Миротворчество ООН в XXI веке: основные векторы реформ по повышению эффективности миротворческих операций 
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политические проблемы международных отношений

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-20-4-109-126

Как цитировать

Худайкулова, А.В. (2019). Миротворчество ООН в XXI веке: основные векторы реформ по повышению эффективности миротворческих операций . Южно-российский журнал социальных наук, 20(4), 109-126. DOI: 10.31429/26190567-20-4-109-126
Дата поступления 12 ноября 2019
Дата принятия 28 ноября 2019
Дата публикации 27 декабря 2019
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2019 Александра Викторовна Худайкулова

Аннотация

В статье ставится проблема эффективности миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций на фоне усложнения конфликтов и возрастания роли комплексных миротворческих операций как средства их управления. Показана ключевая роль ООН в проведении многосторонних миротворческих операций, дана классификация основных операций с уточнением их задач, представлено географическое распределение контингентов, а также механизм принятия решений и управления операциями в рамках ООН. В статье демонстрируется, что современные многопрофильные операции постепенно отходят от выполнения традиционных задач, выполняя более комплексные и многопрофильные функции. Кроме того, им не всегда свой­ственно соблюдение «неписаных» принципов классического миротворчества: согласия участников конфликта, беспристрастности миротворцев и применения ими силы лишь для самообороны. Помимо ООН миротворческие миссии выполняют региональные/субрегиональные организации и временные коалиции государств. Зачастую операции разворачиваются на совместной основе. В качестве ключевых проблемных «узлов» автор выделяет возросшую политизацию миротворчества, разногласия между СБ ООН, Секретариатом ООН, крупнейшими финансовыми донорами и странами-­поставщиками контингентов; качество и сложности согласования мандатов; недостаточную ресурсную базу проведения операций; воздействие ассиметричных угроз (в частности деятельности террористических группировок) на работу миротворцев и пр. Особый фокус внимания обращен анализу предпринятых начиная с 2000 г. инициатив в области миротворчества и оценке конкретных мер повышения эффективности миротворческих операций. Описываются реальные достижения, также как и актуальные направления по совершенствованию миротворческого механизма (формирование большей инклюзивности в области принятия решений, формулирование реалистичных и четких мандатов, улучшение подготовки миротворцев и пр.). Особо отмечается недостаточный прогресс, достигнутый в области взаимодействия ключевых государств, крупнейших финансовых доноров и стран-­поставщиков контингентов, которые по-­прежнему ориентированы на собственные, сугубо узкие интересы и приоритеты в ущерб выполнению единой миссии по поддержанию мира и безопасности.

Ключевые слова

миротворчество ООН операции по поддержанию мира политические миссии принуждение к миру реформа миротворчества

Информация о финансировании

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31389 «Традиционные и восходящие центры силы: дискуссии относительно суверенитета и управления конфликтами».

Библиографические ссылки

Бокерия, С.А. (2018). Ответственность по защите (R2P): концепция, желательная норма или принцип? Интервью с профессором Алексом Дж. Беллами, Университет Квинсленда (Австралия). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 4, 955–964. DOI: 10.22363/2313-0660-2018-18-4-955-964

Более безопасный мир: наша общая ответственность. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам (2004). ООН, A/59/565. Режим доступа https://undocs.org/ru/A/59/565

Будущее миротворческих операций Организации Объединенных Наций: выполнение рекомендаций Независимой группы высокого уровня по миротворческим операциям. Доклад Генерального секретаря о рекомендация (2015). ООН, A/70/357–S/2015/682. Режим доступа https://undocs.org/ru/S/2015/682

Выполнение обязанности защищать. Доклад Генерального секретаря (2009). ООН, A/63/677. Режим доступа https://undocs.org/ru/A/63/677

Доклад Группы по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира (2000). ООН, A/55/305-S/2000/809. Режим доступа https://undocs.org/ru/A/55/305

Доклад Независимой группы высокого уровня по миротворческим операциям об объединении наших сил в интересах мира: политика, партнерство и люди (2015). ООН, A/70/95–S/2015/446. Режим доступа https://digitallibrary.un.org/record/795940/files/A_70_95%26S_2015_446-RU.pdf

Ежегодник СИПРИ 2018: вооружения, разоружение и международная безопасность (2019). М.: ИМЭМО РАН.

Загорский, А.В. (2015). Миротворчество и международное управление региональной безопасностью. М.: ИМЭМО РАН.

Инвестирование в Организацию Объединенных Наций: на пути к усилению Организации по всему миру — подробный доклад. Доклад Консультативного комитета по административным и бюджетным вопросам (2006). ООН, A/60/870. Режим доступа https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/60/870

Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года (2005). ООН, A/RES/60/1. Режим доступа https://undocs.org/ru/A/RES/60/1

Кутейников, А.Е., Масляк, А.В. (2013). От строительства мира к государство-строительству. Международные процессы, 11(1), 29–48.

