Развитие структуры технополитических возможностей как фактор рекурсивности публичной политики
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политические институты и процессы

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-22-3-61-71

Как цитировать

Каплуненко, А.М. (2022). Развитие структуры технополитических возможностей как фактор рекурсивности публичной политики. Южно-российский журнал социальных наук, 22(3), 61-71. DOI: 10.31429/26190567-22-3-61-71
Дата поступления 6 августа 2021
Дата принятия 10 сентября 2021
Дата публикации 28 марта 2022
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2022 Алексей Михайлович Каплуненко

Аннотация

Взаимодействие информационно-­коммуникационных и политико-­управ­лен­ческих технологий трансформирует институциональные условия современной публичной политики, тем самым делая ее структуру более связанной, а происходящие в ней процессы формирования политической повестки, разработки и принятия решений более зависимыми от качества участия и спектра выражаемых мнений. Подобные перемены подчеркивают ценность публичной политики как сложной самовоспроизводящейся системы и привлекают исследовательский интерес к тому, что и как обеспечивает рекурсивность ее внутренних процессов. Новизна исследования выражается в акцентировании исследовательского внимания на технополитической стороне вопроса рекурсии как принципа сложной организации в публичной политике. Цель исследования заключается в определении и обосновании зависимости рекурсивного развития публичной политики от специфики ее технополитической среды. Методология представлена характерными для современных политических исследований системным, структурно-­функциональным и институциональным подходами. В статье раскрывается связь между рекурсивностью публичной политики и институтами цифровой трансформации политико-­управленческих процессов, которые образуют структуру технополитических возможностей. Последняя определяется через теории политического дизайна и сближения информационно-­коммуникационных и политических технологий. В данном контексте и при условии обеспечения рефлексивной фактофиксации и управления по результатам рекурсия может стать ключевым принципом новой модели публичной политики, однако рекурсивная природа информационного взаимодействия не только создает благоприятные условия для инклюзивности и прозрачности сложной организации, но и порождает множественные скрытые эффекты, которые, в свою очередь, открывают новые уязвимости политических процессов и стимулируют развитие новых форм цифровой политики в обществе.

Ключевые слова

структура политических возможностей цифровая политика институты управление сложная организация рекурсивность результативность

Информация о финансировании

Исследование выполнено при поддержке РНФ № 19-18-00210 «Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости».

Библиографические ссылки

Бегтин, И., Бертяков, А., Комин, М., Пархимович, О., Цыганков, М. (2020). Оценка открытости государственных информационных систем в России: аналитический доклад. Режим доступа https://roskazna.gov.ru/upload/iblock/534/otsenka-otkrytosti-gosudarstvennykh-informatsionnykh-sistem-v-rossii.pdf

Добролюбова, Е.И., Южаков, В.Н., Ефремов, А.А. и др. (2019). Цифровое будущее государственного управления по результатам. Москва: Дело.

Каплуненко, А.М. (2021). К вопросу о концептуальных основаниях публичной политики как «эпистемического объекта». Информационный бюллетень гранта РНФ № 19-18-00210 «Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости», 1(26), 8–12.

Каплуненко, А.М. (2019). Проблема анализа структуры политических возможностей цифровизации публичного управления в России: региональный аспект. Евразийская интеграция: экономика, право, политика, 4, 107–112.

Кондратенко, К.С. (2021). Институциональная рекурсивность публичных социотехнических систем. Информационный бюллетень гранта РНФ № 19-18-00210 «Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости», 1(26), 13–17.

Луман, Н. (2005). Реальность массмедиа. Москва: Праксис.

Неверов, К.А. Интероперабельность в государственном управлении как рекурсивный процесс (2021). Информационный бюллетень гранта РНФ № 19-18-00210 «Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости», 1(26), 18–22.

Православский, С.С. (2018). Рекурсивные механизмы в социальных системах. Научный альманах, 5–3, 86–91. DOI: 10.17117/na.2018.05.03.

Рязанов, А.В., Демидова, М.В. (2015). Модели дискурсивного и рекурсивного управления символическим капиталом в социально-экономических системах. Вестник Поволжского института управления, 4, 96–104.

Сморгунов, Л.В. (ред.). (2018). Публичная политика: институты, цифровизация, развитие. Москва: Аспект Пресс.

Хуэй, Ю. (2020). Рекурсивность и контингентность. Москва: V-A-C Press.

Чугунов, А.В. (2018). Институциональная модель электронного управления: основные акторы и механизмы их взаимодействия. Государство и граждане в электронной среде, 2, 66–70. DOI: 10.17586/2541-979X‑2018-2.

Шматко, Н.А. (2001). Феномен публичной политики. Социологические исследования, 7, 106–112.

Якимец, В.Н. (2017). Новые форматы общественно-государственного управления в России. Государство и граждане в электронной среде, 1, 123–135. DOI: 10.17586/2541-979X‑2017-1-123-135

Chandler, D. (2019). Digital Governance in the Anthropocene: The Rise of the Correlational Machine. In D. Chandler, C. Fuchs (Eds). Digital Objects, Digital Subjects: Interdisciplinary Perspectives on Capitalism, Labour and Politics in the Age of Big Data (pp. 23–42). London: University of Westminster Press. DOI: 10.16997/book29.b

Colebatch, H.К. (1998). Policy. University of Minnesota Press.

Coleman, S., Freelon, D. (2015). Introduction: conceptualizing digital politics. In S. Coleman, D. Freelon (Eds). Handbook of Digital Politics (pp. 1–13). Cheltenham-Northampton: Edward Elgar Publishing. DOI: 10.4337/9781782548768

Foerster, H. (1979). Cybernetics of Cybernetics. In K. Krippendorff (Ed.). Communication and Control in Society (pp. 5–8). New York: Gordon and Breach. DOI: 10.1007/0-387-21722-3_13.

Heclo, H. (1974). Modern Social Politics in Britain and Sweden: From Relief to Income Maintenance. New Haven: Yale University Press.

Hofmann, J., Katzenbach, C., Gollatz, K. (2017). Between Coordination and Regulation: Finding the Governance in Internet Governance. New Media and Society, 9, 1406–1423. DOI: 10.1177/1461444816639975

McAdam, D., Tarrow, C., Tilly, C. (2001). Dynamics of Contention. New York and Cambridge: Cambridge University Press.

Tilly, C., Tarrow, S. (2006). Contentious Politics. Boulder: Paradigm Publishers.

Howlett, M. (2014). Policy Design: What, Who, How and Why? In C. Halpern, P. Lascoumes, P. Le Galès (Eds). L’instrumentation et ses effets (pp. 281–315). Paris: Presses de Sciences Po.

Innis, H. (1950). Empire and Communications. Oxford: Clarendon Press.

Sabatier, P. (1998). The Advocacy Coalition Framework: Revisions and Relevance for Europe. Journal of European Public Policy, 1, 98–130. DOI: 10.1080/13501768880000051

Sabel, C., Moore, T. Maurice, Zeitlin, J. (2012). Experimentalist governance. In D. Levi-Faur. The Oxford Handbook of Governance (pp. 169–183). Oxford University Press. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199560530.013.0012

Статистика скачивания

Нет статистики