Dictionary of Terms and Concepts]. Moscow: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN).
Shnirel'man, V. A. (2018). Pravoslavnyye fundamentalisty Rossii v epokhu “kul'turnykh voyn” [Orthodox Fundamentalists in Russia in the Age of "Culture Wars"]. In V. A. Tishkov, V. V. Stepanov (Eds) Etnicheskoye i religioznoye mnogoobraziye Rossii [Ethnic and Religious Diversity of Russia] (pp. 191–220). Moscow: IEA RAN.
Shovkanov, D. A. (2018). Konfessional'nyy aspekt kak sotsio-kul'turnyy element v garmonizatsii mezhnatsional'nykh otnosheniy [Confessional Aspect as a Social and Cultural Element in Harmonization of Interethnic Relations]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [The Surgut State Pedagogical University Bulletin], 2, 56–67.
Slobozhnikova, V. (2016). The Religious Factor in Party Creation of Modern Russia. Politics and Religion Journal (PRJ), 10(1), 19–42.
Slobozhnikova, V. S. (2013). Religioznost' kak politicheskiy resurs rossiyskogo gosudarstva [Religiousness as a Political Resource of the Russian state]. Politicheskaya nauka [Political Science], 2, 165–176.
Slobozhnikova, V. S. (2019). Osvoyeniye sotsio-gumanitarnymi naukami Rossii fenomena postsekulyarnosti [Assimilation of the Phenomenon of Post-Secularism by Social and Humanitarian Sciences of Russia]. In V. S. Slobozhnikova, I. V. Suslova (Eds.) Rossiyskaya obshchestvenno-gumanitarnaya nauka pered vyzovami sovremennosti: sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (25–26 yanvarya 2019 g., Saratov) [Russian Social and Humanitarian Science in the Face of Contemporary Challenges: Collection of Articles on the International Scientific and Practical Conference (25–26 January, 2019)] (pp. 53–60). Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya.
Soldatova, A. S. (2019). Issledovaniye fenomena politicheskoy identichnosti: prikladnoy aspect [Research into the Phenomenon of Political Identity: An Applied Dimension]. In Razvitiye politicheskikh institutov i protsessov: zarubezhnyy i otechestvennyy opyt. Materialy X Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Development of Political Institutions and Processes: Foreign and Domestic Experience. Materials of the 10th All-Russian Scientific and Practical Conference] (pp. 77–83). Omsk: Omskiy gosudarstvennyy universitet im. F. M. Dostoyevskogo.
Spiegel, A. M. (2015). Young Islam. The New Politics of Religion in Morocco and the Arab World. Princeton: Princeton University.
Suslov, M. D. (2013). “Svyataya Rus'”: geopoliticheskoye voobrazheniye v sovremennoy Russkoy pravoslavnoy tserkvi [“Holy Russia”: Geopolitical Imagination in the Russian Orthodox Church Today]. Politicheskaya nauka [Political Science], 2, 142–164.
Topchiyev, M. S., Shtonda, V. V. (2017). Transformatsiya otnosheniya k khidzhabu kak markeru chuzhogo v sovremennoy kul'ture [Transformation of Attitudes Towards Hijab as a Marker of the Other in Modern Culture]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 3, 171–179.
Yablokov, I. N. (2017). Soderzhashchiyesya v nekotorykh rossiyskikh sobytiyakh potentsial'nyye riski destabilizatsii mezhnatsional'nykh i mezhreligioznykh otnosheniy [Potential Risks of Destabilization of Interethnic and Interreligious Relations Contained in some Russian Events]. Sotsial'no-politicheskiye nauki [Sociopolitical Sciences], 2, 7–10.
Zadorin, I. V., Khomyakova, A. P. (2019). Religioznaya samoidentifikatsiya respondentov v massovykh oprosakh: chto stoit za deklaratsiyami [Religious Self-Identification of Respondents in Mass Surveys: What is behind Declared Religiosity?]. Politiya: Analiz. Khronika. Prognoz [Politeia. Journal of Political Philosophy and Sociology of Politics], 3, 161–184.
Zhuravlev, D. V. (2017). Pravoslavnaya identichnost' kak traditsionalizm: konstruirovaniye politicheskikh smyslov v aktual'nom publichnom diskurse RPTS [Orthodox Identity as Traditionalism: Construction of Political Meanings in Actual Public Discourse of the Russian Orthodox Church]. Politiya: Analiz. Khronika. Prognoz [Politeia. Journal of Political Philosophy and Sociology of Politics], 4, 82–106.