Миротворчество ООН в XXI веке: основные векторы реформ по повышению эффективности миротворческих операций  | Южно-российский журнал социальных наук
Миротворчество ООН в XXI веке: основные векторы реформ по повышению эффективности миротворческих операций 
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-20-4-109-126
https://doi.org/10.31429/26190567-20-4-109-126

Как цитировать Array

Худайкулова А.В. Миротворчество ООН в XXI веке: основные векторы реформ по повышению эффективности миротворческих операций  // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20, №4. С. 109-126. DOI: 10.31429/26190567-20-4-109-126
Дата поступления 2019-11-12
Дата принятия 2019-11-28
Дата публикации 2019-12-27

Copyright (c) 2019 Александра Викторовна Худайкулова

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье ставится проблема эффективности миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций на фоне усложнения конфликтов и возрастания роли комплексных миротворческих операций как средства их управления. Показана ключевая роль ООН в проведении многосторонних миротворческих операций, дана классификация основных операций с уточнением их задач, представлено географическое распределение контингентов, а также механизм принятия решений и управления операциями в рамках ООН. В статье демонстрируется, что современные многопрофильные операции постепенно отходят от выполнения традиционных задач, выполняя более комплексные и многопрофильные функции. Кроме того, им не всегда свой­ственно соблюдение «неписаных» принципов классического миротворчества: согласия участников конфликта, беспристрастности миротворцев и применения ими силы лишь для самообороны. Помимо ООН миротворческие миссии выполняют региональные/субрегиональные организации и временные коалиции государств. Зачастую операции разворачиваются на совместной основе. В качестве ключевых проблемных «узлов» автор выделяет возросшую политизацию миротворчества, разногласия между СБ ООН, Секретариатом ООН, крупнейшими финансовыми донорами и странами-­поставщиками контингентов; качество и сложности согласования мандатов; недостаточную ресурсную базу проведения операций; воздействие ассиметричных угроз (в частности деятельности террористических группировок) на работу миротворцев и пр. Особый фокус внимания обращен анализу предпринятых начиная с 2000 г. инициатив в области миротворчества и оценке конкретных мер повышения эффективности миротворческих операций. Описываются реальные достижения, также как и актуальные направления по совершенствованию миротворческого механизма (формирование большей инклюзивности в области принятия решений, формулирование реалистичных и четких мандатов, улучшение подготовки миротворцев и пр.). Особо отмечается недостаточный прогресс, достигнутый в области взаимодействия ключевых государств, крупнейших финансовых доноров и стран-­поставщиков контингентов, которые по-­прежнему ориентированы на собственные, сугубо узкие интересы и приоритеты в ущерб выполнению единой миссии по поддержанию мира и безопасности.

Ключевые слова

миротворчество, ООН, операции по поддержанию мира, политические миссии, принуждение к миру, реформа миротворчества

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31389 «Традиционные и восходящие центры силы: дискуссии относительно суверенитета и управления конфликтами».

