Аннотация
Статья посвящена анализу содержания информационной повестки, формируемой в социальной сети «ВКонтакте» в период выборов депутатов Государственной думы Российской Федерации VIII созыва. Актуальность исследования социальных сетей связана с их значительной ролью в процессе формирования установок и восприятия действительности современной молодежью. С этой целью был проведен анализ сообществ молодежных общественных организаций («Российский союз молодежи» и «Российской союз сельской молодежи»), а также молодежных организаций политических партий, выдвинувших кандидатов на выборы депутатов Государственной думы Российской Федерации VIII созыва. Доминирующая информационная повестка определялась на основе анализа новостной ленты информационного агентства «РИА Новости» в социальной сети «ВКонтакте». Анализ сообществ осуществлялся по двум направлениям. Во-первых, собрана информация по повесткам и активности аудитории. Во-вторых, был рассмотрен ряд характеристик информационного освещения в социальной сети «ВКонтакте»: демографические характеристики аудитории, ценностные ориентации и настроения аудитории, тематика информационных повесток, вовлеченность аудитории в информационную повестку сообщества. Результаты исследования позволяют говорить о том, молодежь довольно далека от основных реальных и значимых повесток проблем и развития страны, наблюдаются различия с транслируемыми повестками «РИА Новости» как наиболее крупного и актуального информационного агентства. В целом и сама повестка «РИА Новости» конъюнктурна и транслирует актуальные новостные сводки, не ориентируясь на предпочтения целевой аудитории. Партийные молодежные сообщества не используют для работы со сторонниками и аудиторией инструменты двухсторонней коммуникации, что сказывается на вовлеченности пользователей в информационную повестку, транслируемую сообществами. Тематика выборов как основная повестка в данный период не транслировалась «РИА Новости», сообществами молодежных общественных организаций «ВКонтакте». Предвыборная повестка слабо транслировалась молодежными крыльями политических партий. Сообщества молодежных организаций, скорее, ориентированы на собственные приоритеты и самостоятельно создаваемую текущую повестку, нежели на общеполитическую повестку в стране. Это позволяет говорить о том, что молодежь вынуждена удовлетворять собственный интерес в получении актуальной информации о выборах в других сообществах и там вступать в обсуждение кандидатов, партий и их программ.
Ключевые слова
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31366 «Образ будущего России в представлениях учащейся молодежи: факторы формирования и трансформации в условиях перемен и кризисов».
Библиографические ссылки
- Auditoriya sotsial’nykh setey v Rossii 2019 [Audience of Social Networks in Russia 2019]. Popsters [Popsters]. Retrieved from https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii
- Aysina, R. M., Nesterova, A. A. (2019). Kibersotsializatsiya molodezhi v informatsionno-kommunikatsionnom prostranstve sovremennogo mira: effekty i riski [Cyber socialization of Youth in the Information and Communication Space of the Modern World: Effects and Risks]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 4, 42–57. DOI: 10.17759/sps.2019100404.
- Best, S. J., Krueger, B. S. (2005) Analyzing the Representativeness of Internet Political Participation. Political Behavior, 27(2), 183–216.
- Boulianne, S. (2009). Does Internet Use Affect Engagement? A Meta-analysis of Research. Political Communication, 2, 193–211.
- Cohen, C., Kahne, J. (2012). Participatory Politics: New Media and Youth Political Action. Chicago: MacArthur Research Network on Youth and Participatory Politics.
- Dunas, D., Vartanov, S. (2020). Emerging Digital Media Culture in Russia: Modelling the Media Consumption of Generation Z. Journal of Multicultural Discourses, 2, 186–203. DOI: 10.1080/17447143.2020.1751648.
- D’yakova, Ye. G. (2003) Massovaya politicheskaya kommunikatsiya v teorii ustanovleniya povestki dnya: ot effekta k protsessu [Mass Political Communication in the Theory of Agenda Setting: From Effect to Process]. Politicheskiye issledovaniya [Political Studies], 3, 109–119.
- Filatova, O. G. (2000). Metodika i tekhnika sotsiologicheskogo issledovaniya: Konspekt lektsiy [Methods and Techniques of Sociological Research: Abstract of Lectures]. SPb.: Izdatel’stvo Mikhaylova V. A.
- Harding, E. (2022). Rise of Social Media Has ‘Turned University Students into Snowflakes’ by Making Them Less Able to See Other Points of View, Say Researchers. Mail Online. Retrieved from https://www.dailymail.co.uk/news/article-10359887/Rise-social-media-turned-university-students-snowflakes.html
- Heiss, R., Schmuck, D., Matthes, J. (2019). What Drives Interaction in Political Actors’ Facebook Posts? Profile and Content Predictors of User Engagement and Political Actors’ Reactions. Information, Communication & Society, 22(10). 1497–1513. DOI: 10.1080/1369118X.2018.1445273
- Komarovskiy, V. S. (2013). Rossiyskiye novyye pravyye kak politicheskiy actor [The Russian New Right as a Political Actor]. In Kuda poydet Rossiya: novyye vozmozhnosti i ogranicheniya sovremennogo razvitiya [Where Russia Will Go: New Opportunities and Limitations of Contemporary Development]. Moskva: Klyuch.