Никитин, А.И. (2016). Миротворчество ООН: обновление принципов, реформирование практики. Мировая экономика и международные отношения, 60(3), 16–26.

При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех. Доклад Генерального секретаря ООН (2005). ООН, A/59/2005/Add.3. Режим доступа https://undocs.org/ru/A/59/2005/Add.3

Примаков, Е.М. (2009, Январь 21). Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. Российская газета. Режим доступа https://rg.ru/2009/01/21/primakov-kniga.html

Спирин, Ю.В. (2010). Современные проблемы миротворчества ООН. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 4, 50–58.

Тишков, С.А., Лабин, Д.К. (2019). Институционализация полицейского миротворчества ООН. Вестник МГИМО-Университета, 1, 107–128. DOI: 10.24833/2071-8160-2019-1-64-107-128

Худайкулова, А.В. (2003). Теория и практика «гуманитарного вмешательства» в современной миротворческой деятельности (на примере Югославии) (Канд. диссертация). Москва.

Худайкулова, А.В. (2016). Новое в управлении международными конфликтами. Международные процессы, 14(4), 67–79. DOI: 10.17994/IT.2016.14.4.47.5

Чуркин, В. (2011). «Центральная задача всех миротворцев остается неизменной». Индекс безопасности, 17(1), 29–32.

Шепова, Н. (2008). ООН и некоторые проблемы регионального миротворчества. Мировая экономика и международные отношения, 6, 3–12.

Щербак, И.Н. (2013). О деятельности Совета безопасности ООН на современном этапе. Вестник МГИМО-Университета, 6, 9–14.

Berdal, M. (2018). The State of UN Peacekeeping: Lessons from Congo. Journal of Strategic Studies, 41(5), 721–750. DOI: 10.1080/01402390.2016.1215307

Berdal, M., Ucko, D.H. (2015). The Use of Force in UN Peacekeeping Operations. Problems and Prospects. The RUSI Journal, 160(1), 6–12. DOI: 10.1080/03071847.2015.1016718

Dos Santos Cruz, C.A., Phillips, W.R. & Cusimano, S., (2017). Improving Security of United Nations Peacekeepers: We need to change the way we are doing business. UN. Retrieved from https://digitallibrary.un.org/record/1479770/files/improving_security_of_united_nations_peacekeepers_report.pdf

Cunliffe, P. (2009). The Politics of Global Governance in UN Peacekeeping. International Peacekeeping, 16(3), 323–336. DOI: doi.org/10.1080/13533310903036384

Is Christmas Really Over? Improving the Mandating of Peace Operations (2019). Security Council Report, 1, 22. Режим доступа https://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B‑6D27–4E9C‑8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/research_report_council_mandating_february_2019.pdf

Karlsrud, J. (2015). The UN at War: Examining the Consequences of Peace-enforcement Mandates for the UN Peacekeeping Operations in the CAR, the DRC and Mali. Third World Quarterly, 36(1), 40–54. DOI: 10.1080/01436597.2015.976016

Policy on Integrated Assessment and Planning (2013). UN, Steering Group. Retrieved from https://undg.org/wp-content/uploads/2016/10/UN-Policy-on-Integrated-Assessment-and-Planning_FINAL_9-April‑2013.pdf

Responsibility to Protect (2001). Report of the International Commission on Intervention and State Sovereignty. International Development Research Centre. Ottawa. Retrieved from http://responsibilitytoprotect.org/ICISS%20Report.pdf

Seaman, K. (2016). UN-Tied Nations. The United Nations, Peacekeeping and Global Governance. London: Routledge.

SIPRI Yearbook 2019. Armaments, Disarmament and International Security (2019). London: Oxford University Press.

Sloan, J. (2014). The Evolution of the Use of Force in UN Peacekeeping. Journal of Strategic Studies, 37(5), 674–702. DOI: 10.1080/01402390.2014.921853

Smith, A., Boutellis, A. (2017). Rethinking Force Generation: Filling the Capability Gaps in UN Peacekeeping. Providing for Peacekeeping, 2. N.Y.: International Peace Institute.

Tijjani, M.A. (2018). United Nations Observer Mission and ECOMOG Intervention in Liberia’s Peace Process. Vestnik RUDN. International Relations, 18(04), 872–887. DOI: 10.22363/2313-0660-2018-18-4-872-887.

Tull, D. (2018). The Limits and Unintended Consequences of UN Peace Enforcement: The Force Intervention Brigade in the DR Congo. International Peacekeeping, 25(02), 167–190. DOI: 10.1080/13533312.2017.1360139

Статистика скачивания

Нет статистики