Библиографические ссылки

  1. Berdal, M. (2018). The State of UN Peacekeeping: Lessons from Congo. Journal of Strategic Studies, 41(5), 721–750. DOI: 10.1080/01402390.2016.1215307
  2. Berdal, M., Ucko, D. H. (2015). The Use of Force in UN Peacekeeping Operations. Problems and Prospects. The RUSI Journal, 160(1), 6–12. DOI: 0.1080/03071847.2015.1016718
  3. Bokerya, S. A. (2018). Otvetstvennost' po zashchite (R2P): kontseptsiya, zhelatel'naya norma ili printsip? Interv'yu s professorom Aleksom Dzh. Bellami, Universitet Kvinslenda (Avstraliya) [R2P: Concept, Aspirational Norm or Principle? Interview with Professor Alex J. Bellamy, University of Queensland (Australia)]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnyye otnosheniya [Vestnik RUDN. International Relations], 18(4), 955–964. DOI: 10.22363/2313-0660-2018-18-4-955-964.
  4. Boleye bezopasnyy mir: nasha obshchaya otvetstvennost'. Doklad Gruppy vysokogo urovnya po ugrozam, vyzovam i peremenam [A More Secure World: Our Shared Responsibility. Report of the High-level Panel on Threats, Challenges and Change] (2004). UN, A/59/565. Retrieved from https://undocs.org/en/A/59/565
  5. Budushcheye mirotvorcheskikh operatsiy Organizatsii Ob'yedinennykh Natsiy: vypolneniye rekomendatsiy Nezavisimoy gruppy vysokogo urovnya po mirotvorcheskim operatsiyam. Doklad General'nogo sekretarya o rekomendatsiyakh [The Future of UN Peacekeeping Operations: Follow-Up to The Recommendations of The Independent High-Level Peacekeeping Team. Report of The UN Secretary-General] (2015). UN, A/70/357–S/2015/682. Retrieved from https://undocs.org/en/S/2015/682
  6. Churkin, V. (2011). “Tsentral'naya zadacha vsekh mirotvortsev ostayetsya neizmennoy” [“The Central Task of All Peacekeepers Remains Unchanged”]. Indeks bezopasnosti [Security Index], 17(1), 29–32.
  7. Cunliffe, P. (2009). The Politics of Global Governance in UN Peacekeeping. International Peacekeeping, 16(3), 323–336. DOI: 10.1080/13533310903036384
  8. Doklad Gruppy po operatsiyam Organizatsii Ob'yedinennykh Natsiy v pol'zu mira [Report of the United Nations Peace Operations unit] (2000). UN, A/55/305-S/2000/809. Retrieved from https://undocs.org/en/A/55/305
  9. Doklad Nezavisimoy gruppy vysokogo urovnya po mirotvorcheskim operatsiyam ob ob'yedinenii nashikh sil v interesakh mira: politika, partnerstvo i lyudi [Report of the High-Level Independent Panel on Peace Operations on the Unification of Our Forces for Peace: Politics, Partnerships and People] (2015). UN, A/70/95–S/2015/446. Retrieved from https://digitallibrary.un.org/record/795940/files/A_70_95%26S_2015_446-EN.pdf
  10. Dos Santos Cruz, C. A., Phillips, W. R. & Cusimano, S., (2017). Improving Security of United Nations Peacekeepers: We need to change the way we are doing business. UN. Retrieved from https://digitallibrary.un.org/record/1479770/files/improving_security_of_united_nations_peacekeepers_report.pdf
  11. Investirovaniye v Organizatsiyu Ob'yedinennykh Natsiy: na puti k usileniyu Organizatsii po vsemu miru — podrobnyy doklad. Doklad Konsul'tativnogo komiteta po administrativnym i byudzhetnym voprosam [Investing in the United Nations: Towards Strengthening the Organization Around the World (A Detailed Report). Report of the Advisory Committee on Administrative and Budgetary Questions] (2006). UN, A/60/870. Retrieved from https://undocs.org/pdf?symbol=en/A/60/870
  12. Is Christmas Really Over? Improving the Mandating of Peace Operations (2019). Security Council Report, 1, 22. Режим доступа https://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27–4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/research_report_council_mandating_february_2019.pdf
  13. Itogovyy dokument Vsemirnogo sammita 2005 goda [2005 World Summit Outcome] (2005). UN,
    A/RES/60/1. Retrieved from https://undocs.org/en/A/RES/60/1
  14. Karlsrud, J. (2015). The UN at War: Examining the Consequences of Peace-enforcement Mandates for the UN Peacekeeping Operations in the CAR, the DRC and Mali. Third World Quarterly, 36(1), 40–54. DOI: 10.1080/01436597.2015.976016
  15. Khudaykulova, A. V. (2016). Novoye v upravlenii mezhdunarodnymi konfliktami [Conflict Management in the New Century: Back to Proxy Wars?]. International Trends, 14(4), 67–79. DOI: 10.17994/IT.2016.14.4.47.5
