Аннотация
Современная цифровизация политики влечет за собой риски усиления влияния маргинальных и экстремистских групп в онлайн-пространстве, распространяющих деструктивную идеологию. На Юге России эта проблема получает особое значение в связи с близостью к районам межнациональной и межгосударственной напряженности. Поэтому региональным политическим элитам требуется консолидация по созданию и трансляции смысловых паттернов, направленных на позитивную репрезентацию актуальных событий и процессов макрорегиона. Цель статьи — исследование структуры и тематического содержания активности глав регионов Юга России в Интернете. Для этого автором проводится уточнение понятия информационного поля политики как пространства, в котором политические акторы создают с помощью онлайн-ресурсов новостную повестку и объясняют реальность через общий репертуар образов, когнитивных схем и нарративов. Затем с помощью компьютерного приложения RStudio, основанного на языке программирования R, осуществляется веб-скрайпинг 11 тыс. последних постов из официальных страниц региональных лидеров Юга России в социальной сети «ВКонтакте» и применяются методы обработки естественного языка — текст-майнинга, среди которых: латентно-семантический анализ (LSA), сентимент-анализ, контент-анализ с авторским словарем и анализ совпадений слов. В результате отмечается, что в настоящее время активность региональных лидеров Юга России в Интернете имеет значительный уровень согласованности, что свидетельствует о наличии устойчивого информационного поля, смысловым ядром которого выступают темы помощи новым субъектам РФ, поддержки семьи и развития локальной городской среды.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Akopova, T. S., Tikhonova, A. V. (2019). Primenenie indeksov v politmarketingovom issledovanii predvybornykh kampanii v sotsial’nykh setyakh. Na primere prezidentskoi kampanii v Rossiiskoi Federatsii 2018 g. [The Use of Indices in the Political Marketing Research of Election Campaigns in Social Networks. The Case of 2018 Presidential Campaign in the Russian Federation]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politologiya. Religiovedenie [The Bulletin of Irkutsk State University. Series “Political Science and Religion Studies”], 30, 18–31. DOI: 10.26516/2073-3380.2019.30.18
Anandarajan, M., Hill, Ch., Nolan, T. (2019). Practical Text Analytics. Maximizing the Value of Text Data. Cham: Springer.
Bourdieu, P. (1993). Sociology in Question. London: Sage.
Castells, M. (2004). Galaktika Internet [The Internet Galaxy]. Ekaterinburg: U-Faktoriya.
Castells, M. (2015). Networks of Outrage and Hope: Social Movements in the Internet Age. Cambridge: Polity Press.
Druzhinin, A. G. (2022). Novye sub”ekty Rossiiskoi Federatsii: spetsifika, trendy, potentsial razvitiya [New Subjects of the Russian Federation: Specifics, Trends, Development Potential]. Nauchnaya mysl’ Kavkaza [Scientific Thought of the Caucasus], 4, 62–74. DOI: 10.18522/2072-0181-2022-112-62-74
Dudina, V. I. (2021). “Peresborka sotsiologii”: tsifrovoi povorot i poiski novoi teoreticheskoi optiki [“Reassembling Sociology”: Digital Turn and Searching for New Theoretical Optics]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 47(11), 3–11. DOI: 10.31857/S013216250016829-4
Fligstin, N. Makadam, D. (2022). Teoriya polei [Field Theory]. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics.
Grimmer, J, King, G. (2011). General Purpose Computer-assisted Clustering and Conceptualization. PNAS, 108(7), 2643–2650. DOI: 10.1073/pnas.1018067108
Hanna, A. (2013). Computer-aided Content Analysis of Digitally Enabled Movements. Mobilization: an International Quarterly, 18(4), 367–388. DOI: 10.17813/maiq.18.4.m1g180620x7n1542
Kapshur, V. V., Baryshev, A. A., Chudinov, S. I. (2021). Reprezentatsiya radikal’nykh soobshchestv v rossiiskikh sotsial’nykh media: spetsifika kontenta i indeks aktivnosti [Representation of Radical Communities in Russian Social Media: Content Specifics and Activity Index]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 467, 133–143. DOI: 10.17223/15617793/467/17
Kocks, J. N. (2016). Political Media Relations Online as an Elite Phenomenon. Wiesbaden: Springer VS.
