Аннотация
Международное наблюдение за выборами является одной из самых заметных форм содействия демократии. Миссии наблюдателей формируются международными правительственными и негосударственными организациями, их количество в последние два десятилетия значительно увеличилось. Вместе с тем возникает вопрос о том, насколько активно выполняются рекомендации, предложенные миссиями по наблюдению за выборами. Цель статьи — изучение проблем и перспектив внедрения в практику выборов рекомендаций международных наблюдателей. В рамках исследования было выявлено, что несмотря на большое количество международных акторов, организующих наблюдение за выборами, детальное внимание непосредственно поствыборному периоду уделяется в своих декларациях и руководствах далеко не всеми организациями. Мониторинг и оценка успешности реализации рекомендаций миссий по наблюдению за выборами остаются предметом анализа научно-исследовательских центров и отдельных авторов. Несмотря на обширный эмпирический материал, реализация рекомендаций наблюдателей в период после выборов стала темой исследований довольно узкого круга специалистов. Большая часть из них затрагивают страны исключительно одного региона, например, Северной и Южной Америки или Африки. Оценка временного интервала внедрения в практику выборов рекомендаций международных миссий показала, что они выполняются далеко не сразу. Быстрее и успешнее всего реализуются рекомендации, связанные с регистрацией избирателей. Показатели выполнения рекомендаций, касающихся финансирования избирательных кампаний или политической интеграции женщин и других меньшинств, значительно ниже. Международные наблюдатели за выборами не располагают достаточными возможностями для того, чтобы поощрять или поддерживать те виды кампаний, которые необходимы для выполнения более сложных рекомендаций. Это говорит о необходимости формирования более тесной связи между международным наблюдением за выборами и широким сообществом по оказанию помощи демократии, что создаст больше возможностей для проведения такого рода работы в течение длительного периода времени.
Ключевые слова
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-011-00484 «Международный уровень управления в сфере избирательного процесса».
Библиографические ссылки
- Acemoglu, D., Robinson, J. A. (2012). Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity and Poverty. New York: Crown Business.
- Arceneaux, C. and Leithner, A. (2017). International monitors. In Norris, P. and Nai, A. (Eds) Election Watchdogs: Transparency, Accountability and Integrity (pp. 31–53). Oxford: Oxford University Press.
- Atwood, R. (2012). How the EU Can Support Peaceful Post-Election Transitions of Power: Lessons from Africa. Retrieved from https://www.europarl.europa.eu/Reg Data/etudes/note/join/2012/457110/EXPO-AFET_NT (2012) 457110_EN.pdf
- Benstead, L., Kao, K., and Lust, E. (2020). Does it Matter What Observers Say? The Impact of International Election Monitoring on legitimacy. Mediterranean Politics. DOI:10.1080/13629395.2020.1730601
- Bjorklund, E. (2004). Beyond Free and Fair: Monitoring Elections and Building Democracy. Washington, D.C.: Woodrow Wilson Center Press.
- Bush, S. S. and Prather, L. (2017). The Promise and Limits of Election Observers in Building Election Credibility. The Journal of Politics, 79(3), 921–935.
- Carothers, T. (1997). The Rise of Election Monitoring: The Observers Observed. Journal of Democracy, 8(3), 17–31.
- Decker, U. E. (2012). The Cost of Exposing Cheating: International Election Monitoring, Fraud, And Post-Election Violence In Africa. Journal of Peace Research, 49(4), 503–516.
- Dodsworth, S., Bertrand, E., Hitchen, J. (2020). Learning from Success: The Implementation of Election Observation Recommendations in Sub–Saharan Africa. London. Retrieved from https://www.wfd.org/wp-content/uploads/2021/03/Fleering-from-Success-The-Implementation-of-Electoral-Observation-Recommendations-in-Sub-Saharan-Africa.pdf
- Grishin, N. V. (2021). Politika gosudarstv v otnoshenii mezhdunarodnogo nablyudeniya za vyborami. [Policies of States Towards International Election Observation]. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS [Political Expertise: POLITEX], 17(2), 150–162. DOI: 10.21638/spbu23.2021.203
- Grishin, N. V., Linders, A. M. R. (2020). Decentralizaciya sistemy upravleniya vyborami [Decentralization of Electoral Governance]. Politiya [Politiya] 3, 99–115. DOI: 10.30570/2078-5089-2020-98-3-99-115
- Grishin, N. V. (2019) Razvitie mezhdunarodnyh izbiratel’nyh standartov: chto dal’she? [Development of International Electoral Standards: What’s Next?]. Politicheskaya nauka [Political Science] 1, 33–47. DOI: 10.31249/poln/2019.01.02
- Hyde, S. D. (2008). How International Election Observers Detect and Deter Fraud. In Alvarez, R. M., Hall, T. E., and Hyde, S. D. (Eds) Election Feud: Detecting and Deterring Electoral Manipulation (pp. 201–215). Washington, D.C.: Brookings Institution Press.
- Hyde, S. D., Marinov, N. (2019). Codebook for the National Elections Across Democracy and Autocracy (NELDA) Dataset. Retrieved from https://nelda.co/#codebook
- Kelley, J. (2011). Do International Election Monitors Increase or Decrease Opposition Boycotts? Comparative Political Studies, 44(11), 1527–1556.
- Kelley, J. (2012). Monitoring Democracy: When International Election Observation Works, and Why It Often Fails. Princeton: Princeton University Press.
- Laakso, L. (2002). The Politics of International Election Observation: The case of Zimbabwe in 2000. Journal of Modern African Studies, 40(3), 437–464.
- Marquardt, K. L. et al. (2018). What Makes Experts Reliable? V-Dem Working Paper 68. Retrieved from https://www.v-dem.net/media/filer_public/d0/b2/d0b 2160c-07f8-4f80-9e04-8fe2ec67b5ba/v-dem_working_paper_2018_68.pdf
- Martinez, C. F., Nai, A., Norris, P. (2015). Democratic Diffusion: How Regional Organizations Strengthen Electoral Integrity. Executive Report. Washington D. C.: Organization of American States. Retrieved from https://www.electoralintegrityproject.com/democratic-diffusion
- Morozova, O.S. (2019). Rol’ Afrikanskogo Soyuza v regulirovanii izbiratel’nogo processa na kontinente [The Role of The African Union in The Regulating the Election Process]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul’tura [The Caspian Region: Politics, Economy, Culture], 3, 122–128.
- Norris, P. (2004). Electoral Engineering: Voting Rules and Political Behavior. Cambridge: Cambridge University Press.
- Nwokeke, P., Osinakachukwu, J. (2011). The Electoral Process and Democratic Consolidation in Nigeria. Journal of Politics and Law Archives, 4(2), 128–138
- Roberts, H. et al. (2017). Evaluation of EU Election Observation Activities: July 2016–January 2017. Retrieved from https://eeas.europa.eu/ sites/default/files/evaluation EU_electionobservationactivities-fr.pdf
- Smidt, H. (2016). From a Perpetrator’s Perspective: International Election Observers and Post-electoral Violence. Journal of Peace Research, 53(2), 226–241.
- Van der Meer, T. W. G. (2017). Political trust and the crisis of democracy. In: Oxford Research Encyclopedia of Politics. Available at: https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190228637.013.77
- Wojtasik, W. (2013). Functions of Elections in Democratic Systems. Political Preferences, 1(4), 25–38.