- Komarovskiy, V. S. (Ed.) (2021). Obraz budushchego glazami molodezhi [The Image of the Future Through the Eyes of Youth]. Moskva: Aspekt-Press.
- Kümpel, A. S., Karnowski, V., Keyling, T. (2015). News Sharing in Social Media: A Review of Current Research on News Sharing Users, Content, and Networks. Social Media + Society, 1(2). DOI: 10.1177/2056305115610141
- Lippman, U. (2004). Obshchestvennoye mneniye [Public Opinion]. Moskva: Vysshaya shkola ekonomiki.
- McLeod, D. M., Kosicki, G. M., McLeod, J. M. (2002). Resurveying the Boundaries of Political Communications Effects. In J. Bryant and D. Zillman (Eds) Media effects: Advances in Theory and Research (pp. 215–267). Mahwah, N. J: Lawrence Erlbaum Associates.
- Merle, M., Reese, G., Drews, S. (2019). #Globalcitizen: An Explorative Twitter Analysis of Global Identity and Sustainability Communication. Sustainability, 11, 3472.
- Palfrey, J., Gasser, U. (2008). Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives. New York: Basic Books.
- Popova, O. V. (2018). Tekhnologii bol’shikh dannykh v publichnoy politike [Big Data Technologies in Public Policy]. In L. V. Smorgunov (Ed.). Publichnaya politika: Instituty, tsifrovizatsiya, razvitiye [Public Policy: Institutions, Digitalization, Development] (pp. 286–294). Moskva: Aspekt Press.
- Popova, O. V., Suslov, S. I. (2021). Setevoy analiz politicheskikh internet-soobshchestv: ot formalizovannykh k “nenablyudayemym” gruppam [Network Analysis of Political Internet Communities: From Formalized to “Unobserved” Groups]. Politicheskaya nauka [Political Science], 1, 160–183.
- Radayev, V. (2020). Millenialy: Kak menyayetsya rossiyskoye obshchestvo. Vtoroye izdaniye [Millennials: How Russian Society is Changing]. Moskva: Vysshaya shkola ekonomiki.
- Shcherbakova, I. A. (2018) Institutsializatsiya sotsial’nykh setey [Institutionalization of Social Networks]. Kommunikologiya: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Communicology: Electronic Scientific Journal], 3, Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/institutsializatsiya-sotsialnyh-setey
- Sokolov, A. V., Barskiy, Ya. V. (2021). Razvitiye grazhdanskoy aktivnosti v Rossii v usloviyakh tsifrovoy transformatsii [Development of Civil Engagement in Russia in the Conditions of Digital Transformation]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: istoriya. Politologiya. Sotsiologiya [Bulletin of Voronezh State University. Series: history. Political science. Sociology], 2, 68–74.
- Strandberg, K., Carlson, T. (2016). Expanding the Online Political Demos but Maintaining the Status Quo? Internet and Social Media Use by Finnish Voters Prior to Elections, 2003–15. Scandinavian Political Studies, 1, 82–106
- Van Dijk, J. (2006). The Networt Sosiety. Social Ashets of New Media. London: SAGF Publications, Ltd.
- Volodenkov, S. V. (2012). Upravleniye sovremennymi politicheskimi kampaniyami [Management of Modern Political Campaigns]. Moskva: Izdatel’stvo Moskovskogo universiteta.
- Volodenkov, S. V. (2017) Sotsial’nyye media kak instrument sovremennoy publichnoy politiki: osobennosti i perspektivy primeneniya [Social Media as a Tool of Modern Public Policy: Features and Prospects of Application]. Politicheskaya nauka [Political Science], 1, 290–305.
- Volodenkov, S. V., Belokonev, S. Yu., Suslova, A. A. (2021). Osobennosti struktury informatsionnogo potrebleniya sovremennoy rossiyskoy molodezhi: na materialakh issledovaniya sredi studentov-politologov Finansovogo universiteta [How Russian Youth Consume Information: Case Study of the Political Science Students of the Financial University]. Vestnik RUDN. Seriya: Politologiya [RUDN Journal of Political Science], 1, 31–46.
- Zubok, Yu. A., Chuprov, V. I., Lyubutov, A. S., Sorokin, O. V. (2021). Samoregulyatsiya zhiznedeyatel’nosti molodezhi: strukturno-taksonomicheskoye modelirovaniye [Self-Regulation of Life of the Youth: Structural-Taxonomic Modeling]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Research], 10, 23–36.