  16. Khudaykulova, A.V. (2003). Teoriya i praktika “gumanitarnogo vmeshatel'stva” v sovremennoy mirotvorcheskoy deyatel'nosti (na primere Yugoslavii) [The Theory and Practice of "Humanitarian Intervention" in Modern Peacekeeping (the Case of Yugoslavia)]. (Cand. Dissertation). Moscow.
  17. Kuteynikov, A. Ye., Maslyak, A. V. (2013). Ot stroitel'stva mira k gosudarstvo-stroitel'stvu [From Peacekeeping to the Nation-Building: the UN Record of Conflict Resolution]. Mezhdunarodnyye protsessy [International Trends], 11(1), 29–48.
  18. Nikitin, A. I. (2016). Mirotvorchestvo OON: obnovlenie principov, reformirovanie praktiki [United Nations Peace Operations: Reconsidering the Principles, Reforming the Practice]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya [World Economy and International Relations], 60(3), 16–26.
  19. Policy on Integrated Assessment and Planning. (2013). UN, Steering Group. Retrieved from https://undg.org/wp-content/uploads/2016/10/UN-Policy-on-Integrated-Assessment-and-Planning_FINAL_9-April-2013.pdf
  20. Pri bol'shey svobode: k razvitiyu, bezopasnosti i pravam cheloveka dlya vsekh. Doklad General'nogo sekretarya OON [In Larger Freedom: Towards Development, Security and Human Rights for All. Report of the Secretary-General] (2005). UN, A/59/2005/Add.3. Retrieved from https://undocs.org/en/A/59/2005/Add.3
  21. Primakov, E. M. (2009, January 1). Mir bez Rossii? K chemu vedet politicheskaya blizorukost' [A World without Russia? What does Political Myopia Lead to?]. Rossijskaya gazeta [Russian Newspaper]. Retrieved from https://rg.ru/2009/01/21/primakov-kniga.html
  22. Responsibility to Protect (2001). Report of the International Commission on Intervention and State Sovereignty. International Development Research Centre. Ottawa. Retrieved from http://responsibilitytoprotect.org/ ICISS%20Report.pdf
  23. Seaman, K. (2016). UN-Tied Nations. The United Nations, Peacekeeping and Global Governance. London: Routledge.
  24. Shcherbak, I. N. (2013). O deyatel'nosti Soveta bezopasnosti OON na sovremennom etape [The Role of UN Security Council in Maintaining Peace]. Vestnik MGIMO-Universiteta [MGIMO Review of International Relations], 6, 9–14.
  25. Shepova, N. (2008). OON i nekotoryye problemy regional'nogo mirotvorchestva [UN and Some Problems of Regional Peacekeeping]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya [World Economy and International Relations], 6, 3–12.
  26. SIPRI Yearbook 2019. Armaments, Disarmament and International Security (2019). London: Oxford University Press.
  27. Sloan, J. (2014). The Evolution of the Use of Force in UN Peacekeeping. Journal of Strategic Studies, 37(5), 674–702. DOI: 10.1080/01402390.2014.921853
  28. Smith, A., Boutellis, A. (2017). Rethinking Force Generation: Filling the Capability Gaps in UN Peacekeeping. Providing for Peacekeeping, 2. N.Y.: International Peace Institute.
  29. Spirin, Yu. V. (2010). Sovremennyye problemy mirotvorchestva OON [The United Nations Peacekeeping: Current Challenges]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnyye otnosheniya [Vesntik RUDN. International Relations], 4, 50–58.
  30. Tijjani, M. A. (2018). United Nations Observer Mission and ECOMOG Intervention in Liberia’s Peace Process. Vestnik RUDN. International Relations, 18(04), 872–887. DOI: 10.22363/2313-0660-2018-18-4-872-887.
  31. Tishkov, S. A., Labin, D. K. (2019). Institutsionalizatsiya politseyskogo mirotvorchestva OON [Institutionalization of the UN Police Peacekeeping]. Vestnik MGIMO-Universiteta [MGIMO Review of International Relations], 1, 107–128. DOI: 10.24833/2071-8160-2019-1-64-107-128
  32. Tull, D. (2018). The Limits and Unintended Consequences of UN Peace Enforcement: The Force Intervention Brigade in the DR Congo. International Peacekeeping, 25(02), 167–190. DOI: doi.org/10.1080/13533312.2017.1360139
  33. Vypolneniye obyazannosti zashchishchat'. Doklad General'nogo sekretarya [Implementing the Responsibility to Protect. Report of the Secretary-General] (2009). UN, A/63/677. Retrieved from https://undocs.org/en/A/63/677
  34. Zagorskii, A. V. (2015). Mirotvorchestvo i mezhdunarodnoye upravleniye regional'noy bezopasnost'yu [International Peace Operations and Regional Security Governance]. Moscow: Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences.