Аннотация
Статья посвящена анализу политической лояльности молодежи к современной власти. В статье представлены результаты двух исследований, проведённых в 2021 году: 1) Опрос 21 эксперта (3 депутата Государственной думы России (в том числе, двое — члены профильного комитета по молодежной политике), специалисты профильных департаментов региональной власти и государственных учреждений, руководители всероссийских молодежных организаций, а также представители молодежных общественных организаций и академического сообщества, изучающие общественно-политическую активность молодежи). Экспертам было предложено высказать свое мнение по 5 тематическим блокам: понимание «лояльности»; характеристика современной молодежи; характеристика государственной молодежной политики РФ; возможности формирования и управления лояльностью молодежи. 2) Анализ юридически закрепленных молодежных диалоговых механизмов в 85 субъектах Российской Федерации. Источником выступила база Консультант Плюс. В статье анализируются основные ценности и приоритеты, доминирующие у молодёжи, ее отношение к органам власти, характер взаимодействия с ней, институциональные рамки молодежных диалоговых механизмов. Дается оценка значимости ключевых нормативно закреплённых диалоговых институтов власти и молодежи. Так, отношение молодежи к органам власти сильно дифференцировано. Ключевой ориентацией к власти является индифферентность в связи с низкой информированностью молодежи о деятельности органов власти. Отмечается, что существующие механизмы воздействия со стороны власти часто оказываются неэффективными ввиду своей однонаправленности и несоответствия интересам молодежи, а механизмы диалогового взаимодействия не отличаются разнообразием и формализацией его каналов, что достаточно сильно влияет на процессы принятия решений в сфере молодежной политики. В статье подчеркивается важность выстраивания диалога власти и молодежи на основе ее вовлеченности в решение значимых социальных проблем с учетом ее интересов и приоритетов, выявляются возможности формирования политической лояльности молодежи.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31770 «Возможности и угрозы управления лояльностью молодежи в современной России».
Библиографические ссылки
Алмонд, Г., Пуэлл, Дж., Стром, К., Далтон, Р. (2002). Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. Москва: Аспект Пресс.
Бронников, И.А. (2019). Политические практики сетевого гражданского активизма в России: новые платформы и технологии. PolitBook, 2, 6–24.
Волков, Д. (2022). Ценности, ориентации и участие в политической жизни российского молодого поколения. Европейский диалог. Режим доступа http://www.eedialog.org/ru/2020/06/12/cennosti-orientacii-i-uchastie-v-politicheskoj-zhizni-rossijskogo-molodogo-pokolenija/?fbclid=IwAR1tNCPE9–3BkZzHgP1aSHGY5a8LuUtG7HC1x19_xKNIHZmVqfjmwSQndls
Волкова, Н.В., Гусева, Л.А. (2013). Гражданская активность как зеркало политических, духовных и культурных ценностей общества. Современные проблемы науки и образования, 5. Режим доступа https://science- education.ru/ru/article/view?id=10681
Гудков, Л., Зоркая, Н., Кочергина, Е., Пипия, К., Рысева, А. (2020). «Поколение Z»: Молодежь времени путинского правления. Вестник общественного мнения, 1–2, 21–121.
Гукова, И.Н. (2015). Перспективные формы развития общественно-политической активности молодежи в Российской Федерации. Теория и практика общественного развития, 21, 156–159.
Евгеньева, Т.В. (1999). Архаическая мифология в современной политической культуре. Полития, 1, 331–343.
Ерпылева, С.В., Магун, А.В. (ред.) (2014). Политика аполитичных: Гражданские движения в России 2011–2013 годов. Москва: Новое литературное обозрение.
Зубок, Ю.А., Чупров, В.И. (2011). Социокультурный механизм саморегуляции в политической жизни молодежи. Социология власти, 6, 9–20.
Исаева, Е.А. (2013). Нормативно закрепленные диалоговые площадки власти и общества в субъектах России: предпосылки эффективности. Власть, 8, 39–41.
Карпухин, О.И. (2000). Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. Социологические исследования, 3, 124–128.
Комаровский, В.С. (2021). Образ будущего России глазами молодежи. Москва: Аспект-Пресс.
Кошкин, А.П. (2010) Власть и общество: проблемы российской коммуникации. Среднерусский вестник общественных наук, 2, 118–122.
Кучмаева, О.В. (2008). Ценность семьи и модели поведения молодых людей. Ученый Совет, 9, 60–62.
Попова, О.В., Лагутин, О.В. (2019). Политические настроения молодежи: лояльность или протест? Вестник РУДН. Серия: Политология, 4, 599–619.
Попова, О.В., Шашкова, Я.Ю. (ред.) (2019). Роль молодежных организаций в процессе политической социализации российской молодежи. СПб.: Скифия-принт.
Пырма, Р.В. (2019). Протестные настроения российской молодежи в цифровой сети. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 9(6), 100–110.
Санина, А.Г. (2012) Лояльность как социально-философская и практическая проблема. Вопросы философии, 10, 20–25.
Соколов, А.В., Барский, Я.В. (2021). Развитие гражданской активности в России в условиях цифровой трансформации. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология, 2, 68–74.
Соколов, А.В., Палагичева, А.В. (2020). Мобилизация и демобилизация в сетевом политическом протесте. Политическая наука, 3, 266–297.
Сычев, О.А., Протасова, И.Н., Власов М.С. (2020). Моральные основания и намерение участвовать в голосовании на выборах президента России. Социальная психология и общество, 2, 38–53.
Шапиро, С.А. (2013). Лояльность как критерий типологии политической культуры современной России (к постановке проблемы). Философские науки, 1, 48–54.
Шестов, Н.И. (2008). Рациональное в политическом мифе «лояльности». Вестник РУДН. Серия: Политология, 2, 72–86.
Bauer, H.H., Stokburger-Sauer, N.E., Exler, S. (2008). Brand Image and Fan Loyalty in Professional Team Sport: A Refined Model and Empirical Assessment. Journal of Sport Management, 22(2), 205–226.
Clément, K., Zhelnina, A. (2020). Beyond Loyalty and Dissent: Pragmatic Everyday Politics in Contemporary Russia. International Journal of Politics, Culture, and Society, 33, 143–162.
Hills, M. (2005). Patterns of Surprise: The “aleatory object” in Psychoanalytic Ethnography and Cyclical Fandom. American Behavioral Scientist, 7, 801–821.
Pilkington, H., Pollock, G. (2015). ‘Politics are Bollocks’: Youth, Politics and Activism in Contemporary Europe. The Sociological Review, 63, 1–35.
Putnam, R.D. (1995). Bowling Alone: America’s Declining Social Capital. Journal of Democracy, 1, 65–78.
Vikulov, A., Plotnikova, T., Shevchenko et al. (2019). Сitizenship in the Structure of Socio-Political Orientations of Russian Youth: Place and Role in Statehood Strengthening. Humanities & Social Sciences Reviews, 5, 744–749.
Zhang, X–X, Liu, L, Zhao, X et al. (2015). Towards a Three-Component Model of Fan Loyalty: A Case Study of Chinese Youth. PLoS ONE, 4. DOI: 10.1371/journal.pone.0124312