Kon’kov, A. E. (2020). Tsifrovizatsiya politiki vs politika tsifrovizatsii [Digitalization of Politics vs Digitalization Policy]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6. Filosofiya. Kul’turologiya. Politologiya. Pravo. Mezhdunarodnye otnosheniya [Bulletin of St. Petersburg University. Series 6. Philosophy. Cultural Studies. Political science. Right. International Relations], 13(1), 47–68. DOI: 10.21638/spbu06.2020.104
Kryshtanovskaya, O. V. (2019). Elita v setyakh: novye formy obratnoi svyazi v tsifrovuyu epokhu [Elite in Networks: New Forms of Feedback in the Digital Age]. Tsifrovaya sotsiologiya [Digital Sociology], 2(2), 4–11. DOI: 10.26425/2658-347X‑2019-2-4-1
Kwartler, T. (2017). Text Mining in Practice with R. Hoboken: John Wiley & Sons.
Lindstedt, N. C. (2019). Structural Topic Modeling for social Scientists: a Brief Case Study with Social Movement Studies Literature, 2005–2017. Social Currents, 6(4), 307–318. DOI: 10.1177/2329496519846505
Luke D. (2017). Analiz setei (grafov) v srede R. Rukovodstvo polzovatelya [Analysis of Networks (graphs) in the R Environment. User’s Guide]. Moscow: DMK Press.
Martin, J. L. (2003). What is Field Theory? American Journal of Sociology, 109(1), 1–49. DOI: 10.1086/375201
Miller, V. (2020). Understanding Digital Culture. London: SAGE Publications Ltd.
Miroshnichenko I. V., Ryabchenko N. A. (2018). Setevaya ekosistema i innovacionnye praktiki v regionah Rossii [The Network Ecosystem and Innovative Practices in the Regions of Russia]. In L. V. Smorgunov (Ed.). Publichnaya politika: instituty, tsifrovizatsiya, razvitie: kollektivnaya monografiya [Public Policy: Institutions, Digitalization, Development: a Collective Monograph] (pp. 306–318). Moscow: Aspect Press.
Miroshnichenko, I. V., Morozova, E. V. (2017). Setevaya publichnaya politika: kontury predmetnogo polya [Network Public Policy: Outlines of Subject Field]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 2, 82–102. DOI: 10.17976/jpps/2017.02.06
Reed, T. V. (2019). Digitized lives. Culture, Power and Social Change in the Internet Era. New York; London: Routledge.
Savenkov, P. A., Ivutin, A. N. (2022). Metody analiza estestvennogo yazyka v zadachakh detektirovaniya povedencheskikh anomalii [Natural Language Analysis Methods for Detecting Behavioral Anomalies]. Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Tekhnicheskie nauki [Proceedings of Tula State University. Technical Sciences], 3, 358–366. DOI: 10.24412/2071-6168-2022-3-358-366
Smorgunov, L. V. (2014). Setevye politicheskie partii [Network Political Parties]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 4, 21–37. DOI: 10.17976/jpps/2014.04.03
Wijermars, M. (2021). The Digitalization of Russian Politics and Political Participation. In D. Gritsenko, M. Kopotev, M. Wijermars (Eds.). The Palgrave Handbook of Digital Russia Studies (pp. 15–32). Cham: Palgrave Macmillan.
Wilkerson J., Casas A. (2017). Large-scale Computerized Text Analysis in Political Science: Opportunities and Challenges. Annual Review of Political Science, 20, 529–544. DOI: 10.1146/annurev-polisci‑052615-025542
Zakharkin, R. A., Argylov, N. A. (2021). Inflyuensery kak mediaznachimye drugie: sovremennye trendy vtorichnoi sotsializatsii [Influencers as Media Significant Others: Modern Trends in Secondary Socialization]. Vlast’ [Vlast’], 29(6), 27–37. DOI: 10.31171/vlast.v29i6.8674
Zimova, N. S., Fomin, E. V., Smagina, A. A. (2020). Sotsial’nye seti kak novyi kanal vzaimodeistviya obshchestva i vlasti [Social Networks as a New Channel of Interaction between Society and Government]. Nauchnyi rezul’tat. Sotsiologiya i upravlenie [Research Result. Sociology and Management], 6(2), 159–171. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-2-0-11